Вводный (мотивацион-ный) | Приветствие. Выполнение группового правила и обмен переживаниями. Ауторелаксация «Мысленная картинка» с заданием представить что-то доброе. Телесная терапия «Собачка хочет ласки». Игровая мотивация. Психолог обращает внимание детей на букет осенних листьев в вазе и читает стихотворение «Листопад» Листья золотые, падают, летят, Листья золотые устилают сад. Много на дорожках листьев золотых, Мы букет хороший сделаем из них, Мы букет поставим посреди стола, Осень золотая в гости к нам пришла. Е.Благинина | - Дети стоят в кругу, держатся за руки, устанавливают правила на данное занятие, обмениваются чувствами от участия в нем. - Дети представляют что-то доброе, пытаются мимикой это передать, вербализируют. - Дети по очереди «превращаются» в собачек (передается по кругу шапочка собачки), которым очень хочется, чтобы их погладили. Ребенок - «собачка» подходит к остальным, машет хвостиком и просит ласки. Дети гладят его, говорят одобряющие ласковые слова. - Дети любуются листьями, подбирают для них красивые эпитеты, соотносят себя с каким-либо листочком, составляют высказывание эмпатийного характера. Если позволит время занятия, можно прочитать детям, какие чувства и образы вызывает листопад у поэта. Над моею головою Листопад шуршит листвою. Ветер кружит вереницы Листьев. Эти листья — птицы. Листья-птицы медлят, зная, Ждёт внизу их жизнь земная. Листья-лисы, Листья-мыши Заползают в норы, в ниши. Мокнет голый клён вдали, В лужах — листья-корабли. С.Островский |
Основной (деятельност- ный) | «Прилетает» крупный кленовый лист, на котором записано задание. Моделирование «Оживи стихотворение». «Добрый человек» Р. Сеф Столяр гулял в густом лесу Среди больших стволов. И, улыбнувшись, он сказал: - Как много тут столов. Охотник зайцев пострелял Пять штук за шесть минут. И, улыбнувшись, он сказал: - Как много зайцев тут. Шел утром добрый человек, Стряхнув с ветвей росу И, улыбнувшись, он сказал: - Как хорошо в лесу. Психолог по частям перечитывает стихотворение и просит детей точно отобразить позу и мимику того человека, о котором идет речь. «Прилетает» очередной лист, на котором записаны задания. Цель. Развитие социальных эмоций, обучение проявлениям сочувствия, сопереживания по отношению к сверстникам. Этюд «Впереди всех» Психолог читает рассказ Я. Тайца. «Детский сад пошел гулять» Детский сад пошел гулять. Все стали в пары: Петя — с Толей, Люся — с Галей. Женя — с Вовой, Сёма — с Димой. Много пар. А Маша осталась одна и спросила: - А я с кем пойду? Толя сказал: - Возьми Мишку косолапого! Маша взяла Мишку. Вот и пара. - Эта пара лучшая, - сказал Толя. - Она пойдет впереди всех. Проигрывание ситуаций. Примеры ситуаций. — Дети из группы играют в интересную игру. А ты опоздал в детский сад, и игра уже началась. Попроси, чтобы дети и тебя приняли в игру. Что ты будешь делать, если они не захотят принять тебя? — Тебе очень хочется поиграть такой игрушкой, как у одного из детей. Попроси ее. — На прогулке ты увидел, что двое мальчиков сейчас начнут драться. Твои действия? «Прилетают» листики-балерины и приглашают детей танцевать. Для усиления танцевальной мотивации обратить внимание детей на иллюстрации того, как художники воспринимают листопад. Вспомнить, с кем сравнивали опадающие листья поэты. Упражнение «Танец». Использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. В качестве предлагаемых тем для танца выступают чувства. При выполнении танцевальных движений детям предлагаются упражнения на концентрацию и релаксацию, профилактику сколиоза, координацию. Рисуночная терапия (10 минут) Детям предлагается начать изображать цветок доброты на большом кленовом листе из бумаги в любой известной им технике. После рисования обязательно обратить внимание детей на то, что все по-разному выполняли единое задание, но цветы действительно вызывают радостные добрые чувства. Во время рисования определить детей, которым возможно нужна помощь психолога. Для уточнения предположений провести в последующие дни дополнительную индивидуальную диагностику. | - Дети рассаживаются кругом на подушках, при этом мальчики уступают место девочкам (если группа разновозрастная, то старшие дети прежде усаживают младших). Дети в ходе краткой беседы отвечают на вопросы: - Кто из людей, о которых рассказано в стихотворении вам понравился больше всего? Почему? - Кого можно назвать добрым? Почему? - Кто из них злой? Почему? В ходе беседы задавать детям дополнительные вопросы экологической направленности типа «Из чего кроме дерева можно сделать мебель?» и т.п. Дети отрабатывают выразительность движений и мимики; регулируют свое поведение в коллективе. Дети после чтения отвечают на вопросы. - Какое качество проявилось у Толи? - Хорошо ли он поступил? - А что еще можно было предложить в подобной ситуации? - Дети делятся на пары. Каждому предлагается ситуация, в которой он должен изобразить самого себя. После разыгрывания дети меняются ролями с партнером, то есть разыгрывают роли своего партнера. Затем ведущий предлагает детям вместе найти выход из ситуации, беседует о том, каких людей можно назвать добрыми. Желательно, чтобы дети сами предлагали варианты ответов. Для проигрывания ситуаций можно брать вымышленные или те, которые происходили с детьми в реальной жизни. - Дети в парах или поодиночке выполняют под музыку разного характера следующие задания: станцуй радость, доброту, счастье, жалость. - Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, рассаживаются за столы и по сигналу начинают рисовать цветок. Через 2-3 минуты подается сигнал, и каждый из участников передает свой лист сидящему справа от него ребенку, который продолжит начатый рисунок. Листы с рисунками передаются несколько раз, пока не вернутся к тем, кто их начинал. Беседа с детьми о том, каким был их первоначальный замысел, как шло его изменение, какая красота получилась в результате. |