Диагностическая анкета о критических ситуациях подростков
Диагностическая анкета о критических ситуациях подростков
Инструкция. Для заполнения анкеты Вам необходимо ответить на все вопросы. Помните , что здесь не может быть правильных или неправильных ответов. Участие в исследовании является добровольным и лишь от Вашего желания зависит, будет ли Вы подписывать анкету или нет. Самое главное - Ваши ответы , которые окажут нам большую помощь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Диагностическая анкета о критических ситуациях подростков »
Диагностическая анкета о критических ситуациях подростков
Инструкция. Для заполнения анкеты Вам необходимо ответить на все вопросы. Помните , что здесь не может быть правильных или неправильных ответов. Участие в исследовании является добровольным и лишь от Вашего желания зависит, будет ли Вы подписывать анкету или нет. Самое главное - Ваши ответы , которые окажут нам большую помощь.
Предположим к Вам обратились ваши родные ( мама, папа, родственники и т.д.) друзья или одноклассники с просьбой в трудной для них ситуации (ссоры, конфликты, споры, разногласия) и найти выход из нее.
В Вашей жизни были случаи , когда возникло несколько неприятных для Вас событий в одно и тоже время, а Вы были их участниками или очевидцами, т.е. видели или наблюдали их.
Отметьте крестиком, какие это были события. Начинайте свой ответ словами «У меня были…». Постарайтесь выбрать:
ссоры, конфликты с друзьями;
конфликты, споры, разногласия с одноклассниками;
ссоры, конфликты между родителями; между родителями и родственниками;
неприятности во взаимоотношениях с учителями;
разногласия между родителями и учителями;
неприятные переживания из-за того, что совершил, сделал или собираюсь сделать;
неприятности в учебе – неуспеваемость;
конфликты с братом или сестрой;
конфликты с милицией;
конфликты с родителями;
неприятные внутренние переживания – одиночество, «что-то тревожит»
что- ни будь другое, пожалуйста, напишите_____________ ______________
Знаком «х» с левой стороны шкалы укажите «Как давно произошли эти события, которые неприятны для Вас», а с правой стороны знаком «х» укажите вероятность их повторения в будущем.
Вспомните случаи, когда Вы были участником нескольких неприятных для Вас событий, которые произошли в одно и тоже время . В общем, вспомните все неприятности , которые возникали у Вас дома , в школе или в отношениях со сверстниками.
Отметьте, что Вы чувствовали после этого . Начинайте свой ответ словами: «После неприятных событий, которые я видел, в которых участвовал или о которых слышал и думал, я чувствовал…»
удовлетворение 3 –2 – 1—0—1—2—3 неудовлетворение
веселье 3 –2 – 1—0—1—2—3 тоску
возбуждение 3 –2 – 1—0—1—2—3 подавленность
отсутствие страха, 3 –2 – 1—0—1—2—3 страх, опасение
спокойствие 3 –2 – 1—0—1—2—3 беспокойство
уверенность 3 –2 – 1—0—1—2—3 неуверенность
самостоятельность 3 –2 – 1—0—1—2—3 беспомощность
успокоение 3 –2 – 1—0—1—2—3 легкую тревожность
расслабление 3 –2 – 1—0—1—2—3 напряжение
бодрость 3 –2 – 1—0—1—2—3 усталость
беззаботность 3 –2 – 1—0—1—2—3 озабоченность
свободу 3 –2 – 1—0—1—2—3 занятость
Отметьте (х), какие мысли желания Вы испытывали после неприятных для Вас событий, случившихся почти в одно и то же время.
Начинайте свой ответ со слов «После неприятных для меня событий, чаще всего…»
испытывал чувство гнева , злости на себя или на окружающих;
возникало желание « выплеснуть эмоции, зло»;
оценивал, «оглядывался» на прожитые годы, на свое прошлое;
оценивал перспективы будущего – строил планы на будущее;
подводил итог тому, что я сделал в прошлом , подводил итог своей жизни, прожитых лет;
После того, как Вы пережили несколько неприятных для Вас событий, случившихся одновременно , отметьте крестиком (х), как Вы чувствовали себя после этого. Начинайте свой ответ словами: «После неприятных событий, которые я пережил , я испытывал…»
комфорт 3-2-1-0-1-2-3 дискомфорт
удовольствие 3-2-1-0-1-2-3 неудовольствие
радость 3-2-1-0-1-2-3 уныние
что все изменится 3-2-1-0-1-2-3 безысходность
уверенность в себе 3-2-1-0-1-2-3 неуверенность в себе
мир вокруг меня 3-2-1-0-1-2-3 окружающий мир
что бывает и хуже 3-2-1-0-1-2-3 хуже уже некуда
чувство, что не один 3-2-1-0-1-2-3 одиночество
самостоятельность 3-2-1-0-1-2-3 беспомощность
удовлетворение от того 3-2-1-0-1-2-3 неудовлетворение
расслабление 3-2-1-0-1-2-3 напряжение
спокойствие 3-2-1-0-1-2-3 возбуждение
что моё самочувствие 3-2-1-0-1-2-3 ухудшение
хороший сон 3-2-1-0-1-2-3 плохой сон
Нарисуйте на обороте листа ту неприятную ситуацию, которую Вы вспоминали когда отвечали на вопросы.
ОБРОБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Вопрос №2- показывает сферы возникновения критических ситуаций у подростков.
Вопрос №3- лексическая шкала удаленности критической ситуации в психологическое прошлое подростка и её ожидание в будущем.
Вопрос №4- диагностируйте состояния, свидетельствующие о наличии переживания критической ситуации:
Вопрос №7: рисунок способствует выявлению и осознаю трудновербализуемых проблем и переживаний подростков. Уточняющие вопросы по рисунку- Что происходит? Кто изображен ? Чем занимаются люди? О чем они думают ? Что они чувствуют?
Бланк для ответов
Фамилия , инициалы _________________________Дата _____________________
Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже высказываний и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Методика измерения депрессии
Опросник разработан на основе дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний близких к депрессии, которые имеют место после пребывания человека в экстремальных условиях жизнедеятельности и могут являться следствием длительного влияния стресса, а также неблагоприятных жизненных обстоятельств , тяжелого субъективного переживания. Эти состояния наиболее опасны с точки зрения таких негативных явлений, как попытки суицидальных действий.
Полное и тестирование занимает от 20 до 30 минут
Испытуемый отвечает на специальном бланке. Уровень депрессии рассчитывается путем сложения зачеркнутых цифр к «прямым» высказываниям с суммой цифр «обратных » высказываний.
«Прямые» высказывания: 1,3,4,7,8,9,10,13,15,19
«Обратные»: 2,5,6,11,12,14,16,17,18,20.
Например, у высказывания №2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумме 4 балла, так как высказывание №2 является и «обратным». У высказывания №4 зачеркнута цифра 3- ставим в сумму 3 балла, так как данное высказывание «прямое» и т. д.
В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов. Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии. Если более 50 и менее 59 баллов, то делается вывод о состоянии легкой депрессии, что может являться следствием влияния на психику учащегося психотравмирующей ситуации учебной деятельности. При показателе от 60 до 69 баллов диагностируется маскированная депрессия, что является негативной тенденцией и сигнализирует о необходимости психологической помощи.
Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более, чем 70 баллов. В этом случае испытуемый должен быть направлен на обследование к психиатру.
Регистрационный бланк к методике измерения депрессии.
Изучение темперамента ребенка склонного к суициду.
Как ведет себя ребенок в ситуации, требующей быстроты действий:
А) легко включается в деятельность;
Б) активно действует;
В) действует спокойно, без лишних слов;
Как реагирует на замечания учителей, родителей
А) обещает исправиться, но через некоторое время допускает подобные нарушения;
Б) бурно доказывает свою правоту словом и делом;
В) молчит, обижен, переживает.
