kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль семьи в экологическом воспитании детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье дан теоретический анализ научных работ о роли семьи для становления экологического воспитания детей младшего школьного возраста. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль семьи в экологическом воспитании детей»

РОЛЬ СЕМЬИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ


Минюшина В.Н.

Научный руководитель: Гусейнов А.З.,

к. пед. н., доцент

E-mail: minyushina.valentina@yandex.ru


Аннотация. В статье теоретический анализ научных работ о роли семьи для становления экологического воспитания детей младшего школьного возраста. Приведены итоги анализа собственной работы, свидетельствующие о том, что именно воздействие семьи является основополагающим в процессе формирования экологического воспитания детей.

Ключевые слова: семья, экологическое воспитание, влияние.


THE ROLE OF THE FAMILY IN THE ENVIRONMENTAL EDUCATION OF CHILDREN

Huseynov A. Z., Minyushina V. N.

Annotation. The article presents a theoretical analysis of scientific papers on the role of the family for the formation of environmental education of primary school children. The results of the analysis of their own work are presented, indicating that it is the impact of the family that is fundamental in the process of forming the ecological education of children.

Key words: family, environmental education, influence.


Экологическое воспитание в стремительно развивающемся мире технического прогресса - составная часть процесса воспитания. Несоблюдение требований экологической культуры может поставить современную цивилизацию на грань экологической катастрофы. В формировании экологической культуры личности воспитание играет основополагающую роль. С раннего возраста необходимо научить детей заботится о здоровье нашей планеты, об охране окружающей природы. Как правило, первыми естественными педагогами ребенка, закладывающими основы его воспитания, формирования экологической культуры личности как его составной части, являются члены его семьи: родители, бабушки, дедушки, близкие родственники. Роль семьи всеобъемлюща и всестороння для детей, поскольку семья представляет собой главную ячейку общества.

По определению, данному Ф.Энгельсом семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Семья была, есть и будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, в том числе и экологического. Формировать личность ребенка в семье - это обоюдный процесс. Родители, воспитывая своих детей, повышают свой уровень воспитания, а дети, выбираю свой жизненный путь под воздействием взрослых, воспитывают себя. Естественное стремление к семейному благополучию подчас выражается в стремлении к созданию семейных традиций. Семейные традиции – это то, чему придерживаются люди в кругу своей семьи, вне зависимости от ее размера. Традиции могут выражаться как в простых, повседневных вещах, так и в праздновании знаменательных дат[2].

Семейные традиции должны быть основаны не только на родственных связях, но и на воспитании детей в духе бережного отношения к окружающей среде, в духе сохранения природы.

Согласно мнению большинства ученых (С.Н. Глазачев, В.А. Игнатова, Г.П. Сикорская), под экологическим образованием следует понимать непрерывный процесс обучения и воспитания, направленный на усвоение систематизированных знаний об окружающей среде, умений и навыков природоохранной деятельности, формирование общей экологической культуры.

Особое внимание к проблемам экологического образования детей объясняется двумя основными причинами:

  • необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего активного периода жизнедеятельности;

  • актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.

Семья и образовательные учреждения имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте[3].. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. 

Непосредственное влияние семьи на формирование личности ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий на него. Несомненно, с возрастом оно несколько ослабевает, но никогда не утрачивается полностью. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, не могут быть сформированы. В частности, от семьи зависит уровень образованности и воспитанности детей[1].

В работе «Семейная психология» Лидия Беренгардовна Шнейдер пишет, что воспитание детей в настоящее время - это чрезвычайно сложный и многогранный процесс. Если раньше родители готовили детей для вступления в мир, который они хорошо знали, который был таким же, как и тот, что они жили сами, где действовали одни и те же законы и требования, то в настоящее время родители готовят детей в неведомый для них самих мир, в котором все быстротечно, и который бесконечно меняется [4].

Следует обратить внимание на то, что оценивать значимость семейного воспитания в формировании основ экологической культуры ребенка, как и его личности в целом, однозначно в положительном аспекте в настоящее время нельзя. Семья может играть в жизни ребенка как позитивную таки негативную роль, нести ему зло и добро. Она формирует в ребёнке не только благоразумность, добро, великодушие, любовь к природе, близким, но и жестокость, черствость, безразличие и равнодушие[1].

Опыт работы в общеобразовательной организации позволяет сделать вывод, что современная семья может одновременно выступать как в роли позитивного, так и отрицательного фактора формирования личности вообще и экологического воспитания в частности.

Рассмотрим примеры влияния семьи и семейных традиций на становление личности ребенка и его ценностей.

Обучающаяся одиннадцатого класса. Девочка росла в семье с бабушкой и дедушкой всю жизнь проработавшими в лесничестве. С малых лет помогала родным в работе по защите окружающей среды: принимала участие в очищении леса от завалов и бытовых отходов, подготавливала места отдыха и участвовала в установке аншлагов и пр. Является энергичным ребенком с активной жизненной позицией, входит в состав волонтерского отряда «Современник» и школьного лесничества «Рубеж». С пятого класса активно принимала участие в проектных работах, акциях и конкурсах экологической направленности. В 2019 году заняла первое место в региональном этапе Всероссийского юниорского конкурса «Подрост» и второе место в общекомандном зачете на областных соревнованиях школьных лесничеств. В 2021 году прошла в полуфинал Всероссийского конкурса «Большая перемена» работая по экологическому направлению, заняла первое место в VIII Всероссийской научно-практической конференции учащихся «Путь к возрождению». Девочку всегда поддерживали близкие люди и во всем ей помогали, что несомненно помогло достичь ей высоких результатов в обучении и во внеурочной деятельности.

Обучающийся седьмого класса. В семье крепки традиции коллективной помощи и поддержки, родители часто принимают участие в субботниках и различных акциях экологической направленности. Мальчик не проявляет заинтересованности в обучении, однако принимает активное участие в практической деятельности школьного лесничества или волонтеров, часто вместе с родителями. На уроках биологии грамотно рассуждает о воздействии экологических факторов на окружающую природу, хотя может путаться в терминологии. Добрый и отзывчивый мальчик.

Но также приходится часто встречаться и с негативным влиянием семьи. Горы бытовых отходов сваленных по берегам реки, даже при том, что уже несколько лет отходы вывозятся на переработку, мусор в местах отдыха в лесу, разрушенные скамейки там же и многое другое. Логично предположить, что подобные негативные примеры относятся к сфере деятельности именно родителей, а не детей. Естественно, что такой пример не может научить ничему хорошему. И даже если вчера ребята принимали участие в акции «Чистый берег», сегодня они же идут и кидают мусор вдоль дороги.

Таким образом, анализ рассмотренного материала и проведенной работы показывает, что во-первых именно семья оказывает первостепенное влияние на формирование основ экологического воспитания человека и во-вторых без взаимодействие семьи школа, при осуществлении программы экологического воспитания, не даст глубинного понимания необходимости беречь окружающую природу.



Список использованной литературы:

1. Батырова М.Д. РОЛЬ И МЕСТО СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКАМ /Д. Батырова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18581 (дата обращения: 04.05.2022).

2. Несговорова Н.П. Экологическое воспитание в семье /Н.П. Несговорова, В.Г. Савельев, Н.Э. Шарапова// Вестник Курганского государственного университета. -2012. - №3 С. 55-56

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] (на 04 мая 2022года) // ГАРАНТ.РУ Информационно-правовой портал [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191362/

4. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд.—М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006.— 768 с.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Роль семьи в экологическом воспитании детей

Автор: Минюшина Валентина Николаевна

Дата: 06.09.2023

Номер свидетельства: 636326

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Опыт работы «Экологическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(84) "opyt-raboty-ekologhichieskoie-vospitaniie-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "214158"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432222229"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Родительское собрание на тему: «Экологическое воспитание детей в детском саду и дома»"
    ["seo_title"] => string(80) "roditelskoe_sobranie_na_temu_ekologicheskoe_vospitanie_detei_v_detskom_sadu_i_do"
    ["file_id"] => string(6) "483621"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1541427154"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "семейные традиции и обычаи в воспитании детей "
    ["seo_title"] => string(52) "siemieinyie-traditsii-i-obychai-v-vospitanii-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "226612"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1440395800"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Экологический проект " Здравствуй,дерево" "
    ["seo_title"] => string(44) "ekologhichieskii-proiekt-zdravstvui-dierievo"
    ["file_id"] => string(6) "161457"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422216705"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект родительского собрания "Природа и дети" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-roditiel-skogho-sobraniia-priroda-i-dieti"
    ["file_id"] => string(6) "241171"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445188523"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства