Семья как фактор, провоцирующий отклоняющее поведение подростков
КГУ «Карагандинский агротехнический колледж»
Султанова Б.Д- педагог-психолог
Спектр психолого - педагогических и социально- экономических факторов, активно стимулирующих девиантность подростков расширяется по причине нестабильности в социальной, политической и экономической сферах общества.
Большинство отклонений в поведении несовершенолетних: безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ, имеют в своей основе один источник – социальную дезадаптацию, корни которой лежат в дезадаптивной семье. Социально дезадаптированный ребенок, подросток, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушили. Согласно принятому определению, социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микро социальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.
В данном случае влияние семейной ситуации на формирование личностных качеств на подростков огромно.
Большинство психологических проблем согласно теории межличностных отношений является результатом проблем, возникающих у подростков в его отношении с самыми значимыми для него людьми.
Будучи первичной группой, семья отличается следующими признаками:
- Семья представляет собой относительно тесную, ограничивающую себя определенными пределами единицу
- Семья представляет собой ассоциацию, которая сама себя воспроизводит
- Она удовлетворяет важнейшие, жизненные потребности людей( но не все), в том числе те, которые не может удовлетворить вторичная группа
- Она формирует личность в целом, а вторичные группы (школа, производство государство ) воздействуют на нее лишь в определенных аспектах, посредственно через семью.
- Её влияние на индивида первично как по времени, так и по содержанию.
- Члены семьи находятся в постоянной взаимозависимости, поэтому любое изменение поведения одного из них влечет за собой изменения в поведении остальных.
При рассмотрении вопроса микро социальных групп, допускается, что семья как микро социальная группа может вызвать нарушения психического здоровья, воздействуя на личность и психические процессы его членов. Как показывает анализ научно- педагогической литературы и состояние практики ведущая роль семьи в возникновении патогенных ситуаций и психотравмирующих переживаний обуславливается рядом обстоятельств:
- Тесной взаимосвязью семейных отношений и их многосторонностью. Эмоциональные взаимоотношения, досуг, домашнее хозяйство, – все они теснейшим образом взаимосвязаны. Любая попытка внести более или менее значительное изменение в одну из них вызывает «цепную реакцию» изменений во всех других. В силу этой особенности семьи от семейной травмы «труднее уйти», т.е. у членов семьи при попытке избежать травматизации возникает больше осложнений.
- Ведущей ролью семейных отношений в системе взаимоотношений личности. Семья на ранних, наиболее важных для дальнейшего развития, этапах жизни является единственной, а позднее одной из наиболее важных социальных групп, в которые включен индивид. Семейные события гораздо в большей степени « принимаются близко к сердцу», чем внешне аналогичные события в сфере трудовой, учебной деятельности, приятельских отношений и др.
- Особой открытостью и, следовательно, уязвимостью члена семьи по отношению к различным внутрисемейным влияниям, в том числе и травматизирующим. В семье индивид наиболее доступен воздействию со стороны других членов семьи; слабости и недостатки его проявляются наиболее открыто.
Исследования проведенные учеными в области аддитивного поведения показали, что риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных конфликтов в 4-5 раз выше, а в семьях, где царят агрессивность и жестокость в 9-10 раз выше, чем у тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях.
Нельзя не учитывать тот факт, что подростки во многих случаях воспринимают поведение старших членов семьи как нормальное, эмоционально отождествляются с родителями и воспроизводят стереотипы их поведения.
Проводимые сравнительные исследования семей подростков – правонарушителей и благополучных школьников, показывают, что «трудные» подростки воспитываются в существенно более неблагоприятных семейных условиях, чем их благополучные сверстники. Среди неблагоприятных факторов социализации отмечают такие, как аморальный образ жизни родителей, педагогическая несостоятельность семей, эмоционально –конфликтные отношения в семье.
В результате выделяются три основные группы негативных явлений, влияющих на негативность семейного воспитания
- неблагоприятный социально- психологический климат в семье
- психолого- педагогическая неподготовленность родителей к воспитанию детей
- неблагоприятные материально- бытовые условия жизни семьb
К сожалению, в настоящее время большинство семей не в полной мере выполняют свою социализирующую роль, и главное свидетельство этого – неполноценное воспитание личности. К этому приводят факторы социального риска, об этом свидетельствуют социальные факторы риска, которые были разработаны в НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. И.А. Семашко. Среди них можно выделить:
- социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);
- медико-санитарные факторы (экологически неблагоприятные условия, хронические заболевания детей и т.д.);
- социально-демографические факторы (неполная либо многодетная семья, семьи с повторным браком или сводными детьми);
- социально-психологические факторы (родители с низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
- криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни родителей, семейные дебоши, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира).
Как известно, на разных возрастных этапах развития человека демонстрирует тот или иной институт социализации. И именно в подростковый период, роль семьи в социализации личности ослабевает. Поэтому постоянное повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей, поможет избежать педагогических ошибок, которые особенно часто совершаются из-за незнания возрастных особенностей кризисного подросткового возраста. Только тогда, когда это условие будет осуществлено, можно говорить об эффективности роли семьи как социального института.
Безусловно, внутрисемейные отношения играют важную роль в формировании культурных установок. На проявление агрессии у подростка родители могут реагировать различными способами. Иногда они поощряют агрессивность в детях. Это объясняется необходимостью «постоять за себя» или «выплеснуть» негативные эмоции.
Наиболее опасной считается ситуация, когда родители показывают модель, соответствующего поведения по отношению к другим и окружающей среде.
Согласно другим исследованиям родители, подавляющие агрессивность у своих детей, на самом деле воспитывают у ребенка озлобленность, которая будет проявляться позже – в более зрелые годы. При этом используются частые наказания при отсутствии поощрений. В результате формируются такие отрицательные качества как жестокость, подозрительность, сильная агрессивность, эгоизм.
В тех случаях, когда родители не называют своих детей за проявление агрессивности, воспитывается чрезмерная агрессивность. Отличительной особенностью этой ситуации является, с одной стороны представление родителей о том, что порционное проявление агрессии обеспечивает « безопасную» разрядку и более приемлемо, чем ее накопление. С другой стороны - стихийность формирования моральных норм детей за счет защиты родителей и заранее полученного разрешения.
Но если родители разумно подавляют агрессивность у подростков, как правило, им удается воспитать умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение. Реакция на агрессивное поведение подростка со стороны родителей разная, в зависимости от того, направлено ли оно на них или на сверстников. Обычно ребенок строже наказывается за агрессивность по отношению к взрослому, чем к своему сверстнику, если последний действительно заслужил это.
Дефекты воспитания – это есть главнейший и первейший показатель неблагополучной семьи. Степень благополучия семьи или неблагополучия характеризуют не материальные, ни бытовые, ни престижные показатели, а только отношение к подростку.
ведет Практически всегда в той или иной степени неблагополучие семьи к неблагополучию психического развития подростка, к дисгармонии созревания эмоционально волевой сферы, т.е преимущественно характера человека. А каков характер, таковы и взаимоотношения человека с другими людьми.
Итак, семья - основополагающая ячейка, где осуществляется социализация ребенка. Из всех дефектов социализации личности наиболее опасными являются семейные дефекты. Процесс социализации в семье предполагает усвоение ребенком образцов нормативного, социально одобряемого поведения родителей. Их поведение до определенного возраста становится эталоном для подражания. В семье закладываются основы умения быстро переключаться со «своего» на «чужое» и обратно.
Накапливая первый «багаж» знаний, формируя первые привычки в семье, подросток получает первые навыки общения, поведения. Формирование духовных потребностей, (идеалов, моральных, идейных и познавательных интересов) культурных ценностей зависит от условия воспитания подростка
Таким образом, одним из первых и важных социальных институтов для человека является семья. Кризисные явления в семье - нарушение структуры и функций семьи, ухудшение условий содержания детей. Семья дает образ мира, в котором предстоит жить ребенку, в семье происходит формирование ролевого поведения. Именно семья, для которой характерна наиболее глубокие дефекты социализации, и является фактором провоцирующее аддиктивное поведение подростка.