Просмотр содержимого документа
«Диагностический инструментарий для формирования профильных классов»
«Согласовано»: «Утверждено»:
Руководитель районного
методического объединения
педагогов-психологов,
логопедов,
социальных педагогов
___________________
Протокол №
От 22.02.2018г.
Диагностический инструментарий
для комплектования профильных классов
(направление развития личности школьника: социальное)
Составила: педагог-психолог Шагуева А.Н.
нет квалификационной категории
2017-2018 учебный год
В учебно-методическом пособии изложен авторский взгляд на комплектование профильных классов на основе диагностики профессиональных интересов и склонностей старшеклассников, приведены тексты опросников и образцы бланков, даны рекомендации по обработке и интерпретации полученных результатов. Фрагмент из книги «Отбор в профильные классы»,
Г.В. Резапкина, М., Генезис, 2006.
Диагностика профессиональных интересов и склонностей школьников – важнейший компонент профильного обучения – предъявляет высокие требования к психодиагностическому инструментарию и личности специалиста. К сожалению, большинство профдиагностических методик устаревает уже к моменту их создания, потому что чаще всего их разрабатывают люди, смутно представляющие себе современную школу с ее проблемами и потребностями. Естественно, что эти методики «не работают». Если устаревшими или сомнительными методиками пользуется специалист, не имеющий даже поверхностных знаний и навыков в области профориентации и профдиагностики, результат закономерен: вместо профориентации учащиеся получают дезориентацию, а сама идея предпрофильной подготовки и профильного обучения профанируется.
Рассмотрим некоторые ключевые вопросы профессионального самоопределения.
Современный взгляд на профессиональную успешность заключается в том, что она формируется в трудовой деятельности, а не дана человеку от рождения. Для овладения профессиональным мастерством необходимы положительная профессиональная мотивация, то есть желание работать, а также соответствующие способности, на основе которых формируются навыки.
Считается, что благодаря методам объективного тестирования, можно выявить способности человека и ориентировать его на конкретную общественно полезную деятельность. Сразу возникает два вопроса - во-первых, насколько объективно выявляют тесты способности человека, во-вторых, захочет ли человек реализовать имеющиеся способности?
Отвечая на первый вопрос, приходится признать, что существующие тесты нельзя считать надежным средством оценки интеллектуальных способностей, потому что они измеряют только уровень освоения небольших и произвольно подобранных фрагментов информации низшего уровня, часть которых устаревает уже на момент тестирования. С помощью интеллектуальных тестов выявлено двенадцать различных типов выдающихся ученых, обладающих разными типами компетентности. Ни один из них не получил высокие баллы по традиционным тестам!
В настоящее время ключевым моментом следует считать не способности, а мотивацию человека и его жизненные цели, потому что именно они определяют перспективы развития личности. Поэтому усилия педагогов и психологов должны быть направлены на развитие тех способностей, которые важны для успешного продвижения к цели, поставленной самим человеком. Многочисленные данные подтверждают, что люди, исходно менее способные, но целенаправленно решающие собственную задачу, оказываются творчески более продуктивными, чем более способные, но менее заинтересованные.
Исследование показывают, что одаренные люди обладают дивергентным мышлением, т.к. быстрее решают задачи со многими ответами, при этом предлагая много оригинальных вариантов. Школьное обучение строится на принципах конвергенции, когда задача имеет только одно решение. Большинство тестов, используемых для измерения интеллекта, так же имеет одно правильное решение. Тесты отфильтровывают людей не творчески мыслящих, а тех, которые хорошо принимают ценности и предложенные обществом схемы. Однако способность понимать, разделять и использовать стандартные схемы и понятия вступает в противоречие с необходимостью и потребностью иметь свой взгляд на мир.
Выдающийся русский психолог Б.М.Теплов отмечал, что никто не может предсказать, до каких пределов может развиваться та или иная способность: принципиально говоря, она может развиваться беспредельно, ограничиваясь только временем человеческой жизни, методами воспитания и обучения.
Поэтому при составлении блока методик для отбора в профильные классы акцент делался не на оценке актуального уровня способностей, которую ежедневно дает учитель на уроке, а на индивидуальных психологических особенностях и мотивации учащихся.
Изучение этих особенностей в ходе получения общего образования снижает вероятность ошибки при выборе профиля обучения. При этом необходимо решить ряд важных методологических вопросов: в каком возрасте целесообразно проводить диагностику, с какой целью, в каких формах.
