Психологические особенности подростков (10-12 лет) при переходе из начальной школы в среднее звено (родительское собрание)
1. Психофизиологические особенности детей, переходящих из начальной школы в среднее звено.
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных школьных проблем, а период адаптации в 5- классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Он может длиться от одного месяца до одного года. Этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.
Почему это происходит?
Хронологически подростковый возраст определяется от 10—11 до 14-15 лет. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис. Перестройка организма начинается с изменений в эндокринной системе. Активизируется деятельность гипофиза. Вырабатываемые им гормоны стимулируют рост тканей и функционирование других важнейших желез внутренней секреции (щитовидной, половых, надпочечников). Их деятельность обуславливает многочисленные изменения в организме подростка, в том числе и наиболее очевидные: (развитие половых органов и появление вторичных половых признаков). Эти процессы наиболее интенсивны в 11-13 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков.
В результате быстрого развития организма подростка возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Сердце подростка растет быстрее, чем кровеносные сосуды. Это может причиной функциональных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы и проявляться в виде сердцебиения, повышения кровяного давления, головных болей, головокружения, быстрой утомляемости.
Умственное и физическое переутомление, длительное нервное напряжение, аффекты, сильные отрицательные эмоциональные переживания (страх, обида, гнев, могут стать причинами функциональных расстройств нервной системы. Они могут проявляться в повышенной раздражительности. Утомляемости, рассеянности, падении продуктивности в работе, в расстройстве сна и др.
Увеличивается рост и вес ребенка. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности – удлиняются руки и ноги, а в последнюю очередь – туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости.
Чувство взрослости – специфическое новообразование самосознания, является важнейшей особенностью личности, ее структурным центром, т.к. выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям и миру.
Тенденция к взрослости проявляется в постепенном отдалении от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. «Сферы влияния» родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Чувство взрослости проявляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых.
Источником конфликтов и трудностей в отношениях взрослого и подростка выступает противоречие. Стремление к независимости сталкивается в семье с тем, что родители могут относиться к подростку как к «ребенку». Если взрослый не изменяет отношение к подростку, то подросток сам становится инициатором перехода к новому типу отношений. Сопротивление взрослого вызывает ответное сопротивление у подростка в виде разных форм непослушания и протеста. При сохранении такой ситуации ломка прежних ситуаций может затянуться на весь подростковый период и иметь форму затянувшегося конфликта.
Со сверстниками же советуются по части «сиюминутных» вопросов.
Общение со сверстниками имеет огромное значение для подростков. Школьный класс – важнейшая инстанция социализации и группа принадлежности подростка. Происходит становление различных по степени близости отношений, которые четко подростками разделяются: могут быть просто товарищи, приятели, личный друг. Группа сверстников лишь тогда является благоприятной средой, когда статус его достаточно высок. Место в системе отношений зависит от различных черт характера школьника, в том числе и от таких, как общительность, способность понять другого, быстро ориентироваться в сложившейся обстановке.
Любой школьный класс дифференцируется на группы и подгруппы. Это связано с тем, что:
• Складывается особая внутришкольная и внутриклассовая иерархия, основанная на официальном статусе учащихся, их учебной успеваемости или принадлежности к «активу»;
• Происходит дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей, принятых в самой ученической среде. Проявляется разница в положении «звезд» и «отвергаемых»;
• Существует социальное расслоение, проявляющееся как неравенстве материальных возможностей, так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и способов их реализации.
Чувство взрослости, испытываемое подростками, выражается во внимательном отношении к своему внешнему облику, имиджу, формируемому одеждой и соответствующим поведением.
Меняется отношение к учению, появляется стремление к самообразованию. Это стремление появляется как следствие желания что-то знать, что-то уметь делать «по-настоящему». Поэтому с развитием взрослости связаны и изменения в познавательной деятельности подростка, содержание которой выходит за пределы школьной программы. На основе совпадения интересов устанавливаются контакты с товарищами, находятся темы для разговоров, интересные для них.
Общие рекомендации
1. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с кл. рук., психологом.
2. Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, переезд одного из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом кл. рук.
3. Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.
4. Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью, если в период обучения в нач. шк. Он привык к вашему контролю.
5. Приучайте его к самостоятельности.
Основными помощниками родителей в сложных ситуациях является ТЕРПЕНИЕ, ВНИМАНИЕ, ПОНИМАНИЕ.
Список литературы
1. Мозговая Н.С., Головач М.В. Как научить ребенка учиться. –В., 2007
2. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков /под ред.
Беличевой С.А., Коробейникова И.А. М.: Редакционно-издательский центр
Консорциума "Социальное здоровье России".
3. Диагностика школьной дезадаптации: Для школьных психологов и учителей
начальных классов системы компенсирующего обучения / под ред. Беличевой С.А.,
Коробейникова И.А., Кумариной Г.Ф. М.:
. 4. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М.: Просвещение, 1991. с. 200
5. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. М.: ВЛАДОС, 2000, 144 с.