В ходе занятия подростки знакомятся со стадиями протекания конфликта, составляющими, причинами и способами выхода из конфликтных ситуаций. Занятие направлено на формирование коммуникативных, регулятивных и личностных УУД.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Способы преодоления конфликтов»
ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ «СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТОВ» Цель – формирование у учащихся представлений о конфликтах и способах их разрешения.
Задачи:
- знакомство подростков со стадиями протекания конфликта, составляющими конфликтов, причинами и способами выхода из конфликтов;
- осознание подростками собственных стратегий поведения в конфликтных ситуациях;
- отработка техник выхода из конфликтных ситуаций;
- развитие коммуникативных, регулятивных и личностных УУД.
Требования к организации пространства: помещение, в котором есть пространство, достаточное для активного движения группы; стулья (по количеству участников) необходимо расставить так чтобы образовался просторный круг; в помещении должна быть доска (для прикрепления листа с таблицей «Соотношение фаз и этапов конфликта»).
Продолжительность: 1,5 часа.
Ход занятия
Игра «Все – некоторые – только я».
Цель: раскрепощение участников, создание рабочего настроя.
Психолог: «Я буду называть некоторый признак, а те ребята, к которым он относится, будут выполнять указанные действия».
- «Все, кто сегодня чистил зубы, похлопайте в ладони».
- «Все, кто любит мороженое, потопайте ногами».
- «Все, у кого есть друг, встаньте».
- «Все, кто любит плавать, похлопайте в ладони».
- «Все, кто летом поедет в деревню, поднимите руку».
- «Все, кто хоть однажды ссорился, встаньте».
- «Спасибо!»
Вводная часть. Актуализация знаний учащихся о конфликтных ситуациях.
Учащимся предлагается привести примеры наиболее типичных конфликтов между подростками (2—3 высказывания). Психолог задает вопрос: «Можно ли прожить вообще без конфликтов?» (ответы ребят). Существование любого общества невозможно без конфликтных ситуаций. Конфликт можно использовать как источник жизненного опыта, самовоспитания и саморазвития, если в последующем проводить анализ конфликтной ситуации.
При обсуждении ответов внимание учащихся обращается на неизбежность конфликтов и возможность принятия конструктивного решения.
Упражнение «Работа с ассоциациями к понятию «конфликт».
Цель: осознание собственного эмоционального отношения к понятию «конфликт».
Рассчитавшись на 1-2-3, участники разбиваются на 3 подгруппы. Каждая подгруппа подбирает к каждой букве в слове «конфликт» ассоциацию с конфликтом и записывает на листочках. Обсуждение.
Затем – выполняют это же задание, но уже подбирают положительные ассоциации. Обсуждение.
Вывод: наше восприятие конфликтной ситуации зависит от нашей установки.
Мини-лекция.
Конфликт (от лат. conflictus) означает столкновение. Конфликт - противостояние субъектов по поводу возникшего противоречия, действительного или воображаемого.
«А каковы условия возникновения конфликтов? Каково характерное поведение участников конфликта?» (ответы ребят).
Упражнение «Снежинка».
Цель: работа со стереотипами, развитие умения принимать чужие точки зрения.
Участникам раздаются одинаковые листы бумаги. Ведущий просит выполнить молча следующие действия с листом бумаги, не глядя, как такую же операцию проделывают другие:
Сложите лист пополам, оторвите правый верхний угол;
Снова сложите лист пополам, оторвите правый верхний угол;
Сложите лист пополам, оторвите правый верхний угол;
Сложите лист пополам, оторвите правый верхний угол;
Разверните.
Участники увидят разные «снежинки».
Обсуждение: «Можно ли сказать, что у кого-то бумага оторвана неправильно? Бывает ли так, что мы оцениваем человека в зависимости от того, делает он так же, как мы, либо поступает не так, как мы, смотрит на мир не так, как мы?» (Ответы ребят).
Упражнение в режиме «мозговой штурм».
Участники в течение 3-4 минут приводят аргументы и доказывают, почему конфликты полезны. Обсуждение.
Вывод: положительную и отрицательную оценку конфликту придаём мы сами.
Упражнение «Составь алгоритм».
Цель: составить алгоритм разжигания костра, актуализация личного опыта участников.
Задание - составить алгоритм: как горит костёр. Обсуждение.
Вывод: прохождение всех этих стадий характерно для конфликта.
Мини-лекция.
Стадии конфликта. Причины возникновенияконфликтов.
Конфликт – это противодействие субъектов по поводу противоречия,
действительного или воображаемого.
Основными фазами конфликта являются:
1) начальная фаза;
2) фаза подъема;
3) пик конфликта;
4) фаза спада.
Взаимосвязь фаз и этапов конфликта, а также возможности по его разрешению отражены в таблице.
Соотношение фаз и этапов конфликта
Фаза
конфликта
Этап конфликта
Возможности
разрешения конфликта
(%)
Начальная фаза
Возникновение и развитие
конфликтной ситуации;
осознание конфликтной ситуации.
92%
Фаза подъема
Начало открытого конфликтного взаимодействия
46%
Пик конфликта
Развитие открытого конфликта
Менее 5%
Фаза спада
-
Около 20%
Игра «Сдвинь маму с поезда».
Цель: расширение поведенческого репертуара, умения взаимодействовать с другими, использование новых стратегий поведения, тренировка гибкости мышления.
Участники разбиваются на пары.
Задание: стать напротив друг друга и попытаться сдвинуть противника с места, уперевшись ладонями друг в друга.
Какие приёмы использовались? Что помогло осуществить задуманное?
Для успешного разрешения конфликтной ситуации иногда участникам конфликта достаточно научиться понимать позицию другого, вместо того, чтобы пытаться её изменить. В некоторых ситуациях в группах конфликты возникают снова и снова из-за стереотипа взаимодействия, включающимся всякий раз, когда группа сталкивается с трудностями. Поэтому важно знать основные стратегии поведения в конфликте и умело их использовать в различных жизненных ситуациях.
Мини-лекция.
Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Для описания способов разрешения конфликтов К. Томас использует двухмерную модель, включающую показатели внимания к интересам другого и к своим собственным. В соответствии с этой моделью существует пять способов выхода из конфликтной ситуации или пять типов поведения в конфликтных ситуациях.
Соревнование (конкуренция) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера.
Компромисс представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной.
Приспособлениепредполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на «задний» план.
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
Разногласия переходят в конфликт, если стороны не проявляют гибкости; конфликт разрешается мирно, если стороны готовы пойти на уступки. Преимущества компромисса: умение выслушать другую сторону и постараться ее понять; умение пойти на уступки (если это не угрожает твоей безопасности). Делается вывод о том, что совместное принятие решения и неукоснительное соблюдение договоренности — гарантия преодоления конфликта.
Рефлексия результатов занятия.
Проходит обсуждение, что было самым трудным. При этом подчеркивается: трудно найти устраивающее всех решение, но это — единственный путь избежать конфликта.