Прежде всего, надо отметить, что в школьном возрасте некорректно говорить о профессиональных способностях: можно говорить только об индивидуальных психологических особенностях как предпосылках формирования профессиональных способностей.
Существует ряд факторов, которые необходимо учитывать при выявлении профессиональных способностей.
Во-первых, в юношеском возрасте некоторые профессионально важные качества находятся в скрытом состоянии, так как нет условий для их проявлений.
Второй фактор – недостаточный уровень самосознания подростка, неустойчивость эмоционального состояния, неадекватная самооценка.
Третий фактор – недостаток жизненного опыта (скудные знания о мире профессий и рынке труда, правилах и ошибках в выборе профессии).
Снизить негативное влияние этих факторов можно только в результате целенаправленного психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения, которое следует начинать еще в начальной школе, как это делается во многих странах. К сожалению, серьезный уровень предпрофильной подготовки школьников в условиях профильного обучения даже не предполагается.
В связи с тем, что число желающих продолжить образование в профильных классах может превысить возможности приема, в каждой профильной школе должна существовать открытая, гласная и надежная процедура отбора.
Методика отбора в профильные классы, изложенная в данном пособии, ни в коей мере не может заменить систематическую профориентационную работу. Однако, учитывая, что перед педагогами и психологами профильной школы уже сегодня стоит задача комплектования профильных классов, предлагаю информативную и надежную модель психолого-педагогической диагностики учащихся 8-9 классов с целью уточнения специализации дальнейшего обучения на основе изучения интересов, склонностей и особенностей мышления учащихся.
В основе методик, составляющих данный блок, лежат известные психологам-профконсультантам «Карта интересов» Голомшток, Опросник профессиональных склонностей Йовайши, Школьный тест умственного развития (под ред. Гуревича), Методика определения типа мышления. Специфика восприятия современных подростков, новые социально-экономические условия, задачи профильного обучения потребовали пересмотра не только содержания вопросов и заданий, но и структуры методик, формы их предъявления. Неуклонно снижается уровень развития вербального интеллекта, эрудиции, меняются приоритеты и жизненные ценности. Новые формулировки учитывают эти реалии. В пособии предлагается переработанные версии всех четырех методик, ранее опубликованных в моей книге «Отбор в профильные классы» (Генезис, 2005). При подборе методик учитывались принципы дублирования, или перекрытия тестов («Профиль» и «Опросник профессиональных склонностей»), оптимальности числа методик и последовательности их предъявления.
Необходимо позаботиться о том, чтобы у каждого ученика были бланки и опросники. Цель диагностики – не только сбор информации об учащихся для принятия обоснованного решения о выборе профиля обучения, но и активизация профессионального самоопределения. Школьники любого возраста с большим интересом выполняют задания, дающие возможность лучше узнать себя. Именно этот интерес является гарантией достоверности результатов.
Вся работа занимает три урока. Первый урок необходимо предварить краткой, не более пяти минут, мотивационной беседой, в которой вы сообщаете о целях и задачах предстоящей работы. Важно, чтобы ребята не воспринимали эту работу как экзамен, от которого зависит их будущее. Обратите внимание ребят, что решение о выборе профиля обучения будет ими приниматься самостоятельно, а задача психолога – помочь сделать правильной выбор на основе самодиагностики, успех которой во многом зависит от искренности и объективности самих ребят. Из четырех методик три предполагают самостоятельную обработку на уроке.
На первом уроке рекомендуется выполнить методики «Профиль» и «Тип мышления», каждая из которых занимает 15-20 минут. Эти методики лучше зачитывать, потому что здесь важна первая реакция. Быстрый темп не даст ребятам возможность обсуждать и комментировать вопросы. После того, как ребята подсчитали число баллов и записали их в пустых клетках, вы рассказываете, что каждая строка – это направление профессиональной деятельности (фактически это – десять профилей обучения). Чем больше баллов, тем выше интерес к этому виду деятельности. После достаточно интенсивной работы ребятам необходимо расслабиться и обменяться впечатлениями. Вы дадите им такую возможность, если попросите сначала поднять руки тех, у кого больше всего баллов в первой, второй и т.д. строке, только затем раскрывая значение этих строк (физика и математика, и. т.д.). Можно предложить ребятам сначала самим угадать, что обозначает та или иная шкала. Ваша эмоциональность и включенность может проявляться в ваших позитивных комментариях, живом интересе к полученным результатам.
В каждом классе есть немало ребят, показывающих слабый интерес ко всем направлениям. Хотя по одной методике нельзя делать определенных выводов, на этих ребят следует обратить внимание, потому что у их могут быть проблемы с самооценкой, низкая мотивация. Учащиеся с высокими баллами по нескольким шкалам нередко испытывают другие трудности – не могут выбрать из нескольких вариантов. Дальнейшая диагностика может сузить их поле выбора, однако надо давать себе отчет, что групповая форма работы не может помочь всем – есть более сложные случаи, которые могут рассматриваться только в ходе индивидуальной профконсультации.
Методики отбора в профильные классы
1. Методика «Профиль» (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной)
Инструкция. Данные вопросы касаются вашего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли вам делать то, о чем говориться в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте плюс, если не нравится – минус.
Номера вопросов
Сумма баллов
1
11
21
31
41
2
12
22
32
42
3
13
23
33
43
4
14
24
34
44
5
15
25
35
45
6
16
26
36
46
7
17
27
37
47
8
18
28
38
48
9
19
29
39
49
10
20
30
40
50
1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.
2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.
3. Выяснять устройство электроприборов.
4. Читать научно-популярные технические журналы.
5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.
6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.
7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.
8. Наблюдать за работой медсестры, врача.
9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.
10. Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.
11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями.
12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.
13. Ремонтировать бытовые электроприборы.
14. Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.
15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.
16. Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.
17. Участвовать в общественной жизни школы, города.
18. Объяснять одноклассникам учебный материал.
19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.
20. Соблюдать режим, вести здоровый образ жизни.
21. Проводить опыты по физике.
22. Ухаживать за животными растениями.
23. Читать статьи об электронике и радиотехнике.
24. Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.
25. Коллекционировать камни, минералы.
26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.
27. Читать биографии известных политиков, книги по истории.
28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим.
29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов.
30. Участвовать в военных играх, походах.
31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.
32. Замечать и объяснять природные явления.
33. Собирать и ремонтировать компьютеры.
34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.
35. Участвовать в географических, геологических экспедициях.
36. Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.
37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом
38. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.
39. Искать и находить способы зарабатывания денег.
40. Заниматься физической культурой и спортом.
41. Участвовать в физико-математических олимпиадах.
42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.
43. Разбираться в принципах работы электроприборов.
44. Разбираться в принципах работы различных механизмов.
45. “Читать” географические и геологические карты.
46. Участвовать в спектаклях, концертах.
47. Изучать политику и экономику других стран.
48. Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.
49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.
50. Участвовать в спортивных соревнованиях.
Обработка результатов. Десять горизонтальных строк с номерами вопросов в бланке - это десять возможных направлений профессиональной деятельности:
1 – физика и математика;
2 – химия и биология;
3 – радиотехника и электроника;
4 – механика и конструирование;
5 – география и геология;
6 – литература и искусство;
7 – история и политика;
8 – педагогика и медицина;
9 – предпринимательство и домоводство;
10 – спорт и военное дело.
Подсчитайте число плюсов в каждой строчке таблицы. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям. Пять баллов говорят о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Это – необходимое, но не достаточное условие правильного выбора профессии. Другое важное условие – способности, или профессионально важные качества. Если сумма баллов ни в одной строчке не превышает двух баллов, значит, профессиональные интересы слабо выражены.
2. Методика «Тип мышления» (методика в модификации Г. Резапкиной)
Инструкция. У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке поставьте плюс, если нет – минус.
П-Д
А-С
С-Л
Н-О
К
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
2. Мне интересно составлять компьютерные программы.
3. Я люблю читать книги.
4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.
5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.
7. Я люблю играть в шахматы.
8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
9. Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.
10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.
11. Мне нравится все делать своими руками.
12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.
13. Я придаю большое значение сказанному слову.
14. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.
15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
18. Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста.
19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.
20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.
21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей, лего.
22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.
24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
25. Я не хотел (а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.
26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
27. Я понимаю красоту математических формул.
28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.
29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.
32. Мне интересно было бы расшифровать древние тексты.
33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
34. Красота для меня важнее, чем польза.
35. Не люблю ходить одним и тем же путем.
36. Истинно только то, что можно потрогать руками.
37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.
38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
39. Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма.
40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.
Обработка результатов. Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка.
Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления (0-2 – низкий, 3-5 – средний, 6-8 – высокий).
1. Предметно-действенное мышление (П-Д) свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.
2. Абстрактно-символическим мышлением (А-С) обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
3. Словесно-логическое мышление (С-Л) отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis - словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
4. Наглядно-образным мышлением (Н-О) обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.
5. Креативность (К) – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.
В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.
Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но важнее всего ваши способности и интерес к будущей профессии. Насколько удачен ваш выбор? Если ваши профессиональные планы не вполне соответствуют типу мышления, подумайте, что легче изменить – планы или тип мышления?
3. Методика «Эрудит» (методика ШТУР в модификации Г. Резапкиной)
Выполнение этой методики требует интенсивной умственной работы в течение всего урока. Поэтому нежелательно проводить ее на первом и последних уроках, а также в те дни, когда запланированы контрольные работы. Методика предназначена для определения усвоения ряда понятий школьной программы, сформированности основных мыслительных процессов и развития вербального интеллекта учащихся 8–9-х классов. Она состоит из четырех серий заданий, каждая из которых выявляет уровень развития основных мыслительных операций (установление аналогий, классификация, обобщение, поиск закономерностей) на материале физико-математического, естественнонаучного, общественного и гуманитарного предметного цикла. Задания четвертой серии направлены на изучение способности к анализу и синтезу знаковой информации.
Методика «Эрудит» может использоваться для оценки успешности обучения различных групп учащихся и эффективности различных программ и методов обучения.
Работа над тестом занимает один урок. Если нет возможности рассадить ребят по одному, психолог должен внимательно следить, чтобы ребята не списывали друг у друга. У каждого школьника на парте должен быть бланк ответов и лист с заданиями.
I. Аналогии (А). Даны три слова. Первое и второе слово связаны по смыслу. Из четырех слов выберите то, которое связано по смыслу с третьим так, как первое со вторым. В бланке рядом с номером задания запишите его букву. Пример: летчик – самолет = машинист –? Варианты: а) пассажир; б) поезд; в) вагон; г) вокзал. Летчик управляет самолетом, машинист – поездом. Правильный ответ – б.
II. Классификация (К). Даны четыре слова, три из которых объединены общим признаком. Найдите слово, которое не имеет этого признака, и запишите его букву в бланке. Пример: а) корова; б) лошадь; в) собака; г) волк. Три слова обозначают домашних животных, а четвертое – дикого. Значит, правильный ответ – г) волк.
III. Обобщение (О).Даны пары слов. Выберите из четырех вариантов тот, который выражает самые существенные для обоих слов признаки. Пример: сосна – ель. Варианты ответов: а) растения, б) природа, в) деревья, г) хвойные деревья. Правильный ответ – г, потому что он точнее всего отражает существенные свойства этих понятий.
41. Феодализм – капитализм:
а) устройство общества, б) формы правления; в) неравенство; г) общественный строй.
42. Радио – телевидение:
а) способы передачи информации; б) средства массовой информации; в) достижения науки; г) формы воздействия на людей.
43. Наука – искусство:
а) виды творчества; б) интеллект; в) культура; г) области человеческой деятельности.
IV. Закономерности (З).Числа в каждом ряду расположены по определённому правилу. Вы должны понять эту закономерность и записать в бланке ответов число, которое продолжает этот числовой ряд. В некоторых случаях для того, чтобы найти закономерность, необходимо мысленно выполнять арифметические действия.
Обработка результатов. Обработку проводит сам учитель или психолог. Она заключается в подсчете правильных ответов и предполагает количественный и качественный анализ ответов. За каждый правильный ответ начисляется один балл. Качественный анализ результатов выявляет группы учащихся с разной степенью усвоения школьных понятий различных учебных циклов. В соответствии со структурой методики первые пять (1–5) строк бланка занимают вопросы общественных наук, следующие пять строк (6–10) – вопросы гуманитарных наук, с 11 по 15 – вопросы естественных наук, с 16 по 20 – физика и математика. Баллы (количество правильных ответов из 15 возможных) записываются в пустой клетке после названия цикла.
