Просмотр содержимого документа
«Тренинг для учащихся «Мой класс».»
Тренинг для учащихся «Мой класс».
Аннотация.
Тренинг для учащихся «Мой класс» проводится с целью формирования у учащихся навыков общения со сверстниками и формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
Тренинг проводится в 2-3 этапа (занятия), в зависимости от потребности (необходимости). Каждый этап (занятие) продолжительностью 1 час 30 минут-1 час 45 минут.
Цель:
формирование у учащихся навыков толерантного общения с ровесниками.
Ход тренинга
Первое упражнение. «Я учусь в этом классе ...» (7-10 мин.)
Психолог просит вспомнить, кто, когда впервые встретился с коллективом присутствующих и высказать личное мнение о главной проблеме коллектива в форме: «Закончи предложение».
На доске написаны два предложения. Давайте каждый попробует закончить первое предложение «Я учусь в этом классе ...» и подумать и предложить, какой знак вы бы поставили в конце второго предложения–«В нашем классе все в порядке» – «!», «?» Или что-то другое.
Психолог говорит первым, пытается выразить положительное мнение о классном коллективе и подчеркивает, что в конце второго предложения следует поставить знак вопроса.
Ученики по очереди высказывают свое мнение.
Психолог подводит итог, подчеркивая, что такая встреча призвана найти и решить проблемы класса.
Второе упражнение. Правила. (7-10 мин)
Можно провести игру «Нет правил», особенно при определенной подавленности настроения класса. Можно просто отметить, что нужно договориться о правилах общения в кругу, потому что такое общение отличается от обычного в классе.
Ученики любым способом делятся на пары, каждая пара придумывает правило. Все правила сами ученики записывают на доске, после короткого обсуждения и «объединения» правил остаются 3-5 «основных», например:
- Быть активным.
- Быть толерантным
- Слушать друг друга.
- Смеяться можно, но не с человека (но по-доброму)
- Каждая мысль имеет право на существование и высказывания. (Каждая мысль - вклад в общее дело).
Упражнение третье.
Упражнение "Ожидание" сознательно не дается на первом занятии.
Упражнение четвертое (основное).
«Идеальный класс». (30-35 мин. - 15-20 минут на подготовку в группах, 10-15 минут на презентацию и 5-7 минут на обсуждение)
С помощью обычной считалки класс объединяется в четыре группы, которые получают задание: представить и презентовать другим идеальный класс в определенное время или при определенных обстоятельствах. Презентации готовятся в виде коллажей с устным комментарием.
Темы презентаций:
«Идеальный класс перед уроками»
«Идеальный класс после уроков»
«Идеальный класс на контрольной»
«Идеальный класс на перемене»
Ученики работают в группах у столов с канцтоварами; готовят коллажи и договариваются о порядке презентации, распределение ролей и т.п. Можно заранее приготовить также вырезки из детских и молодежных газет или журналов (фото, рисунки разных ситуаций) и предложить учащимся использовать их в коллажах.
Психолог контролирует ход подготовки групп, консультирует, помогает.
Презентации групп проходят по предварительно установленному порядку. Коллажи крепятся в виде выставки в предварительно приготовленном психологом месте (стена, доска, стенд).
Психолог предлагает обсудить то, что произошло, по следующим вопросам.
- Какой образ класса вам понравился больше всего? Почему?
- Что для вас было приятно делать в группе, а Вы не хотели, и делали, и почему?
- Что вы готовы делать ради дружбы в классе?
Упражнение пятое.
Релаксационное упражнение-игра «Атомы и молекулы». (3-5 мин.)
Каждый ученик выбирает, что он будет постоянно делать (стоять, прыгать, бегать, стоять на одной ноге и т. п.). Пока ведущий говорит «Атомы, атомы, атомы ...», каждый выполняет свое упражнение. Ведущий объявляет «Молекулы по два (по три, по пять и т.п.)». Ученики объединяются в молекулы и пытаются «на ходу» договориться, что именно будут делать все в каждой молекуле частности. Ведущий меняет условия 5-6 раз.
Психолог спрашивает, понравилась ли игра и просит подумать, как было чаще: ученик выполнял то, что делали другие, или другие делали то, что предлагал делать он.
Упражнение шестое.
Рефлексия после первого занятия. (7-10 мин.)
Ученики снова садятся в круг на те же места, которые занимали в начале занятия.
- Что бы вы не хотели никогда повторять после сегодняшнего занятия?
- Что бы вы хотели повторить в другом коллективе? Что именно? Почему?
- Что из приятных вещей, которые ты пережил сегодня, не могли бы с тобой случиться нигде? Почему?
Все вопросы направлены на формирование чувства ценности классного коллектива.