kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семья как фактор, провоцирующий отклоняющее поведение подростков

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

Семья  как фактор, провоцирующий  отклоняющее  поведение  подростков

КГУ «Карагандинский агротехнический колледж»

Султанова Б.Д- педагог-психолог

 

Спектр психолого - педагогических и социально- экономических факторов, активно стимулирующих девиантность  подростков расширяется   по причине  нестабильности  в социальной, политической и экономической  сферах общества.

 

Большинство отклонений в поведении несовершенолетних: безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ, имеют в своей основе один источник – социальную дезадаптацию, корни которой лежат в дезадаптивной семье. Социально дезадаптированный ребенок, подросток, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушили. Согласно принятому определению, социальная дезадаптация  означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микро социальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.

        В данном случае влияние семейной ситуации на формирование  личностных качеств на  подростков огромно.

Большинство психологических проблем согласно теории межличностных отношений  является  результатом проблем, возникающих у подростков в его отношении с самыми значимыми для него людьми.

 Будучи первичной группой, семья отличается следующими признаками:

  1. Семья представляет собой относительно тесную, ограничивающую себя определенными пределами единицу
  2. Семья представляет собой ассоциацию, которая сама себя воспроизводит
  3. Она удовлетворяет важнейшие, жизненные потребности людей( но не все), в том числе  те, которые не может удовлетворить вторичная группа
  4. Она формирует личность в целом, а вторичные группы (школа, производство государство ) воздействуют на нее лишь в определенных аспектах, посредственно через семью.
  5. Её влияние  на индивида первично как по времени, так и по содержанию.
  6. Члены семьи находятся в постоянной взаимозависимости, поэтому любое изменение поведения одного из них влечет за собой изменения в поведении остальных.

При рассмотрении вопроса микро социальных  групп, допускается, что семья как микро социальная группа может вызвать нарушения психического здоровья, воздействуя на личность и психические процессы его членов. Как показывает анализ научно- педагогической литературы и состояние практики  ведущая роль семьи в возникновении патогенных ситуаций и психотравмирующих переживаний  обуславливается рядом обстоятельств:

  • Тесной взаимосвязью семейных отношений и их многосторонностью. Эмоциональные взаимоотношения, досуг,                                                                     домашнее хозяйство, – все они теснейшим образом взаимосвязаны. Любая попытка внести более или менее значительное изменение в одну из них вызывает «цепную реакцию» изменений во всех других. В силу этой особенности семьи от семейной травмы «труднее уйти», т.е. у членов семьи при попытке избежать травматизации возникает больше осложнений.

 

  • Ведущей ролью семейных отношений в системе взаимоотношений личности. Семья на ранних, наиболее важных для дальнейшего развития, этапах жизни является единственной, а позднее одной из наиболее важных социальных групп, в которые включен индивид. Семейные события гораздо в большей степени « принимаются близко к сердцу», чем внешне аналогичные события в сфере трудовой, учебной деятельности, приятельских отношений и др.
  • Особой открытостью и, следовательно, уязвимостью члена семьи по отношению к различным внутрисемейным влияниям, в том числе и травматизирующим. В семье индивид наиболее доступен воздействию со стороны других членов семьи; слабости и недостатки его проявляются наиболее открыто.

 

 

Исследования проведенные учеными  в области аддитивного поведения показали, что риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке  постоянных конфликтов в 4-5 раз выше, а в семьях, где царят агрессивность и жестокость в 9-10 раз выше, чем у тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях.

Нельзя не учитывать тот факт, что подростки во  многих случаях  воспринимают поведение старших членов семьи как нормальное, эмоционально отождествляются с родителями и воспроизводят стереотипы их поведения.

 

Проводимые сравнительные исследования семей подростков – правонарушителей и благополучных школьников, показывают, что «трудные» подростки воспитываются в существенно более неблагоприятных семейных условиях, чем их благополучные  сверстники. Среди  неблагоприятных факторов  социализации отмечают такие, как аморальный образ жизни родителей, педагогическая несостоятельность семей, эмоционально –конфликтные  отношения в семье.

 

В результате  выделяются три основные  группы негативных  явлений, влияющих на негативность семейного  воспитания

  • неблагоприятный  социально- психологический климат в семье
  • психолого- педагогическая неподготовленность родителей к воспитанию детей
  • неблагоприятные материально- бытовые условия жизни семьb

 

К сожалению, в настоящее время большинство семей не в полной мере выполняют свою социализирующую роль, и главное свидетельство этого – неполноценное воспитание личности. К этому приводят факторы социального риска, об этом свидетельствуют социальные факторы риска, которые были разработаны в НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. И.А. Семашко. Среди них можно выделить:

  •  социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);
  •  медико-санитарные факторы (экологически неблагоприятные условия, хронические заболевания детей и т.д.);
  •  социально-демографические факторы (неполная либо многодетная семья, семьи с повторным браком или сводными детьми);
  •  социально-психологические факторы (родители с низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
  •  криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни родителей, семейные дебоши, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира).

Как известно, на разных возрастных этапах развития человека демонстрирует тот или иной институт социализации. И именно в подростковый период, роль семьи в социализации личности ослабевает. Поэтому постоянное повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей, поможет избежать педагогических ошибок, которые особенно часто совершаются из-за незнания возрастных особенностей кризисного подросткового возраста. Только тогда, когда это условие будет осуществлено, можно говорить об эффективности роли семьи как социального института.

 

  Безусловно, внутрисемейные отношения играют важную роль в формировании культурных установок. На проявление агрессии у подростка родители могут реагировать различными способами. Иногда  они поощряют агрессивность в детях. Это объясняется необходимостью «постоять за себя» или «выплеснуть» негативные эмоции.

Наиболее  опасной считается ситуация, когда родители показывают модель, соответствующего поведения по отношению к другим  и окружающей среде.

Согласно другим исследованиям родители, подавляющие агрессивность у своих детей, на самом деле  воспитывают у ребенка озлобленность, которая будет проявляться позже – в более зрелые годы. При этом используются частые наказания при отсутствии поощрений. В результате  формируются  такие отрицательные качества как жестокость, подозрительность, сильная агрессивность, эгоизм.

В тех случаях, когда  родители  не называют своих детей за проявление агрессивности,  воспитывается чрезмерная агрессивность. Отличительной особенностью этой ситуации является, с одной стороны представление родителей о том, что порционное  проявление агрессии обеспечивает « безопасную» разрядку и более приемлемо, чем  ее накопление. С другой стороны  - стихийность формирования моральных норм детей за счет защиты родителей и  заранее полученного разрешения.

Но если родители разумно подавляют агрессивность у подростков, как правило, им удается  воспитать  умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение. Реакция  на агрессивное поведение подростка со стороны родителей разная, в зависимости от того, направлено ли  оно на них или на сверстников. Обычно ребенок строже  наказывается за агрессивность  по отношению к взрослому, чем к своему сверстнику, если последний  действительно заслужил это.

            Дефекты воспитания – это есть главнейший и  первейший показатель неблагополучной семьи. Степень благополучия семьи или неблагополучия  характеризуют не материальные, ни бытовые, ни престижные  показатели, а только отношение к подростку.

ведет Практически всегда в той или иной степени неблагополучие семьи к неблагополучию психического развития  подростка, к дисгармонии созревания эмоционально волевой сферы, т.е  преимущественно характера человека. А каков характер, таковы и взаимоотношения человека с другими людьми.

    Итак, семья - основополагающая ячейка,  где осуществляется социализация ребенка. Из всех дефектов социализации личности наиболее опасными являются  семейные дефекты. Процесс социализации в семье предполагает усвоение ребенком образцов нормативного, социально одобряемого поведения родителей. Их поведение до определенного возраста  становится  эталоном  для подражания. В семье  закладываются основы умения быстро переключаться со «своего» на «чужое» и обратно.

Накапливая  первый «багаж»  знаний, формируя первые привычки в семье, подросток   получает первые навыки общения, поведения. Формирование духовных потребностей, (идеалов, моральных, идейных и познавательных интересов) культурных ценностей зависит от условия воспитания подростка

 

     Таким образом, одним из первых и важных социальных институтов для человека является семья. Кризисные явления в семье - нарушение структуры и функций семьи, ухудшение условий содержания детей. Семья дает образ мира, в котором предстоит жить ребенку,  в семье происходит формирование ролевого поведения. Именно семья, для которой  характерна наиболее  глубокие дефекты социализации, и   является фактором провоцирующее аддиктивное поведение подростка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семья как фактор, провоцирующий отклоняющее поведение подростков »



Семья как фактор, провоцирующий отклоняющее поведение подростков

КГУ «Карагандинский агротехнический колледж»

Султанова Б.Д- педагог-психолог


Спектр психолого - педагогических и социально- экономических факторов , активно стимулирующих девиантность подростков расширяется по причине нестабильности в социальной, политической и экономической сферах общества.


Большинство отклонений в поведении несовершенолетних: безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ, имеют в своей основе один источник – социальную дезадаптацию, корни которой лежат в дезадаптивной семье. Социально дезадаптированный ребенок, подросток, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушили. Согласно принятому определению, социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микро социальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.

В данном случае влияние семейной ситуации на формирование личностных качеств на подростков огромно.

Большинство психологических проблем согласно теории межличностных отношений является результатом проблем, возникающих у подростков в его отношении с самыми значимыми для него людьми.

Будучи первичной группой, семья отличается следующими признаками:

  1. Семья представляет собой относительно тесную, ограничивающую себя определенными пределами единицу

  2. Семья представляет собой ассоциацию, которая сама себя воспроизводит

  3. Она удовлетворяет важнейшие, жизненные потребности людей( но не все), в том числе те, которые не может удовлетворить вторичная группа

  4. Она формирует личность в целом, а вторичные группы (школа , производство государство ) воздействуют на нее лишь в определенных аспектах, посредственно через семью.

  5. Её влияние на индивида первично как по времени, так и по содержанию.

  6. Члены семьи находятся в постоянной взаимозависимости, поэтому любое изменение поведения одного из них влечет за собой изменения в поведении остальных .


При рассмотрении вопроса микро социальных групп , допускается , что семья как микро социальная группа может вызвать нарушения психического здоровья, воздействуя на личность и психические процессы его членов. Как показывает анализ научно- педагогической литературы и состояние практики ведущая роль семьи в возникновении патогенных ситуаций и психотравмирующих переживаний обуславливается рядом обстоятельств:

  • Тесной взаимосвязью семейных отношений и их многосторонностью. Эмоциональные взаимоотношения, досуг, домашнее хозяйство, – все они теснейшим образом взаимосвязаны. Любая попытка внести более или менее значительное изменение в одну из них вызывает «цепную реакцию» изменений во всех других. В силу этой особенности семьи от семейной травмы «труднее уйти», т.е. у членов семьи при попытке избежать травматизации возникает больше осложнений.



  • Ведущей ролью семейных отношений в системе взаимоотношений личности. Семья на ранних, наиболее важных для дальнейшего развития, этапах жизни является единственной, а позднее одной из наиболее важных социальных групп, в которые включен индивид. Семейные события гораздо в большей степени « принимаются близко к сердцу», чем внешне аналогичные события в сфере трудовой, учебной деятельности, приятельских отношений и др.

  • Особой открытостью и, следовательно, уязвимостью члена семьи по отношению к различным внутрисемейным влияниям, в том числе и травматизирующим. В семье индивид наиболее доступен воздействию со стороны других членов семьи; слабости и недостатки его проявляются наиболее открыто.



Исследования проведенные учеными в области аддитивного поведения показали, что риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных конфликтов в 4-5 раз выше, а в семьях, где царят агрессивность и жестокость в 9-10 раз выше, чем у тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях.

Нельзя не учитывать тот факт, что подростки во многих случаях воспринимают поведение старших членов семьи как нормальное, эмоционально отождествляются с родителями и воспроизводят стереотипы их поведения.


Проводимые сравнительные исследования семей подростков – правонарушителей и благополучных школьников, показывают, что «трудные» подростки воспитываются в существенно более неблагоприятных семейных условиях, чем их благополучные сверстники. Среди неблагоприятных факторов социализации отмечают такие, как аморальный образ жизни родителей, педагогическая несостоятельность семей, эмоционально –конфликтные отношения в семье.


В результате выделяются три основные группы негативных явлений, влияющих на негативность семейного воспитания

  • неблагоприятный социально- психологический климат в семье

  • психолого- педагогическая неподготовленность родителей к воспитанию детей

  • неблагоприятные материально- бытовые условия жизни семьи


Нельзя не учитывать и того неоспоримого факта, что эти группы негативных явлений взаимосвязаны и могут в различной мере влиять на формирование личности подростка.

Определяющим в воспитании подростка является социально- психологический климат в семье, психолого - педагогическая культура родителей, нравственная направленность семьи как социального института.

Процесс социализации в подростковом возрасте приобретает особо острые формы. Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества. Семья постепенно теряет свою привлекательность и притягательность по сравнению с группой сверстников, которая отныне является носителем системы ценностей. Норм поведения и источником определенного статуса.

Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты социализации, вольно или невольно провоцируют подростков на раннее употребление психоактивных веществ и совершение правонарушений. Специалисты выделяют следующие типы дисфункциональных, неблагополучных семей:

  1. Псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы воспитания

  2. Неполная семья, отличающаяся дефектами в структуре

  3. Проблемная семья, характеризующаяся постоянно конфликтной атмосферой

  4. Аморальная семья, характеризующаяся алкогольной, аморальной и сексуальной деморализацией.

  5. Криминогенная семья.


Псевдоблагополучная семья отличается ярко выраженным деспотическим характером, безоговорочным доминированием одного из родителей, полным подчинением ему остальных членов семьи, наличием жестоких взаимоотношений, применением физического наказания как основного средства воспитания. Отношения неблагополучной, дисфункциональной семьи отражаются на всех сферах жизнедеятельности ребенка: снижается школьная успеваемость, уличная компания заменяет родительский авторитет, в ней ребенок получает признание. Все это приводит к социальной и педагогической запущенности ребенка, иногда к задержкам психического развития и психическим отклонениям, следствием этого становятся употребление психоактивных веществ , правонарушения.


Отрицательным образом, могут сказаться на формирование личности подростка, и способствовать его десоциализации, дефекты в структуре родительской семьи в современных условиях. Один из негативных факторов неполной семьи - эмоциональный дискомфорт, который испытывает ребенок, подросток в такой семье. Этот дискомфорт характеризуется комплексом психологических реакций и переживаний: чувством собственной неполноценности ущербности, зависти, эмоционального голода Данная ситуация вызывает у подростков повышенный интерес к своим переживаниям, с пренебрежением к переживанию взрослых, недоброжелательное, порой агрессивное отношение к отцу или матери , бросившим семью.

Разводу предшествует общее ухудшение семейных отношений. Ребенок становится свидетелем скандалов между родителями, видит сцены грубости, унижения. В этих условиях подросток чувствует себя отчужденным в семье и возникает опасная ситуация, когда роль воспитателя берет на себя улица.

Одной из разновидностей неблагополучной семьи является проблемная семья. Для нее характерно соперничество между родителями за главенствующее положение в семье, отсутствие всякого сотрудничества между членами семьи, разобщенностью, изоляцией между родителями и детьми. В проблемных семьях нарушается процесс социального контроля, отсутствуют эмоциональные связи между родителями и детьми.

В аморальной семье наблюдаются такие отрицательные факторы, как правонарушения, совершаемые родителями и иными членами семьи, пьянство и алкоголизм, развратное поведение родителей. Такие семьи калечат детей не только нравственно, физически, но и интеллектуально. У подростков часто отсутствуют нормальные условия для приготовления домашних заданий из-за скандалов, устраиваемых пьяными родителями.

Криминогенная семья – такая семья, члены которой совершают преступления. Иногда приходится констатировать, что криминальная деятельность является основным видом деятельности конкретного лица или семьи в целом. Согласно криминологическим исследованиям, судимость одного из членов семьи (чаще всего это отцы или старшие братья) увеличивает вероятность совершения преступления другими членами семьи, прежде всего несовершеннолетними в 4-5 раз. Каждый четвертый из осужденных несовершеннолетних проживал с судимыми братьями и сестрами.







Анализ дисфункциональных неблагополучных семей способствует более глубокому пониманию неправильного воспитания, которое подталкивает подростка к вредным привычкам. Рассмотрим типы неправильного воспитания:

Воспитание по типу «непринятие»

К типу « непринятие» относится и авторитарное воспитание, игнорирующее индивидуальные особенности подростка, и «гипоопека»

, непринятие по различным мотивам (от агрессивного стремления «подавить амбиции» до безразличия) потребностей подростка, его тревоги, страхов, вызванных поведением взрослых..Вызывается неприятие наличием реальных недостатков – невысоких способностей, неблагоприятных физических данных (разочаровавшие дети,, не оправдавшие надежды). Такая форма непринятия способствует появлению у подростка тревожной мнительности, аутоагрессивности, тревожной мнительности, чувства собственной неполноценности. Непринятие подростка в виде недооценки психофизиологических данных, в виде иронического отношения к нему проявилось как следствие эгоцентричности родителей.

Таким образом, воспитание по типу «непринятия» – это либо недостаток контроля на почве равнодушного попустительства, когда происходит селекция одних свойств темперамента при торможении, угасании других, компенсаторных связей между ними, разрыве необходимых корреляций между этими свойствами. Либо жесткая регламентация и контроль, завышенная требовательность, подавление врожденного типа реагирования (попытка «коррекции», «улучшения» свойств темперамента) с навязыванием единственного типа поведения. Вследствие чего у подростка нарушается психологическая адаптация, не развиваются коммуникативные способности, и в результате формируется неадекватная самооценка (завышенная или заниженная ) и высокий уровень притязаний

Воспитание по типу «гиперсоциальность». Такой тип воспитания не учитывает индивидуальность подростка, имеет слишком правильный , иногда и формальный характер. При воспитании по определенной заданной программе, не учитывается своеобразие его личности, возрастные потребности и интересы, навязывается детям большое количество правил и условностей.

Воспитание по типу гиперопека Характерными чертами гиперопеки являются избыточный контакт с ребенком, слишком длинный период ухода « как за маленьким» и подавление независимого поведения. Другая черта гиперопеки заключается в избыточном надзоре за подростками, постоянной помощи им в одобрении их обращении за помощью в случаях ссор или каких- то затруднений Все подростки воспитываемые их гиперопеки имеют трудности в общении с другими людьми Из за боязни отойти от матери подросток медленно адаптируется к новому . Есть различия между подростками ,матери которых терпеливые и снисходительные и подростками, чьи матери были властными, строгими и склонными к наказанию Дети, к которым относились снисходительно, были своенравными и дерзкими дома, однако в остальном почти не испытывали трудностей, за исключением того, что с трудом находили друзей. Короче говоря, в этих случаях идет речь о типичном синдроме «избалованного ребенка». С другой стороны, дети, которых слишком часто подвергали наказаниям, росли пассивными, покорными и зависимыми. Гиперопека может возникать в качестве реакции на враждебное отношение к своему ребенку и неприятие его. Когда матери неосознанно «борются против» чувства антагонизма по отношению к собственному ребенку, они могут реагировать на это гиперопекой и избыточной заботливостью, как бы доказывая себе, насколько сильно они на самом деле любят его. Это особенно вероятно тогда, когда чувства любви и ненависти сосуществуют друг с другом. В таких случаях родители не могут заставить себя признать возможность ненависти по отношению к тому, кого они любят. Такого рода неоднозначность является очень распространенной формой переживаний и сама по себе совершенно нормальна. Именно реакция на такие чувства в данном случае ведет к нарушению адаптации, формированию неадекватной самооценки, которая в любом случае будет формировать нарушение поведения к подростковому возрасту.


К сожалению, в настоящее время большинство семей не в полной мере выполняют свою социализирующую роль, и главное свидетельство этого – неполноценное воспитание личности. К этому приводят факторы социального риска, об этом свидетельствуют социальные факторы риска, которые были разработаны в НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. И.А. Семашко. Среди них можно выделить:

  1. социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);

  2. медико-санитарные факторы (экологически неблагоприятные условия, хронические заболевания детей и т.д.);

  3. социально-демографические факторы (неполная либо многодетная семья, семьи с повторным браком или сводными детьми);

  4. социально-психологические факторы (родители с низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);

  5. криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни родителей, семейные дебоши, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира).

Как известно, на разных возрастных этапах развития человека демонстрирует тот или иной институт социализации. И именно в подростковый период, роль семьи в социализации личности ослабевает. Поэтому постоянное повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей, поможет избежать педагогических ошибок, которые особенно часто совершаются из-за незнания возрастных особенностей кризисного подросткового возраста. Только тогда, когда это условие будет осуществлено, можно говорить об эффективности роли семьи как социального института.


Безусловно, внутрисемейные отношения играют важную роль в формировании культурных установок. На проявление агрессии у подростка родители могут реагировать различными способами. Иногда они поощряют агрессивность в детях. Это объясняется необходимостью «постоять за себя» или «выплеснуть» негативные эмоции.

Наиболее опасной считается ситуация, когда родители показывают модель, соответствующего поведения по отношению к другим и окружающей среде.

Согласно другим исследованиям родители, подавляющие агрессивность у своих детей, на самом деле воспитывают у ребенка озлобленность, которая будет проявляться позже – в более зрелые годы . При этом используются частые наказания при отсутствии поощрений. В результате формируются такие отрицательные качества как жестокость, подозрительность, сильная агрессивность, эгоизм.

В тех случаях, когда родители не называют своих детей за проявление агрессивности, воспитывается чрезмерная агрессивность. Отличительной особенностью этой ситуации является, с одной стороны представление родителей о том, что порционное проявление агрессии обеспечивает « безопасную» разрядку и более приемлемо, чем ее накопление. С другой стороны - стихийность формирования моральных норм детей за счет защиты родителей и заранее полученного разрешения.

Но если родители разумно подавляют агрессивность у подростков, как правило, им удается воспитать умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение. Реакция на агрессивное поведение подростка со стороны родителей разная, в зависимости от того, направлено ли оно на них или на сверстников. Обычно ребенок строже наказывается за агрессивность по отношению к взрослому, чем к своему сверстнику, если последний действительно заслужил это.

Дефекты воспитания – это есть главнейший и первейший показатель неблагополучной семьи. Степень благополучия семьи или неблагополучия характеризуют не материальные, ни бытовые, ни престижные показатели, а только отношение к подростку.

ведет Практически всегда в той или иной степени неблагополучие семьи к неблагополучию психического развития подростка, к дисгармонии созревания эмоционально волевой сферы, т.е преимущественно характера человека. А каков характер, таковы и взаимоотношения человека с другими людьми.

Итак, семья - основополагающая ячейка , где осуществляется социализация ребенка. Из всех дефектов социализации личности наиболее опасными являются семейные дефекты. Процесс социализации в семье предполагает усвоение ребенком образцов нормативного, социально одобряемого поведения родителей. Их поведение до определенного возраста становится эталоном для подражания. В семье закладываются основы умения быстро переключаться со «своего» на «чужое» и обратно.

Накапливая первый «багаж» знаний, формируя первые привычки в семье, подросток получает первые навыки общения, поведения. Формирование духовных потребностей, (идеалов, моральных, идейных и познавательных интересов) культурных ценностей зависит от условия воспитания подростка


Таким образом, одним из первых и важных социальных институтов для человека является семья. Кризисные явления в семье - нарушение структуры и функций семьи, ухудшение условий содержания детей. Семья дает образ мира, в котором предстоит жить ребенку, в семье происходит формирование ролевого поведения. Именно семья, для которой характерна наиболее глубокие дефекты социализации, и является фактором провоцирующее аддиктивное поведение подростка.



Рекомендуемая литература

Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1988.

Методические рекомендации по изучению проблемы потребления алкоголя и разработке соответствующих ме­роприятий ВОЗ. Женева, 1988.

Уолш Д. Медико-социальные проблемы, связанные с употреблением алкоголя, и их предупреждение//Европей-ское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген, 1985.

Шихирев П. Н. От терапии личности к терапии соци­альной среды: Эволюция подходов к решению проблемы алкоголизма в США//Психологический журнал. 1987. Т.8. № 5. С. 28—38.

Эйдемиллер Э. Г., Кулаков С. А., Черемисин О. В. Иссле­дование образа «я» у подростков с аддиктивным поведе-нием//Психологические исследования и психотерапия в наркологии. Л., 1989. С. 74—79.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. 4. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., Аспект Пресс,

2. 7. Араканцева Т.А., Дубовская Е.М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки. Мир психологии. 1999. 147-155с.

3. 8. Арутюнян М.Ю. «Кто я» Проблема самоопределения юношей и девушек-подростков. М., 1992.

4. 16. Волович А. С. Особенности процесса социализации выпускников средней школы: Канд. дис.М., 1990.

5. 28. Коломинский Я. Л. Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Генетические проблемы социальной психологии / Под ред. Я. Л.

6. 31. Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. М., 1988.

7. 32. Собкин B.C., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Проявление девиации в подростковой субкультуре. Вопросы психологии. 2004г. № 3 - 3-18 с.

7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Семья как фактор, провоцирующий отклоняющее поведение подростков

Автор: Султанова Бибижамал Давлетбаевна

Дата: 09.10.2015

Номер свидетельства: 237704

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "факторы риска отклоняющегося поведения. "
    ["seo_title"] => string(49) "faktory-riska-otkloniaiushchieghosia-poviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "184916"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426107310"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Профилактика девиантного поведения в молодёжной среде "
    ["seo_title"] => string(62) "profilaktika-dieviantnogho-poviedieniia-v-molodiozhnoi-sriedie"
    ["file_id"] => string(6) "172133"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423760032"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства