kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар для педагогов по проблеме диагностики форм жестокого обращения над ребенком.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается вопрос диагностики форм жестокого обращения и насилия над ребенком и оказанию помощи в его защите. Делается акцент на видах насилия: физическое насилие, сексуальное насилие, психическое насилие и игнорирование основных нужд ребенка. Также рассматриваются последствия разных видов насилия над ребенком.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар для педагогов по проблеме диагностики форм жестокого обращения над ребенком.»

Семинар для педагогов по проблеме диагностики форм жестокого обращения и насилия над ребенком и оказанию помощи в его защите.

Рассмотрим определение, обобщающее точку зрения различных авторов, исследующих проблему жестокого обращения с детьми.

Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие - любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Формы насилия над детьми

Физическое насилие - действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.

Как влияет физическое насилие на ребенка

1)Поведенческие и психологические индикаторы:

• задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только

маленькими детьми, а не с ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

2)Признаки физического насилия над ребенком:

раны и синяки:

  • разные по времени возникновения;

  • в разных частях тела (например, на спине и. груди одновременно);

  • непонятного происхождения;

  • имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);

ожоги:

• топография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях рук, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячим металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретам имеют резко очерченные округлые контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;

укусы:

• следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют эллипсовидную или овоидную формы; отпечатки верхних и нижних резцов прямоугольной, премолярной формы, типично наличие кровоподтеков;

«синдром тряски ребенка»:

  • возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его взад и вперед; при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга;

  • у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания; одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия - синяки на плечах и груди, имеющие отпечатки пальцев.

Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если:

  • родители поздно обращаются за медицинской помощью или инициаторами обращения являются другие люди;

  • следы травм различной давности;

  • родители дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся;

  • обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;

  • не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;

  • отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка или, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь);

• повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.

Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) - невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Влияние на ребенка:

  • не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес;

  • ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

  • нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия);

  • не ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;

  • устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.

Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми):

  • обвинения в адрес ребенка (брань, крики);

  • принижение его успехов, унижение его достоинства;

  • отвержение ребенка;

  • длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

  • принуждение к одиночеству;

  • совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

  • причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

Влияние на ребенка:

  • задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста

(у дошкольников и младших школьников);

  • импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

  • попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков);

  • уступчивость, податливость;

  • ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;

• депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

Сексуальное насилие над детьми - любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Влияние на ребенка:

  • обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия;

  • может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;

  • может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;

  • может жаловаться на физическое нездоровье;

  • девочка может забеременеть;

  • ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем;

  • скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослым или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угроз со стороны обидчика.

Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью сотрудников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Не всегда эти признаки очевидны, и часто лишь внимательное общение с ребенком и его родителями может выявить жестокое обращение с детьми.

Однако существуют явные признаки, которые требуют немедленного информирования правоохранительных органов:

  • следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;

  • следы сексуального насилия;

  • запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);

  • отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены; отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;

  • систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома.

Мы рассмотрели основные виды насилия над ребенком и способы внешней, поведенческой диагностики жестокого обращения.

Как следует действовать педагогу, если он заподозрил факт жесткого обращения с ребенком

В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:

  1. немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

  2. руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;

  3. специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательного учреждения, сотрудником органов внутренних дел (при необходимости) незамедлительно проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования; по итогам проведенных мероприятий руководитель образовательного учреждения немедленно направляет в правоохранительные органы информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком, зафиксировав номер исходящего сообщения, приложив акт обследования условий жизни и воспитания ребенка, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству; руководитель образовательного учреждения направляет информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком в комиссию по делам несовершеннолетних, зафиксировав номер исходящего сообщения, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Семинар для педагогов по проблеме диагностики форм жестокого обращения над ребенком.

Автор: Смирнова Валентина Анатольевна

Дата: 16.12.2015

Номер свидетельства: 267030


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства