kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час «Лабиринт профессий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: знакомство детей с миром профессий и подведение к осознанному профессиональному выбору

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с профессиональной деятельностью человека;
  2. Формировать позитивное отношение к труду;
  3. Выдвигать собственное мнение и позицию при решении проблемных ситуаций;
  4. Развивать умение работать в группе;
  5. Оценивать свои достижения для выбора будущей профессии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Лабиринт профессий»»

Сценарий классного часа «Лабиринт профессий» для обучающихся 10 класса

Введение

Актуальность: В последнее время на российском рынке труда складывается ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздрав - соцразвития, 16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. Наша задача - помочь ребятам найти востребованную специальность. Поэтому в старшей школе необходимо проводить классные часы по профориентации.

Цель: знакомство детей с миром профессий и подведение к осознанному профессиональному выбору

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с профессиональной деятельностью человека;

  2. Формировать позитивное отношение к труду;

  3. Выдвигать собственное мнение и позицию при решении проблемных ситуаций;

  4. Развивать умение работать в группе;

  5. Оценивать свои достижения для выбора будущей профессии.

Методы и формы работы: проблемный диалог, игра, тестирование, групповая работа.

Оборудование:  проектор, раздаточный материал.

«Каждый, достойный называться человеком, должен иметь охоту и способность к труду.»

Ход классного часа

I. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика»

Классный руководитель: «Ребята! Сейчас вы- учащиеся 10 класса, а это значит, что каждый из вас уже сделал один из важных выборов в жизни. Почему вы выбрали этот путь?»

Ответы учащихся

Классный руководитель: Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Поэтому сегодня я хотела бы обсудить один из главных вопросов на данный момент. Какая тема нашего классного часа?

Учащиеся: «Профориентация» ( Выбор профессии»)

Классный руководитель: Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность.  Как бы вы объяснили различие между этими словами?

(Дети дают ответы.)

Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация - это уровень профессионального мастерства.

Должность - это место, занимаемое человеком в организации.

На доске написаны слова: профессия, специальность, квалификация, должность;

На доске написаны профессиональные характеристики:

  1. Врач 3-й категории, хирург, заведующий отделением 5-й городской больницы.

  2. Учитель математики высшей категории, директор школы.

  3. Инженер-механик, старший специалист, мастер инструментального цеха.

  4. Токарь-карусельщик 6-го разряда, бригадир 3-й бригады.

  5. Повар-кондитер 3-го разряда, заведующий столовой;

II. Игра. Упражнение 1 «Реклама»

Всем известно, что реклама – двигатель торговли. Я предлагаю вам заняться маркетингом, а товаром станет та или иная профессия.

Например, экскурсовод и дизайнер.

III. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»

Кл. рук.: «Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.?»

Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого мы разделились на группы.»

Первая группа - «Самые модные профессии».

Вторая группа - «Самые забытые профессии».

Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».

Четвертая группа - «Самые отважные профессии».

Примерные списки профессий:

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.

Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.

Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, шахтер, военный и т. п.

Кл.рук: «Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем».

Флагман российских инноваций «Сколково» выпустил альманах «Атлас новых профессий», разработанный специально для студентов и родителей, которые хотят помочь своим детям найти специальность по душе и при этом не остаться за бортом.

Ученик 1: Разработчики «Атласа» включили в альманах не только специальности, которые будут востребованы до 2020 года и после, но и профессии-ветераны, которые неминуемо останутся в прошлом, как чистильщик ботинок или машинистка.

В частности, по мнению экспертов «Атласа», неизбежное вымирание ожидает такие профессии, как системный администратор, банковский операционист, журналист и копирайтер (удивительно, но факт), библиотекарь, турагент и логист.

Ученик 2: А вот, напротив, через 5-7 лет работодателям потребуются урбанист-эколог, переводчики поколений, сити-фермеры

Переводчики между поколениями — люди, которые будут помогать общаться представителям поколений X и Y. «Поколение X» — термин, применяемый к поколениям людей, родившихся в разных странах с 1965 по 1979 годы (он используется в демографии, общественных науках и маркетинге, хотя часто его можно встретить в общественной культуре). «Поколение Y» — это их дети.

Уже сейчас «игреки» говорят на другом языке, используют другой набор ценностей, нежели «иксы», и с каждым годом им все труднее понять друг друга. А дальше будет только хуже. Настолько, что им понадобятся переводчики-медиаторы, которые будут помогать вести переговоры — начиная от собеседований и заканчивая обсуждением творческих задач.

Готовить таких переводчиков смогут факультеты психологии, социологии и вузы, которые готовят специалистов для масс-медиа.

Сити-фермер. Сити- фермеры будут заниматься обустройством и обслуживанием агропромышленных хозяйств (в том числе выращивающих продукты питания) на крышах и стенах небоскребов. Сити-фермерство удовлетворит запросы сразу нескольких целевых аудиторий — жителей мегаполиса, которых «тянет к земле», но нет возможности выезжать на дачу, адептов натуральной продукции без ГМО и любителей экзотики.

Ученик 3: Через 10-17 лет — время ГМО-агрономов, биоэтиков, строителей «умных дорог»

Если верить футурологам и авторам «Атласа новых профессий», для нынешних первоклассников на первый план выходят интеллектуальные системы и высокие технологии на грани фантастики. Вот несколько профессий, которые прогнозируют эксперты.

ГМО-агроном. Натуральные продукты будут выращивать небольшие фермерские хозяйства и любители здорового питания на крышах небоскребов.

А потому возникнет потребность в целой армии ГМО-агрономов — в специалистах, которые будут использовать генно-модифицированные продукты в сельском хозяйстве и внедрять новейшие биотехнологические достижения.

Биоэтик. «Биоэтик» — это человек, который будет следить за нормативно-этическими аспектами работы медицинских, диагностических и биоинженерных центров. Соответственно, появится целая отрасль законодательства, регулирующая трансплантологию.

Оператор медицинских роботов. Уже сейчас есть все предпосылки для того, чтобы технологии вытеснили «классическую» хирургию — через 10-17 лет делать операции вручную будут только развивающиеся страны. Оперировать будут специальные роботы, обеспечивая максимальную точность и минимизируя врачебные ошибки. И, конечно, потребуются операторы таких роботов — люди, имеющие знания о медицине и IT-технологиях.

Еще одна профессия, востребованность которой обострилась совсем недавно и которая не утратит актуальности в ближайшие десять лет, — психиатр, специализирующийся на информационном «перегреве». Фильтрация потоков информации — это умение, недоступное пока 90% населения. Необходимы специалисты, которые помогут людям не сойти с ума под прессом противоречивой информации».

IV. Игра. Упражнение 2 «Объясни»

Капитаны должны, не употребляя однокоренных слов объяснить своей команде какую – либо профессию. Время на выполнение задание 1 минута.

Например: бухгалтер, юрист, секретарь, журналист, программист, каскадер, маляр, шахтер, риелтор, PR – агент

V. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

Классный руководитель: «Всегда интересно знать, доволен ли человек выбранной профессией?». Некоторые люди говорят, что ошиблись в своем выборе, некоторые признаются, что не совсем довольны. Почему же молодые люди ошибаются в своем выборе? Как вы считаете?»

Примерные ответы детей:

  • «Давят» родители.

  • Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

  • Выбирают «за компанию».

  • Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

  • Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

Кл.рук.: «Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Но как же тогда правильно выбрать профессию?

VI. Мини-лекция «Формула профессии»

Классный руководитель: Чтобы правильно выбрать профессию можно воспользоваться формулой: «хочу», «могу» и «надо»?

Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии. Осознанный выбор-это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо)»

VII. Демонстрация осознанного выбора профессии

Ученица 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.

Ученик 2. Хочу быть каскадером, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец - водитель. Может быть, и я стану водителем.

Ученица 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.

Кл.рук.: «Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки»



Игра. Упражнение 3.  «Характеризуем профессию»

Каждая команда получает карточку с профессией. Необходимо написать 2 прилагательных, три глагола и фразу, которые характеризуют профессию.

Например,

  • Бдительный, бесстрашный

  • Контактирует, организовывает, приказывает

  • Награждают, присваивая звание (полицейский)

VII. Тестирование

Кл.рук.: «Немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.

(Дети рисуют фигурки.)

Теперь подсчитайте количество треугольников.

А теперь слушайте ключ к тесту (читает).

  • Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

  • Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

  • Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

  • Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

  • Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

  • Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.»

VIII. Рефлексия

  1. Как вы думаете, нужно ли вам уже сейчас задуматься о выборе будущей профессии?

  2. Что вам больше всего понравилось?

  3. Что из нашей беседы вам пригодиться для выбора будущей профессии?

Кл.рук.: «Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

Спасибо за внимание.

Список используемой литературы:

  1. Классные часы в 10-11-х классах / Е.П. Сгибнева, Т.Б. Солдатова. – Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

  2. Лучшие классные часы в 5-9-х классах / Н.Ф. Дик. – Изд.3-е., доп. и испр. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.

  3. http://festival.1september.ru/articles/419335/

  4. http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2012/01/21/klassnyy-chas-pogovorim-o-professiyakh

  5. http://www.aforizmov.net/tema/tags/trud/

  6. http://www.xxlbook.ru/offerlab296415.aspx




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Классный час «Лабиринт профессий»

Автор: Кайроллаева Айгерим Амангельдиновна

Дата: 29.03.2023

Номер свидетельства: 628611

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Сценарий классного часа «Лабиринт профессий» для обучающихся 10 класса"
    ["seo_title"] => string(78) "stsenarii_klassnogo_chasa_labirint_professii_dlia_obuchaiushchikhsia_10_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "628596"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1680062012"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства