Педагог – психолог Евгения Эдуардовна Буканова I квалификационная категорию по должности педагога – психолога. Осуществляю работу по всем направлениям деятельности психологической службы, разработала «Программу адаптации студентов первокурсников в новых условиях обучения и общения», «Программу формирования социальной компетентности у подростков- детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Программа коррекционной работы и помощи подросткам с ограниченными возможностями», «Программа психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса». Владею методикой проведения психологической диагностики и мониторинговых исследований. Психодиагностическая работа ведется со всеми субъектами образовательного процесса, носит системный характер. Диагностика психологических условий образовательной среды позволяет выявить стрессовые ситуации в образовательном процессе и определить условия, обеспечивающие дифференциацию обучения. Данные, полученные в ходе комплексной диагностики развития подростков, испытывающих трудности в поведении и обучении, применяю в разработке индивидуальных коррекционных программ развития. Изучение личностно-профессиональной деформации «Диагностика «профессионального выгорания» и атмосферы в коллективе «Диагностика социально-психологического климата коллектива» помогает эффективно выстраивать общение с различными участниками образовательного процесса. Способствую формированию психологической компетентности педагогов через сотрудничество и участие в работе методического объединения классных руководителей. С этой целью были подготовлены и представлены информационно-методические материалы: «Общие условия семейного воспитания», «Проблемы трудных подростков», « Первичная профилактика ВИЧ и наркомании и алкоголизма, курения» Образование: Высшее СГУ им. Н. Г. Чернышевского Общий стаж работы 18 лет Стаж педагогической работы 11 лет Стаж работы в данном учреждении 4 года 5 месяца. Сведения о повышении квалификации Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования по программе:
1. Курс повышения квалификации ООО Психологический центр «ЛАДА» теме: «Работа с семьей. Детско-родительское консультирование» 2. Специальный курс методической подготовки и профессиональных психологических тренингов ООО Психологический центр «ЛАДА»: «Школа психологического консультирования» 3. Курс повышения квалификации ООО Психологический центр «ЛАДА» теме: «Суицид. Возможности работы психолога с клиентом, который имеет суицидальные тенденции» 4. Курс повышения квалификации по программе «Психологическая служба как социокультурный ресурс развития образования» ГАОУ ДПО СарИПКиПРО. 5. Краткосрочные курсы по программе « Свободное программное обеспечение в учебном процессе» ГАОУ ДПО СарИПКиПРО. 6. Курс повышения квалификации на тему: «Современные технологии первичной профилактики наркомании и ВИЧ-инфекции в образовательной среде в контексте требований ФГОС» АНО «Консорциум международное партнерство», Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Подростковый телефон доверия
Психологическая помощь Каждый человек знает, что такое беспокойство, тревога, плохое настроение, раздражительность, а иногда и непонятный страх, депрессии. Обычно, эти ощущения связаны с какими–то причинами, которые не всегда решаются самостоятельно. В этих случаях может быть необходима помощь психолога, психотерапевта. Психологическая помощь — это широкая многоуровневая сфера помогающей психологической практики. Это область и способ деятельности, предназначенные для содействия человеку и сообществу в решении разнообразных внутриличностных и межличностных «проблем», что дает возможность человеку обрести гармонию с собой и внешним миром. Психолог оказывает помощь студентам, родителям и членам коллектива в форме разовых психологических консультаций и долгосрочной индивидуальной, семейной или групповой психотерапии. Как правило, консультация сконцентрирована на узкой теме, в то время как психотерапия — это более глубокая работа, сконцентрированная на личности в целом. Именно психотерапия направлена на глубинные и стойкие изменения проявлений характера, мешающих полноценно жить и развиваться. Семейная психотерапия сконцентрирована на отношениях членов семьи (на семье в целом) и позволяет скорректировать и оздоровить атмосферу в семье. Групповая психотерапия (тренинги) в силу своей формы дает уникальные возможности для работы над проблемами индивидуализации и установления отношений. Целями Психологической службы являются: обеспечение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для личностного развития студентов в течение всего срока обучения в вузе; содействие сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса; содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе вуза; оказание комплексной социально-психологической поддержки субъектам образовательного процесса. Задачами Психологической службы являются: психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса; психологическое сопровождение социального и личностного развития студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности; формирование у студентов способности к самопознанию, саморегуляции, самовоспитанию, саморазвитию; обеспечение психологической поддержки через оказание индивидуальной и групповой психологической помощи; участие в разработке системы мероприятий, направленных на профилактику нарушений в поведении студентов; психологическое консультирование участников образовательного процесса. Основные направления работы педагога-психолога. 1. Создание условий для личностного и профессионального роста студентов. 2. Психолого-педагогическая поддержка студентов в процессе их личностной и социальной адаптации в ходе учебно-профессиональной деятельности. 3. Помощь (содействие) студенту в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: в построении программы личностного и профессионального развития, преодолении нарушений эмоционально-волевой сферы, в решении проблем взаимоотношений со сверстниками, преподавателями, родителями. 4. Развитие социально-психологической компетенции, психологической культуры у студентов, преподавателей. 5. Моделирование профессиональной деятельности и личности будущего специалиста социальной сферы. 6. Структурирование профессионально важных параметров деятельности и качеств личности в профессионально-психологическом профиле специалиста социальной сферы. 7. Формирование личностной готовности у студентов к будущей профессиональной деятельности. Направления в работе педагога психолога: Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной самореализации личности в организационном плане отражает технологии использования результатов психодиагностики в целях формирования, развития и коррекции социально и профессионально важных характеристик. Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных курсах различны. 1 курс – диагностика психологических индивидуально-типологических особенностей личности, психолого-педагогическое сопровождение студентов в период адаптации к учебному процессу в вузе, помощь в планировании студентом личностного и профессионального роста, в решении личностных проблем и проблем социализации, помощь в построении конструктивных отношений с социальным окружением, профилактика девиантного поведения. 2 курс – помощь студентам в проектировании личностного и профессионального пути, укреплении уверенности в своих силах, психологическая помощь студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации; совершенствование форм индивидуальной работы студентов в учебном процессе; организация системы эффективного контроля за учебной деятельностью студентов. 3 курс – усиление профессиональных начал в содержании учебно-воспитательного процесса, привлечение студентов к научно-исследовательской работе (НИРС) в соответствии с их интересами, активизация общественно полезной деятельности студентов в вузе; помощь студентам в проектировании личностного и профессионального пути; содействие личностному росту студентов, формированию активной социальной позиции; психологическая помощь студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, помощь в решении личностных проблем. 4 курс – содействие развитию активности студентов в аспекте их профессиональной подготовки, повышение уровня их самоорганизации и самовоспитания; обучение студентов навыкам преодоления стресса; профилактика эмоционального выгорания, а также психологическая помощь студентам, находящимся в состоянии острого эмоционального напряжения и стресса, помощь в решении профессионально-личностных проблем. Развитие социально-психологической компетенции; помощь в решении профессиональных и личностных проблем; анализ степени адаптации и социализации выпускников к практическому содержанию и реальным условиям их профессиональной деятельности; активизация формирования индивидуального стиля деятельности и дальнейшего самообразования учащихся, их самосознания. Главной целью психолого-педагогического направления является максимальное содействие психическому и личностному развитию молодых людей, обеспечивающее их готовность к жизненному самоопределению. Основные виды деятельности психолого-педагогического направления: Психологическая профилактика (поддержка) и помощь - содействие полноценному психическому развитию личности, малых групп и коллективов; своевременное выявление таких особенностей личности, которые могут способствовать появлению определенных сложностей или отклонений в его личностном становлении и развитии. Психологическая профилактика осуществляется посредством таких форм как семинары-тренинги, организационно-деятельностные игры (Зеер Э.Ф.), деловые игры, беседы, мастер-классы. Психологическая профилактика предполагает следующее: - оказание психологической помощи и поддержки преподавателям и студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания; - оказание психологической помощи и поддержки обучающимся, преподавателям и сотрудникам института в решении личностных, профессиональных и других проблем; - оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее индивидуальности. Психологическая профилактика направлена на предупреждение возможных отклонений в психическом и личностном развитии студентов, на создание психологических условий, максимально благоприятных для этого развития. Психологическая гигиена - предоставление специализированной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, оказание помощи в кризисных ситуациях учебного, производственного и семейного характера и пр. Психологическая диагностика (психодиагностика) - изучение индивидуально-типологических и психологических характеристик личности и на основе этого формирование профессионально значимых качеств личности студента в процессе его профессиональной подготовки. Полученные данные в ходе диагностической деятельности являются основой для разработки программ индивидуальных и групповых форм работы с целью выявления и разрешения проблемных ситуаций, а также определения приоритетных и перспективных направлений психолого-педагогической деятельности. Психологическая диагностика направлена на такие аспекты как: - выявление индивидуально-психологических особенностей обучающихся и других субъектов образовательного процесса; - определение уровня адаптации студентов к условиям обучения в вузе; - изучение мотивационно-ценностной сферы обучающихся; - выявление специфики внутриличностных и межличностных конфликтов у студентов; - выявление внутригрупповых статусов и ролей обучающихся для создания благоприятной психологической атмосферы в учебном коллективе; - актуализация профессионально-психологического потенциала личности. Данные психодиагностики являются основой для выбора личностно ориентированных технологий профессионального развития человека (личности) и прогнозирования альтернативных сценариев профессионального развития, коррекции профессионально нежелательных качеств и профессиональных деформаций (Зеер Э.Ф.). Психологическое консультирование - оказание психологической помощи в специально организованном процессе общения психолога и студента (или другого субъекта воспитательно-образовательной среды), в ходе которого оказывается помощь в самопознании, самоопределении и самореализации личности; в формировании мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы личности; формировании адекватной самооценки и адаптации в реальных жизненных условиях и т.д. Психологическое консультирование - это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа; суть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь специальными профессиональными и научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психологических задач. Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития. Психологические тренинги – теория и практика группового психокоррекционного или психотерапевтического воздействия на людей, рассчитанного на избавление их от каких-либо проблем психологического характера, исправление поведения или улучшение состояния здоровья. Психологический тренинг - один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения. Различают следующие виды тренингов: - тренинги личностного роста: это самопознание, объективация самооценки, принятие себя; коррекция психологических проблем (например, преодоление комплексов); развитие сильных сторон своей личности. - тренинги коммуникативной компетентности: это совершенствование навыков самопредъявления, самопрезентации; коррекция или формирование имиджа и его составляющих; развитие способностей к оценке партнеров по общению; поиск новых способов поведения в контактах с людьми. - тренинги профессионального самоопределения: это развитие профессионально важных качеств; понимание своего отношения к будущей профессии; формирование ответственности; повышение учебной и профессиональной мотивации. Психологическое просвещение – приобщение студентов к психологическим знаниям и формирование у них психологической культуры. Психологическое просвещение осуществляется в рамках работы стенда «Психолог рекомендует» с целью информирования и прояснения ситуаций (задач)когнитивно-психологического аспекта. Данный вид деятельности реализуется также посредством организации совместной деятельности психологов и студентов в рамках инновационного направления «Психология глазами студентов» для более полного и адекватного понимания специфики психологических потребностей студентов и формирования способов конструктивного и эффективного взаимодействия между студентами и преподавателями. Формы психологического просвещения могут быть разнообразными: лекции, беседы, семинары, выставки, мастер-классы,консультации, встречи со специалистами, просмотр документальных и художественных фильмов, тематических материалов, подбор литературы и пр. Психологическое просвещение включает следующие направления деятельности: - ознакомление профессорско-преподавательский состав с основными закономерностями личностного развития обучающихся; - популяризация психологических знаний и разъяснение результатов новейших психологических исследований среди субъектов образовательного процесса; - консультирование обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, межличностных взаимоотношений; - формирование у преподавателей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе со студентами и в интересах развития собственной личности; - ознакомление студентов с основами самопознания, саморазвития, самореализации и самоактуализации личности. Психологическая коррекция (психокоррекция) - устранение отклонений в поведении и личностном развитии студента. Содержание данного вида деятельности направлено на разработку индивидуальных способов психологической коррекции при различных акцентуациях характера (пограничных состояниях психического здоровья). Психологическая коррекция предполагает организованное воздействие на клиента с целью изменения показателей его активности в соответствии с возрастной нормой психического развития. Научно-исследовательская работа направлена на решение следующих задач: - разработка психодиагностических средств изучения и контроля развития профессионально важных качеств личности; - проведение лонгитюдных исследований динамики личностного, интеллектуального и психического развития студентов и преподавателей института с целью оказания психологической поддержки в образовательном процессе; - разработка и реализация программ обучающих курсов, направленных на развитие социально-психологической компетенции, психологической культуры у студентов; - разработка и внедрение психологических программ и проектов, направленных на профилактику асоциальных явлений, трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся.
| |