Заболевание ребенка - клинико-психологическое отражение личностных проблем родителей
Заболевание ребенка - клинико-психологическое отражение личностных проблем родителей
Одна из важнейших задач в соответствии с целями современной реформы образования в нашей стране – сохранение и укрепление здоровья учащихся. И хотя о здоровье школьников много говорится в печатных изданиях: написано много книг, статей, созданы различные программы однако эта проблема остается одной из актуальных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Одна из важнейших задач в соответствии с целями современной реформы образования в нашей стране – сохранение и укрепление здоровья учащихся.
И хотя о здоровье школьников много говорится в печатных изданиях: написано много книг, статей, созданы различные программы однако эта проблема остается одной из актуальных.
Здоровье – важнейшее условие и в то же время результат полноценного физического и психического развития ребенка, особенно – его эмоциональной сферы
В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья:
Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Психическое здоровье - состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, т.к. оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Сексуальное здоровье - комплекс телесных, духовных и социальных аспектов сексуального существования человека, детерминированный: а) отсутствием органических и функциональных расстройств, мешающих осуществлению сексуальных и детородных функций; б) способностью к наслаждению и контролю за сексуальным и детородным поведением в соответствии с принятыми социальными и личными этическими нормами; в) свободой от фобий, ханжества и других ложных представлений, подавляющих сексуальную реакцию и нарушающих сексуальные взаимоотношения.
Понятия психического и физического здоровья неразделимы.
Необходимо помнить, что организм - это единое саморегулирующая система, т.е. все процессы, протекающие в организме тесно взаимосвязаны. Уровень физического состояния ребенка во многом предопределен его психическим развитием, его настроем. Уровень психического здоровья вне всякого сомнения зависит от его физического развития, соответственно его психического здоровья. Почему же ребенок психически болен?
Первый класс. Наблюдаю за мамой, которая вытирает носик своему чаду, ставя его на стул перед всеми детьми и родителями, демонстрируя свою любовь к ребенку, переходит к завязыванию шнурков на обуви. На замечания учителя о том, что мальчик самостоятельный и сам может справиться с этой задачей, мама не реагирует, а он, красивый, упитанный, крепкий мальчуган еще чем - то недоволен, начинает злиться, ворчать на мать, которая гладит его по головке, приговаривая: «Тихо, тихо, не волнуйся!» Эта фраза заставляет учителя задуматься.
Вот он сидит за партой, развалившись как в кресле, зевает, смотрит по сторонам, как работают на уроке его одноклассники, пытается писать в тетради, переключается на учебник, листает его…
- Матвей, сядь правильно, не наклоняй низко голову, старайся писать аккуратно. Вот так, молодец! – говорит учитель. Раз десять за урок подходит к нему учитель, шепотом объясняет задание, чтобы не отвлекать от работы учащихся. Проходит минута, другая, Матвей и не думает трудиться на уроке, у него задание интереснее, вот он спрятался под стол и стал искать в рюкзаке телефон, который положила мама, весь урок наш «молодец» о нем только и думал. Перемена. Мальчик, схватив телефон, стремительно выбегает из класса, звонит: «Мама, а она…» Надо доложить обо всем близкому человеку.
После уроков родители встречают детей. Матвей не спешит складывать школьные принадлежности в рюкзак, все разбросано по столу. Учитель поторапливает его, ведь ждут родители, помогая аккуратно сложить вещи. Все дети, построившись парами, выходят из класса за учителем и спешат к папам и мамам, рассказывая о прожитом школьном дне. А мама Матвея вся на нервах: «А где мой? Он еще в классе! Чем занят? Я опаздываю на работу! »
Наш герой не торопится, он уже диктует родителям: что и как делать.
Теперь на замечания мамы Матвей, нервозно всхлипывая, швыряет вещи в разные стороны. Голос мамы: «Тихо, тихо, успокойся!» Она гладит его по спине, прижимая к себе. Учитель вновь задумался.
Теперь понятно, чем болен ребенок!
Неврозы у детей и подростков - самый распространенный вид нервно-психической патологии.
Первоначально неврозы представляют эмоциональное расстройство, возникающее преимущественно в условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, которая обычно является наиболее близким для ребенка лицом в первые годы его жизни (как с нашим Матвеем) Не меньшую патогенную роль в последующие годы играют отношения с отцом, если он не способен своевременно разрешить личностные проблемы развития своих детей. Оба родителя испытывают много личных проблем, нередко сами больны неврозом и придерживаются догматически воспринятых или исходящих из прошлого травмирующего опыта взглядов на воспитание без учета индивидуального своеобразия и возрастных потребностей детей. Все это дает основание рассматривать невротическое, психогенное по своему происхождению заболевание ребенка как своего рода клинико-психологическое отражение личностных проблем родителей.
Из социально-психологических факторов заслуживают внимание наличие единственного ребенка в семье или эмоциональная изоляция одного из детей, если их несколько, недостаточная психологическая совместимость родителей и детей; конфликты; одностороннее преобладание (доминирование) одного из взрослых (как правило, матери или бабушки по материнской линии, если она проживает в семье); перестановка или инверсия традиционных семейных ролей; низкая продуктивность совместной деятельности членов семьи и, наконец, известная изолированность семьи в сфере внешних контактов. Для полноценного развития и укрепления здоровья ребенка необходимо научить его трудиться уже в дошкольном возрасте. Важно не только с нравственных, но и с оздоровительных позиций трудиться рядом с ребенком. Положительные эмоциональные переживания во время такой совместной деятельности оказывают благоприятное влияние на функциональное состояние мозга, повышают тонус, что улучшает деятельность всех органов и систем.
Вывод:
Нервные дети - проблема столь же непростая, сколь и актуальная для родителей и педагогов. Нервность - широкое понятие. К ней относят чрезмерную возбудимость, раздражительность, плаксивость, впечатлительность, нарушение сна, а также невропатию и невроз. Один ребенок рождается нервным, другой - становится таковым. На прием к психоневрологу приводят и трудных детей, т. е. детей с неблагоприятными чертами характера, которые затрудняют их адаптацию в жизни. Если нервный ребенок всегда трудный, то трудный - не всегда нервный, хотя нервность нередко угрожает и ему. Форм детской нервности и неразделимо связанных с ней нарушений поведения, как и причин, которые их вызывают, много. Наиболее частая причина того и другого - неправильное воспитание.
Список литературы:
1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1995.