3, Как разговаривает с товарищами в значимых для него ситуациях:
А) быстро, пылко, но при этом прислушиваясь к высказываниям других;
Б) быстро, страстно, других не слушает
В) медленно, спокойно, уверенно;
Г) с большой неуверенностью
4.Как ведет себя в непривычной обстановке:
А) легко ориентируется, проявляет активность;
Б) активен, но слишком возбужден;
В) спокойно рассматривает окружающее;
Г) робок, растерян.
Основу методики составляет специальная карта , в которую включен 31 фактор риска суицида . Наличие и степень выраженности каждого из этих факторов необходимо установить у обследуемого подростка. Сбор необходимой информации осуществляется традиционными методами, которые широко используются психологами; наблюдение, индивидуальные беседы, изучение и анализ документов. Лучше узнать человека помогает обобщение мнений о нем одноклассников , сопоставление результатов наблюдений и выводов , сделанных из бесед с одноклассниками, учителями.
Достоверность методики повышается с расширением источников информации и способов изучения личности.
На основании материалов предшествующего изучения личности исследуемого, а также по результатам свободной беседы с ним постарайтесь отметить наличие выраженности у него перечисленных в карте факторов. При этом напротив каждого фактора проставьте его условный «вес» в соответствии с таблицей 1. Так, например, при наличии факторов (8:9:11-31) напротив них ставится «вес» +1 , если они слабо выражены +0,5, если не выявлено –ставится 0, если фактор отсутствует- ставится –0,5. «Вес» факторов (5-7) оценивается балами от –0,5 до +2, а факторов (1-4:10) от-0,5 до +3.
Нулем оцениваются также характеристики факторов (7-10) у лиц , не достигших среднего возраста начала половой жизни (19 лет). Затем вычисляется алгебраическая сумма «весов» всех факторов. Если полученная величина меньше, чем 8,80-риск суицида незначителен . Если эта величина колеблется от 8,80 до 15,40, то имеется риск совершения суицидальной попытки. В случае, когда сумма «весов» превышает 15,40, риск суицида исследуемого лица велик, а в случае наличия в анамнезе попытки самоубийства, значителен риск ее повтора. При наличии цифр, превышающих критические значения риска суицида, необходимо немедленно обратиться к специалистам и провести медико – психолого - педагогическое обследование этого подростка. Для правильного определения степени риска суицида необходимо точно соблюдать все указанные условия. Результаты изучения подростков целесообразно записывать в рабочую тетрадь , блокнот по определенной системе. Важно систематически накапливать факты и анализировать их, придать этой работе целенаправленный характер. При самой организации не рассчитывайте на быстрый успех. Несомненно, одно, хорошее знание подростков позволит сразу распознать неладное в их поведении, найти приемлемые формы душевного контакта, оказать профилактическое воздействие и помощь.
№
Позиции
Никогда или изредка
Иногда
Часто
Почти всегда или постоянно
1
Я чувствую подавленность
1
2
3
4
2
Утром чувствую себя лучше всего
1
2
3
4
3
У меня бывают периоды плача или близости к слезам
1
2
3
4
4
У меня плохой ночной сон
1
2
3
4
5
Аппетит у меня не хуже обычного
1
2
3
4
6
Мне приятно смотреть на привлекательных женщин, разговаривать с ними, находиться рядом
1
2
3
4
7
Я замечаю, что теряю все
1
2
3
4
8
Меня беспокоят запоры
1
2
3
4
9
Я устаю безо всяких причин
1
2
3
4
10
Сердце бьется быстрее, чем обычно
1
2
3
4
11
Я мыслю также ясно, как всегда
1
2
3
4
12
Мне легко делать то, что я умею
1
2
3
4
13
Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте
1
2
3
4
14
У меня есть надежды на будущее
1
2
3
4
15
Я более раздражителен, чем обычно
1
2
3
4
16
Мне легко принимать решения
1
2
3
4
17
Я чувствую , что полезен и необходим
1
2
3
4
18
Я живу достаточно полной жизнью
1
2
3
4
19
Я чувствую , что другим людям станет лучше, если я умру