Просмотр содержимого документа
«Школьному психологу»
Щербакова Оксана Владимировна, студентка 103М группы института психолого-педагогического образования; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева.
О.В. Щербакова
ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ценностно-смысловая сфера, младший школьный возраст, ценности, клубная деятельность, психологический клуб.
В статье рассматривается использование клубной деятельности для формирования ценностно-смысловой сферы детей младшего школьного возраста.
O.V. Shcherbakova
SCHOOL PSYCHOLOGICAL CLUB AS a CONDITION of FORMING VALUE-SEMANTIC SCOPE of PRIMARY SCHOOL-AGE CHILDREN
Value -semantic scope, primary school age, value, club activity, psychology club.
The article discusses the use of Club activities for the formation of value-semantic scope of primary school-age children.
В младшем школьном возрасте усиливается роль ценностно-смысловой сферы в развитии ребенка. Задача развития ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника особо значима, когда происходит ориентация ключевых ценностей, смысловых ориентиров и моделей поведения. При этом в настоящее время в научной литературе слабо представлены исследования, посвященные ценностно-смысловой сфере младшего школьника, до сих пор нет единых представлений о ее особенностях, применительно именно к младшим школьникам. Также в практическом плане есть проблема поиска средств формирования ценностно-смысловой сферы. Одним из способов решения этой проблемы может стать применение групповых форм клубной работы.
Цель исследования – разработка и апробация проекта школьного психологического клуба как условия формирования ценностно-смысловой сферы детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: развитие ценностно-смысловой сферы младших школьников является разноуровневым.
Исследование проводилось в 2016-2017 гг., в г. Красноярске. В качестве испытуемых были выбраны 40 детей младшего школьного возраста – учащиеся 3 класса (9-10 лет).
Были использованы следующие методики: Беседа "Расскажи о себе" (А.М.Щетинина), «Особенности характера ребенка и его поведения в семье и школе» (методика Рене Жиля), карта проявлений социальной самостоятельности (А.М.Щетинина), карте проявлений социальной активности (А.М.Щетинина, Н.А.Абрамова), методика определения мотивов учения - М.Р. Гинзбурга, методика изучения учебной мотивации - диагностическая анкета, оценка школьной мотивации учащихся начальной школы - Н. Лускановой, диагностика ценностных ориентаций младших школьников (модификация на основе методики диагностики самооценки и уровня притязаний Т.B. ДЕМБО - С.Я. РУБИНШТЕЙН).
Результаты исследования
Психологической основой ценностно-смысловой сферы является многообразная структура смыслов, потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, участвующих в создании направленности личности, выражающих социально детерминированные отношения личности к действительности. Компоненты ценностно-смысловой сферы формируются и развиваются в процессе социализации. В младшем школьном возрасте процесс присвоения норм, идеалов и ценностей взрослого мира происходит благодаря оценке, которую производит взрослый тем или иным поступкам, деятельности, совершаемым ребенком. Одним из направлений такой оцениваемой и контролируемой деятельности выступают клубные объединения в школе: клубы, кружки, студии, секции, общества. В нашем случае речь идет о школьном психологическом клубе для младших школьников. Содержание работы клуба можно охарактеризовать в рамках нескольких основных направлений:
Формирование представлений о нормах социального взаимодействия и нравственности.
Формирование ценности образования, мотивации к познавательной деятельности
Воспитание организационной культуры, формирование навыков самоконтроля и самоорганизации.
В ходе реализации деятельности клуба общие результаты развития ценностно-смысловой сферы младших школьников могут распределяться по трём уровням:
Первый уровень – приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. На этом уровне было выявлено большинство младших школьников.
Второй уровень – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. На этом уровне было выявлено также большинство младших школьников.
Третий уровень – получение начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. На этом уровне было выявлено около трети участвовавших в исследовании младших школьников.
Библиографический список
Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал - 1984. - Т.5. - № 5. - С.63-70.
Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] — М.: Аспект-Пресс, 2006. — 236 с.
3.Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 2008.
Воробьева, И. В.Социально-культурная деятельность: учеб.-метод. Комплекс [Текст] - Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. - 106 с.
Знаков, В.В. Предисловие // Субъект, личность и психология человеческого бытия / под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной. - М., 2005. - с. 3-9.
Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Изд. центр «Академия», 2000.
Никандров, Н.Д. Ценности как основа социализации и воспитания // Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: [Текст] Учебн. пос. для студ. высш. пед. завед. – М.: Издат. центр «Академия», 2003 – с.160-173.
Смирнов, Л.М. Уровень ценности в структуре личности // Мир психологии. - №4., 2007. – с.220-230.
Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. – Кемерово., 2000.