Просмотр содержимого документа
«Статья о развитии памяти и внимания»
Статья учителя начальных классов
КГУ «Средняя школа № 14 имени Дм. Карбышева» акимата города Рудного
Большакова Ирина Геннадьевна.
Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным С. Джонсон
«Видеть то, чего не замечают другие,— это универсальный ключ к успеху»
Роберт Кийосаки (американский предприниматель, писатель)
Что может быть важнее для мудреца, чем хорошая память?
Джордж Сэвил Галифакс
Тема: «Игры и упражнения как способ развития памяти и внимания младших школьников».
Я хочу напомнить о видах памяти, о законах развития памяти, о свойствах внимания.
Под памятью обычно понимают запоминание, сохранение и последующее воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности, ее прошлого опыта. Наиболее распространенной классификацией процессов памяти является предложенное Павлом Петровичем Блонским (русский и советский педагог и психолог) разделение памяти на четыре вида в зависимости от особенностей материала запоминания и воспроизведения:
• двигательная память — это память на различные движения и их системы, позволяющая формировать практические и трудовые навыки;
Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия.
Движения будут воспроизводиться точнее в знакомых условиях, где нас окружают конкретные люди или есть в наличии определенные инструменты.
• образная память — это память на образы (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые);
Миллионы лет жизнь человека зависела от состояния его зрения, слуха, осязания. Постоянное ожидание опасных ситуаций влияло на развитие мышления, памяти, внимания. Ведь это хранилище опыта, пережитого человеком и ценного ему. Ненужное, забывалось быстро и без следа. Благодаря этому сформировалась память на звуки, запахи, цвета, т. е. образная память. Такая память присуща дошкольникам.
С помощью образной памяти воспринятое нами, переводится в большой запас образов, которые нам предлагает окружающая действительность.
• эмоциональная (аффективная) память — это память на чувства;
Эмоциональная память имеет очень большое значение в жизнедеятельности каждого человека. Чувства, пережитые нами и сохраненные в памяти, могут побуждать к действию или, наоборот, удерживать от их выполнения. Вторичные чувства всегда отличаются от первоначальных, так как со временем меняются их сила, содержание и характер.
• словесно-логическая (вербальная) память — память на мысли и речь.
В зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание и воспроизведение, память можно разделить на:
• непроизвольную память, которая осуществляется без участия воли и во многом определяется особенностями раздражителей и их значимостью для личности; • произвольную память, характеризующуюся заранее поставленной целью и специальными (мнемическими) приемами запоминания.
По способу запоминания выделяют: • механическую память, не опирающуюся на понимание, • смысловую память – вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, которая поступает и перерабатывается по ходу выполнения действия и необходима только для достижения цели данного конкретного действия.
По продолжительности запоминания и сохранения материала память делится на кратковременную и долговременную и оперативную - вид памяти, рассчитанный на хранение информации в течение определенного времени, нужного для выполнения некоего действия или операции.
Существуют законы развития памяти:
Закон ярких впечатлений. Ярко окрашенная (эмоционально или фактически) информация запоминается лучше.
Закон значимости информации. Наиболее важное запоминается лучше.
Закон мотивации. Насколько я хочу запомнить что-то и насколько мне нужно это запомнить.
Закон деятельности. Включение запоминаемой информации в деятельность.
Закон настроек и установок.
Закон предшествующих знаний. Основанное на предшествующих знаниях или являющееся логичным продолжением изученного ранее запоминается лучше.
Закон взаимовлияния следов памяти. В памяти оседает последняя информация.
Закон временного слоя. Запоминается не только сама информация, но и контекст, в котором она запоминалась.
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, действии. Главная особенность внимания состоит в том, что оно не существует вне какого-либо действия, само по себе. Лишь выполняя перцептивные умственные или двигательные (и различные комбинированные) действия, человек включает механизмы внимания. Не случайно внимание характеризуют как процесс, обеспечивающий «рабочее состояние сознания».
Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств, приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.
Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
Плохо развитая переключаемость внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш малыш сделал домашнее задание по математике, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по русскому языку, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий (математических) на другой (по русскому языку).
Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.
Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.
Внимание связано с темпераментом человека. Люди со слабой нервной системой (меланхолический, флегматический темперамент) зачастую отличаются неустойчивым вниманием.
Все мы знаем, что в течение дня концентрация внимания не одинакова — она колеблется. У каждого человека есть свои собственные циклы, длительность которых от 90 до 110 минут. В конце каждого такого цикла мозг нуждается в кратком отдыхе — от 10 до 20 минут — чтобы закрепить и переработать полученный опыт и восстановить свою работоспособность.
Строение головного мозга человека таково, что он не может поддерживать внимание постоянно на высоком уровне. Человек может напряженно фокусировать внимание на внешнем объекте только в течение очень непродолжительного времени — меньше 10 минут.
В среднем дети пяти-восьми лет могут интенсивно, без перерывов, учиться в течение 5-7 минут, не более. Дети девяти-тринадцати лет — в течение 8-12 минут, юноши и девушки четырнадцати-восемнадцати лет — в течение 12-15 минут. После этого обязательно должна следовать пауза.
Приемы коррекции внимания.
Развитие концентрации внимания – корректурная проба Бурдона, копирование образца;
Увеличение объема внимания – запоминание последовательности;
Развитие переключения внимания – обвести гласные, подчеркнуть согласные, корректурная проба;
Развитие распределения внимания – выполнение нескольких действий одновременно (например, хлопки + счет).
Хочу предложить несколько игр для развития памяти и внимания:
1 игра: «Глухой телефон» Насколько мы внимательно слушаем друг друга.
Цель: сконцентрировать слуховое внимание.
Численность: более 10 человек.
Время: 10-15 минут.
Проведение: Ведущий выбирает 5 участников и просит их выйти из комнаты на несколько минут. В это время в классе он говорит фразу, которая несёт информацию.
Например: «Директор хлебобулочного завода Сидоров Андрей Иванович позвонил своему секретарю. Его целью было сообщить Анне Никифоровне (а именно так зовут секретаря) кое-какую информацию. Он передал ей, что его срочно вызывают в Министерство, он задержится там, и аппаратное будет проводить его первый заместитель Николай Антонович. На повестке дня будут стоять несколько вопросов, среди которых:
1.Заключение договоров с сетью продуктовых магазинов «Пятёрочка» о поставке пряников.
2.Массовые опоздания заведующих цехов на работу, в связи с чем, они могут быть лишены премий».
После того, как ведущий сказал эту фразу, приглашают 1 участника и говорят ему фразу, задача 2 участника – выслушать 1 участника и максимально точно воспроизвести его слова и т. д. Начинаем игру.
Упражнение для концентрации внимания:
Даны два числа: 54 и 26... Ко второй цифре первого числа прибавьте вторую цифру второго числа... и полученную сумму разделите на первую цифру второго числа... Пишите!.." (ответ: 5)
"Даны два числа: 56 и 92... Вторую цифру первого числа разделите на вторую цифру второго числа... Полученное частное умножьте на первую цифру второго числа... Пишите!.." (ответ: 27)
Игра «Часы» В игре могут принимать участие 13 человек (из них один ведущий). Дети встают в круг. Ведущий предлагает им изображать циферблат больших часов, каждый ребенок стоит у определенного часа. Договариваются о том, где будут 12 часов. Один из участников игры встает в центре, он должен называть время. Ведущий объясняет участникам игры, что ребенок, стоящий там, где должна находиться часовая стрелка в это время, должен сделать один хлопок, а тот ребенок, который стоит там, где будет находиться минутная стрелка, должен сделать два хлопка. Тот из ребят, кто ошибается, становится в центр круга и будет называть время.
Назовите цвет, которым написано слово.
Упражнения, которые помогают развивать слуховую и зрительную память:
1.Проверка и тренировка слуховой памяти:
Внимательно прослушайте один раз текст, а затем ответьте на вопросы: «Однажды в начале осени Мишу с мамой Еленой Сергеевной и папой Дмитрием Ивановичем пригласили в деревню на день рождения дедушки, которого звали Ваня. Семья отправилась в гости восьмичасовым поездом с Киевского вокзала. Ехать было не очень долго: нужная остановка – по счету седьмая от конца. Дедушка был очень рад встрече с внуком.
Как будут называть Мишу, когда он станет взрослым?
На какой по счёту остановке они вышли, если всего на этой ветке 12 остановок?
Чьим отцом был дедушка Ваня – папиным или маминым?
Сколько времени они добирались до деревни, если от станции до станции поезд идёт 6 минут.
В котором часу они вышли на поезда?
Какими словами начинался рассказ?
2. Развитие зрительной памяти:
Прочитайте 3 раза слова, данные на доске, попытайтесь запомнить их, теперь я их уберу, а вы письменно ответьте на вопросы.
МАМА ДЕТИ ЧЕЛОВЕК БРАТ
ДОБРОТА ТЁТЯ МУЖЧИНА РЕБЁНОК
Сколько букв в первом слове?
Сколько слов состояло только из одного слога? (1)
Какое слово было употреблено и в единственном, и во множественном числе? (ребёнок, дети)
Какое слово третье в первой столбике? (человек)
Сколько слов заканчивалось на букву «А»? (3)
Какие слова – существительные женского рода – вы запомнили? (мама, доброта, тётя)
Встречалась ли в этих словах буква «ж»? (да)
Назовите два слова с буквой «Ё» (тётя, ребёнок)
Представленные упражнения используются для развития различных познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения. Их можно использовать как в групповой, так и в индивидуальной работе.
Игры развивают у детей умение взаимодействовать со сверстниками, договариваться по поводу общего дела; снимают напряжение и неуверенность в себе; способствуют установлению эмоциональных контактов в группе.