Диагностический инструментарий на выявления профориентационной наклонности выпускников 11 класса
Диагностический инструментарий на выявления профориентационной наклонности выпускников 11 класса
Диагностический инструментарий в помощь педагогу-психологу для выявления профессиональной наклонности личности. Рекомендованно для учеников с 8 по 11 класс.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Диагностический инструментарий на выявления профориентационной наклонности выпускников 11 класса»
Утверждено:
Приложение № 2 к программе
«Как стать успешным»
для 11 класса
Диагностический инструментарий
для мониторинга обучающихся 11 класса
направленный на выявления профориентационных наклонностей
и эффективность программы «Как стать успешным»
(направление развития личности школьника: социальное)
Составила: педагог-психолог Шагуева А.Н.
нет квалификационной категории
2017-2018 учебный год
У каждого человека наступает период жизни, когда наиболее важным для него становится ответ на вопросы, обращенные к самому себе. На что я способен? Кто я есть, чего я хочу и кем могу стать?
Важное место в определении профессиональной направленности занимают референтные группы, то ближайшее социальное окружение, которое вызывает эффект подражания и способствует появлению массового увлечения некоторыми профессиями. По данным социологических опросов, каждый четвертый молодой человек выбирает профессию по совету более авторитетных друзей. При этом велика опасность, что выбранная профессия окажется совсем не подходящей для конкретного человека. Что приводит к разочарованию не только в профессии, но и в себе самом, способствует возникновению различных комплексов, плохой адаптации к меняющимся условиям, общему дискомфорту, склонности к перемене мест работы и мест жительства.
Поэтому наряду с хорошо разработанной информационной ориентацией чрезвычайно важно умение разбираться в себе, своих способностях, мотивах выбора профессии, интересах, склонностях, предпочтениях. Эти данные могут быть получены с помощью традиционных психологических методов наблюдения, беседы, опроса. Но более стандартизованный и надежный вид они приобретают после проведения специального психодиагностического обследования, особенно при диагностике способностей и потенциальных возможностей.
В настоящее время не существует общепринятой универсальной методики на все случаи жизни для выявления профессиональных интересов и склонностей, поэтому в процессе своей практической деятельности профконсультант стоит перед выбором диагностической методики, наиболее подходящей для решения задачи в конкретной профориентационной ситуации.
Предложенные методики, могут быть полезны для более дифференцированного выбора конкретной специальности в пределах выбранного типа и класса профессий.
Предлагается в (Приложении №1) профориентационная карта для выпускника 11 класса.
Диагностический инструментарий для выпускников 11 классов.
Цель диагностической работы: определить профориентационную наклонность у выпускников 11 класса, а так личные особенности, для осуществления их психологического сопровождения в определении профессии.
№
Вид диагностики
Цель
Методика
Автор
Время проведения
Ответственный
1
Дифференциально диагностический опросник
Изучение профессиональных наклонностей
ДДО
Е.А.Климов
октябрь
Педагог-психолог
2
Методика по изучению
склонностей личности к различным сферам проф.деятельности
Изучение профессиональных наклонностей
Склонностей личности к различным сферам проф.деятельности
Л.А.Йовайши
ноябрь
Педагог-психолог
3
«Карта интересов» модификация Филимоновой О.Г.
Изучение профессиональных наклонностей
«Карта интересов»
Филимоновой О.Г.
декабрь
Педагог-психолог
4
Опросник профессиональной
готовности
Л.Н. Кабардова
Изучение профессиональных наклонностей
Л.Н. Кабардова
январь
Педагог-психолог
5
Самооценка
Индивидуальных склонностей
Изучение профессиональных наклонностей
(СИО)
февраль
Педагог-психолог
6
Направленность в интересах личности
март
Педагог-психолог
7
Методика «Определение темперамента»
Исследование личностных особенностей
«Определение темперамента»
Белова М.В.
опрель
Педагог-психолог
8
ВАК-опросник для подростков
Исследование личностных особенностей
ВАК
Ананьев В.А.
май
Педагог-психолог
9
Методика «Призвание»
Исследование личностных особенностей
«Призвание»
май
Педагог-психолог
Примерный лист учета диагностической работы на параллели 11-х классов
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) разработан под руководством Е.А. Климова и предназначен для определения интересов и склонностей человека. Можно использовать в работе профконсультантов службы занятости и школьных психологов при профориептации подростков и взрослых и при отборе для обучения на различные типы профессий.
Теоретическое обоснование
В основе методики лежит предложенная Е.А. Климовым классификация профессий по предмету труда, па который они (профессии) направлены.
механизмов вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы монтажные и электромонтажные, строительно-отделочные, работы по добыче и переработке промышленного сырья, изготовление пищевых продуктов)
• обслуживанием технических объектов (наладка и обслуживание оборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);
• восстановлением (восстановление и ремонт технического оборудования, изделий);
• изучением (контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качества изделий).
2. Человек - человек (Ч-Ч).
Труд людей этой группы профессий связан с:
• воспитанием, обучением, тренировкой других людей (воспитатель дошкольных учреждений, детских домов, преподаватель в школах и других учебных заведениях, мастер производственного обучения, тренер по спорту и др.);
• медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медицинская сестра);
• правовой помощью (судья, адвокат, юрисконсульт, работник милиции т.д.)
• организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер и пр.);
• изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и пр.).
З. Человек - знаковая система (Ч-З).
Труд людей этой группы профессий связан с:
• преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер, экономист, почтальон и пр.):
• шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (стенографист, радист, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь и пр.);
• управлением движением (диспетчер, инспектор ГИБДД и пр.);
• составлением и хранением документации (нотариус, архивариус, делопроизводитель и пр.);
• восстановлением, устранением искажений (корректор, редактор и пр.).
4. Человек - природа (Ч-П).
Труд людей этой группы профессий связан с:
• преобразованием, переработкой (садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик и пр.);
• обслуживанием, охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.);
• заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник и пр.);
• восстановлением, лечением (ветеринар, эколог, лесовод и пр.);
• преобразованием, созданием (архитектор, дизайнер, скульптор, модельер. художник, режиссер, композитор и пр.);
• исполнением, изготовлением изделий по образцу в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир. реставратор, оформитель и пр.):
с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений (мастер по росписи, шлифовщик по камню, маляр и пр.).
Содержание методики
Методика представляет собой опросник из двадцати вопросов. Каждый вопрос содержит два альтернативных варианта («а» и «б»). Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке «Листа ответов” поставить знак “+“ (плюс).
Текст опросника
Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу из перечисленных ниже. Однако, если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, то какой вид деятельности вы бы предпочли? Ниже предложено 20 пар утверждений, обозначенных индексами “а” и “б”, раскрывающих в краткой форме различные виды деятельности, Внимательно прочитан оба утверждения, знаком «+» отметьте то из них, которое более привлекательно для вас”.
После заполнения «Листа ответов» подсчитайте число знаков «+» в каждом вертикальном ряду (таких рядов пять в соответствии с типами профессий) и поставьте полученные семы в нижних клетках листа (рядом с буквенной аббревиатурой).
Вопросы в первом столбце относятся к профессиям типа “человек - природа”, во втором - “человек - техника”, в третьем - “человек - человек”, в четвертом - “человек - знаковая система”, в пятом - художественный образ”.
Интерпретация результатов
Сумма баллов (“+“) будет показателем степени выраженности вашей осознаннной склонности к одному из типов профессий (П, Т, Ч, 3, Х). Максимальная сумма баллов указывает на преобладание интересов, а возможно, и склонностей к той или иной сфере деятельности.
Результаты, полученные по ДДО, помогают ограничить круг выбираемых профессий теми или иными областями в соответствии с интересами и склонностями.
Примеры профессий в соответствии с представленными типами
Парикмахер- модельер, чеканщик, маляр, гравер, резчик по камню, фотограф, актер, шлифовщик камней, художник, музыкант, стеклодув и т.п.
2. Методика Йовайши
Тест предназначен для изучения профессиональной направленности школьников старших классов и выпускников средних школ, а также молодежи, недавно закончившей школу
Л.А. Йовайша выделяет в структуре личности школьника четыре компонента, определяющие выбор профессии: активность, возможность, стиль и направленность.
Эти компоненты образуют две взаимно пересекающиеся линии: активность - направленность и стиль - возможности.
Личность изучается по проявлениям активности (в том числе при выборе профессии) и характеру самовыражения (целостная организация индивида, представленная в направленности, возможностях и стиле деятельности человека).
Все эти качества личности проявляются во всех областях жизнедеятельности, в том числе в профессиональной деятельности и при выборе профессии, при этом в выборе профессии основополагающее значение принадлежит системе ценностей человека, определяемых его глубокими, коренными потребностями. Каждая конкретная личность характеризуется своей иерархией типов ценностей и направленностью активности в соответствии с преобладающими у нее потребностями.
Л.А. Йовайша выделяет следующие типы ценностей:
1.Общение (тип социальной коммуникативности) - включает ценности, которые помогают организовать деятельность других, убеждать, учить, воспитывать. Из людей с преобладанием этого типа ценностей получаются хорошие организаторы, учителя, юристы, работники сферы обслуживания.
2. Интеллектуальная активность. Этот тип ценностей неоднороден. В нем могут
• открытия (характерна способность замечать новые свойства предметов и явлений, раскрывать их связи и взаимоотношения);
• лингвистические;
• планирования (конструирование, проектирование);
• переписки, делопроизводства.
3. Практико- технический тип - активность проявляется в изготовлении предметов, обслуживании машин, выращивании растений, уходе за животными.
4. Художественная активность - стремление что-то выражать, творить. По способу проявления можно выделить художественную, музыкальную, театральную и др. виды активности.
5. Соматический тип - проявление своих ценностей в моторной активности.
6. Материально-экономическийтип - характеризуется ярко выраженной потребностью
в сохранении и продолжении своей жизни, что проявляется в придании особого значения
материальным ценностям, их правильному распределению, использованию и сохранению.
Тест представляет собой опросник из 30 вопросов, каждый из которых содержит два варианта ответа (“а’ и “6).
Опросник
Инструкция: Прочтите последовательно вопросы в соответствующих клетках “Бланка ответов” отметьте свое отношение к одному из двух вариантов ответа на каждый из вопросов (Что вы предпочитаете?).
Некоторые ответы могут оказаться одинаково интересными, все равно необходимо отдать предпочтение одному из них.
Свои ответы оцените в баллах: 1,2,3.
Если Вы полностью согласны с вариантом “а” и не согласны с вариантом ‘б”, то в клетку с цифрой, соответствующей номеру вопроса и буквой “а”, поставьте цифру 3, а в клетку с буквой “б” - 0.
Если Вы полностью согласны с вариантом ‘б” и не согласны с вариантом “а’, то в клетку с цифрой, соответствующей номеру вопроса и буквой “б”поставьте цифру 3, а в клетку с буквой “а” - 0.
Если вы отдаете незначительное предпочтение варианту “а” но сравнению с вариантом ‘б”, поставьте в клетку “а” цифру 2 и в клетку “б” цифру 1.
Если Вы отдаете незначительное предпочтение варианту “б” по сравнению с вариантом “а”, поставьте в клетку “б” цифру 2 и в клетку “а” цифру 1
1. Вы на выставке. Что вас больше привлекает в экспонатах:
а – цвет, совершенство форм;
б - их внутреннее устройство (как и из чего они сделаны)?
2. Какие черты характера в человеке вам больше нравятся:
а дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти;
б – мужество, смелость, выносливость?
3. Служба быта оказывает людям различные услуги (изготавливает обувь, шьет одежду ...); считаете ли вы необходимым:
а - и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей;
б - лучше создавать такую технику, которой можно было бы самим пользоваться в
быту?
4. Какое награждение вас больше бы обрадовало:
а - за общественную деятельность на благо общества,
б - за научное изобретение?
5. Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает ваше внимание:
а- слаженность ходьбы, грациозность участников парада
б - внешнее оформление колонн (знамена, одежда и пр.)
6. Представьте, что у вас много свободного времени. Чем бы вы охотнее занялись:
а - чем-либо практическим (ручным трудом)
б - общественной работой (на добровольных началах)?
7. Какую выставку вы бы с большим удовольствием посмотрели:
а - новинок научной аппаратуры (в области физики, химии, биологии):
б - новые продовольственные товары?
8. Если бы в школе было только два кружка, какой бы вы выбрали:
а - музыкальный;
б - технический?
9. Если бы вам предоставили пост директора школы, на что бы вы обратили больше внимания:
а - на сплочение коллектива
б - на создание необходимых удобств?
10. Какие журналы вы бы с большим удовольствием читали:
а - литературно-художественные
б — научно-популярные?
11. Что важнее для человека:
а - создавать себе благополучный, удобный быт;
б - жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищами искусства, создавать искусство?
12. для благополучия общества необходимо:
а - техника;
б – правосудие?
13. Какую из двух книг вы бы с большим удовольствием читали:
а - о развитии науки в нашей страны;
б - о достижениях спортсменов нашей стране?
14. В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала у вас большую заинтересованность:
а - статья о машине нового типа;
б - статья о новой научной теории?
15. Какая из двух работ на свежем воздухе вас больше бы привлекла:
а - ходячая работа (агроном, лесничий, дорожный мастер);
б - работа с машинами?
16. Какая, на ваш взгляд, задача школы важнее:
а - подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим
создавать материальные блага;
б - подготовить учащихся к практической деятельности, к умению создавать
материальные блага?
17. Что, на ваш взгляд, следует больше ценить у участников самодеятельности:
а - то, что они несут людям искусство и красоту;
б – то, что они выполняют общественно-полезную работу?
18. Какая, на ваш взгляд, область деятельности человека в дальнейшем будет иметь доминирующее значение:
а - физика;
б - физическая культура?
19. Что обществу принесет больше пользы:
а - забота о благосостоянии граждан:
б - изучение поведения людей?
20. Какого характера научную работу вы бы выбрали:
а - работу с книгами в библиотеке;
б - работу на свежем воздухе в экспедиции?
21. Представьте, что вы профессор университета. Какому бы предмету вы отдали предпочтение в свободное от работы время:
а - занятиям по литературе;
б - опытам по физике, химии?
22. Вам предоставляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого вы бы охотнее поехали:
а - как известный спортсмен на международные соревнования;
б - как известный специалист внешней торговли с целью покупки необходимых
товаров для нашей страны?
23. Какие лекции с большим удовольствием слушали бы вы:
а - о выдающихся художниках;
б - о выдающихся ученых?
24. Что вас больше всего привлекает при чтении книг:
а - яркое изображение смелости и храбрости героев;
б - прекрасный литературный стиль?
25. Вам предоставляется выбор профессии, Какой из них вы бы отдали предпочтение:
а - физической культуре или другой работе, связанной с движением;
б - работе малоподвижной, но связанной с созданием новой техники? 26. Какими выдаюгдимися учеными вы больше интересуетесь.
а - Поповым и Циолковским:
б - Менделеевым и Павловым?
27. Как вам кажется, на что следовало бы в тгiколе обратить большее внимание:
а - на спорт, так как это нужно для укрепления ЗДОрОВЬЯ учашихся;
б - на успеваемость учащихся, так как эго необходимо для их будущего? 28. Чзо бы вас больше заинтересовало в печати:
а - сообщение о состоявшейся художественной выставке:
б - известие о прошедшем митинге в защиту прав человека?
29. Если бы вам представилась возможность занять определенный пост, какой бы вы выбрали:
а - главного инженера завода;
б - директора универмага?
30. Как вы считаете, что важнее:
а - много знать
б - создавать материальные блага?
Процедура обследования
Обследуемый должен в каждом вопросе выбрать один вариантов ответа в соответствии со своими предпочтениями (симпатиями или антипатиям и).
Эго относится и к ситуации, когда он затрудняется сделать свой выбор (например, одинаковое отношение к обоим предложенным вариантам ответа).
В «бланке ответов» обследуемый оценивает каждый свой выбор в баллах (от 0 до 3).
Обработка результатов
Подсчитывается количество баллов в каждом из шести столбцов «бланка ответов». Полученные таким образом результаты заносятся в соответствующие клетки графы «Сумма ответов».
Полученные результаты соотнести с Ключом обработки.
Ключ обработки
Типы ценностей
А
Б
В
Г
Д
№
искусств.
техн.
люди
умств.
мотор.
мастер.
Интерпретация результатов
Полученные с помощью “Ключа обработки варианты профессиональной
направленности соответствуют типам ценностей (типам направленности и активности):
Максимальное количество баллов, набранных по тому или иному столбцу в «Бланке ответов», свидетельствует о соответствующей профессиональной направленности человека, а также о наличии черт, характерных для данного типа ценностей.
Тест может использоваться для изучения профессиональной направленности школьников и определения профессиональных предпочтений клиентов службы занятости.
3. Карта интересов
Методика “Карта интересов” служит для определения профессиональной направленности человека. Она может использоваться как самостоятельная методика или в дополнение к ДДО и ОПГ для уточнения профессиональной направленности клиента.
Предназначена для использования в практической профконсультационной работе.
Методика представляет собой опросник состоящий из 144 вопросов- высказываний, которые клиент должен оценить в соответствии со своими интересами и проставить знак (- -, -,0, +, + + ) в лист ответов.
Инструкция:
У Вас есть возможность продолжить учебу или поступить на интересную работу,
для того, чтобы помочь Вам выбрать профессию, предлагаем перечень вопросов.
Подумайте перед тем, как ответить на каждый вопрос. Постарайтесь дать как можно более точный ответ.
В своем “Листе ответов» под номером вопроса поставьте:
++ /два плюса - если Вы очень любите или Вам очень нравится то, о чем мы спрашиваем:
+ !один плюс! - если Вам это просто нравится /любите/
О !Ноль/ если Вы не знаете, сомневаетесь,
- 1один минус! - если это Вам не нравится !не любите/:
- - /два минуса! - это Вам очень не нравится.
Отвечайте на каждый Пункт, не пропуская ни одного. Если Вам что-либо непонятно, сразу задайте вопрос.
Вопросы: ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ, ХОТЕЛИ БЫ ВЫ, ПРАВИ ТСЯ ЛИ ВАМ?
1. Уроки но физике.
2. Уроки по математике.
З. Уроки по химии.
4. Читать книги или статьи по астрономии.
5. Читать об опытах в животных.
6. Читать о жизни и работе врачей,
7. Читать о сельском хозяйстве, о растениях и животных.
8. Читать о лесе.
9. Читать произведения классиков мировой литературы.
13. Читать литературу о геологических экспедициях.
14. Читать о различных странах, их экономике, государственном устройстве.
15. Организовывать товарищей на выполнение общественной работы и руководить ими.
16. Читать о работе милиции.
1 7. Читать о моряках, летчиках.
18. Читать о работе воспитателя.
19. Знакомиться с работой и устройством станков.
20. Готовить обеды.
21. Читать о строителях.
22. Заботиться о красоте помещения, в котором Вы учитесь, живете, работаете.
23. Читать о достижениях техники (например, журналы “Техника – молодежи» «Юный техник» и т.д.
24. Знакомиться с устройством бытовых электро и радиоприборов.
25. Читать научно-популярную литературу об открытиях в физике.
26. Читать научно-популярную литературу.
27. Узнавать о новых достижениях в области химии (из журналов, радио и телепередач и т.д.).
28. Смотреть телепередачи о космонавтах.
29. Изучать биологию.
30. Интересоваться причинами и способами лечения болезней,
31. Изучать ботанику.
32. Проводить время в лесу.
33. Читать литературно-критические статьи.
34. Активно участвовать в общественной жизни.
35. Читать книги об исторических событиях.
36. Слушать симфоническую музыку.
37. Узнавать об открытиях новых месторождений полезных ископаемых.
38. Узнавать о географических открытиях.
39. Обсуждать текущие дела и события.
40. Устанавливать дисциплину среди сверстников и младших.
41. Путешествовать по стране.
42. Давать объяснения товарищам, как решить трудную задачу, правильно написать
предложение и др.
43. Знакомиться с различными инструментами.
44. Уроки домоводства.
45. Узнавать о новых достижениях в области строительства.
46. Посещать фабрики.
47. Знакомиться с устройством механизмов, машин.
48. Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области радиотехники
49. Разбираться в теории физических явлений.
50. Решать сложные математические задачи.
51. Ставить опыты но химии, следить за ходом химических реакций.
52. Наблюдать за небесными светилами.
53. Вести наблюдение за растениями.
54. Делать перевязки, оказывать первую помощь при ушибах и т.д.
55. Выращивать животных и ухаживать за ними.
56. Собирать гербарий.
57. Писать рассказы и стихи.
58. Наблюдать за поведением и жизнью людей.
59. Принимать участие в работе исторического кружка, разыскивать материалы,
свидетельствующие о событиях прошлого.
60. Декламировать, петь в хоре, выступать на сцене.
61. Собирать минералы, интересоваться их происхождением.
62. Изучать природу родного края.
63. Организовывать общественные мероприятия в школе.
64. Обращать особое внимание на поведение людей.
65. Посещать кружок автолюбителей.
66. Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-нибудь рассказывать,
помогать чем либо).
67. Изготавливать различные детали и предметы.
68. Организовывать питание во время походов.
69. Бывать на стройках.
70. Шить одежду.
71. Собирать и ремонтировать механизмы велосипедов, швейных машин, часов и т.д.
72. Ремонтировать бытовые электро- и радиоприборы.
73. Заниматься в физическом кружке.
74. Заниматься в математическом кружке.
75. Готовить растворы, взвешивать реактивы.
76. Посещать планетарий.
77. Посещать кружок биологии.
78. Наблюдать за больными, оказывать им помощь.
79. Наблюдать за природой и вести записи наблюдений.
80. Сажать деревья и ухаживать за ними.
81. Работать со словарем и литературными источниками, библиографическими
справочниками.
82. Быстро переключаться с одной работы на другую.
83. Выступать с докладами на исторические темы.
84. Играть на музыкальных инструментах, рисовать или резать по дереву
85. Составлять описания минералов.
86. Участвовать в географических экспедициях.
87. Выступать с сообщениями о международном положении.
88. Помогать работникам милиции.
89. Посещать кружок юных моряков.
90. Выполнять работу воспитателя.
91. Уроки труда.
92. Давать советы знакомым при покупке одежды.
93. Наблюдать за работой строителя.
94. Знакомиться со швейным производством.
95. Делать модели самолетов, планеров, кораблей,
96. Собирать радиоприемники и электроприборы.
97. Участвовать в олимпиадах по физике.
98. Участвовать в математических олимпиадах.
99. Решать задачи по химии.
100. Участвовать в работе астрономического кружка.
101. Проводить опыты на животных.
1 02. Изучать функции организма человека и причины возникновения заболеваний.
103. Проводить опытную работу с целью выращивания новых сельскохозяйственных культур.
104. Быть членом общества охраны природы.
105. Участвовать в диспутах, читательских конференциях.
106. Анализировать явления и события жизни.
107. Интересоваться прошлым нашей страны.
1 08. Проявлять интерес к теории и истории развития искусства.
109. Совершать длительные и трудные походы, во время которых приходится напряженно
работать по заданной программе.
110. Составлять географические карты и собирать другие географические материалы.
111. Изучать политический строй различных стран.
112. Работа юриста.
113. Посещать кружок юных космонавтов.
114. Работа учителя.
115. Быть на заводах.
116. Оказывать людям различные услуги.
117. Принимать участие в строительных работах.
11 8. Знакомиться с изготовлением промышленных товаров.
119. Разбираться в технических чертежах и схемах.
120. Пользоваться точными измерительными приборами и производить расчеты по
полученным данным.
121. Проводить опыты по физике.
122. Выполнять работы, требующие знания математических правил и формул.
123. Ассистировать преподавателю при проведении опытов по химии
124. Собирать сведения о других планетах.
125. Читать о деятельности известных биологов.
126. Быть активным членом санитарных дружин.
127.Выполнять работу по уходу за сельскохозяйственными машинами и орудиями труда.
128. Знакомиться с ведением лесного хозяйства.
129. Изучать происхождение слов и отдельных словосочетаний.
130. Вести дневник, писать заметки в школьную и городскую газеты.
131. Изучать историческое прошлое других стран.
1 32. Неоднократно смотреть в театре одну и ту же пьесу.
133. Читать о жизни и деятельности известных геологов.
134. Изучать географию нашей планеты.
135. Изучать биографии выдающихся политических деятелей.
136. Правильно оценивать поступок друга, знакомого, литературного героя и т.д.
137. Читать книги о средствах передвижения.
138. Обучать и воспитывать детей.
139. Наблюдать за действиями квалифицированного рабочего.
140. Постоянно общаться со многими людьми.
141. Проектировать строительные объекты
142. Посещать выставки легкой промышленности.
143. Выполнять чертежи, проектировать машины.
144. Разбираться в радиосхемах
Лист ответов методики «Карта интересов»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
29
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
212
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
Итого
Номера столбцов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Обработка и интерпретация результатов
Область профессиональных предпочтений определяется в соответствии с ключом.
Ключ
Номер столбца
Название предмета
Номер столбца
Название предмета
1
Физика
13
Геология
2
Математика
14
География
3
Химия
15
Общественная работа
4
Биология
16
Право
5
Медицина
17
Транспорт
6
Сельское хозяйство
18
Педагогика
7
Лесное хозяйство
19
Рабочие специальности
8
Лесное хозяйство
20
Сфера обслуживания
9
Филология
21
строительство
10
Журналистика
22
Легкая промышленность
11
История
23
Техника
12
Искусство
24
Электроника
Подсчитайте количество баллов в каждом столбце «Листа ответов» и полученная сумма проставляется в графе «Итого».
При этом вариантам ответа приписываются следующие баллы:
+ + - 2 балла,
+ - 1 балл
0 – баллов
- - (-1) балл
- - - (-2) балла
Полученные по столбикам и столбцам значения сравниваются. Если есть столбцы с равным количеством баллов, наиболее выраженными считаются профессиональные интересы в том столбце, где содержится наименьшее количество «-».
При оценке интересов следует обязательно учитывать столбцы с наибольшим количеством «-» (минусов), как сферы деятельности, отвергаемые клиентом.
4. Опросник профессиональной готовности
Л.Н. Кабардова
Опросник основан на принципе самооценки учащимися одновременно своих возможностей в реализации определенных умений, своего личного опыта и о отношения к задаваемому виду деятельности в своей будущей профессии.
Методика позволяет получить информацию о наличии и возможном сочетании у испытуемого профессионально-ориентированных умений и навыков в определенной профессиональной сфере.
Возможно использование методики индивидуально и в группе. Время обследования не ограничивается.
Испытуемому предлагается 50 вопросов / оценка своих умений; оценка своего эмоционального отношения; оценка своего профессионального пожелания!, оценить каждый из которых он должен по трем шкалам. В каждом из ответов существует своя система внутренней оценки.
Инструкция:
Внимательно прочитайте вопросы. На каждый их них Вы должны дать З ответа и оценить их в баллах от 0 до 2 следующим образом:
1. Насколько хорошо вы умеете делать то, о чем написано в вопросе:
• делаю, как правило, хорошо - 2
• делаю средне - 1
• делаю плохо, совсем не умею - О
2. Какие ощущения возникали у вас, когда вы это делали:
З. Хотели бы вы, чтобы описанное в вопросе действительно было включено в вашу
будущую работу:
• да -2
• все равно - 1
• нет -0
Свои оценки в баллах занесите в Таблицу ответов. Каждый вопрос вы оцениваете
по шкалам:
• сначала «УМЕНИЕ» - шкала 1,
• затем ‘ОТНОШЕНИЕ” - шкала 2,
• потом “ЖЕЛАНИЕ” - шкала З.
В этой же последовательности проставьте выбранные вами оценочные баллы в соответствующую клетку бланка протокола ответов через занятую / номер клетки соответствует номеру вопроса!
Если вы никогда не делали того, о чем написано в вопроснике, то вместо баллов поставьте в клетку прочерки в первых двух шкалах и попробуйте оценить только третью шкалу. Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова “часто”, “легко”, “систематически” и т.п. ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.
Если из перечисленных в вопросе нескольких действий вы умеете что-то одно, то именно его и оцените тремя оценками.
Будьте внимательны, не спешите!
Текст опросника
1. Делать выписки, вырезки из различных текстов и группировать их по определенному признаку.
2. Выполнять практические задания на лабораторных работах по физике /составлять и собирать схемы, устранять в них неисправности, разбираться в принципе действия прибора!.
3. Длительное время /более года/ самостоятельно, терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост, развитие растений /поливать, удобрять, пересаживать!
4. Сочинять стихи, рассказы, писать сочинения.
5. Сдерживать себя, не «выливать» на окружающих свое раздражение, гнев, обиду, плохое настроение.
6. Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план, новый текст.
7. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.
8. Вести регулярное наблюдение за развивающимися растениями.
9. Мастерить красивые изделия своими руками из дерева, из материала, металла и т. п.
10. Терпеливо, без раздражения объяснять кому-либо, что он хочет звать.
11. В письменных работах по русскому языку легко находить ошибки.
12. Разбираться в химических процессах, решать задачи но химии.
13. Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках различных видов растений.
14. Создавать законченные произведения живописи графики,
15. Много и часто общаться с различными людьми, не уставая от этого.
16. На уроках иностранного языка отвечать на вопросы и задавать их, пересказывая тексты.
17. Ремонтировать машины.
18. Тратить свое свободное время на уход и наблюдение за каким-либо животным
19. Сочинять музыку, песни.
20. Внимательно, терпеливо, не перебивая выслушивать людей.
21. При выполнении заданий по иностранному языку без особых трудностей работать с иностранными текстами.
22. Налаживать и чинить электронную аппаратуру.
23. Кормить, чистить, лечить животных.
24. Играть в спектаклях, читать стихи со сцены.
25 Увлекать игрой, делом детей младшего возраста
26. Выполнять задания по математике.
27. Ремонтировать мебель, игрушки.
28. Разбираться в породах и видах животных
29. Оценивать произведения искусства.
30. Организовывать людей на какие-то дела
31. Выполнять задания, требующие практической о применения математических формул и законов.
32. Работать на станке, электрической швейной машинке.
33. Сразу замечать изменения в поведении или внешнем виде животных.
34. Играть на музыкальных инструментах.
35. Выполнять работу, требующую обязательных контактов с людьми.
36. Выполнять подсчеты данных, выводить на этой основе различные
закономерности.
37. Из типовых деталей конструировать новые приборы.
38. Углубленно изучать биологию.
39. Создавать на бумаге модели одежды, причесок.
40. Убеждать людей, предупреждать конфликты между ними.
41. Составлять и рисовать карты, схемы, чертежи.
42. Выполнять задания, где нужно мысленно представить расположение предметов в пространстве.
43. Заниматься в биологическом кружке.
44. Быстрее других замечать в обычном прекрасное, необычное.
45. Оказывать людям посильную помощь.
46. Писать справки, отчеты.
47. Выбирать более рациональный способ решения задачи: технической.
логической, математической,
48. При работе с растениями или животными переносить ручной физический труд,
Дата заполнения _________________________________________
№
шкалы
№
шкалы
№
шкалы
№
шкалы
№
шкалы
1 2 3
1 2 3
1 2 3
1 2 3
1 2 3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
Сумма
Сумма
Сумма
Сумма
Сумма
Ч-З
Ч-Т
Ч-П
Ч-Х
Ч-Ч
Обработка и интерпретация результатов
Методика позволяет произвести количественную и качественную обработку данных, После объяснения обработку данных могут произвести сами учащиеся.
По количественной обработке данных можно сделать вывод о предпочтительной
сфере профессиональной деятельности. Каждый из пяти столбцов соответствует
определенному типу профессий, так /слева – направо/
1 столбец - Человек - Знаковая система (Ч - З),
2 столбец - Человек - Техника (Ч - Т),
З столбец - Человек - Природа (Ч - II),
4 столбец – Человек -Художественный образ (Ч - ХО)
5 столбец - Человек -Человек (Ч - Ч).
Обращается внимание на ту /или те/ профессиональные сферы /типы профессий/, в которых эти суммы наибольшие.
Качественную обработку данных можно провести внутри каждой профессиональной сферы, Суммируются и сравниваются баллы, набранные по трем шкалам между собой. Положительно оценивается сочетание, в котором оценки по 2 и З шкалам сочетаются с реальными умениями оптанта, т.е. с 1 шкалой. Например, соотношение “10-12-11” благоприятнее, чем соотношение “3-18-12”, так как в первом случае предпочтения испытуемого более обоснованы наличием у него соответствующих умений.
Обязательно анализируются во всех сферах вопросы, на которые оптант дал наибольшую оценку в баллах, то есть “2-2-2”, а также вопросы, в которых две наивысшие оценки сочетаются со средней «2-2-1», “1-2-2”, “2-1-2”. Это поможет, во-первых, сузить профессиональную сферу до некоторых специальностей этой сферы; во-вторых, «выйти» за пределы одной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между разными сферами. Например. учитель математики - Ч-Ч и Ч-З.
5. Самооценка индивидуальных склонностей (СИО)
Методика СИО предназначена для выявления общей направленности на профессиональную деятельность, предъявляющую определенные требования к индивидуальным особенностям работника.
В процессе работы с методикой опрашиваемый оценивает у себя выраженность некоторых индивидуальных особенностей: характерологических качеств, психических процессов (внимания. мышления, восприятия, речи), основных свойств нервной системы (силы, подвижности), физических качеств, а также общую направленность на деятельность, относящуюся к предметной, коммуникативной и художественной сферам. По окончании работы производится подсчет баллов с использованием специального ключа по каждой сфере отдельно.
Инструкция:
Анкета самооценки предназначена для того, чтобы помочь Вам лучше разобраться в своих склонностях, особенностях, возможностях. В ней описаны различные жизненные ситуации, качества, виды деятельности человека, которые прямо или косвенно связаны с определенными профессиональными сферами.
Чтобы можно было соотнести Ваши характеристики с различными профессиональными сферами, Вам необходимо проделать следующую работу:
1. Оценить предложенные варианты по 10-балльной шкале.
Если описанное в вопросе качество у Вас выражено ярко, т.е. полностью Вам соответствует, то Вы оцениваете его наивысшим баллом - 10.
Если у Вас его вообще нет (Вы ведете себя прямо противоположно), то Вы оцениваете его наименьшим баллом - 0. Все остальные баллы (от 1 до 9) Вы ставите в зависимости от степени выраженности у вас данного качества. Средний балл 5 старайтесь выбирать как можно реже, попробуйте все же оценить себя точнее.
2. Оценить степень уверенности в правильности своей оценки.
Оценить предложенное качество по 10-балльной шкале, Вы далее оцениваете правильность этой оценки, то есть насколько Вы уверены, что правильно себя оценили соответствующим баллом.
Эта оценка проводится по следующей шкале
• Уверен, что оценил правильно - 3
• Скорее уверен - 2
• Скорее не уверен - 1
• Совсем не уверен - 0
Таким образом на каждый вопрос анкеты Вы должны поставить две оценки:
• собственно оценку качества.
• оценку своей уверенности в ее правильности.
На листке ответов у Вас должна быть сделана запись:
1)- 9-3
2) - 10 - 1
3) - б - 2 и т.д.
Оценивать вопрос, в котором перечислено несколько качеств, нужно в целом. Если одно из качеств, перечисленных в вопросе, у Вас развито лучше, чем другое, то Вы как бы условно оцениваете каждое из них своим баллом, а окончательную оценку делаете средней из этих двух оценок.
Некоторые слова в вопросах выделены, чтобы обратить Ваше внимание на главную мысль вопроса.
Анкета самооценки (СИО)
1. Вам присуща некоторая замкнутость, скованность, робость в поведении.
2. Вы наблюдательны и способны заметить мельчайшее изменение в развитии растений и животных.
3. Вы обладаете богатым воображением и фантазией.
4. Вы легко вступаете в контакты с разными людьми, любите совместную работу.
5. Вы хорошо справляетесь с работой, требующей аккуратности, точности, тщательности.
6. Вы способны работать терпеливо и настойчиво, несмотря на то, что результат вашей работы будет не скоро.
7. Вы способны тонко чувствовать и понимать красоту природы, произведений искусства.
8. Вы вежливы, умеете сдерживаться, даже если не согласны с мнением другого человека.
9.Вы способны:
а) не отвлекаясь выполнять работу, требующую длительного сосредоточения внимания (писать, собирать, решать, паять, считать);
б) одновременно хорошо выполнять сразу несколько разных дел (записывать, слушать, разговаривать, наблюдать и пр.)
в) быстро находить в тексте, заданиях ошибки, нужные слова, даты, символы и пр.
10. Вы умеете:
а) решать логические задачи, то есть на основе анализа признаков, понятий, законов, цифр, находить логическую связь между ними;
б) поставить цель, продумать план и возглавить какое-нибудь дело, то есть организовать его выполнение;
в) придумывать новое, то, чего до Вас еще никто не придумывал (способ решения задачи, игру, занятие, блюдо, конструкцию и пр.)
11. У Вас хорошая память на:
а) цифры, формулы, символы, номера телефонов, даты;
б) содержание прочитанного, слова, названия, стихи;
в) размеры, формы, схемы, расположение улиц, предметов;
г) лица, имена, особенности мимики, речи;
д) образы музыкальных или художественных произведений.
12. Вам легко удержать в памяти на короткое время какую-нибудь информацию, не записывая ее на бумагу (промежуточный результат примера или задачи, номер телефона, имя и пр).
13. Вы умеете:
а) правильно оценивать на глаз размеры, расстояния, количество;
б) представлять фигуру, предмет или их части в пространстве; измерять мысленно их положение.
14. Вы умело работаете: на станке, швейной машинке, печатной машинке или других механизмах; водите автомобиль, управляете мотоциклом и пр.
15. Вы смелы и решительны, не теряетесь даже в неожиданной ситуации.
16. Вас ранит (обижает) резкий окрик, грубое слово; Вы стараетесь не смотреть на “кровавые” (жестокие) сцены в фильмах.
17. Вам нравится работа спокойная, кропотливая (решать, подсчитывать, собирать, чинить, шить и пр.).
18. Вы легко переключаетесь с одного занятия на другое (делая уроки, можете прерваться и поговорить по телефону, посмотреть телепередачу, помочь младшему брату (сестре), а затем продолжать делать уроки). Это разнообразие вам даже нравится.
19. Вы привыкли работать, ходить, говорить быстро.
20. Вам трудно оторваться от своего дела, чтобы выполнить какую-то другую работу. Вы предпочитаете работу, в которой не надо делать частых отвлечений и переключений.
21. У Вас физически сильные и выносливые руки, ноги, тело.
22. У Вас ловкие, чуткие пальцы, поэтому Вы хорошо выполняете работу, требующую мелких точных движений (сборку, ручное шитье, лепку, монтаж радиосхем и пр.).
23. Вам больше нравится работа, связанная с реальными практическими действиями, движениями; с использованием рук, ног, своих физических возможностей. Вы предпочитаете эту работу умственной, аналитической.
24. Вам нравится работа:
а) ремонт, сборка, конструирование технических устройств и механизмов: обработка деталей на станке; управление техническими средствами;
б) производство каких-либо изделий или продуктов (шить, готовить, чинить обувь, мебель, игрушки и пр., печатать фотографии, выполнять ремонтно-строительные работы, обрабатывать дерево и пр.);
в) анализ и обработка информации (текстовой, цифровой, условно-символической, графической и пр.);
г) постоянное взаимодействие с миром живой природы (ухаживать за растениями или животными, изучать биологические процессы и микроорганизмы):
д) активное взаимодействие с людьми (оказывать помощь, услуги, руководить)
е) создание новых или изготовление по образцу художественных изделий, моделей, произведений, образцов;
ж) изучение свойств различных веществ, состояние окружающей среды (воды, почвы, атмосферы, полезных ископаемых).
25. Вы считаете основными жизненными ценностями (для Вас главное):
Для обработки результатов необходимо использовать ключ к методике СИО в котором номера вопросов соотнесены с профессиональными сферами. Номера, записанные без скобок, соответствуют вопросам, содержащим описание качеств личности, ее интересов, психических, физических, психофизиологических особенностей, требуемых в значительном числе профессий определенной профессиональной сферы. В вопросах, номера которых записаны в скобках, содержится аналогичная информация, относящаяся к отдельным представителям мира основных профессий данной сферы. Поэтому вопросы (номера) без скобок называются основными, а в скобках - дополнительными. Основные вопросы одной сферы могут быть дополнительными для другой. Например, вопрос №21 – «У вас физически сильные и выносливые руки, ноги, тело» - является основным в профессиональной сфере «Работа с миром живой природы» и дополнительным в сфере «Создание художественных произведений», когда речь идет о профессиях балерины, скульптора и пр.
При обработке результатов сначала нужно отметить (подчеркнуть или выделить каким-либо способом) номера вопросов, у которых стоит балл 6 и выше. Затем сравнить эти отмеченные номера с номерами вопросов, указанными в ключе, и подсчитать общую сумму баллов, набранных по каждой профессиональной сфере отдельно но основным и отдельно по дополнительным вопросам. В результате по всем сферам выводятся показатели, представленные в виде двух чисел (например. 24 (16) или 42 (24). Сравнение показателей предпочтения той или иной профессиональной сферы производится по сумме баллов, набранных основными вопросами. Например, получены по разным профессиональным сферам следующие показатели: 29(18), 32 (25), 44 (20), 30(15), 45(28), 35(21), 19(10). Предпочтительными являются профессиональные сферы, набравшие максимальное число баллов по основным вопросам. В нашем примере - 44(20) и 45(28). Если две или несколько сфер получили одинаковое или близкое количество основных баллов, то в этих сферах следует рассмотреть общий суммарный показатель, полученный сложением баллов по основным и дополнительным вопросам. Суммарные показатели в данном случае будут равны 64 и 73. Таким образом, по результатам самооценки, профессиональная сфера, имеющая показатель 73, является предпочтительной. Профессиональная сфера с показателем 64 является следующей по значимости и т.п.
Соответствие вопросов различным структурам личности:
Характерологические особенности (вопросы 1 - 8)
Психические процессы (вопросы 9 - 14)
Свойства нервной системы (вопросы 15 - 20)
Физические качества (вопросы 21 - 23)
Интересы, склонности (вопросы 24 а - ж)
Ценностные ориентации (вопросы 25 а - и)
6. Направленность в интересах личности
Методика предназначена для определения профессиональных предпочтений по тринадцати направлениям. Может использоваться в консультировании по выбору профессии и при профотборе.
Инструкция:
Перед вами 104 вопроса о занятиях в свободное или рабочие время и о трудовых обязанностях в разных профессиях.
Вопросы пронумерованы и соответствуют цифрам в ответном бланке. Вы должны оценить каждый вопрос цифрами 1, 2, 3, 4 в соответствии с Вашими интересами. Вы увидите ряд занятий, с некоторыми Вы будите знакомы. В этом случае ответьте на вопрос, что Вы приблизительно думаете о них. Не размышляйте слишком долго. Как можно больше спонтанных ответов.
Цифры означают: 1- совершенно не интересно
2- не особенно интересно
3- довольно интересно
4- очень интересно
Формуляр вопросов
Оценка вопросов
1
2
3
4
1
Столярничать
2
Узнавать устройство различных аппаратов
3
Делать чертежи для постройки дома
4
Работать в области сельского хозяйства
5
Водить автобус
6
Вместе с другими тушить пожар
7
Составлять программы для компьютера
8
Работать с цифрами
9
Контактировать с незнакомыми тебе людьми
10
Украшать и гарнировать кушанья
11
Работать в театре
12
Учить детей считать и писать
13
Помогать больным людям и утешать их
14
Паять металлические предметы
15
«Ковыряться» в машинах
16
Смотреть технические программы по телевизору
17
Находится на природе
18
Водить экскаватор или машину для прокладывания дорог
19
Быть блюстителем порядка
20
Содержать в порядке деньги, доходы, расходы
21
Писать и редактировать тексты
22
Стоять за прилавком и продавать различные вещи
23
Готовить еду для большого количества человек
24
Фотографировать
25
Выступать перед другими
26
Давать советы друзьям, когда у них проблемы, и поддержать их
27
Шить одежду
28
Покупать полуфабрикаты и самому заниматься ими дома
29
Делать чертежи, например, к строительным конструкциям
30
Ухаживать за животными и заботится о них
31
Водить грузовик, нагружать и разгружать
32
Охранять ценные здания и вещи
33
Давать советы по экономике
34
Отвечать за телефонные контакты
35
Иметь работу, где все время меняются сотрудники
36
Выпекать и продавать хлеб
37
Чертить и рисовать
38
Быть руководителем какого-либо кружка
39
Ухаживать за детьми
40
Изготавливать предметы с помощью машин
41
Искать причину поломки и ремонтировать испорченный телевизор или другую бытовую технику
42
Рисовать карты
43
Работать в саду или огороде
44
Участвовать в соревнованиях по ралли
45
Быть начеку и помогать людям, попавшим в беду
46
Решать математические задачи и делать подсчеты
47
Регистрировать данные в компьютере
48
Разговаривать по телефону с большим количеством разных людей каждый день
49
Работать с мясными и колбасными изделиями
50
Читать журналы о мебели и обстановке
51
Инструктировать сотрудников о новом способе работы
52
Ухаживать за больными
53
Оклеивать обоями, красить, перестраивать в своем доме
54
Собирать и монтировать части телефона
55
Изобретать технические средства помощи для инвалидов
56
Прореживать лес, рубить дрова
57
Водить рабочую машину в лесу
58
Следить за соблюдением законов и предписаний
59
Следить за рынком акций
60
Писать протокол заседаний
61
Стоять в приемном зале и информировать
62
Ходить на конкурс по приготовлению пищи
63
Играть на каком-либо инструменте
64
Играть в футбольной команде
65
Помогать детям с замедленным развитием
66
Следить за разными машинами и контролировать их
67
Монтировать книжную полку согласно инструкции
68
Экспериментировать с машинами
69
Выращивать растения
70
Смотреть на автопробеги (соревнования)
71
Заниматься такими видами спорта, как спортивное ныряние или планеризмом
72
Составлять отчеты и рапорты
73
Принимать заказы на поставки и выписывать счета
74
Сервировать и прислуживать
75
Делать коктейли в ресторане
76
Формовать изделия из глины
77
Писать газетные статьи
78
Занимать детей и молодежь
79
Работать с работать с разными инструментами (сверло, пила и т.д.)
80
Смазывать и чинить велосипеды
81
Делать тщательные измерения, используя точные инструменты
82
Выращивать животных
83
Водить трактор и ухаживать за ним
84
Решать сложные задачи, например, в связи с преступлением или аварией
85
Делать выводы из результатов эксперимента
86
Сортировать вещи по цвету, форме, размеру или складывать их
87
Организовывать встречи, общества, походы, праздники
88
Читать газеты о питании, полезном для здоровья
89
Петь в хоре
90
Организовывать выставку с картинами или фотографиями и с текстом
91
Учить инвалидов самостоятельно справляться в быту
92
Изготавливать или чинить мебель
93
Устанавливать электропроводку
94
Конструировать робот, который может застилать кровати и убирать
95
Давать советы по уходу за животными и растениями
96
Управлять движением из контрольного пункта
97
Работать в форменной одежде
98
Проводить анализы в лаборатории
99
Системно сортировать книги и содержать их в порядке
100
Планировать покупки
101
Составлять недельное меню на 8-10 человек
102
Иллюстрировать статьи в техническом журнале
103
Писать заголовки к тексту
104
Подстригать и придумывать новые прически
Когда вы ответили на все вопросы, суммируйте все очки в каждом ряду «Ответного бланка» и напиши сумму в правой колонке бланка (Сумма очков).
Каждый ряд относится к группе профессий со схожими трудовыми обязанностями. Вы получите ваше количество очков в каждой группе. Максимальное их количество в группе будет соответствовать твоим наиболее ярко выраженным интересам.
Работа заключается в производстве предметов из различных материалов, например, древесины, ткани, кожи; или в техническом обслуживании машин.
Например: рабочий-металлург, процесс-оператор, строительный рабочий со специализацией по дереву, столяр, оклейщик обоев, скорняк.
Группа 2. Монтаж. Ремонт. Установка.
Вас интересуют профессии, которые заключаются в сборке разного оборудования, установке машин и аппаратов, ремонте и осмотру машин и оборудования.
Например: электрик, телемеханик, механик по ремонту машин, водопроводчик, часовщик; а также сельскохозяйственный рабочий, которому тоже иногда приходится заниматься ремонтом.
Вам нравятся профессия, где надо ухаживать за животными и работать с растениями.
Профессии е такими трудовыми обязанностями находятся в секторе: сельское хозяйство, лесоводство и садоводство.
Например: биолог, ветеринар, санитар по уходу за больными животными, растениеводство.
Группа 5. Водить машины и автомобили
Вам нравятся профессии, где надо водить машины и автомобили.
Например: водитель автопогрузчика, трактора, автобуса: машинист, а также водитель скорой помощи или пожарной машины.
Группа 6. Охранять. Защищать. Приходить на помощь
Вам нравится действовать в чрезвычайных ситуациях, предупреждать преступления и т.д. Например, в профессиях такого рода, как милиционер, пожарный, охранник. Эти профессии содержат много различных трудовых обязанностей: следить за порядком, охранять ценности, приходить на помощь во время пожаров и несчастных случаев. Задачи другого типа- давать информацию и советы, а также расследование преступлений и установление причины пожаров.
Группа 7. Выяснять. Анализировать. Подсчитывать.
Вам нравятся профессии, где надо выяснять, анализировать, делать экономические расчеты, вести счет деньгам, проводить лабораторные опыты. Эти профессии есть в области администрации, экономики, права, производства.
Например: исследователи и аналитики рыночных отношений, лаборанты, классификаторы в техническом и научно-исследовательском секторе, рецептарии и аптекари.
Группа 8. Тексты. Цифры. Архивы.
Вам нравится выписывать тексты, содержать в порядке бумаги и книги, регистрировать и т.п.
Рабочие задачи такого рода встречаются в области администрации, экономики, права, конторы и информации.
Например: секретарь, конторщик, телефонист, библиотекарь, архиварий, а также профессии типа администратор и счетовод.
Группа 9. Продавать. Покупать. Обслуживать.
Вам нравится покупать, продавать и обслуживать. Есть богатый выбор профессий с этими трудовыми обязанностями. Транспорт и коммуникации, рестораны и домоводство, уход за телом - основные секторы.
Пример профессий: повар, заведующий столовой, кондитер, мясник, пекарь и т.п.
Группа 11. Живопись. Рисование. Театр. Танец.
Вам интересует работа в области искусства.
Примером профессий связанных с живописью, рисованием, хореографией и театром являются такие профессии, как учитель рисования, учитель музыки, а также профессии, где ты можешь использовать интерес к искусству - создатель рекламы, журналист, архитектор. конструктор.
Группа 12. Информировать. Преподавать. Инструктировать.
Пример профессий: учитель, журналист, библиотекарь.
Информировать и инструктировать других людей является составной частью многих профессий. После нескольких лет работы в любой профессии ты можешь стать наставником для новичков. Совет и информация также является составной частью многих профессий.
Группа 13. Ухаживать. Лечить. Советовать. Поддерживать.
Вам интересны профессии, содержанием которых является у ход, помощь и лечение людей, консультирование их и поддержка.
Профессии с такими обязанностями есть в сфере здравоохранения и профилактики, общественных служб и т.д.
Например: воспитатель детского сада, учитель, социальный работник, психолог; а также парикмахер, дерматолог и т.п.
7.Изучение личностных особенностей
Методика «Определение темперамента»
Инструкция:«Ребята, отметьте знаком «+» те качества личности, которыми вы обладаете, знаком «-» - те, которыми не обладаете».
Свои ответы учащиеся заносят в бланк (Приложение №2).
№
Показатель
+ или –
Если Вы:
Неустойчивы, суетливы.
Невыдержанны, вспыльчивы
Нетерпеливы.
Резки и прямолинейны в отношениях с людьми.
Решительны и инициативны.
Упрямы.
Находчивы в споре.
Работаете рывками.
Склонны к риску.
Незлопамятны и необидчивы.
Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми патологиями речью.
Неуравновешенны, склонны к горячности.
Агрессивный забияка.
Нетерпеливы к недостаткам.
Обладаете выразительной речью.
Способны быстро действовать и решать.
Неустанно стремитесь к новому.
Обладаете резкими, порывистыми движениями
Настойчивы в достижении поставленной цели
Склонны к резким сменам настроения
то ВЫ ХОЛЕРИК
Если Вы:
Веселы и жизнерадостны.
Энергичны и деловиты
Часто не доводите начатое дело до конца.
Склонны переоценивать себя.
Способны быстро схватить новое.
Неустойчивы в интересах и склонностях.
Легко переживаете неудачи и неприятности
Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам.
С увлечением беретесь за любое дело.
Быстро остываете, если дело перестает Вас интересовать.
Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую.
Сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке
Обладаете всегда бодрым настроением.
Часто несобранны, проявляете поспешность в решениях.
Склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться.
то ВЫ САНГВИНИК.
Если Вы:
Спокойны и хладнокровны.
Последовательны, обстоятельны в делах.
Осторожны и рассудительны.
Умеете ждать.
Молчаливы и не любите попусту болтать.
Сдержанны и терпеливы.
Обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без выраженных эмоций.
Доводите начатое дело до конца.
Не растрачиваете попусту сил.
Строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе.
Легко сдерживаете порывы.
Маловосприимчивы к одобрению и порицанию.
Не злобливы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес.
Постоянны в своих интересах.
Ровны в отношениях со всеми.
Инертны, малоподвижны, вялы.
Любите аккуратность во всем, порядок во всем.
С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке.
Обладаете выдержкой.
Обладаете терпением.
То ВЫ ФЛЕГМАТИК.
Если Вы:
Стеснительны, застенчивы.
Теряетесь в новой обстановке.
Не верите в свои силы
Затрудняетесь установить контакт с чужими людьми
Легко переносите одиночество.
Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.
Склонны уходить в себя.
Быстро утомляетесь.
Обладаете слабой тихой речью, иногда до шепота.
Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника
Впечатлительны до слезливости.
Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию
Предъявляете высокие требования к себе и к окружающим.
Склонны к подозрительности, мнительности
Болезненно чувствительности и легко ранимы
Чрезмерно обидчивы.
Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями.
Малоактивны и робки.
Безропотно покорны.
Стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих.
То ВЫ МЕЛАНХОЛИК.
Обработка результатов:
Количественный анализ
Обработка полученных данных заключается в подсчете положительных ответов (плюсов) по каждому типу темперамента отдельно. Данные по каждому ребенку заносятся в протокол (см. приложение). Если количество положительных ответов составит 16 – 20, это значит, что у школьника ярко выражены черты данного типа темперамента. Если положительных ответов насчитывается 11 – 15, значит качества данного темперамента присущи ему в значительной степени. Если положительных ответов 6 – 10, то качества данного типа присущи ему в небольшой степени.
Качественный анализ
Человек-САНГВИНИК характеризуется высокой работоспособностью, быстротой и живостью движений. Стремится к частой смене впечатлений, общителен. Легко и быстро переживает неудачи. Школьники-сангвиники обычно имеют широкий круг интересов и увлечений, много друзей.
Людям-ХОЛЕРИКАМ свойственен высокий уровень психической активности, энергичности действий. Однако, их активность циклична: периоды бурной активности могут сменяться периодами депрессии. В отношениях с людьми нередко проявляют вспыльчивость, прямолинейность. Школьники-холерики отличаются быстротой реакций, устойчивой увлеченностью каким-либо делом. На уроках проявляют особенную активность, говорят быстро и горячо.
ФЛЕГМАТИКИ характеризуются низким уровнем психической активности, медлительностью движений, невыразительностью мимики. Флегматику трудно переключаться с одного вида деятельности на другой. Начатое дело они методично доводят до конца. Школьники-флегматики выделяются в классе замедленностью реакций, спокойным тоном. На уроках они делают все не спеша, обдуманно, медленно входят в работу.
МЕЛАНХОЛИКИ- это люди с низким уровнем психической активности, невысоким пределом работоспособности, замедленностью движений и быстрой утомляемостью. Чувства и эмоциональные переживания при слабом внешнем выражении отличаются у меланхоликов глубиной и устойчивостью. Это, обычно, очень впечатлительные дети, требующие бережного отношения к себе.
8. ВАК – опросник для подростков.
(В.А.Ананьев).
Определение ведущей репрезентативной системы
Учащимся предлагается ответить на предложенные вопросы, используя следующую инструкцию: «В каждом абзаце, состоящем из 3-х утверждений, выберите то, которое подходит Вам БОЛЬШЕ ВСЕГО, то, что для Вас предпочтительно, и слева отметьте это утверждение цифрой "1".
Цифрой "2" отметьте то, что МЕНЕЕ подходит для Вас.
Цифрой "3" – САМЫЙ НЕПОДХОДЯЩИЙ для Вас вариант.
Таким образом, вы ранжируете утверждения по степени значимости, приемлемости для Вас».
Как Вы предпочитаете учиться?
а) читая конспект, сделанный в классе и рассматривая иллюстрации
б) повторяя молча про себя всю информацию
в) рисуя диаграммы, схемы и иллюстрации, на основе полученной информации
Каким образом Вы предпочли бы узнать о влиянии алкоголя на организм?
а) с помощью фильма
б) через объяснение учителя, говорящего о том, что происходит
в) разбирая на части муляж тела человека и размышляя о том, что же происходит с различными органами, если человек много выпил
Когда Вы занимаетесь, что Вас больше раздражает?
а) люди, входящие и выходящие из комнаты
б) громкий звук телевизора
в) чувство голода и жажды
Вы готовитесь к экзаменам…
а) составляя перечень вопросов и отмечая галочкой выученное
б) обзванивая друзей и обсуждая информацию с ними
в) делая рисунок по материалу и мысленно проходя через все ступени в уме
Входя в свой класс, что Вы, скорее всего, делаете?
а) посмотрите на плакаты на стене, обстановку в классе
б) поговорю с учеником, сидящим рядом со мной
в) похожу по классу
Во время ссоры с кем-нибудь из родителей, что Вы, вероятнее всего, делаете?
а) сделаете сердитое лицо
б) закричите
в) с сердитым видом выйдите из комнаты
Чем бы Вы предпочли бы заняться?
а) рассматривать плакаты со звездами в музыкальном салоне-магазине
б) слушать музыку
в) танцевать под музыку
Вы только что сильно поссорились с одним из ваших друзей. Как Вы расскажете об этом своему лучшему другу?
а) напишите записку о том, что случилось
б) позвоните другу и расскажите ему обо всем
в) подождете, пока не встретите друга, и изобразите в лицах, что случилось
Когда Вы слушаете музыку, Вы…
а) мысленно видите образы, навеваемые музыкой
б) напеваете под звучащую музыку
в) пританцовываете под музыку
Когда Ваш учитель объясняет материал на занятиях по тому или иному предмету. Вы предпочитаете…
а) видеть иллюстрации
б) чтобы материал громко зачитывали
в) чтобы учитель привел вам пример (может быть пустил вам по рядам муляж или поделку и т.п.)
Что больше всего влияет на ваше настроение, самочувствие?
а) на меня производит сильное впечатление общий вид (обстановка), как выглядит помещение
б) я очень чувствителен к окружающим меня звукам, шумам, голосам людей, буквально настраиваюсь на них
в) я очень чувствителен к тому, насколько удобна моя одежда, приятно ли телу в ней находиться, двигаться и т.д.
Для Вас просто…
а) подобрать для одежды, интерьера разнообразные цветовые комбинации
б) найти идеальную громкость звучания магнитофона, стереосистемы
в) выбрать наиболее удобную, комфортную мебель
Выбирая и читая книги, вы больше ориентированы…
а) на описание внешнего: пейзажи, декорации, краски и т.п.
б) на монологи между персонажами, на нюансы в описании разговоров
в) на действие, динамичность сюжета.
Обработка результатов:
Во всех разделах ответы даны в следующей последовательности:
Визуальный
Аудиальный
Кинестетический
Для получения результатов необходимо подсчитать, сколько баллов "получила" каждая модальность.
Чем большее количество баллов, тем больше вклад данной модальности в создание образа мира.
9. Методика «Призвание»
Определить принадлежность учащихся к «художественному» или «мыслительному» типу людей.
Детям предлагается следующая инструкция: читая внимательно высказывания, постарайтесь оценить степень своего согласия с каждым из них по одинадцатибальной шкале ( 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10), где
абсолютно не согласны с высказыванием;
10- ваше полное согласие с высказыванием;
остальные значения- между 0 и 5, 5 и 10.
Результаты запишите в регистрационный бланк.
Опросник
1. У меня преобладает хорошее настроение.
2. Я запоминаю мелодии с 2-3 прослушиваний.
3.Я хорошо помню содержание того, что преподается в школе.
4.Я воспринимаю рассказы очевидцев в виде образных картин.
5.Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.
6.Мне трудно дается алгебра.
7.В группе приятелей я начинаю разговор первым.
8.Я легко запоминаю незнакомые лица.
9.Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.
10. У меня преобладает плохое настроение.
Обработка результатов:
Подсчитайте сумму баллов по признаку Л ( строка Л- нечетные), запишите результат (Р).
То же по признаку П.
Результаты сравните.
Если ваш «левополушарный» результат более чем на 5 баллов превышает «правополушарный», то это значит вы принадлежите к логическому типу мышления.
П Л. Это значит, что вы человек «художественного» склада.
Если вы в равной степени сочетаете в себе признаки логического и художественного мышления, то вы относитесь к гармоничному( среднему) складу людей.
Вы тем больше мыслитель, чем выше у вас значение по Л в сравнении с П. А это свидетельствует о том, что для вас характерно преобладание оптимистического подхода к проблемам, с которыми вам приходится сталкиваться: большую часть этих проблем вы считаете разрешимыми, а многие могут быть, как вы полагаете, решены именно вашими усилиями. Вам легче даются виды деятельности, требующие логического подхода к решению задач. Как правило, вы без особого труда вступаете в контакт с людьми. В работе и житейских делах вы больше полагаетесь на расчет, чем на чутье(интуицию). Вы склонны действовать последовательно. Вы способны к систематизации того материала с которым вам приходится иметь дело. Вы испытываете больше доверия к печатной информации, чем к информации, получаемой за счет собственного восприятия событий. Выбирая себе профессию, обратите внимание на то, придется ли вам во время работы осуществлять действия, перечисленные выше. Если у вас хорошо выражены признаки мыслительного типа, а желанная работа требует именно логических способностей - вам повезло. Если возможности соответствуют вашим желаниям в той мере, в какой у вас выражено доминирование значений по признаку Л.
Перечень профессий, наиболее подходящих для вас по вашим интеллектуальным данным: математика, логика, преподавание точных наук, конструкторская деятельность, программирование, проектирование технических систем, вождение автомашин, слесарная работа, черчение, работа на ЭВМ, машинопись, агрономия.
Для человека, у которого значение по признаку П выше, чем по признаку Л, характерны во многом прямо противоположные способности и склонности. Человек художественного склада скорее пессимист, чем оптимист. И пессимист тем более, чем выше значение П по сравнению с Л. Такой человек склонен предложения людей либо сразу принимать без обсуждения ( на веру), либо также без анализа отвергать, ориентируясь в основном на свое непосредственное восприятие. Он не очень склонен к активному общению с людьми. Человек этого типа предпочитает осуществлять работу на основе интуитивного поиска решений. Его чутье помогает ему находить выходы из затруднительных положений при столкновении с житейскими и производственными трудностями. Нередко ему удается быстро (стремительно) находить решение. Он больше доверяет личным впечатлениям, чем печатным материалам. Его ожидает успех в тех областях деятельности, где требуются способности к целостному, образному (« художественному» мышлению): врач, дизайнер, художник, композитор, воспитатель, актер, архитектор и т. д.
Для человека, у которого различия в значениях признаков Л и П не выражены, характерно или ровное настроение или настроение с перепадами от повышенного (оптимистического) к пониженному ( пессимистическому) и наоборот. Такому человеку в равной мере удается решать задачи, требующие как строго логического подхода, так и работы образной памяти. В одинаковой степени он может быть или не быть инициатором разговоров в компании с равными по рангу людьми. В работе и житейских делах поражается и на расчет и на чутье. Человек этого типа склонен осуществлять деятельность на основе сочетания алгоритмической (последовательной) стратегии с интуитивным поиском решений проблем. Зоны его успеха - это все разновидности деятельности, в которых требуется как умение быть последовательным в работе, так и способность видеть действительность в образных «живых» картинах, как строгое обоснование предпринимаемых шагов, так и способность принимать решения без учета последствий своих действий. Иначе говоря, это все то, что с одной стороны, требует упорядоченности в работе, а с другой- умения действовать в экстремальных ситуациях.