Проведение диагностики
типа школьной мотивации у старшеклассников
Авторы:
Т.А. Владимирова, психолог КГУ «СОШ № 40»,
Л.Л. Берникова, учитель информатики КГУ «СОШ № 40»
г. Семей Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан
Школьная мотивация – одна из важнейших для успешного получения образования. Никто не будет спорить, что проблемы школьной мотивации в наименьшей степени относятся к начальной ступени школы, а в старших классах зачастую они приобретают наиважнейшую позицию. Младшие школьники, для диагностики школьной мотивации которых существует немало методик, демонстрируют наиболее высокий уровень развития мотивации. При переходе в среднее и старшее звено наблюдается возрастное снижение учебной мотивации, и именно поэтому крайне необходимо вовремя отследить этот момент и всем специалистам и сторонам учебно-воспитательного процесса (педагогам, психологам, администрации, а также родителям) школьников приложить совместные усилия по решению проблем каждого ребенка.
Используя для проведения и обработки результатов опроса компьютер, можно быстро достичь желаемой цели, поэтому в программе Microsoft Excel нами были разработаны формы опросника и файл для оформления результатов по классу в виде таблицы и диаграммы.
Для участников исследования предлагается отдельный файл, содержащий инструкцию и перечень вопросов, расположенных слева направо. Все вопросы размещены в одной строке, чтобы исследователь мог затем без затруднений скопировать введенные данные в общий файл класса. Содержание опросника основывается на Методике диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников, изложенной психологом гимназии № 42 г. Кемерово Е. Лепешовой на сайте http://psy.1september.ru.
Фамилию и имя ученик вносит сам с помощью клавиатуры, класс, вариант ответа выбираются из предлагаемого списка. Это сделано с помощью такой работы с данными, как Проверка вводимых значений, что исключает возможность ошибок при заполнении опросника, позволяет сократить время на работу с ним.
Файлы с ответами сохраняются учащимися и, используя компьютерную сеть класса, собираются педагогом-психологом, проводящим диагностику. Совсем не трудно скопировать и вставить небольшие диапазоны ячеек в общий итоговый файл вместо того, чтобы самостоятельно вносить каждый ответ каждого ученика с бумажного листочка. Забудьте про калькулятор. Необходимые расчеты происходят с использованием функций СРЗНАЧ и СЧЁТЕСЛИ. В итоговом файле нашей школы, показанном в качестве образца (без фамилий учащихся, конечно) скрыты столбцы, содержащие ответы учащихся, для того чтобы выводить на печать только диапазон с фамилией, именем и результатами.
Таким образом, проведя опрос старшеклассников по предлагаемому нами способу, вы сразу сможете точно узнать, у кого из учащихся преобладает тот или иной тип школьной мотивации, получить картину по всему классу и своевременно начать коррекционную работу.
Литература:
Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников. Е. Лепешова. http://psy.1september.ru/article.php?ID=200700918
Методика изучения мотивации учения старшеклассников. Окунева О.Ю., Васильева Л.А. http://www.multikulti.ru/Strategy/info/Strategy_info_271.html
Анкета для оценки уровня школьной мотивации. Н. Лусканова. http://www.psyoffice.ru/3-0-praktikum-00173.htm
Сайт azps.ru «А. Я. Психология»
Справочная информация табличного процессора Microsoft Excel.
Текст опросника
Уважаемый старшеклассник! Этот опросник касается твоей учебы в школе. На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет» и поставить свой ответ в специальном бланке. Пожалуйста, будь предельно искренен, твои ответы помогут сделать обучение в нашей школе более эффективным.
1) мне кажется, лидером в классе достоин стать только ученик, который имеет хорошие результаты в учебе
2) родители всегда поощряют меня за хорошие отметки в школе
3) я очень люблю узнавать что-то новое
4) мне нравится брать сложные задания, преодолевать трудности в их выполнении
5) я хочу, чтоб одноклассники считали меня хорошим учеником
6) я стремлюсь к тому, чтоб учитель похвалил меня, если я правильно выполнил задание
7) я всегда рассказываю об успехах в учебе своим родителям
8) меня пугает возможность остаться на второй год или быть отчисленным из школы за плохую успеваемость
9) я часто скрываю свои плохие отметки от родителей, чтобы избежать наказания
10) я учусь, прежде всего, потому, что знания пригодятся мне в будущем найти хорошую работу
11) школа для меня, прежде всего,- место общения с друзьями
12) мне нравится участвовать в различных школьных мероприятиях, и было бы здорово не тратить в школе столько времени на уроки
13) учеба для меня сейчас– одна из основных сфер, в которой я могу проявить себя
14) ребята в нашем классе не будут достаточно хорошо относиться к человеку, если он плохо учится, несмотря на другие его заслуги
15) мое образование часто становится темой разговоров в нашей семье
16) мне нравится проводить самостоятельные исследования, делать какие-то открытия
17) мне важно доказать самому себе, что я способен хорошо учиться
18) когда я получаю хорошую отметку, я стремлюсь, чтобы об этом знали мои одноклассники
19) я расстраиваюсь, когда получаю тетрадь и вижу, что учитель никак не отметил мою работу
20) я начинаю стараться на уроках, если знаю, что родители как-то поощрят мои старания
21) я начинаю учиться старательнее, если знаю, что мою успеваемость будут разбирать на педсовете, на школьной линейке
22) я прилагаю больше усилий к учебе, если знаю, что дома буду наказан за плохую успеваемость
23) мне важно вырасти культурным образованным человеком
24) мне нравятся те уроки, где есть возможность работать в группе, обсуждать с одноклассниками учебный материал
25) можно сказать, что в школе я больше заинтересован играми и другими интересными делами, чем уроками
26) я люблю участвовать в различных олимпиадах и викторинах в школе, потому что для меня это способ заявить о себе.
27) ребята в нашем классе всегда интересуются результатами контрольных работ друг друга
28) для моих родителей очень важно, чтобы я был успешен в учебе
29) мне нравится придумывать новые способы решения задач
30) мне хотелось бы быть лучшим учеником в классе
31) я хочу выглядеть в хорошем свете перед одноклассниками, поэтому стараюсь хорошо учиться.
32) мне нравится, когда учителя в конце урока перечисляют учеников, чья работа на уроке была самой лучшей
33) мне очень важно, чтоб родители считали меня способным учеником
34) я расстраиваюсь из-за плохих отметок, потому что понимаю, что это значит, что учителя теперь считают меня неспособным учеником
35) я очень переживаю, если родители называют меня неспособным, неуспешным учеником
36) я уже сейчас задумываюсь о том, в какой ВУЗ я буду поступать, и какие знания мне для этого понадобятся
37) я всегда очень радуюсь, когда отменяют урок и можно пообщаться с одноклассниками
38) я бы хотел, чтобы в школе остались одни перемены
39) я люблю высказывать на уроке свою точку зрения и отстаивать ее.
Бланк для заполнения учащимся
1) | 2) | 3) | 4) | 5) | 6) | 7) | 8) | 9) | 10) | 11) | 12) | 13) |
14) | 15) | 16) | 17) | 18) | 19) | 20) | 21) | 22) | 23) | 24) | 25) | 26) |
27) | 28) | 29) | 30) | 31) | 32) | 33) | 34) | 35) | 36) | 37) | 38) | 39) |
Обработка результатов
Подсчитывается сумма баллов по каждому столбцу, каждый столбец соответствует определенной шкале:
1 столбец - шкала 1а
2 столбец - шкала 1 б
3 столбец - шкала 2
4 столбец - шкала 3
5 столбец - шкала 4а
6 столбец - шкала 4б
7 столбец - шкала 4в
8 столбец - шкала 5а
9 столбец - шкала 5б
10 столбец - шкала 6
11 столбец - шкала 7
12 столбец - шкала 8
13 столбец - шкала 9
Подсчитывается балл по дополнительным шкалам как среднее арифметическое нескольких шкал
Шкала 4 - среднее между значением шкалы 4а, 4б и 4в (5, 6, 7 столбца)
Шкала 5 - среднее между значением шкалы 5а и 5б (8, 9 столбца)
Шкала 10 - среднее по шкалам 4а и 7 (5, 11 столбца)
Шкала 11 - среднее по шкалам 4в и 5б (7, 9 столбца)
Шкала 12 - среднее по шкалам 4б и 5а (6, 8 столбца)
Интерпретация шкал
Шкалы 1а и 1б представляют собой еще не типы учебной мотивации, а показатели престижности учебы в классе и в семье. Это дополнительные шкалы, по которым мы можем судить о том, присутствует ли, в принципе, ценность хорошего образования, ценности хорошей учебы в классном коллективе и в семье подростка.
Шкала 1а – Престижность учебы в классе. Эта шкала показывает, насколько значимым в классном коллективе является такая характеристика его члена, как учебная успешность. При анализе индивидуального результаты мы получаем субъективное представление каждого учащегося, при анализе группового результата – объективный показатель престижности этой характеристики в группе.
Шкала 1б – Престижность учебы в семье. Эта шкала показывает, насколько значимым в семье подростка является такая его характеристика, как учебная успешность.
Шкалы 2-9 представляют разные типы учебной мотивации. При сравнении показателей по ним мы можем судить о преобладании того или иного типа у учащегося (при индивидуальном анализе результатов) и у группы (при групповом анализе)
Шкала 2. Познавательный интерес. Показывает выраженность у учащегося интереса к собственно новому знанию, новой информации. Учащиеся с выраженным познавательным интересом получают удовольствие от самого процесса открытия нового.
Шкала 3. Мотивация достижения. Показывает выраженность у учащегося мотивации достижения, желания быть лучшим, осознавать себя как способного, умного и т.д. Учащиеся с выраженной мотивацией достижения учатся, прежде всего, из желания доказать самому себе, что способны на многое.
Шкала 4. Мотив социального одобрения. Показывает значимость для учащегося одобрения, признания его успехов со стороны других людей. Учащиеся с выраженной мотивацией одобрения учатся, прежде всего, ради похвалы, признания, поощрения.
Шкала 4а. Мотив социального одобрения (одноклассниками). Показывает значимость для учащегося одобрения со стороны одноклассников.
Шкала 4б. Мотив социального одобрения (педагогами). Показывает значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебных успехам со стороны педагогов.
Шкала 4в. Мотив социального одобрения (родителями). Показывает значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебных успехам со стороны родителей.
Шкала 5. Боязньтнаказания. Показывает значимость для учащегося наказания, порицания за его учебные неудачи со стороны других людей. Учащиеся с выраженной мотивацией страха наказания учатся, прежде всего, потому, что бояться, что иначе их будут ругать, наказывать.
Шкала 5а. Боязнь наказания со стороны школы. Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны педагогов, боязнь быть в их глазах неуспешным, неспособным.
Шкала 5б. Боязнь наказания со стороны семьи. Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны семьи, боязнь быть в глазах родителей, родственников неуспешным, неспособным.
Шкала 6. Осознание социальной необходимости. Показывает выраженность у учащегося стремления быть образованным человеком. Учащиеся с преобладанием этого типа мотивации учатся, прежде всего, потому, что осознают необходимость хорошей учебы в школе для собственного успешного будущего.
Шкала 7. Мотив общения. Показывает выраженность у учащегося мотивации на общение со сверстниками. Учащиеся с выраженным мотивом общения заинтересованы, прежде всего, всеми теми видами деятельности, в которых присутствует возможность коммуникации.
Шкала 8. Внеучебная школьная мотивация. Показывает заинтересованность учащегося, прежде всего, в различных внеучебных делах, проходящих в школе (концерты, выставки, праздники и др.), а не в непосредственно урочной деятельности. Учащиеся, у которых преобладает этот тип мотивации, с удовольствием ходят в школу, часто являются активными участниками внеурочной деятельности, однако учатся неохотно, по необходимости, как бы отбывая повинность за интересные дела.
Шкала 9. Мотив самореализации. Показывает значимость для учащегося учебной деятельности как ведущей сферы самореализации, места, где он может заявить о себе, развивать себя и т.д.
Шкалы 10-12 представляют из себя дополнительные шкалы, позволяющие получить средние показатели по тому, влияние какой группы на учащегося наиболее значительно в плане мотивирования его хорошей учебы – одноклассников, семьи или школы.
Шкала 10. Влияние одноклассников.
Шкала 11. Влияние семьи.
Шкала 12. Влияние школы.