Степень сформированности основных мыслительных операций определяется подсчетом и сравнением количества правильных ответов по четырем сериям (1 – «Аналогии», 2 – «Классификация», 3 – «Обобщение», 4 – «Закономерности» – соответственно буквы «А», «К», «О», «З» внизу бланка). Баллы (количество правильных ответов из 20 возможных) записываются в пустых клетках нижней строки под каждой серией рядом с этими буквами. Общий балл (из 80 возможных) записывается в правом нижнем прямоугольнике. По результатам тестирования класс подразделяется на пять групп:
1) наиболее успешные – 10% от общего числа испытуемых; 2) близкие к успешным – 20% от общего числа испытуемых; 3) средние по успешности – 40% от общего числа; 4) мало успешные – 20 % от общего числа; 5) наименее успешные – 10 % от общего числа испытуемых.
К следующему, завершающему, уроку, вы должны вернуть ребятам обработанные бланки. Возвращая результаты, необходимо напомнить, что по отдельным методикам нельзя давать рекомендации о профиле обучения, тем более, что работа еще не закончена. Ни в коем случае нельзя зачитывать эти результаты вслух – во-первых, вы травмируете тех, у кого низкие результаты, во-вторых, теряете время.
Образец бланка
1
21
41
61
2
22
42
62
3
23
43
63
4
24
44
64
5
25
45
65
Общественные науки
6
26
46
66
7
27
47
67
8
28
48
68
9
29
49
69
10
30
50
70
Гуманитарные науки
11
31
51
71
12
32
52
72
13
33
53
73
14
34
54
74
15
35
55
75
Естественные науки
16
36
56
76
17
37
57
77
18
38
58
78
19
39
59
79
20
40
60
80
Физика-математика
З
А
К
О
Правильные ответы
1
в
21
а
41
г
61
24
2
б
22
г
42
б
62
3
3
г
23
г
43
г
63
11
4
г
24
б
44
в
64
7
5
в
25
г
45
а
65
36
Общественные науки
6
а
26
а
46
в
66
24
7
г
27
а
47
б
67
18
8
в
28
в
48
б
68
64
9
б
29
б
49
г
69
37
10
г
30
г
50
а
70
49
Гуманитарные науки
11
а
31
б
51
г
71
2
12
г
32
а
52
а
72
92
13
б
33
в
53
г
73
4
14
в
34
в
54
в
74
3
15
а
35
г
55
б
75
94
Естественные науки
16
а
36
в
56
в
76
14
17
г
37
г
57
г
77
5
18
а
38
б
58
а
78
2
19
б
39
б
59
в
79
4
20
в
40
а
60
б
80
198
Физика-математика
З
А
К
О
4. Опросник профессиональных склонностей (методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной)
Инструкция. Для того, чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов – «а», «б» или «в» – и отметьте его в бланке.
Образец бланка
I
II
III
IV
V
VI
1
а
б
в
2
а
б
в
3
а
б
в
4
а
б
в
5
а
б
в
6
а
б
в
7
а
б
в
8
а
б
в
9
а
б
в
10
а
б
в
11
а
б
в
12
а
б
в
13
а
б
в
14
а
б
в
15
а
б
в
16
а
б
в
17
а
б
в
18
а
б
в
19
а
б
в
20
а
б
в
21
а
б
в
22
а
б
в
23
а
б
в
24
а
б
в
Сумма баллов
1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности
а) общаться с самыми разными людьми; б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д. в) заниматься расчетами; вести документацию.
2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает
а) возможность следить за ходом мыслей автора; б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера; в) сюжет, действия героев.
3. Меня больше обрадует Нобелевская премия
а) за общественную деятельность; б) в области науки; в) в области искусства.
4. Я скорее соглашусь стать
а) главным механиком; б) начальником экспедиции; в) главным бухгалтером.
5. Будущее людей определяют
а) взаимопонимание между людьми; б) научные открытия; в) развитие производства.
6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь
а) созданием дружного, сплоченного коллектива; б) разработкой новых технологий обучения; в) работой с документами.
7. На технической выставке меня больше привлечет
а) внутреннее устройство экспонатов; б) их практическое применение; в) внешний вид экспонатов (цвет, форма).
8. В людях я ценю, прежде всего
а) дружелюбие и отзывчивость; б) смелость и выносливость; в) обязательность и аккуратность.
9. В свободное время мне хотелось бы
а) ставить различные опыты, эксперименты; б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать; в) тренироваться.
10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует
а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны; б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи); в) деловое общение
11. Мне интереснее беседовать о
а) человеческих взаимоотношениях; б) новой научной гипотезе; в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.
12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал (а)
а) технический; б) музыкальный; в) спортивный.
13. В школе следует обратить особое внимание на
а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками; б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом; в) укрепление дисциплины.
14. Я с большим удовольствием смотрю
а) научно-популярные фильмы; б) программы о культуре и искусстве; в) спортивные программы.
15. Мне хотелось бы работать
а) с детьми или сверстниками; б) с машинами, механизмами; в) с объектами природы.
16. Школа в первую очередь должна
а) учить общению с другими людьми; б) давать знания; в) обучать навыкам работы.
17. Главное в жизни
а) иметь возможность заниматься творчеством; б) вести здоровый образ жизни; в) тщательно планировать свои дела.
18. Государство должно в первую очередь заботиться о
а) защите интересов и прав граждан; б) достижениях в области науки и техники; в) материальном благополучии граждан.
19. Мне больше всего нравятся уроки
а) труда; б) физкультуры; в) математики.
20. Мне интереснее было бы
а) заниматься сбытом товаров; б) изготавливать изделия; в) планировать производство товаров.
21. Я предпочитаю читать статьи о
а) выдающихся ученых и их открытиях; б) интересных изобретениях; в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.
22. В свободное время я люблю
а) читать, думать, рассуждать; б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями; в) ходить на выставки, концерты, в музеи.
23. Больший интерес у меня вызовет сообщение о
а) научном открытии; б) художественной выставке; в) экономической ситуации.
24. Я предпочту работать
а) в помещении, где много людей; б) в необычных условиях; в) в обычном кабинете.
Обработка результатов. Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.
10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.
7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности.
4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность.
0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.
Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?
1 - склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.
2 - склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе. Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.
3 - склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.
4 - склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.
5 - склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.
6 - склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.
Бланк ответов «Профессиональные склонности»
Класс : _________________ Фамилия Имя: __________________________________
I
II
III
IV
V
VI
1
а
б
в
2
а
б
в
3
а
б
в
4
а
б
в
5
а
б
в
6
а
б
в
7
а
б
в
8
а
б
в
9
а
б
в
10
а
б
в
11
а
б
в
12
а
б
в
13
а
б
в
14
а
б
в
15
а
б
в
16
а
б
в
17
а
б
в
18
а
б
в
19
а
б
в
20
а
б
в
21
а
б
в
22
а
б
в
23
а
б
в
24
а
б
в
Сумма баллов
Опросник к занятию «Определение профессиональных склонностей»
Склонность - это влечение к какому-либо занятию. Для того, чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов утверждений – «а», «б» или «в» – и обведите его в бланке.
После ответа на все утверждения, подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.
Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности
а) общаться с самыми разными людьми; б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д. в) заниматься расчетами; вести документацию.
В книге или кинофильме меня больше всего привлекает
а) возможность следить за ходом мыслей автора; б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера; в) сюжет, действия героев.
Меня больше обрадует Нобелевская премия
а) за общественную деятельность; б) в области наук; в) в области искусства.
Я скорее соглашусь стать
а) главным механиком; б) начальником экспедиции; в) главным бухгалтером.
Будущее людей определяют
а) взаимопонимание между людьми; б) научные открытия; в) развитие производства.
Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь
а) созданием дружного, сплоченного коллектива; б) разработкой новых технологий обучения; в) работой с документами.
На технической выставке меня больше привлечет
а) внутреннее устройство экспонатов; б) их практическое применение; в) внешний вид экспонатов (цвет, форма).
В людях я ценю, прежде всего
а) дружелюбие и отзывчивость; б) смелость и выносливость; в) обязательность и аккуратность.
В свободное время мне хотелось бы
а) ставить различные опыты, эксперименты; б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать; в) тренироваться.
В заграничных поездках меня скорее заинтересует
а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны; б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи); в) деловое общение.
Мне интереснее беседовать о
а) человеческих взаимоотношениях; б) новой научной гипотезе; в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.
Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал
а) технический; б) музыкальный; в) спортивный.
В школе следует обратить особое внимание на
а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками; б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом; в) укрепление дисциплины.
Я с большим удовольствием смотрю
а) научно-популярные фильмы; б) программы о культуре и искусстве; в) спортивные программы.
Мне хотелось бы работать
а) с детьми или сверстниками; б) с машинами, механизмами; в) с объектами природы.
Школа в первую очередь должна
а) учить общению с другими людьми; б) давать знания; в) обучать навыкам работы.
Главное в жизни
а) иметь возможность заниматься творчеством; б) вести здоровый образ жизни; в) тщательно планировать свои дела.
Государство должно в первую очередь заботиться о
а) защите интересов и прав граждан; б) достижениях в области науки и техники; в) материальном благополучии граждан.
Мне больше всего нравятся уроки
а) труда; б) физкультуры; в) математики.
Мне интереснее было бы
а) заниматься сбытом товаров; б) изготавливать изделия; в) планировать производство товаров.
Я предпочитаю читать статьи о
а) выдающихся ученых и их открытиях; б) интересных изобретениях; в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.
Свободное время я люблю
а) читать, думать, рассуждать; б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями; в) ходить на выставки, концерты, в музеи.
Больший интерес у меня вызовет сообщение о
а) научном открытии; б) художественной выставке; в) экономической ситуации.
Я предпочту работать
а) в помещении, где много людей; б) в необычных условиях; в) в обычном кабинете.
Интерпретация результатов методик отбора в профильные классы
После обработки результатов по каждой методике, перед нами стоит задача их анализа и обобщения. «Профиль» выявляет группу учащихся с выраженными интересами к одному или нескольким профилям обучения. Анализ результатов диагностики упрощает то, что шкалы методики «Профиль» почти полностью соответствуют существующим профилям обучения:
Методика «Профиль»
Профили обучения
1 – физика и математика; 2 – химия и биология; 3 – радиотехника и электроника; 4 – механика и конструирование; 5 – геогра¬фия и геология; 6 – литература и искусство; 7 – история и политика; 8 – педагогика и медицина; 9 – предпринимательство и домоводство; 10 – спорт и военное дело.
1. Физико-математический профиль 2. Естественнонаучный профиль (1- физика и химия), (2- биология и география) 3. Социально-экономический профиль 4. Гуманитарный профиль 5. Филологический профиль 6. Информационно-технологический профиль 7. Агро-технологический профиль 8. Индустриально - технологический профиль 9. Художественно-эстетический профиль 10. Оборонно-спортивный профиль.
Результаты работы над Опросником профессиональных склонностей уточняют и конкретизируют эти данные. Так, если выраженный интерес к военному делу и спорту (десятая колонка) по методике «Профиль» подкрепляется склонностью к экстремальным видам деятельности (пятая шкала) по Опроснику профессиональных склонностей, уже есть основания для выбора оборонно-спортивного профиля. Интерес к педагогике и медицине (восьмая колонка по методике «Профиль»), подтвержденный склонностью к работе с людьми (первая шкала по Опроснику профессиональных склонностей), указывает на гуманитарную направленность подростка.
Результаты методики «Эрудит»оценивают степень усвоения отдельных циклов учебной программы и уровень сформированности основных мыслительных функций.
Определение типа мышления носят уточняющий характер. Так, выраженное абстрактно-символическое мышление указывает на некоторые склонности к предметам физико-математического цикла, словесно-логическое мышление – к предметам гуманитарного цикла, наглядно-образное мышление – к эстетическим видам деятельности, предметно-действенное мышление – к практической работе и экстремальным видам деятельности.
Результаты отдельных методик нельзя рассматривать изолированно друг от друга: информация, полученная с помощью одних методик, обычно перекрывается и уточняется другими. Сочетание четырех разноплановых методик дает достоверную картину профессиональных интересов и склонностей подростков, позволяя рекомендовать учащимся определенный профиль обучения. Рассмотрим, как результаты диагностики соотносятся с распределением учащихся по профилям обучения.
Рассмотрим, как результаты диагностики соотносятся с распределением учащихся по профилям обучения:
Профиль обучения
Методика «Профиль»
Опросник профессиональных склонностей
Опросник типа мышления
Методика «Эрудит»
Физико-математический профиль
Физика-математика
Склонность к исследовательской (интеллектуальной) деятельности
Абстрактно-символическое Предметно-действенное
Физика и математика «Поиск закономерностей» «Установление аналогий»
Естественно-научный профиль (физика и химия)
Физика- математика Химия-биология
Склонность к исследовательской (интеллектуальной) деятельности
Абстрактно-символическое Предметно-действенное
Физика и математика Естественные науки «Аналогии» «Поиск закономерностей»
Естественно-научный профиль (биология и географии)
Химия-биология География-геология
Склонность к исследовательской (интеллектуальной) деятельности
Абстрактно-символическое Предметно-действенное
Естественные науки «Установление аналогий» «Поиск закономерностей»
Социально-экономический профиль
Предпринима-тельство История-политика
Склонность к планово-экономической деятельности
Абстрактно-символическое Словесно-логическое
Общественные науки «Аналогии» «Обобщение» «Классификация»
Гуманитарный профиль
Педагогика-медицина
Склонность к работе с людьми
Словесно-логическое Предметно-действенное
Общественные науки Гуманитарные науки «Аналогии» «Обобщение» «Классификация»
Филологический профиль
Литература-искусство
Склонность к эстетическим видам деятельности
Словесно-логическое Наглядно-образное
Гуманитарные науки «Аналогии» «Обобщение» «Классификация»
Информационно-технологический профиль
Физика-математика Радиотехника-электроника
Склонность к исследовательской (интеллектуальной) деятельности
Абстрактно-символическое Словесно-логическое
Физика и математика «Поиск закономерностей»
Агро-технологический профиль
География-геология
Склонность к исследовательской и экстремальной деятельности
Предметно-действенное Абстрактно-символическое
Естественные науки «Поиск закономерностей»
Индустриально - технологический профиль
Радиотехника-электроника Механика-конструирование
Склонность к практической деятельности
Предметно-действенное Наглядно-образное
«Поиск закономерностей»
Художественно-эстетический профиль
Литература-искусство
Склонность к эстетической деятельности
Наглядно-образное Предметно-действенное
Гуманитарные науки
Оборонно-спортивный профиль
Спорт-военное дело
Склонность к экстремальной деятельности
Предметно-действенное
Заключение может представлять собой краткий психологический портрет, в котором отражены основные результаты диагностики, существенные для принятия о выборе профиля обучения. Заключение опирается на объективные данные тестирования, поэтому следует избегать домыслов и гипотез. Оно должно быть написано грамотно и корректно, в однозначных понятиях, доступных самим учащимся.
Специалист, проводящий отбор в профильные классы по запросу администрации, невольно нарушает основные принципы профдиагностики – добровольность и конфиденциальность. В ряде стран, например, во Франции, текст заключения по результатам оценки профессиональной компетенции обсуждается с самим испытуемым, который вправе потребовать исключения из текста фрагментов, способных повредить ему при устройстве на работу. Оправданием этого может быть только убежденность, что это делается профессионально и в интересах учащихся. В нашем случае принимается решение, которое может повлиять на судьбу ученика, поэтому даже сама возможность обсуждение результатов диагностики один на один дает ученику ощущение своей значимости, ответственности за свой выбор, снижает напряженность, неизбежную в условиях отбора и конкуренции. Необходимо информировать родителей о целях и результатах отбора, в случае необходимости можно познакомить их с технологией проведения отбора, показать заполненные бланки. Важно, чтобы взрослые действовали согласованно и ответственно в вопросах профильной ориентации, иначе подросток, столкнувшийся с противоречивой информацией, будет дезориентирован.
Хотя данный блок методик позволяет рекомендовать учащимся определенный профиль обучения, одной психологической диагностики недостаточно для принятия решения о зачислении в профильный класс: необходимо учитывать объективные успехи в освоении профилирующих предметов и мотивацию, то есть желание самого учащегося. Как правило, низкой успеваемости по предмету сопутствует слабый интерес к нему (если только плохие оценки не вызваны необъективной оценкой со стороны учителя). Но хорошие оценки не всегда означают интерес к предмету – одной из распространенных ошибок в выборе профессии является «перенос» интереса к яркому, талантливому учителю на его предмет. При комплектовании профильных классов необходимо собирать, анализировать и обобщать не только результаты диагностики, но и сведения, полученные в ходе личных наблюдений, бесед с учителями и родителями. В этом смысле комплектование профильных классов – вопрос не трех часов. Время, затрачиваемое на обработку и подготовку заключений, в несколько раз превышает время, необходимое на проведение самого тестирования. На обработку одного бланка и написание одного заключения может уйти до часа рабочего времени. В среднем работа с одним классом занимает неделю.