kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар - практикум "Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних и семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В КГУ "Троебратской средней школе"обучаются дети из неблагополучных семей. с каждым годом число неблагполучных семей увеличивается. за счет переезда семей из других сел, которые имели статус неблагополучных. отсутствие заработка для проживания. а в большинстве случае отсутствие желания иметь этот заработок. беспомощность перед возникшими жизненными проблемами. Поэтому одной из важных направлений воспитательной работы нашей школы - профилактика правонарушений. девиантного поведения. бродяжничества. безнадзорности среди несовершеннолетних. а также раннего семейного неблагополучия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«семинар - практикум "Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних и семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации" »

Костанайская область

Узункольский район

КГУ «Троебратская средняя школа»





Проект программы


Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних и

семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации








2015


Пояснительная записка


Семья – это самостоятельное звено образовательного процесса. В Положении Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы отмечается, что казахстанское образование в рамках политики модернизации находится на этапе поиска новых моделей организации учебно – воспитательного процесса, призванных обеспечить подготовку подрастающего поколения к жизни в условиях постиндустриальной цивилизации, гражданского общества, демократического государства, динамично развивающейся экономики, информационных технологий.

В реализации данной задачи, одним из основных механизмов является взаимодействие государства, семьи и школы.

В последние годы в нашей стране отмечается рост неблагополучных семей, в которых дети оказываются брошенными на произвол судьбы. Ценность семейного воспитания несколько принизилась. Семья в современных условиях не всегда самостоятельно выходит из сложных жизненных ситуаций. Именно семейное воспитание накладывает глубокий отпечаток на формирование нравственных качеств личности.

Главные причины антиобщественного поведения несовершеннолетних закладываются в ходе воспитания детей в семье и в школе. Объём решенных проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными подростками, во многом зависит от общественных, правовых, образовательных и других учреждений, окружающих семью и специалистов, работающих с ними. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается, прежде всего, на детях, как наименее защищенной части населения. Их проблемам и переживаниям стали уделять меньше внимания в семье. Статистически доказано, что в воспитанных семьях, где ребёнок окружен любовью, очень редко нарушаются законы и ущемляются права людей. Родители несут огромную ответственность за жизнь своих детей и всегда должны быть близкими для них, чтобы поддержать своего ребёнка и направить на истинный путь.

Неблагополучная семья – это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на неё функциями в какой – либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены. Процесс семейного воспитания ребёнка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно.

В КГУ «Троебратская средняя школа» обучаются дети из неблагополучных семей. С каждым годом число неблагополучных семей увеличивается, за счет переезда семей из других сёл, которые имели статус неблагополучных, отсутствие заработка для проживания, а в большинстве случаев отсутствие желания иметь этот заработок, беспомощность перед возникшими жизненными проблемами.

Перед школой стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков.

Особенно актуальна на сегодняшний день проблема формирования всесторонне развитой, общественно активной, социально – полноценной личности среди несовершеннолетних из «группы риска».

Учащиеся «группы риска» есть в каждом классе. Они характеризуются различными проявлениями девиантного поведения, плохой успеваемостью, отсутствием интереса к учению, незнанием и неприятием социальных норм и ценностей, неумением правильно реагировать на свои поступки и поступки других людей.

Поэтому одно из важных направлений воспитательной работы нашей школы – профилактика правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности среди несовершеннолетних, а также раннего семейного неблагополучия.

Профилактика - это вид социально – педагогической деятельности по предупреждению проблем в развитии и социальном становлении несовершеннолетнего ребенка.

Основная цель деятельности социального педагога – оказание своевременной и квалифицированной помощи детям и подросткам, попавшим в сложные социально – педагогические, семейные, правовые ситуации.

В профилактической работе необходимо взаимодействие классного руководителя, социального педагога, психолога и администрации школы, так как работа связана с её объектом - это человек, учащийся в социальной среде.

Взаимодействие имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведение социально – педагогической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.
















Содержание


Основная цель профилактической работы – защита ребенка, его жизни, достоинства, права на развитие в меняющихся условиях социальной реальности.


Задачи:

  1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин, способствующих этому;

  2. Урегулирование конфликтных ситуаций. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних с соблюдением всех правовых норм ребенка, регламентируемых законодательством РК;

  3. Социально – педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

  4. Обеспечение каждому нуждающемуся в этом ребенку педагогическую поддержку.


Профилактическая работа с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации, требует соблюдения педагогом следующих принципов:

  • Взаимопонимание;

  • Конфиденциальность;

  • Доверие;

  • Единство действий;

  • Гуманный стиль общения;

  • Разумная требовательность.

В школе создаются условия для нормального воспитания и развития личности ребенка:

  • Гуманный стиль общения между всеми участниками образовательного процесса;

  • Разумная дисциплина и порядок, как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве;

  • Возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых.








Функции

и задачи каждого участника взаимодействия


I этап. Выявление детей и подростков, находящихся в социально

опасном положении.

Классный руководитель предоставляет сведения о ребенке социальному педагогу по форме:


Фамилия, имя учащегося

Дата рождения

Класс

Функция ученика в самоуправлении класса

Положитель

ные

качества

личности

Взаимо

отношения в классном

.коллективе

Хобби

Хаара

тер

Влия

ние

семьи

Причины неадекват

ного поведения





















  • Какая работа проведена классным руководителем;

  • Выяснение причин (учителя, дети, родители, сам ребенок);

  • Индивидуальные беседы: цель, результат;

  • Предварительная беседа с родителями;

  • Совместная работа по цепочке «учитель – ученик – родители;

  • Создание социального паспорта класса.


Задача классного руководителя: добиться положительного результата через вовлечение ученика в самоуправление, КТД, персонализацию личности в классе (Как? При помощи чего? Кого?)


II этап. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков

Социальный педагог:

  • Систематизирует полученные сведения, беседует с подростком, посещает семью;

  • Посещает уроки (особенно те, на которых возникают проблемы), беседует с учениками класса, учителями;

  • Изучает конфликтную ситуацию, отклонения в поведении;

  • Определяет причины отклонений в поведении;

  • Отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций;

  • Изучает индивидуальные особенности подростка;

  • Изучает интересы и потребности;

  • Исследует условия и особенности отношений с социумом;

  • Исследует условия жизнедеятельности подростка.

Социальным педагогом составляется банк данных в начале учебного года и корректируется в течение всего учебного года.


Ф.И.О. учащегося

Дата рождения

Класс

Состояние здоровья

Причина неблаго

получия

Краткая хар-ка семьи, её проблемы

Вид профилак. учета

Постановка на учет/ снятие с учета

Доход семьи

Домашний адрес












Методы работы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документов.

Профилактическая работа проводится совместно с психологом.


Психолог:

  • Диагностирует развитие личности ребенка, выявляет отрицательные установки в поведении, развитии:

а) несформированность элементов и навыков учебной деятельности;

б) несформированность мотивации учения, направленность на на другие виды деятельности, не соответствующие возрасту;

в) неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности;

После диагностики психолог проводит коррекционные мероприятия, помогает ребенку в осознании неконструктивного поведения, организует поиски путей решения проблемы.


Заместитель директора по воспитательной работе:

После работы с подростком, в случае отсутствия положительного результата:

  • Проводит мини - педконсилиумы совместно с классным руководителем, социальным педагогом, психологом, родителями;

  • Решает вопрос о приглашении учащегося на Совет по профилактике правонарушений.


Директор школы:

  • Координирует действия заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога, психолога, классного руководителя;

  • В случае необходимости принимает решение о направлении учащегося на Комиссию по делам несовершеннолетних.


III этап. Разработка плана педагогической коррекции личности, улучшения жизненной ситуации, изменение условий семейного воспитания

Цель: оказать своевременную социально – психолого – педагогическую помощь и поддержку детям и подросткам, находящимся в социально – опасном положении.

Задачи:

    1. Вовлечение детей и подростков в процесс преодоления

проблемной ситуации;

    1. Создание условий для освоения ребенком позитивного опыта разрешения проблем;

    2. Создание индивидуального плана работы с подростком.


В разработке индивидуального плана принимают участие социальный педагог, психолог, классный руководитель и педагоги школы.



Формы

индивидуально – профилактической работы с несовершеннолетними



Мероприятия


Кто выполняет

Форма работы

1

Изучение особенностей личности подростков

Психолог

Анкетирование, беседа


Проведение занятий по коррекции поведения подростков, обучения их навыкам общения


Психолог

Индивидуальные занятия

2

Посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям

Классный руководитель, социальный педагог, зам. директора школы по ВР


Наблюдение, беседы

3

Посещение на дому с целью контроля над условиями семейного воспитания, подготовкой к урокам, организацией свободного времени, занятостью каникулярного времени

Классный руководитель, социальный педагог, зам. директора школы по ВР

Наблюдение, беседы, анкетирование, мониторинг

4

Психолого – педагогическое консультирование родителей, учителей - предметников, классных руководителей с целью выработки единых подходов к воспитанию и обучению несовершеннолетних подростков, предупреждения отклонений в поведении.


Психолог

Беседы, консилиум,

консультации родителей, родительские собрания

5

Индивидуальные и групповые профилактические беседы с подростками и их родителями

Психолог, социальный педагог, администрация школы

Беседы, классные часы, анкетирование, родительские лектории, круглые столы

6

Вовлечение подростков в социально значимую деятельность, в школьные мероприятия, кружки, спортивные секции.

Классный руководитель, социальный педагог, зам. директора школы по ВР


Кружки, секции, клубы по интересам


Содействие в получении подростком необходимых видов помощи и поддержке в разрешении трудной жизненной ситуации;



Социальный педагог

Оказание необходимых видов помощи








IV этап. Планирование деятельности в рамках индивидуальной профилактической работы по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних

Цель:

  • Формирование установок на здоровый образ жизни;

  • Предупреждение противоправных поступков.

Задачи:

  • Создание благоприятного психологического климата между всеми участниками образовательного процесса;

  • Продумывание методов и форм работы с ребенком и его окружением по улучшению трудной жизненной ситуации;

  • Способствование активизации и развитию личностных ресурсов ребенка и его семьи, формировать и поддерживать мотивацию на преодоление возникших трудностей;

  • Способствование изменению условий семейного воспитания;

  • Способствование изменению характера личных отношений ребенка со сверстниками и взрослыми;

  • Вовлечение ребенка в различные виды положительной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней;

  • Осуществление представительства и защиты прав ребенка и его семьи в учреждениях системы профилактики.


Методы работы: социальный патронат, беседы, консультирование, вывоз на ПМПК.

Социальный педагог тесно сотрудничает с психологом, классным руководителем, родителями, ученическими коллективами, учителями.



Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы:

  • улучшение положения и качества жизни ребенка;

  • устранение источников неблагополучия;

  • расширение возможной защиты права ребенка на достойную жизнь, здоровье, образование;

  • реализация его способностей.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Курманбаева Асель Урузбековна

Дата: 20.02.2015

Номер свидетельства: 176734


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства