Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Е.В.Камышева»
г. Гагарин Смоленской области
Тренинги по профилактике
семейного неблагополучия
Автор:
педагог - психолог
Прохорова Ольга Ильинична
2015 г.
Цели: повышение родительской компетентности, коррекция детско-родительских отношений, формирование и коррекция семейных ценностей.
Задачи:
педагогическое просвещение членов семьи (родителей) по вопросам воспитания детей, повышение педагогической компетентности и осведомленности родителей, методы и формы воспитания (эффективные и неверные), обучение родителей и детей коммуникативным навыкам, способы разрешения семейных конфликтов, формирование конкретных умений и навыков у членов семьи конструктивно решать конфликтные ситуации,управления эмоциями,гармонизация детско-родительских и супружеских отношений; организация круглых столов со специалистами КДН, психиатром, наркологом, юристом по проблеме профилактики неблагополучия в семье.
Психокоррекционные занятия необходимо проводить по блокам, начиная с отдельных занятий для родителей и детей, затем провести занятия совместные для детей и родителей.
1 этап «Диагностика семьи»
Диагностика детей (подростков)
Проективные рисуночные тесты: «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», проективные тесты «Незаконченные предложения» или ЦТО.
Диагностика родителей: ЦТО или Люшер
Занятие 1.
Цель: стабилизация психологического состояния родителей, повышение уровня осознанности в эмоциональной и поведенческой сферах, формирование позитивного самовосприятия и восприятия других людей.
Знакомство и установление контактов между участниками группы.
1. Написать на карточке свое имя и придумать и изобразить свой символ; представиться, рассказать о своем символе.
2. Процедура знакомства. Психогимнастическое упражнение: «Поменяться местами…»
Ведущий становится в центр круга и предлагает поменяться местами всех тех, у кого есть, называемый ведущим общий признак, например: «Поменяйтесь местами все те, у кого есть дочь…». В то время, пока участники меняются местами, ведущий должен успеть занять тоже какое-нибудь место. Тот, кто остается без места продолжает игру.
2.А «Карусель» Участники образуют два круга внутренний и внешний. Становятся левым плечом друг к другу и начинают по команде ведущего двигаться вперед (направление кругов будет противоположное). По команде ведущего участники останавливаются друг напротив друга, здороваются и говорят фразу «Как я рада вас видеть» и делают комплимент своему «новому» знакомому.Обращайте внимание на эмоциональный посыл при приветствии друг-друга.
«Каракули»
Задачи: развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие воображения,фантазии, работа с синдромом «не умею рисовать», сплочение группы, спонтанное самовыражение, снятие эмоционального напряжения.
Технология проводится в индивидуальном и групповом режиме.
Необходимые материалы: карандаши или мелки, бумага.
Ход работы: ребенок свободно двигает карандаш по листу бумаги без какой-либо цели. Получается сложный «клубок» линий, вкоторой следует увидеть какой-либо образ и развить его. Затем нужно выразить свои чувства и ассоциации в связи с этими образами. Можно сочинить историю об этом образе.
Второй этап работы трансформация полученного образа с помощью трех движений руки (3-х каракулей).
Можно создавать групповую работу, когда каждый по очереди рисует каракулю, стараясь создать какой-то единый образ.
«Грани моего Я»
Задачи: осознание характеристик своего Я, их интеграция; повышение само-
оценки; снятие напряжения, связанного с непринятием отдельных черт своей
личности.
Необходимые материалы: карандаши, фломастеры, мелки, краски, кисти,
стаканчик для воды, журналы, ножницы, клей, бумага.
Ход работы: участникам предлагается лист бумаги, в центре которого он
должен написать свое имя либо приклеить свою фотографию. Разрешается
нарисовать свой портрет. Вокруг себя необходимо разместить образы, отображающие разные грани личности. С помощью карандашей определяются различные зоны своего Я разным цветом: духовную, интеллектуальную, физическую и др. аспекты личности, разместив в этих зонах соответствующие образы.
Другим вариантом будет изображение граней своего Я в виде сообщества различных персонажей. Когда работа закончена, нужно презентовать ее, рассказав о каждом образе. Следующий шаг- проведение выставки работ.
Психологу следует обратить особое внимание на расположение образов, их
размер, цветовую гамму и другие особенности.
Упражнение «Ассоциации»
Представьте себя в виде какого-либо образа, предмета, природного явления (может быть цветок, река, птица, кошка и т.д.)
Составьте рассказ от лица этого «образа»: где он находится, что или кто вокруг него, что он делает, какая его функция, чем он гордится в своей роли и о чем мечтает. В окружении вашего образа находятся и образы ваших близких(придумайте ассоциативные образы своим близким). Как они взаимодействуют с вами. Представьте, что они чувствуют видя ваш образ, что им хочется и т.д.
Напишите рассказ – сказку для вашего образа обязательно со счастливым концом.
Заключительная часть
Упражнение«Щепка»
Участники становятся в две шеренги – это деревья на берегах реки, вначале шеренги один участник становится между «берегами» и начинает двигаться по «руслу реки» (можно с закрытыми глазами«Закройте глаза и представьте, что вы щепка, упавшая в воду и плывущая на волнах»), все участники помогают двигаться ему, поглаживая, придерживая руками. Каждый, кто проходит по руслу, плывет в своем темпе, может поворачиваться и плыть назад, может кружится в водовороте и т.п.
В конце «русла реки щепка прибивается к берегу» (участник становится в конце шеренги и игра начинается с другим участником.
Упражнение «Колодец»
Участники становятся в круг и по кругу описывают качества Идеального родителя в «колодец» другие, имитируя эхо повторяют фразы.
Домашнее задание: посчитайте за вечер сколько раз вы сделали замечание вашему ребенку, а сколько раз похвалили. В какой половине листа записей больше? Какие ситуации вас раздражают? Какие ситуации вас радуют? В какой роли вы находитесь по отношению к вашему ребенку.
Подумайте, какое качество каждый из вас больше всего ценит в людях и хотел бы его видеть в своем ребенке. Придумайте или вспомните короткий рассказ об этом качестве, не называя его. Участники должны угадать это качество.
Занятие 2
Разогрев
«Что в тебе нового…»
Участникипо кругу приветствуя друг друга произносят следующую фразу: «В тебе сегодня новое...» и говорят, что сегодня новое он увидел в собеседнике.
Упражнение создает доброжелательную обстановку, снимает напряжение, настраивает участников на внимательное отношение к проявлениям друг друга, повышает эмпатию.
«Не хочу хвастаться, но у меня …»Это упражнение направлено на развитие навыков самопрезентации, умение видеть положительное….
Каждый из участников говорит фразу «Не хочу хвастаться, но у меня … и называет какое – нибудь приятное событие произошедшее у него в жизни, в этом году, месяце, недели и т.п.
Упражнение «Сводный оркестр»
Работа в парах.
Душа человека это «оркестр», и какая «музыка звучит» в этом оркестре зависит от чувств, которые там поселились.
Каждый из пары по очереди изображает свои чувствапантомимой(жестами, мимикой, движениями. Второй участник пытается «подстроится» под движения первого и угадать чувства, которые он показывает.
По хлопку ведущего участники меняются ролями.
Участники после выполнения задания садятся в круг и рассказывают, какое чувство было просто показывать, какое сложнее и какие чувства было легче угадывать.
Обсудить как себя каждый чувствовал, когда «подстраивался» к другому человеку. Кому-то было легко, кому-то было сложнее.
Данную технику можно использовать для того, чтобы лучше понимать своих близких, их внешние проявления и какие чувства скрываются за ними.
«Мозговой штурм»
1 вариантУчастники делятся на несколько групп и образуют в своих подгруппах круги.
Участники на листках бумаги описывают волнующую их ситуацию, связанную с ребенком: поведение, конфликты и т.п. Затем, каждый кладет свой листок в общую коробку, листки перемешиваются и участники тянут листки с описанием ситуаций. В течение 5-10 минут продумывают как можно решить описанную ситуациюзачитывают и обсуждают свои варианты действий.
Обратите внимание на способы разрешения конфликтных ситуаций. С каких позиций чаще обращаются к ребенку родители в конфликтных ситуациях: доминирование, сотрудничество, компромисс, подчинение (соглашательство). Подумайте какими способами можно разрешить спорные ситуации.
Рассказывая о своих вариантах проговорите, что чувствует ребенок в этой ситуации и после вашего решения.
Заключительное упражнение на релаксацию. Закройте глаза. Послушайте звуки природы (представьте себя на природе)
Занятие 3 проводится совместно с детьми и родителями.
Цель: формирование и коррекция поведения, навыков общения, управления эмоциями,изменение психологического климата в семье, содействие коммуникации семьи (установление новых позитивных социальных связей)
Задачи: актуализация позитивного эмоционального опыта; осознание семейных ролей и отношений; увеличение взаимной открытости; развитие способности конструктивного взаимодействия; снятие психоэмоционального напряжения.
Формирование и развитие эмпатии в детско-родительских отношениях.
Приветствие.
Разминка.
Цель:гармонизация взаимоотношений “родитель—ребенок”.
1. Задание мамам назвать «3 положительные качества вашего ребенка»
Задание детям назвать «3 положительных качества мамы и папы»
2. Какие хорошие события произошли в вашей жизни и жизни вашего ребенка.
3.Упражнение «Мой обычный (вчерашний) день»
Цель: увеличение взаимного доверия и открытости между детьми и родителями; развитие способности конструктивного взаимодействия
1. Взрослые и дети отдельно друг от друга рисуют свой день (10 мин) можно изображать символически события, используя абстрактные фигуры и цветовые пятна, затем все садятся в общий круг и рассказывают о своем дне (все события радостные и огорчающие). Родители и дети внимательно слушают рассказ о событиях дня друг друга, о переживаниях, связанных с ними.
2.На следующем этапе взрослые и дети обмениваютсясвоими рисунками друг с другом, их задача дополнить рисунки, привнести в них дополнительные положительные символы по смыслу рисунка: нарисовать эти символы или приклеить из журналов «вырезалки».
3. Рассказать о своих дополнениях в рисунках друг друга.
4.Упражнение “Спасибо”
Цель: разрядка эмоционального напряжения.
Все участники в произвольном порядке двигаются по комнате. Каждый должен заглянуть в глаза каждому и сказать “спасибо”, никого не пропустить, повторяться можно. В заключение разбиться по парам “мама—ребенок”, обняться, показать, как вы друг друга любите.
Занятие 4
Мозговой штурмУпражнение на самопознание
Группа делится на несколько подгрупп (по 4-5 чел). Задание составить карту важных родительских качеств, осознание особенностей личности, которые могут способствовать или препятствовать успешному воспитанию ребенка. Каждая группа зачитывает свои варианты и аргументирует их,приводя конкретные примеры:
эмоциональная устойчивость,
терпимость,
гибкость,
оптимистичность,
способность к эмпатии и др..
Упражнение «Я и Мои роли».
Цель: осознание и понимание граней своей социальной личности.
Участникам предлагается разделить лист на две половины по вертикали, подумать и написать в одной половине листа любимые социальные роли, в другой половине листа роли, которые им не нравиться исполнять.
После этого, участникам предлагается нарисовать маску своей самой любимой роли и маску своей нелюбимой роли.
После выполнения задания участники садятся в круг и рассказывают историю от лица своей маски. Обращается внимание на то, чем отличаются эти маски друг от друга, что нравится и что не нравится автору в этих масках, что бы он хотел изменить в них. Почему в одной роли вам нравится быть, а в другой некомфортно?
Упражнение «Ассоциации»
Напишите все ассоциации, которые у вас возникают на фразу (по выбору) «Моя семья…», «Я - Мама»
Упражнение «Какой мой ребенок?»
Цель: развитие эмпатии в детско-родительских отношениях.
Составьте словесный портрет вашего ребенка.
«Рисование фигуры»
Задачи: осознание границ своего тела, развитие самоинтереса, формированиеполовой идентичности, повышение самооценки, снятие тревожности, формирование доверия, снятие эмоционального напряжения, развитие фантазии и воображения.
Техника проводится в индивидуальном и групповом режиме.
Необходимые материалы: простой карандаш, стирка, краски, кисти (разного
формата), баночки для воды, карандаши, фломастеры, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, ватман или обои.
Ход работы: ребенку предлагается постелить ватман или кусок обоев на полизатем лечь на него так, чтобы психолог или другой ребенок мог обвести егосилуэт карандашом. Затем каждый ребенок, используя любые материалы, заполняет фигуру содержанием. Это может быть: какой-то наряд, костюм; автопортрет, дополненный вырезками из журнала (из чего же сделаны эти мальчишки, девчонки). Можно украшать фигуру, дополнять ее какими-либо образами.
Далее следует сделать выставку фигур, прикрепив их скотчем к стене и провести презентацию с последующим обсуждением.
Данная методика вводится в комплекс мер при работе с детьми, имеющими нарушения половой идентичности.