kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья о развитии памяти и внимания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Напоминание о видах  памяти, о законах  развития памяти, о свойствах  внимания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья о развитии памяти и внимания»

Статья учителя начальных классов

КГУ «Средняя школа № 14 имени Дм. Карбышева» акимата города Рудного

Большакова Ирина Геннадьевна.

Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным
С. Джонсон

«Видеть то, чего не замечают другие,— это универсальный ключ к успеху»

Роберт Кийосаки (американский предприниматель, писатель)

Что может быть важнее для мудреца, чем хорошая память?

Джордж Сэвил Галифакс

Тема: «Игры и упражнения как способ развития памяти и внимания младших школьников».

Я хочу напомнить о видах памяти, о законах развития памяти, о свойствах внимания.

Под памятью обычно понимают запоминание, сохранение и последующее воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности, ее прошлого опыта.
Наиболее распространенной классификацией процессов памяти является предложенное Павлом Петровичем Блонским (русский и советский педагог и психолог) разделение памяти на четыре вида в зависимости от особенностей материала запоминания и воспроизведения:

двигательная память — это память на различные движения и их системы, позволяющая формировать практические и трудовые навыки;

Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия.

Движения будут воспроизводиться точнее в знакомых условиях, где нас окружают конкретные люди или есть в наличии определенные инструменты.

образная память — это память на образы (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые);

Миллионы лет жизнь человека зависела от состояния его зрения, слуха, осязания. Постоянное ожидание опасных ситуаций влияло на развитие мышления, памяти, внимания. Ведь это хранилище опыта, пережитого человеком и ценного ему. Ненужное, забывалось быстро и без следа. Благодаря этому сформировалась память на звуки, запахи, цвета, т. е. образная память. Такая память присуща дошкольникам.

С помощью образной памяти воспринятое нами, переводится в большой запас образов, которые нам предлагает окружающая действительность.

эмоциональная (аффективная) память — это память на чувства;

Эмоциональная память имеет очень большое значение в жизнедеятельности каждого человека. Чувства, пережитые нами и сохраненные в памяти, могут побуждать к действию или, наоборот, удерживать от их выполнения. Вторичные чувства всегда отличаются от первоначальных, так как со временем меняются их сила, содержание и характер.

словесно-логическая (вербальная) память — память на мысли и речь.

В зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание и воспроизведение, память можно разделить на:

непроизвольную память, которая осуществляется без участия воли и во многом определяется особенностями раздражителей и их значимостью для личности;
произвольную память, характеризующуюся заранее поставленной целью и специальными (мнемическими) приемами запоминания.

По способу запоминания выделяют:
механическую память, не опирающуюся на понимание,
смысловую память – вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, которая поступает и перерабатывается по ходу выполнения действия и необходима только для достижения цели данного конкретного действия.

По продолжительности запоминания и сохранения материала память делится на кратковременную и долговременную и оперативную - вид памяти, рассчитанный на хранение информации в течение определенного времени, нужного для выполнения некоего действия или операции.

Существуют законы развития памяти:

  • Закон ярких впечатлений. Ярко окрашенная (эмоционально или фактически) информация запоминается лучше.

  • Закон значимости информации. Наиболее важное запоминается лучше.

  • Закон мотивации. Насколько я хочу запомнить что-то и насколько мне нужно это запомнить.

  • Закон деятельности. Включение запоминаемой информации в деятельность.

  • Закон настроек и установок.

  • Закон предшествующих знаний. Основанное на предшествующих знаниях или являющееся логичным продолжением изученного ранее запоминается лучше.

  • Закон взаимовлияния следов памяти. В памяти оседает последняя информация.

  • Закон временного слоя. Запоминается не только сама информация, но и контекст, в котором она запоминалась.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, действии. Главная особенность внимания состоит в том, что оно не существует вне какого-либо действия, само по себе. Лишь выполняя перцептивные умственные или двигательные (и различные комбинированные) действия, человек включает механизмы внимания. Не случайно внимание характеризуют как процесс, обеспечивающий «рабочее состояние сознания».

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.


Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств, приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.

Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.

Плохо развитая переключаемость внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш малыш сделал домашнее задание по математике, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по русскому языку, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий (математических) на другой (по русскому языку).

Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.

Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

Внимание связано с темпераментом человека. Люди со слабой нервной системой (меланхолический, флегматический темперамент) зачастую отличаются неустойчивым вниманием.

Все мы знаем, что в течение дня концентрация внимания не одинакова — она колеблется. У каждого человека есть свои собственные циклы, длительность которых от 90 до 110 минут. В конце каждого такого цикла мозг нуждается в кратком отдыхе — от 10 до 20 минут — чтобы закрепить и переработать полученный опыт и восстановить свою работоспособность.

Строение головного мозга человека таково, что он не может поддерживать внимание постоянно на высоком уровне. Человек может напряженно фокусировать внимание на внешнем объекте только в течение очень непродолжительного времени — меньше 10 минут.

В среднем дети пяти-восьми лет могут интенсивно, без перерывов, учиться в течение 5-7 минут, не более. Дети девяти-тринадцати лет — в течение 8-12 минут, юноши и девушки четырнадцати-восемнадцати лет — в течение 12-15 минут. После этого обязательно должна следовать пауза.

Приемы коррекции внимания.

Развитие концентрации внимания – корректурная проба Бурдона, копирование образца;

Увеличение объема внимания – запоминание последовательности;

Развитие переключения внимания – обвести гласные, подчеркнуть согласные, корректурная проба;

Развитие распределения внимания – выполнение нескольких действий одновременно (например, хлопки + счет).

Хочу предложить несколько игр для развития памяти и внимания:

1 игра: «Глухой телефон» Насколько мы внимательно слушаем друг друга.

Цель: сконцентрировать слуховое внимание.

Численность: более 10 человек.

Время: 10-15 минут.

Проведение: Ведущий выбирает 5 участников и просит их выйти из комнаты на несколько минут. В это время в классе он говорит фразу, которая несёт информацию.

Например: «Директор хлебобулочного завода Сидоров Андрей Иванович позвонил своему секретарю. Его целью было сообщить Анне Никифоровне (а именно так зовут секретаря) кое-какую информацию. Он передал ей, что его срочно вызывают в Министерство, он задержится там, и аппаратное будет проводить его первый заместитель Николай Антонович. На повестке дня будут стоять несколько вопросов, среди которых:

1.Заключение договоров с сетью продуктовых магазинов «Пятёрочка» о поставке пряников.

2.Массовые опоздания заведующих цехов на работу, в связи с чем, они могут быть лишены премий».

После того, как ведущий сказал эту фразу, приглашают 1 участника и говорят ему фразу, задача 2 участника – выслушать 1 участника и максимально точно воспроизвести его слова и т. д. Начинаем игру.

Упражнение для концентрации внимания:

Даны два числа: 54 и 26... Ко второй цифре первого числа прибавьте вторую цифру второго
числа... и полученную сумму разделите на первую цифру второго числа... Пишите!.." (ответ: 5)

"Даны два числа: 56 и 92... Вторую цифру первого числа разделите на вторую цифру второго числа... Полученное частное умножьте на первую цифру второго числа... Пишите!.." (ответ: 27)

Игра «Часы»
В игре могут принимать участие 13 человек (из них один ведущий). Дети встают в круг. Ведущий предлагает им изображать циферблат больших часов, каждый ребенок стоит у определенного часа. Договариваются о том, где будут 12 часов. Один из участников игры встает в центре, он должен называть время. Ведущий объясняет участникам игры, что ребенок, стоящий там, где должна находиться часовая стрелка в это время, должен сделать один хлопок, а тот ребенок, который стоит там, где будет находиться минутная стрелка, должен сделать два хлопка. Тот из ребят, кто ошибается, становится в центр круга и будет называть время.

Назовите цвет, которым написано слово.

Упражнения, которые помогают развивать слуховую и зрительную память:

1. Проверка и тренировка слуховой памяти:

Внимательно прослушайте один раз текст, а затем ответьте на вопросы: «Однажды в начале осени Мишу с мамой Еленой Сергеевной и папой Дмитрием Ивановичем пригласили в деревню на день рождения дедушки, которого звали Ваня. Семья отправилась в гости восьмичасовым поездом с Киевского вокзала. Ехать было не очень долго: нужная остановка – по счету седьмая от конца. Дедушка был очень рад встрече с внуком.

  • Как будут называть Мишу, когда он станет взрослым?

  • На какой по счёту остановке они вышли, если всего на этой ветке 12 остановок?

  • Чьим отцом был дедушка Ваня – папиным или маминым?

  • Сколько времени они добирались до деревни, если от станции до станции поезд идёт 6 минут.

  • В котором часу они вышли на поезда?

  • Какими словами начинался рассказ?

2. Развитие зрительной памяти:

Прочитайте 3 раза слова, данные на доске, попытайтесь запомнить их, теперь я их уберу, а вы письменно ответьте на вопросы.

МАМА ДЕТИ ЧЕЛОВЕК БРАТ

ДОБРОТА ТЁТЯ МУЖЧИНА РЕБЁНОК

  • Сколько букв в первом слове?

  • Сколько слов состояло только из одного слога? (1)

  • Какое слово было употреблено и в единственном, и во множественном числе? (ребёнок, дети)

  • Какое слово третье в первой столбике? (человек)

  • Сколько слов заканчивалось на букву «А»? (3)

  • Какие слова – существительные женского рода – вы запомнили? (мама, доброта, тётя)

  • Встречалась ли в этих словах буква «ж»? (да)

  • Назовите два слова с буквой «Ё» (тётя, ребёнок)

Представленные упражнения используются для развития различных познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения. Их можно использовать как в групповой, так и в индивидуальной работе.

Игры развивают у детей умение взаимодействовать со сверстниками, договариваться по поводу общего дела; снимают напряжение и неуверенность в себе; способствуют установлению эмоциональных контактов в группе.











4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Статья о развитии памяти и внимания

Автор: Большакова Ирина Геннадьевна

Дата: 29.01.2017

Номер свидетельства: 385218

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Развитие памяти, внимания и мышления на занятиях по математике"
    ["seo_title"] => string(72) "razvitiie_pamiati_vnimaniia_i_myshlieniia_na_zaniatiiakh_po_matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "466201"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1523768906"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Развитие памяти и повышение грамотности на уроках русского языка."
    ["seo_title"] => string(65) "razvitiiepamiatiipovyshieniieghramotnostinaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "273960"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452315280"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Статья "Развитие творческих способностей у младших школьников с ОВЗ" "
    ["seo_title"] => string(75) "stat-ia-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-u-mladshikh-shkol-nikov-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "217609"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433405460"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Конспект внеурочной деятельности "Умники и умницы" по теме Решение нестандартных задач. Тренировка слуховой памяти. Развитие воображения. "
    ["seo_title"] => string(155) "konspiekt-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-umniki-i-umnitsy-po-tiemie-rieshieniie-niestandartnykh-zadach-trienirovka-slukhovoi-pamiati-razvitiie-voobrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "136072"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417022784"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "статья "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(58) "statiarazvitiiemielkoimotorikiudietieidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "311012"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459146255"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства