Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по самопознанию "Доброта - солнце, согревающие сердце человека"»
КГУ «Ново-Ильинская осш»
Педагог: Демидова Наталья Сергеевна
Урок самопознания в рамках декады самопознания
5-6 класс
Дата: 12.02.2015
Тема: Доброта – солнце, согревающее сердце человека
Ценность: любовь
Качества: доброта, уважение, милосердие
Цель: формировать у учеников представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках. Задачи: ● развивать духовно – нравственные качества учащихся: доброту, доброжелательность; ● расширение знаний о роли доброты в жизни каждого человека, стремление к добрым поступкам; ● воспитывать у учащихся доброту и уважение к окружающим. Ресурсы: аудиозапись лирической мелодии, аудиозапись песни «Песня о доброте» из мультфильма Фунтик, цветная бумага, карандаши, мультфильм «Просто так!» Ход занятия: Позитивный настрой (звучит приятная спокойная мелодия) Учитель: «Сядьте удобно, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вдохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойным. Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие на прекрасный остров, который называется «Остров Доброты». (пауза). Представьте себе красивый, зеленый остров, вокруг которого плещутся волны теплого моря (пауза). На этом острове живут мальчики и девочки. Мальчики сильные и смелые, а девочки – нежные и ласковые (пауза). Они очень дружные и веселые ребята. Всем девочкам и мальчикам хорошо вместе. Они умеют дружить и никогда не ссорятся (пауза). Всем мальчикам и девочкам радостно и хорошо вместе. Они улыбаются солнышку и держат друг друга за руки. Они – настоящие друзья, потому что добрые и отзывчивые (пауза). Конечно же, когда в душе человека рождается добро, то все вокруг радуются! Радуются мамы, папы, бабушки, дедушки, братишки, сестренки, а также знакомые и незнакомые. Радуется золотое солнышко и птицы, радуется разноцветная радуга-дуга, зеленая трава, пестрые цветы и многое-многое другое. Поэтому нам всегда радостно, светло и весело. Я скажу: «Хорошо быть добрым! Дарите друг другу добро!», и вы откроете глаза. Вздохните глубоко. Улыбнитесь! Молодцы!
Вопросы для обсуждения: ● Что вы ощущали, когда мысленно путешествовали по саду? ● Было ли вам спокойно? Почему? (Ответы учащихся)
Позитивное высказывание (цитата): «Во внутреннем мире человека доброта — это солнце» В.Гюго Вопросы для обсуждения: ● Согласны ли вы с этим утверждением? Почему? ● Расскажите, как ваша доброта помогла кому-нибудь? ● Расскажите о самом добром человеке в своей жизни. (Ответы учащихся)
Рассказывание истории (беседа) 1. Притча «О доброте» Утро было очень холодное. Мальчик, который продавал газеты, очень замерз, и от голода у него уже не было сил. Ему нужно было продавать газеты, так как необходимо было зарабатывать на обучение, он был очень беден. Мальчик настолько был голодным, что набрался смелости и решил подойти к ближайшему дому и попросить еды. Когда ему отворили дверь, то ему стало неловко, и он попросил только попить. Женщина, которая открыла ему дверь, поняла, взглянув на мальчика, что он голоден. Она вынесла ему молоко в большом стакане. Когда мальчик выпил все молоко, он спросил: «Сколько мне нужно заплатить за молоко?» « Вы ничего мне не должны», — ответила женщина с улыбкой на лице. - Меня учили с детства не брать деньги за добрые дела». «Я буду молиться за Вас», — тихо прошептал мальчик. Он почувствовал себя полным сил, когда он отошел от дома, и вера его стала сильнее. Он понял, что Бог всегда помогает страждущим и приходит на помощь в самый тяжелый момент. Эта история произошла в детстве известного врача Ховарда Келли. Прошло много лет и все вокруг изменилось. Та молодая женщина, уже стала старушкой и ее одолела тяжелая болезнь. Доктора, которые были в том поселке, не могли ей помочь. Ее перевели в городскую больницу. Все равно диагноз никто не мог поставить. Доктора Келли пригласили на консультацию. Как только доктор узнал откуда эта женщина, то он сразу же пошел осматривать эту женщину. Это был тот самый мальчик, который подрабатывал, продавая газеты. Он узнал эту женщину и делал все возможное и невозможное, чтобы ей помочь. Лечение заняло много времени и усилий от доктора, но, в конце концов, болезнь покинула старушку. После лечения доктор сказал, чтобы счет за лечение сначала был предоставлен ему. Когда он получил счет, то он написал что-то внизу счета и только тогда распорядился, чтобы счет передали женщине. Женщина ждала, когда ей придет счет за ее лечение и понимала, что оно обойдется ей очень дорого и, возможно, ей придется продать все свое имущество. Когда ей принесли счет, то она молилась Богу. Она начала пристально смотреть на счет с кругленькими цифрами и увидела внизу счета надпись: «Полностью оплачено стаканом молока» . Доктор Х.Келли». Женщина расплакалась и тут же вспомнила голодного мальчика и стакан молока, который она ему вынесла и ее сердце наполнилось теплом и благодарностью. Вопросы для обсуждения: ● Что помогло мальчику поверить в доброту людей? ● Как изменилась жизнь мальчика? ● Как вы понимаете выражение «Каждое доброе дело возвращается»? Учитель делает вывод: Носите в сердцах любовь и доброту и дарите ее окружающим Вас людям. Да, мир может показаться, на первый взгляд, жестоким и беспощадным. Но это только на первый взгляд. Если Вы несете в мир искренне добро и любовь, то Вы получаете от мира в десятки раз больше.
2.Современная притча Мудрец и ученик сидят у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает: «Что за люди живут в этом городе?» «А кто живет там, откуда ты пришел?» - спрашивает мудрец. «Ох, грубые, злые, недобрые люди», - отвечает путник. «Здесь увидишь то же самое», - ответил мудрец. Через некоторое время подошел другой путник и тоже спросил, что за народ в этом городе. «А кто живет там, откуда ты пришел?» - спросил мудрец. «Прекрасные люди, добрые и отзывчивые», - ответил путник. «Здесь ты найдешь таких же», - сказал мудрец. «Почему ты одному сказал, что здесь живут плохие, а другому - хорошие люди?» - спросил мудреца ученик. Мудрец ответил: ….
(учащиеся предполагают ответ мудреца) Ответ мудреца: О глубине понимания учитель сможет судить по тому окончанию, которое учащиеся творчески домысливают. Настоящее окончание притчи приводим ниже: "Везде есть и хорошие люди, и плохие. Просто каждый находит только то, что умеет искать ".
Почему мудрец так ответил? Как вы понимает его слова?
Подарок от учителя: просмотр мультфильма «Просто так!»
Анализ по вопросам:
Кто главные герои мультфильма?
Почему менялось настроение героев?
Можно ли дарить тепло, доброту окружающим просто так?
(ответы учащихся, вывод)
Творческая деятельность, групповая работа Учитель: Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с пониманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки. Давайте вместе составим основные правила, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям.
Учащиеся составляют правила в группах, записывают на облачках, зачитывают, комментируют и прикрепляют на доску
Примерные правила:
• Будь правдивым. Не можешь сказать правду – объясни почему. • Будь добрым к ближнему - и добро вернётся к тебе. • Люби других – и тебя будут любить. • Помогай слабым. • Будь честным: не выдавай чужую тайну; сказал – сделай, ошибся – признайся. • Умей прощать. • Каждый день делай добрые дела. • Учись не только говорить, но и слушать. Будь внимательным к окружающим: может быть, кто-то нуждается в твоей помощи, поддержке, сочувствии. • Живи и поступай так, чтобы окружающим было приятно и радостно рядом с тобой.
Просмотр мультфильма «Просто так!»
Почему мультфильм так называется? Как менялось настроение героев и почему?
Групповое пение: Песня из мультфильма «Приключения поросенка Фунтика»
Слова песни В. Шульжика
Хоpошо бpодить по свету с каpамелькою за щекою А еще одну для дpуга Взять в каpмашек пpо запас.
Пpипев: Потому что, потому что Всех нужнее и доpоже Всех довеpчивей и стpоже В этом миpе добpота. В этом миpе добpота.
Хоpошо бpодить по улице С теплым кpоликом за пазухой, Принимая как награду Сердца маленького стук.
Припев: Потому что, потому что Всех нужнее и доpоже Всех довеpчивей и стpоже В этом миpе добpота. В этом миpе добpота.
Хорошо бродить по городу С белым голубем в цилиндре. С красным шариком на ниточке И с улыбкой до ушей.
Припев: Потому что, потому что Всех нужнее и доpоже Всех довеpчивей и стpоже В этом миpе добpота. В этом миpе добpота.
Заключительная минута тишины (звучит приятная спокойная мелодия) Учитель: Сядьте удобно, закройте глаза, вспомните все хорошее, что было на этом уроке. Вспомните, о чем мы говорили на уроке. Поместите доброту в свое сердце и живите с ней! И не забывайте, что доброе дело добром отзовется.
Добро и зло творить . Всегда во власти всех людей, Но зло творится без труда, Добро творить трудней. Рождает зверя зверь. Рождает птица птицу. От доброго — добро, От злого — зло родится.
А теперь откройте глаза, спасибо вам за урок! До свидания!