Сказкотерапия как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Сказкотерапия как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сказкотерапия как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Сказкотерапия как средство развития речи детей
старшего дошкольного возраста
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Д.Родари.
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых, распространенных и сложных предложений, вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у дошкольников отвлеченного мышления. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, грамматики, лексики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность и выразительность. Исследования известных психологов и педагогов (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Н. Н. Поддъяков, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, Д. Б. Эльконин и др.) показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, то есть у детей развивается понимание образной стороны речи. В то же время ученые отмечают существенное несоответствие между способностью детей к восприятию образного строя литературных и фольклорных произведений и умением образно выражать свои мысли, впечатления, переживания. Вместе с тем, ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как русские народные сказки. В методике развития речи дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию народной сказки в развитии речи дошкольников: М. Г. Буняковой, В. М. Водовозовой, Н. В. Гавриш, М. Г. Кургановой, Е. М. Струниной, О. С. Ушаковой и многие другие. Все они свидетельствуют о возможности использования сказки для развития речи детей.
Методика сказкотерапии имеет многовековую историю, но свое название получила совсем недавно. Наверное, нет такого психологического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки. Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а так же обучение, диагностика и коррекция. Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы рассказать и послушать, мы собираемся вместе. Обмен историями, как обмен жизненным опытом, — естественная форма общения и передачи опыта. Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности. Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у ребенка формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей. Что такое сказкотерапия? Первое, что приходит в голову, — лечение сказками. Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. При чем же здесь лечение? Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно лечит. Когда говорят о том, что сказкотерапия — это лечение сказками, имеют в виду совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими. Форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой развивает личность педагога, создает невидимый мост между ребенком и взрослым, сближает родителей и детей.
Сказкотерапия — это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни. Сказкотерапия — это процесс образование связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Ребенок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним. Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство — это еще и превращение. В сказке — реальное, а в жизни — не всем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. Конечно, сказкотерапия — это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное. Так что же такое сказкотерапия? Созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особой сказки. Задачи сказкотерапии: 1. Развить речь дошкольников с помощью: пересказывания сказок; рассказывания сказок от третьего лица; группового рассказывания сказок; рассказывания сказок по кругу; сочинения сказок. 2. Выявить и поддержать творческие способности дошкольников. 3. Снизить уровень тревожности и агрессивности дошкольников. 4. Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. 5. Развить умение у дошкольников преодолевать трудности и страхи. 6. Формировать у дошкольников навыки конструктивного выражения эмоций. 7. Укрепить союз " Ребенок — Родитель — Воспитатель ". 8. Сформировать способности изготавливать волшебные краски и рисовать ими. 9. Развить умение у дошкольников изготавливать куклы — мартинички и манипулировать ими.
Задачи, решаемые сказкотерапией, важны для творческой активности, продуктивного обучения детей, накопления их познавательного, эмоционального и жизненного опыта, для повышения самооценки воспитанников, снижения уровня тревожности, что способствует и стимулирует речевую активность детей, развивает их индивидуальные способности. Диагностические данные детей старшей группы подтверждают у них нарушение всех основных частей языковой системы, нарушение внимания, памяти, недостаточно сформированное словесно — логическое мышление. Все перечисленные процессы тесно связаны с речевой функцией, поэтому подбор эффективных методов, стимулирующих речевую активность воспитанников, мы считаем основной задачей. Наблюдая за детьми в процессе свободной игровой деятельности, в непосредственно — образовательной деятельности, на экскурсиях, можно заметить, что там, где не надо мобилизовать свое внимание, память, то есть на произвольном уровне, дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев сказок, любят фантазировать, живо и образно стремятся выразить свою мысль. Перевоплощаясь, дети легко и непринужденно решают сказочные задачи, проявляя индивидуальное творчество. Опираясь на свой опыт, мы заметили, что на развитие речи плохое влияние оказывают различные страхи воспитанников. Страхи повышают тревожность, что ведет к понижению самооценки и выражается в нежелание общаться, проявлять свои способности. Исходя из вышерепечисленного, мы построили свою работу с детьми старшего дошкольного возраста по сказкотерапии, развитию речи и творческой активности. Для развития самостоятельного художественного творчества дошкольников большое значение имеет организация среды. Мы старались создать такие условия в группе, чтобы дети могли реализовывать свои желания, действовать, развивать фантазию, а следовательно, и речевую активность. В самостоятельной художественно — речевой деятельности мы использовали ковролин с набором фигурок персонажей и декораций, игрушки для настольного театра (объемные, плоскостные, мягкие), пальчиковый театр, перчаточных кукол — самоделок, шапочки — маски, костюмы в уголке ряжения, ширмы для кукольного театра, теневой театр, набор аудиодисков для прослушивания сказок, классической музыки и музыки, направленной на релаксацию. Для того чтобы перевоплотиться в героя из сказки и войти в сказочную среду, был приобретен " волшебный цветок ", изготовлен " ковер — самолет ". Но для развития творчества важна не только сама среда, но и то, как ее воспринимает ребенок, так как обучение творчеству возможно только в совместной деятельности ребенка и взрослого и в комфортном для ребенка состоянии.