kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа коррекционно-развивающих занятий «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка. Программа групповых коррекционно-развивающих занятий для младших школьников с элементами сказкотерапии. Данная коррекционная программа рассчитана для детей младшего школьного возраста, для которых характерен низкий уровень самооценки, повышенная тревожность, агрессивные реакции. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут быть агрессивны по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Таким образом, становится очевидным необхо­димость оказания своевременной социально - психологической помощи данной категории детей. С этой целью и была разработана программа коррекции низкого уровня самооценки у детей младшего школьного возраста.

В данной программе основным методом в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку, являетсясказкотерапия, как процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки. Сочинение и чтение сказок используется в игровой психотерапии для того, чтобы подсказать ребенку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, стимулировать проявление скрытых способностей, и для того, чтобы укрепить в ребенке оптимизм и надежду, показывая ему возможность благоприятного исхода. Ребенок не «расшифровывает» смысл рассказа, а постигает его благодаря активизации своего воображения. Метафорическая история «включает» воображение ребенка и приводит к позитивным изменениям благодаря опоре на внутренний потенциал силы, самосознания и роста (Кроули Р.)

Цели и задачи программы:

·                   Развитие эмоциональной сферы ребенка. Подразумевается, знакомство с чувствами, осознание их назначения. Конструктивное выражение своих эмоций. Разыгрывание ситуаций, когда чувства берут власть над "Я", над центром личности.

·                   Развитие коммуникативных навыков. Формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного опыта коллективного решения проблем и преодоления трудностей

·                   Снятие эмоционального напряжения, обучение конструктивным способом выплескивания агрессии, релаксация.

·                   Обыгрывание проблемного поведения ребенка в актуальных для него ситуациях.

Занятие проводится 1-2 раза в неделю, их продолжительность 40 минут.

Целевая аудитория: дети от 7 до 9 лет. Количество 8 – 10 человек.

Каждое занятие строится по следующим блокам:

  • ознакомительно-организационный блок: настройка детей на занятие;
  • коррекционно-развивающий блок: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция эмоционально-личностной сферы ребенка;
  • аналитико-рефлексивный блок: анализ отношения участников к занятию, к окружающим, рассмотрение перспектив на дальнейшую работу

Тематический план занятий

1.«Мудрый волшебник» - Знакомство. Диагностика. Установле­ние межличностных контактов между участниками группы. Выработка правил группы. -1ч.

2.«Море эмоций»- Знакомство с эмоциями. Снятие эмоционального напряже­ния.-1ч.

3.«Волшебный сундучок» - Научись любить себя. Формирование позитив­ного отношения к себе.-2ч.

4.«Корабль желаний» - Актуализация потенциала ребенка. Все в моих силах.-1ч.

5.«Песочная мастерская» - Вместе тесно, а врозь скучно. Обучение методам социально-приемлемого выражения негативных эмоций, техникам конструктивного разрешения конфликтов.-1ч.

6.«Творческая поляна» - Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много. Русская народная сказка «Зимовье зверей». Развитие коммуникативных умений и навыков в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.-1ч.

7.«Царство впечатлений» -  Заключительное занятие - рефлексия.-1ч.

Всего часов - 8

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционно-развивающих занятий «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»»

Пыпченко Татьяна Васильевна

– психолог ГБОУ СОШ №8 г. Отрадный Самарская область

Программа коррекционно-развивающих занятий «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

Пояснительная записка. Программа групповых коррекционно-развивающих занятий для младших школьников с элементами сказкотерапии. Данная коррекционная программа рассчитана для детей младшего школьного возраста, для которых характерен низкий уровень самооценки, повышенная тревожность, агрессивные реакции. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут быть агрессивны по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Таким образом, становится очевидным необхо­димость оказания своевременной социально - психологической помощи данной категории детей. С этой целью и была разработана программа коррекции низкого уровня самооценки у детей младшего школьного возраста.

В данной программе основным методом в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку, являетсясказкотерапия, как процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки. Сочинение и чтение сказок используется в игровой психотерапии для того, чтобы подсказать ребенку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, стимулировать проявление скрытых способностей, и для того, чтобы укрепить в ребенке оптимизм и надежду, показывая ему возможность благоприятного исхода. Ребенок не «расшифровывает» смысл рассказа, а постигает его благодаря активизации своего воображения. Метафорическая история «включает» воображение ребенка и приводит к позитивным изменениям благодаря опоре на внутренний потенциал силы, самосознания и роста (Кроули Р.)

Цели и задачи программы:

  • Развитие эмоциональной сферы ребенка. Подразумевается, знакомство с чувствами, осознание их назначения. Конструктивное выражение своих эмоций. Разыгрывание ситуаций, когда чувства берут власть над "Я", над центром личности.

  • Развитие коммуникативных навыков. Формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного опыта коллективного решения проблем и преодоления трудностей

  • Снятие эмоционального напряжения, обучение конструктивным способом выплескивания агрессии, релаксация.

  • Обыгрывание проблемного поведения ребенка в актуальных для него ситуациях.


Занятие проводится 1-2 раза в неделю, их продолжительность 40 минут.

Целевая аудитория: дети от 7 до 9 лет. Количество 8 – 10 человек.

Каждое занятие строится по следующим блокам:

  • ознакомительно-организационный блок: настройка детей на занятие;

  • коррекционно-развивающий блок: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция эмоционально-личностной сферы ребенка;

  • аналитико-рефлексивный блок: анализ отношения участников к занятию, к окружающим, рассмотрение перспектив на дальнейшую работу

Тематический план занятий

 

Название темы

Часы

1.

«Мудрый волшебник» - Знакомство. Диагностика. Установле­ние межличностных контактов между участниками группы. Выработка правил группы.

1

2.

«Море эмоций»- Знакомство с эмоциями. Снятие эмоционального напряже­ния.

1

3.

«Волшебный сундучок» - Научись любить себя. Формирование позитив­ного отношения к себе.

2

4.

«Корабль желаний» - Актуализация потенциала ребенка. Все в моих силах.

1

5.

«Песочная мастерская» - Вместе тесно, а врозь скучно. Обучение методам социально-приемлемого выражения негативных эмоций, техникам конструктивного разрешения конфликтов.

1

6.

«Творческая поляна» - Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много. Русская народная сказка «Зимовье зверей». Развитие коммуникативных умений и навыков в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

1

7.

«Царство впечатлений» - Заключительное занятие - рефлексия.

1


Всего часов

8







Тема 1«Мудрый волшебник»
Цель: Создание игровой доверительной атмосферы в группе. Установление межличностных контактов между детьми. Знакомство с правилами группы. Диагностика уровня самооценки детей.
Методы: Методика диагностики самооценки «Лесенка», социально - психологические игры.
Материалы и оборудование: кукла – волшебник, медальоны с изображением сказочных героев, магнитофон, кассета с записью веселой и грустной музыки, для каждого ребенка заготовки с грустными и веселыми «лицами» иобщее изображение домика.

Занятие №1

1. Знакомство с Мудрым волшебником, который вводит детей в мир сказок. Диалог: «Сказка- что это?»

2. Упражнения для первичного знакомства.
«Мой сказочный герой». Детям предлагается рассказать о себе от имени какого - либо сказочного героя (каждый ребенок придумывает себе «псевдоним» сказочного героя, выбирает для себя соответ­ствующий медальон). Во время представления дети могут вспомнить эпизоды из сказок, голоса сказочных героев, отрывки из сказок.
3. Выработка ритуала приветствия и правил группы: называть друг друга по имени, не обзываться, не драться, не толкаться и другие.

4. Диагностика самооценки «Лесенка». Работа с детьми проводится в индивидуальном порядке. Психолог показывает ребенку изображенную на листе бумаги лесенку (количество ступенек - 7) и предлагает ему поставить себя на одну из ступенек. Далее ребенку предлагается выбрать ступеньку, на которую его поставит мама, папа, учитель, друг (подруга).
5. Упражнения на создание атмосферы доброжелательности и соучастия.
«Привет! Ты мне нравишься!» Все дети сидят в кругу. Один ребенок идет по кругу и дотрагивается до любого ребенка, сидящего в кругу. Они вдвоем начинают бежать по кругу в противо­положные стороны. Когда дети встречаются, они останавливаются, пожимают друг другу руки и говорят: «Привет! Ты мне нравишься, потому что ...!» и придумывают окончание фразы. Первый игрок возвращается в круг, а второй дотрагивается до головы другого играющего и игра продолжается (необходимо, чтобы каждый ребенок принял участие в игре).
6.«Сочиняем сказку». Психолог начинает сказку: «Жили - были...», дети продолжают по кругу. Когда очередь опять доходит до психолога, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.
7.«Шустрики - соньки».Психолог рассказывает детям о том, что люди все разные, не похожие друг на друга. Есть такие, которые не любят шумных игр, громких звуков, любят тихонько играть и чаще одни или с такими же «тихими» ребятами, любят читать в одиночестве и думать о чем - либо интересном. В этом и заключается их особенность. А есть совершенно другие дети: они любят веселые и шумные игры в больших детских компаниях, они много бегают, прыгают, шумят. И нельзя сказать, что они плохие дети, просто они такими родились: шумными и подвижными. Давайте с вами придумаем для таких разных детей шуточные названия. Пусть «шумных» зовут шустрики, а «тихих» - соньки. Психологпредлагает детям «разделить» сказочных героев на шустриков и сонек. Затем детям предлагается подумать, кто же он: шустрик или сонька (дети анализируют свое поведение). Далее психолог предлагает детям потанцевать. Под медленную музыку они будут танцевать спокойно - как соньки, а под быструю и веселую - как шустрики.
8. Рефлексия. «Сказочный дом».
Предварительно готовится для каждого ребенка «личико». Количество окошек в домике соответствует количеству занятий. Ребенок будет клеить «личико». Занятие понравилось - улыбающееся личико, не понравилось - грустное. Данная рефлексия рассчитана на весь курс коррекционных занятий.

Тема 2«Море эмоций»

Цель: Знакомство с эмоциями. Снятие эмоционального напряжения.
Методы: Социально - психологические игры, чтение сказки, беседа, рисунок «Мой страшный сон».
Материалы и оборудование: рыбки с изображением эмоций, изображения сказочных героев, бумага, карандаши, ножницы, текст сказки«История про Энни».

Занятие №2

1. Приветствие. Ритуал приветствия, выработанный на первом занятии.
2.«Встреча эмоций». Какие эмоции вы знаете? В каких случаях бывает каждая эмоция?

Рыбки с изображением эмоций расклады­ваются на две группы (грусть, усталость, веселье, удовольствие и т. д.). Психолог предлагает детям представить, как встречаются различные эмоции: та, которая нравиться, и та, которая неприятна. Психолог изображает «хорошую», ребенок «плохую» и наоборот.
3. «Сказочные герои». Детям демонстрируется изображения героев сказок, каждый из персонажей отображает определенную эмоцию. Ребенок должен узнать эмоцию, объяснить свое решение и рассказать отчего, по его мнению, сказочный герой весел, злой, грустит и т. д.

4. Чтение сказки «История про Энни».
В данной сказке освещается проблема детских страхов (непосред­ственно страха темноты). Психолог читает детям сказку.
Вопросы для беседы: О чем эта сказка? (Обсуждение)
Расскажи, чего боишься ты? Было ли такое, когда ты сильно испугался? Преодолел ли ты свой страх?
5.«Чего Я боюсь». Детям раздают листы бумаги и карандаши. Им предлагается нарисовать то, чего они боятся. После рисования еще раз поговорить о том, чего же конкретно боится ребенок. Затем необходимо дать детям ножницы и попросить разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие на еще более мелкие. Когда «страх» рассыплется на мелкие кусочки, необходимо показать детям, что собрать его не возможно. Мелкие кусочки бумаги необходимо выбросить в мусорное ведро. Мусор увезут и сожгут, а вместе с ним сожгут и «страх», и больше его никогда не будет.
6.«Мы хорошие». Все дети стоят в кругу. Психолог предлагает всем поднять вверх правую руку, кисть руки сложить в виде ковшика над головой. Такой рукой - «ковшиком» дети гладят себя, опуская руку медленно все ниже и ниже. Затем им предлагается погладить друг друга и громко сказать: «Мы хорошие!».

7. Рефлексия. «Сказочный домик».

Тема 3«Волшебный сундучок»

Цель: формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка.
Методы: релаксация по представлению «Здравствуй Я, мой любимый», чтение сказки Г. X. Андерсена «Гадкий утенок», Шарля Перо «Золушка», рисунок «Это я теперь», «Я в будущем», социально-психологические игры.
Материалы и оборудование: текст сказки, магнитофон и кассета с музыкой для релаксации, бумага и карандаши, пластилин

Занятие №3

1. Приветствие. Ритуал приветствия, выработанный на первом занятии.
2.Релаксация «Здравствуй Я, мой любимый». (см. приложение)
3. Чтение сказки «Гадкий утенок». Дети удобно рассаживаются на полу, и психолог читает им сказку.
Вопросы для беседы:
Почему никому не нравился Гадкий утенок в начале сказки? Что же с ним произошло в конце сказки? Чувствовал ли ты себя когда - либо «гадким утенком»? Как ты поступал в данной ситуации?

4. Ролевая игра по сюжетам сказки «Гадкий утенок» - «не такой как все», изоляция окружающими, преодоление трудностей и другие.
5.«Это я теперь!». Дети рассаживаются на полу, им предлагается бумага и карандаши. Детям нужно нарисовать самого себя, свой автопортрет. По желанию детей рисунки можно развесить на стенде.
6.«Веселая зарядка». Психолог рассказывает, дети показывают. « Каждый из вас - хозяин своего тела! Вы - проснувшиеся кошечки, вытягиваете то передние, то задние лапки. Или мы - упавшие на спину божьи коровки? Удастся ли перевернуться без посторонней помощи? А теперь мы - крадущиеся в зарослях тигры. Станем тростником на ветру и возьмем себе его гибкость. А теперь вздохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики. Еще чуть - чуть и полетим. Тянемся вверх, как жирафы. Попрыгаем как кенгуру, чтобы стать такими же ловкими и сильными. А теперь мы -маятники. Тяжелые бронзовые маятники в старинных часах. Покачаемся из стороны в сторону - и нам на все хватит времени. А теперь запустим самолет. Крутим его пропеллер изо всей силы. Изогнемся, как лук индейца, и станем такими же упругими. Какая из наших двух ног сегодня выше подпрыгнет - левая или правая? Побей собственный рекорд, присядь на один раз больше, чем вчера. Ты победитель! Весь день станет нашим! Впрочем, можно и не делать зарядку, а ползать целый день, как старая больная черепаха.
7. Рефлексия «Сказочный домик».

Занятие №4

1. Приветствие. Ритуал приветствия, выработанный на первом занятии.
2. Чтение сказки «Золушка». Дети удобно рассаживаются на полу, руководитель читает им сказку.
Вопросы для беседы:
Как жилось Золушке в доме мачехи. Какая она была? Почему принц выбрал именно Золушку? А кем хотите стать вы, когда вырастите?
3.Работа с пластилином «Я в будущем». Данное упражнение позволяет осознать возможность преодоления замкнутости, дает ребенку перспективу на будущее и уверенность в своих силах. Дети удобно размещаются по комнате. Им дается следующее задание: из пластилина слепить себя таким, каким видит себя в будущем.
Вопросы для обсуждения:
Как ты будешь выглядеть? Как ты будешь себя чувствовать? Какими будут твои отношения с родителями? Братом? Сестрой? С одноклассниками? С друзьями?
4.Упражнение "Злая и веселая маски". Закройте глаза и представьте что-нибудь веселое, красивое, вкусное. Вам очень это нравится, ваше настроение хорошее. Изобразите его на лице, покажите всем какое у вас настроение.А теперь закройте глаза и представьте злую и очень неприятную ситуацию. Ссору, которая у вас вызывает плохие эмоции: злость, агрессию, раздражение. Покажите всем свое выражение лица в этой ситуации.А теперь подумайте что происходит с вами чаще? И покажите всем своей мимикой. А теперь сделайте маску с противоположным значением. Подумайте с какой маской вам приятней. Пройдите и покажите всем ее.Задается вопрос: Почему на вашем лице сейчас именно эта маска?

5.«Хвасталки». Дети садятся на полу в круг. Психолог предла­гает им рассказать друг другу о своих успехах: «Ничего, что это будет немного похоже на хвастовство. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдется сфера, в которой вы можете быть успешны. Чем больше людей достигают успеха, тем лучше для каждого из нас и тем легче каждому из нас добиться и своего успеха». Детям предлагается подумать о каком - нибудь своем достижении. При этом не имеет значение, большое это достижение или маленькое. Игру начинает психолог. Он подходит к одному из детей и рассказывает о своих успехах, передавая радость от достигнутого. Ребенок, выслушав, должен сказать: «Я рад за тебя». Затем этот ребенок идет к следующему и рассказывает ему о своем успехе. Тот в свою очередь скажет: «Я рад за тебя». И продолжит игру.
Вопросы для анализа:
Понравилась ли тебе эта игра? Легко ли тебе было говорить о своих успехах? Легко ли тебе было радоваться вместе с другими детьми?
6. Рефлексия. «Сказочный дом».

Тема 4«Корабль желаний»

Цель: развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка и его достоинств.
Методы: чтение сказок, социально - психологические игры, беседа, рисунок «Как мы боремся с трудностями».
Материалы и оборудование: тексты сказок, серединки и лепестки «цветика-семицветика», бумага и карандаши, одеяло, кукольный театр.

Занятие №5

1.Приветствие. Ритуал приветствия, выработанный на первом занятии.
2. «Рыбаки и рыбки». Два участника - рыбки. Остальные встают парами лицом друг к другу в две линии, берут друг друга за руки -это сеть. Рыбка хочет выбраться из сети, она знает, что это опасно, но впереди ее ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом усердно задевают ее по спине, слегка постукивают по ней, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они берутся за руки и становятся сетью. Процесс смены ролей повторяется. (Движения сети должны быть в меру агрессивными).
3. Кукольный театр «Сказка о маленьком ежике». В данной сказке освещается проблема «изгоя в группе». Дети,после распределения ролей, играют сказку, которую читает им психолог.
Вопросы для беседы:•что вы чувствовали, исполняя своею роль – обратная связь.•Такие Ежики, Белочки, Медвежата и пр. живут среди нас, и мы сами можем оказаться на их месте. Итак, что же мы будем делать, если: ты пришел в новый класс, тебе надо познакомиться с детьми; дети во дворе играют в интересную игру, ты тоже хотел бы играть с ними, присоединись к ним.
•Что бы ты посоветовал Ежику, чтобы над ним не смеялись.
4. «Цветик - семицветик». Дети рассаживаются на полу в кружок, каждому раздается серединка цветка. Один ребенок садится в центр круга, другие дети по очереди говорят о нем что-то хорошее, хвалят, затем берут в руки один из лепестков (лепестки могут быть одного цвета или разноцветные) и отдают сидящему в кругу. Так у каждого ребенка, которого «похвалили», получается цветок с количеством лепестков равным числу участников группы. В центре круга должен посидеть каждый ребенок.
5.«Кораблик». Для игры необходимо одеяло - это корабль, красивый парусник. Дети - матросы. Один ребенок - капитан. Он должен быть в центре корабля, в момент сильной качки он должен громким голосом дать матросам команду «Бросить якорь!» или «Стоп, машина!», или «Всех наверх!», чтобы спасти корабль и матросов. Затем матросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль. По команде: «Буря!» качка усиливается. Как только капитан громким голосом прокричит команды, корабль спокойно опускается на пол, капитану жмут руку и хвалят его (дети меняются).
6. Рефлексия «Сказочный дом».

Тема 5«Песочная мастерская»

Цель: обучение детей адекватным способам и приемам выражения негативных эмоций, техникам конструктивного решения конфликтов в паре и в группе.
Методы: чтение сказки, социально - психологические игры, беседа.
Материалы и оборудование: текст сказки, песочница и игрушки.

Занятие №6

1. Приветствие. Ритуал приветствия, выработанный на первом занятии.
Слушание песенки Шаинского «Добрым быть совсем не просто».
2.Упражнение «Говорят не только слова». Психолог предлагает детям сказать одну и ту же фразу зло и миролюбиво. Например:
Я не хочу с тобой играть. Это не честно. Ты разрушил мою работу. Ты рисуешь моим фломастером.
Далее детям предлагается обсудить, как было проще говорить: зло или миролюбиво. Дети обсуждают проблему: почему говорить по -доброму и быть добрым сложно и требует особых стараний.
3. Знакомство с песочницей.Разыгрывание сказки «Заяц с рюкзаком» в песочнице. В данной сказке освещается проблема негативного поведения ребенка (детской драчливости).
Вопросы для беседы:
Как ты думаешь, что же произошло с зайцем ночью. Что бы ты сказал такому зайцу, если бы повстречал его. Если тебя кто - либо обидит (ударит, обзовет), как поступишь ты.
4.«Ругаемся овощами». Психолог предлагает детям поругаться, но не плохими словами, а овощами: «Ты - огурец», «А ты - редиска», «Ты - морковка», «А ты - тыква» и т. д.
5.«Разыгрывание ситуации». Детям предлагается вспомнить сказку на заданную ситуацию и разыграть ситуацию:
• два мальчика (или девочки) поссорились - помири их;
• ты и твой друг хотят играть одной и той же игрушкой;
• твой друг обижен на тебя, извинись перед ним, попробуй помириться.
6. Рефлексия. «Сказочный дом».

Тема 6«Творческая поляна»

Цель: развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.
Методы: чтение сказки, социально - психологические игры, беседа.

Материалы и оборудование: текст сказки, мешочек, рукавички из бумаги, магнитофон, кассета с веселыми детскими мелодиями, 8 – 10 различных фигурок, коробочка.

Занятие № 7

1. Приветствие. "Волшебный мешочек". Сегодня Лесной гномик принес нам волшебный мешочек - в нем спрятались герои из разных сказок. Вспомните своих любимых сказочных персонажей и расскажите, какие они, чем они вам нравятся, опишите - как они выглядят, что у вас с ними общего.А теперь с помощью волшебной палочки я превращу вас в ваших любимых сказочных героев. Покажите, как они ходят, танцуют, смеются и веселятся.

2.«Ветер дует на...» Со словами «Ветер дует на...» психолог начинает игру. Чтобы дети побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» -все светловолосые дети собираются в одну группу. «Ветер дует на того, у кого есть сестра», «кто любит животных», «у кого много друзей» и т. д. Необходимо дать возможность детям побыть ведущими.
3. Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей». Вопросы для беседы:
Почему животные одержали победу? С кем бы ты ничего не испугался? Как ты понимаешь слова «Один друг лучше ста слуг»?
4. «Рукавички». Количество пар вырезанных из бумаги рукавичек равно количеству пар участников группы. Психолог раскладывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети расходятся по комнате. Отыскивают свою пару, отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички. Необходимо понаблюдать, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. По окончании работы, необходимо подвести итоги: понравилось ли работать в парах, какие были трудности в организации работы, что не получалось.
5. Игра «Сундучок со сказкой».Психолог предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.
6. Рефлексия. «Сказочный дом».

Тема 7«Царство впечатлений»

Цель: подвести итог всей проделанной работе.
Методики: праздник, беседа, социально - психологическая игра.
Материалы и оборудование: рисунок домика с окошками по количеству участников, краски, кружки: желтый (репка), зеленый (бабка), коричневый (дед), красный (внучка), черный (Жучка), белый (кошка), серый (мышка).

Занятие № 8

1. Приветствие. «Подари подарок» дети по кругу дарят молча (невербально) духовный, нематериальный подарок.
2. «Новоселье». Детям предлагается нарисовать свои впечатления о пройденных занятиях и «поселить» их в домик, каждый в свое окошко- персональная рефлексия предыдущих занятий. Затем дети все вместе раскрашивают дом красками. На стенде получается целый сказочный город.

3.«Поиграем в репку» Ведущий рассказывает сказку-путаницу. Начинает с «Репки», включает персонажи из других сказок. Ребенок замечет ошибки и в результате пересказывает «Репку». Вначале можно разрешить пользоваться картинками-подсказками. Когда ребенок ответил, попросите его придумать какую-нибудь сказку с этими новыми персонажами. Дети, успешно справившиеся с заданием, придумывают истории из двух-трех предложений, замечают почти все ошибки.
4. «Чемодан в дорогу». Психолог говорит о том, что наступил момент прощания и скоро все мы разойдемся, но не с пустыми руками, всем мы соберем «чемодан» в дорогу. Каждому раздается лист бумаги А4 на котором нарисован чемодан и цветные карандаши (по желанию дети могут его раскрасить). Затем каждый передает свой «чемодан» соседу, который пишет в «чемодан» свои добрые и хорошие пожелания. Так листочки передают по кругу до тех пор, пока к каждому не вернется его «чемодан».
5.Отдых в сухом бассейне – релаксационное упражнение.
6. Завершение. Обратная связь - обмен мнениями о прошедших занятиях, о некоторых моментах занятий.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.Релаксация «Здравствуй Я, мой любимый».
Устройтесь удобно. Я предлагаю вам отнестись очень ответственно и внимательно к тому, что будет происходить с вами. Закрывайте глазки и слушайте внимательно:
Вот ваши ноги... Поставьте их так, чтобы каждая нога, если бы была живая, могла сказать: «Спасибо, что ты обо мне позаботился». Положите поудобнее правую руку. Каждая рука достойна того, чтобы о ней позаботиться и обратить на нее свое теплое внимание, чтобы она почувствовала эту заботу. И левая рука, твоя левая рука. Пусть она ляжет также спокойно, пусть опустится твоя кисть. И каждый палец почувствует твое внимание, твое тепло, твою заботу. Пройдись по ним и погладь своим вниманием каждый
свой палец. Что ты сейчас чувствуешь на кончике каждого своего пальца? Среднего, четвертого... Активнее работают кровеносные сосуды, чувствуешь, как бьется кровь, чувствуется легкое покалывание. Те же ощущения, отразившись от левой руки, появились в правой, правая рука сразу отозвалась. Я чувствую жизнь в каждом из своих пальцев, биение теплой крови, покалывание. Кисти стали свободными и мягкими. Они просто лежат, отдыхают. Они благодарят меня за заботу о них, а я благодарю их. Я благодарю свои руки за то, что они сильные, они умелые. Мои руки умеют делать множество чудесных вещей. Они умеют работать, они сильные, они тонкие и нежные. Они бывают очень теплыми и ласковыми. Они умеют принимать тепло, они умеют дарить тепло. Это умеют мои руки, и я эти руки не променяю ни на какие другие. Я люблю их. Спасибо вам, мои руки.
Я дышу и чувствую, как воздух входит в меня, я принимаю его. И выдыхаю - воздух выходит из меня. Я рад, что у меня есть эта гармония с миром, то, что я могу принимать в себя воздух - и отпускать его. Дыхание ровное, спокойное, мне дышится легко.
И вот луч внимания мягко и тепло скользит по моему лицу. Мягкая кисточка внимания скользит по моему лбу. Сбрасывается напряжение со лба, уходит напряжение с моих глаз. Они отпускаются, расслабляются, отдыхают. Это непросто сделать, так много жизни вокруг них. Но я снимаю все проблемы и отпускаю свои щеки. Пусть отдохнет мое лицо. Как много работает лицо! Глаза смотрят, глаза ищут, глаза говорят, глаза спорят, глаза сопротивляются, глаза любят, глаза дают, глаза живут больше, чем что - либо другое в моем теле. Это зеркало моей души, это мои самые первые работники. Как много они делают! Спасибо вам! Вы соединяете меня с миром, вы показываете мне небо, вы показываете мне солнце, вы показываете мне весь мир.
Мое лицо... мое лицо - самая важная часть меня, визитная карточка моей личности. Мое лицо, которое всегда со мной, которое работает со мной, которое радуется со мной, которое преодолевает со мной все жизненные трудности - и живет со мной дальше. Благодарю тебя, мое лицо! Ты всегда рядом со мной! Мне хорошо с тобой. Спасибо тебе.
И мои труженики - ноги. Я всегда забываю о них. Они с утра до вечера носят меня по жизни, ходят, бегают, держат меня. Мы сердимся на них, когда они нас подводят. Мы забываем о том, что они день за днем выполняют самую тяжелую работу, тихо, не ожидая от нас никакой благодарности. Спасибо вам, мои ноги!
И все мое тело - благодарю, что ты есть у меня, что ты даешь мне жизнь, что ты даешь мне возможность быть. Я хочу заботиться о тебе, я люблю тебя. Спасибо, что ты у меня есть. Отдыхай.
Вы дышите ровно, спокойно... и возвращаетесь потихоньку сюда. Возвращаетесь в эту комнату. Глубоко вдохните, откройте глаза - и окажитесь здесь.


Ежик

(психокоррекционная сказка)Изгой в классе или группе

 Маленький Ежик заблудился в лесу. Целый день он пытался найти тропинку, ведущую к дому, но с каждым шагом только углублялся в чащу леса. Стемнело, пошел дождь и вместе с его капельками из глаз Ежика падали слезинки.Ежик замерз, проголодался и представил, как сильно беспокоится его мама, которую он очень любил и не хотел ничем огорчать.Рассчитывать на чью-либо помощь было бесполезно, потому что друзей Ежик не имел. Лесные зверята вечно подсмеивались над ним и подшучивали только за то, что он не такой мягкий и пушистый как они, а колючий, маленький; да к тому же еще и толстый, когда сворачивается в клубок. Никого не интересовало, что под этими колючками скрывается что-то очень нежное и доброе. С Ежиком даже не пытались подружиться — ведь тогда не над кем будет посмеяться.

Каждое утро в лесу пятеро друзей — Зайчик, Медвежонок, Барсук, Енот и Белочка начинали с придумывания пакостей и дразнилок для Ежика.

Однажды Заяц предложил вырыть яму, замаскировать ее ветками и позвать Ежика. После этого случая Ежик несколько дней хромал, потому что, падая в яму, подвернул лапку. Но никому его не было жалко. Наоборот, с забинтованной лапкой он был еще более смешон, чем раньше.И вот однажды наступил такой момент, когда всем надоело дразнить Ежика старыми способами, а новые никак не придумывались. Что-то странное произошло между друзьями. Они стали ссориться и подшучивать друг над другом.

- Что это вы меня дразните?! — возмутился Медвежонок. -Я же не еж какой-нибудь! — И тут Медвежонок удивился насколько точными были его слова. Именно в эту минуту он оказался на месте Ежика.

- Косолапый! Косолапый! — кричали хором Заяц, Барсук, Енот и Белочка.

- Перестаньте!Но звери не унимались. Они нашли себе новый интерес. Увидев, что участь Ежика постигла его самого, Медвежонок ушел. «Вот и не стало у меня друзей, — грустил он, — никому-то я теперь не нужен».

Медвежонок шел, не глядя себе под ноги, и, не заметив пенек, споткнулся.

— Ой, как больно! Помогите!

Но на помощь никто не шел, и снова Медвежонок вспомнил Ежика. Как же ему должно было быть больно когда он упал в яму...А тем временем, Ежик все искал дорогу домой. Увидев Медвежонка, он очень обрадовался, что хоть кто-то повстречался ему на пути.«Сейчас он начнет надо мной смеяться», — подумал Медвежонок. Но вместо этого Ежик погладил бок, которым тот ударился, что-то пошептал, и боль сразу прошла.

— Спасибо, — улыбнулся Медвежонок, — я и не знал, что ты умеешь лечить. Почему ты никому не рассказывал о своем даре?

— Потому что меня никто ни о чем не спрашивал, — ответил Ежик.И тут Медвежонку стало стыдно за то, как несправедливо относились они к Ежику.— Я больше тебя не обижу, — сказал он.

Ему захотелось сделать для Ежика что-нибудь хорошее. Узнав, что тот заблудился, Медвежонок с радостью проводил его домой. По дороге они о многом разговаривали, смеялись. Впервые Медвежонку было весело просто так. Он сделал открытие: оказывается, для того чтобы тебе стало весело совсем не обязательно смеяться над кем-то.

— Знаешь, — сказал он Ежику, — это даже хорошо, что все со мной перестали дружить. Иначе я бы никогда не понял, как плохо остаться одному, как тяжело на душе, когда тебя дразнят, и как здорово находить себе новых друзей. Нужно обязательно рассказать об этом моим старым друзьям.На следующий день, увидев Медвежонка с Ежиком, Белочка закричала:

— Смотрите! Косолапый разговаривает с колючкой!

— Как же они смешно смотрятся! — поддержал ее Енот.

— Не обижайте моего друга, — попытался остановить их Медвежонок. — Чтобы дружить, совсем не обязательно делать кому-то плохо. Можно ведь вместе играть и помогать друг другу.

— Вот уж нет! — крикнул Заяц. — С предателями мы не водимся!

— Да ведь это вы меня бросили, но я не сержусь, — сказал Медвежонок, — благодаря вам я узнал, что нельзя обижать кого-то только за то, что он на нас не похож. Посмотрите, какие мы все разные: Белочка — самая пушистая, Енот — самый маленький, я — большой, Заяц — быстрый, но это же не мешало нам быть вместе.

— А ну их! — крикнул Барсук. — Пойдемте лучше в сороку колючками кидаться.

— Они так ничего и не поняли, — вздохнул Медвежонок.

— Не расстраивайся, — успокоил его Ежик, — пройдет время и они поймут, обязательно поймут...

Пока Барсук, Енот и Белочка гоняли сороку, Зайчик случайно застрял в расщелине дерева. Когда Белочка увидела, как он пытается выбраться, она рассмеялась:

— Ой, вы только посмотрите, какой наш Заяц глупый и неосторожный!

— Ничего смешного, лучше помоги выбраться, а то еще лиса прибежит, — попросил Зайчик.

— Я бы помогла, да только что ты мне за это дашь?

— У меня нет ничего!

— Вот когда будет, тогда и позовешь! — весело сказала Белочка и побежала по тропинке.

— Белочка! Постой! — закричал Зайчик. — У меня дома есть сочная морковка — бери сколько хочешь, только не оставляй меня на съедение лисе!

— А я не ем морковь! — раздался вдалеке голос и беличий хвост скрылся за деревьями.

— Барсук! Енот! — кричал Заяц, но никто не шел на помощь. Спустя какое-то время, появилась Лиса, которой так боялся

Зайчик.Она подошла к нему поближе и облизнулась. «Вот и все», — подумал Заяц и закрыл глаза. Лиса схватила его за уши, открыла рот... но вдруг...Вдруг что-то больно укололо ее в спину.

— О-о-ой! — закричала Лиса, подскочив и выронив Зайца. - Что это?!

Обернувшись, она увидела Ежа и Медвежонка.

— Ладно, маленькая колючка, — прошипела Лиса, потирая спину. — Я до вас еще доберусь, — крикнула она, убегая.Медвежонок помог Зайцу выбраться.

— Вы спасли мне жизнь! Что я могу для вас сделать? — спросил Зайчик.

— Просто давай играть вместе, — предложил Ежик. — А вы меня возьмете? — удивился Заяц.

— Конечно! Играть в прятки или жмурки гораздо интереснее, чем кидаться колючками в птиц.

— Ежик, я причинил тебе так много неприятностей...

— Не продолжай, Зайчик, я не держу на тебя обиду, главное, что ты все понял...

Оставшись втроем, Белочка, Енот и Барсук почувствовали, что им все надоело и ничего уже не интересно. Всех птиц они разогнали. Медвежонка и Зайчика потеряли. Смеяться над Ежиком стало уже опасно: ведь теперь он не один, а с Мишкой — самым сильным среди них, и Зайчиком — самым быстрым и ловким.— Вы как хотите, — сказал Барсук, — а я иду мириться. Мне надоело придумывать, чем сегодня или завтра кидаться в сороку, кому вырыть яму, а потом в нее же и попасть, как случилось с Медвежонком и Зайчиком... Может, они примут меня в свой круг. Ежик знает много игр. Я видел вчера, как им хорошо и весело.Енот задумался.

— Да пусть идет, — сказала Белочка, — нам и вдвоем будет не хуже!

— Нет, такая жизнь меня больше не устраивает, — ответил Енот, — скоро с нами вообще никто не будет знаться. Ничего хорошего ведь от нас не видели. А Ежик может научить залечивать раны.

— Как хотите, — надулась Белочка, — проживу и без вас, - сказала она и взбежала вверх по дереву к своему дуплу.Несколько дней подряд наблюдала она оттуда, как резвятся ее бывшие друзья и спешат на помощь к тем, кому это нужно.

— Иди к нам, Белочка, — звал ее Медвежонок, но она пряталась в своем домике.Спустя еще один день, Белочка, наконец, поняла, как грустно и скучно оставаться одной. «А как же Ежик жил все это время?» — подумала она и с этой мыслью спустилась с дерева.

Так в лесу возникла команда Спасателей, которые спешат на помощь тем, кто попал в беду. Ежик научил своих друзей залечивать раны, играть в разные интересные игры, рассказал множество удивительных историй. Спасатели дружили много лет, ибо в этой команде каждый занял свое особое место; каждый знал, что всегда может рассчитывать на плечо друга; каждый принимал другого таким, какой он есть.





Заяц с рюкзаком

Итак, в магазин поступила новая партия игрушек, среди которых было несколько кукол, пушистый котенок, динозаврик, маленькие тролли в разноцветных штанишках, большая розовая пантера и два зайчика: один — с бантом на шее, другой с рюкзаком за спиной.Когда стрелки часов приблизились к двенадцати, заяц снял рюкзак.

- Ну все, хватит с меня, завтра твоя очередь держать на спине эту тяжесть, — сказал он зайчику.

- Моя? Почему?

- Потому что я так сказал и давай без вопросов. Сказано- сделано.

- Но я же не виноват, что тебе надели рюкзак, а мне — бант.

- Вот и поменяемся. Это будет справедливо.

- Какая же это справедливость? — обиделся зайчик. — Ты в два раза больше и сильнее меня.

- А я, вот, сейчас схвачу тебя за ухо, да дерну больно. Тогда увидим, кто из нас прав.

- Не ссорьтесь, — вступил в разговор тролль в синих штанишках.

- Ты — не прав, — обратился он к зайцу с рюкзаком.

- Кто ты такой, чтоб мне указывать?!

- Я — игрушка, такая же, как и ты, но в мои обязанности входит еще и следить за порядком.

- Тебе только покупателей отпугивать, а не за порядком следить, — засмеялся заяц. — Я таких страшненьких игрушек никогда и не видел.

- Может быть мы и страшненькие, но дети нас любят, — заступился за друга тролль.

- Ой, еще один уродец, откуда вы такие? С полки спрыгнули остальные тролли.

- Ну ты, длинноухий, хочешь неприятностей? Сейчас ты их получишь.

- Испугать меня решили? Попробуйте, если допрыгнете. С таким ростом вам только с муравьями бороться.

- Друзья мои, успокойтесь, — вмешался динозаврик. — Не стоит портить себе настроение из-за какого-то рюкзака.

- А это, что еще за чучело? — усмехнулся заяц. — Без тебя разберемся.

- Ой, какой грубый, а с виду такой симпатичный, — вздохнул котик. Заяц пнул его в бок:

- Не лезь, куда не просят, — и, бросив в троллей рюкзак, добавил, — всех касается! Динозаврик спустился с полки.

- Ладно, не хочешь по-хорошему, поговорим по-плохому. Куклы закрыли глаза:

- Ой, что сейчас будет.

- Не надо, динозаврик, — закричал зайчик с бантиком. — Я надену рюкзак, только не деритесь.

- Вот уж нет! Я этого грубияна проучу.

- Остановись, — попросил тролль динозаврика. — Неужели мы будем уподобляться этому задире и все решать, пуская в ход кулаки?

- Он ударил моего друга.

- Ударил, значит, извинится и никогда больше этого не сделает. Правда,заяц?

- Какая трогательная речь, — усмехнулся заяц.- Делать мне больше нечего.

- Не вынуждай нас. Со всеми тебе одному не справиться.

- Кот получил по заслугам. В следующий раз не будет вмешиваться, когда его не спрашивают. И не надо меня пугать. Я еще, когда на фабрике жил, был самым смелым. Все игрушки меня боялись и уважали.

- Уважали? — удивился динозаврик, — интересно, за что?

- За силу. Мне подчинялись даже те, кто был в несколько раз больше. Динозаврик рассмеялся:

- И это ты называешь уважением? Правильно в пословице говорится: «Сила есть, ума не надо». Заяц толкнул динозаврика и тот упал на пол, сильно ударившись головой.

- Вот и у тебя ума поменьше будет. Кто следующий?

Одна из кукол подбежала к динозаврику, а тролли яростно налетели на зайца, но от одного взмаха его лапы, разлетелись в разные стороны. Куклы в страхе попрятались, а та, которая помогала динозаврику встать, в отчаянии закричала:

- Что ж ты такой злой?! Тебя же никто не обижает! Заяц довольно потер лапы:

- Еще бы! Обижать всех — это мое право.

- Ни у кого нет права делать другим больно.

- У меня есть, потому что я — самый сильный.

- Но обижать тех, кто слабее — жестоко.

- За волосы тебя оттаскать, что ли, — задумчиво произнес заяц.

- Я тебе не сделала ничего плохого.

- Ну и что. Мне просто скучно, — сказал заяц, приближаясь к кукле, но котенок преградил ему дорогу.

- Опять ты? — протянул заяц. — Мало получил? Сейчас добавлю. И ударил котика так, что из него полетели клочья ваты.

- Ну ты! Бандит! — крикнул зайчик с бантом. — Попробуй лучше сразиться со мной.

- С тобой? Нашел с кем тягаться. На тебя достаточно дунуть, чтоб ты упал. И, взяв зайчика за хвост, забросил его на верхнюю полку. Потом подошел к кукле и схватил ее за волосы.

- Не трогай ее, — попросил поднявшийся тролль, — она же кукла.

- И что с того? — спросил заяц, но куклу все-таки отпустил. Вытирая слезы, она достала иголку и стала зашивать котенка.

- Ты думаешь, что кулаками чего-нибудь добьешься? — продолжал тролль.

- Уже добился. Вы меня боитесь, а это главное.

- Нет, главного у тебя никогда не будет.

- Чего же?

- Друзей.

- Это вроде тебя, что ли? Больно надо. Обойдусь. Мне и одному хорошо.

Наступило утро. В магазин вошли продавцы, а чуть позже — дети с родителями. Маленькой девочке папа с мамой подарили котика, мальчику — динозаврика. И еще,- за день раскупили всех кукол.

Ночью тролль в красных штанишках обратился к игрушкам с торжественной речью:

- Друзья мои, я целый день наблюдал за детьми и мне открылась одна тайна.

- Тайна? Какая? Расскажи, — оживились игрушки.

- Ни для кого из вас нет секрета в том, что мы все хотим поскорее стать подарками для детишек. Мы ждем этого момента с трепетом и каждое утро думаем:

«Вот сегодня-то я обязательно кому-нибудь понравлюсь и у меня появится друг». Но проходят дни, а кроме кукол никого не покупают. И, знаете, почему?

- Почему?

- Причина в зайце. Это он делает нас непривлекательными. Посмотрите, какими злыми становятся наши лица, когда мы ругаемся и деремся. Целый день мы только и думаем о том, как побороть зайца. Все эти мысли отражаются на наших лицах. Разве можем мы в эту минуту кому-нибудь понравиться? Разве захочет с нами хоть кто-нибудь играть? Я вчера разговаривал с котиком и динозавром. Хотел договориться с ними, как можно отомстить зайцу, но они сказали, что хоть он и обидел их, вовсе не сердятся, а, наоборот, жалеют его. Потому что он одинок. И сегодня их купили.

- Я понял, — сказал тролль в желтых штанишках, — до тех пор, пока в голове у нас будет место гневу, грубости, желанию подраться, дети будут проходить мимо нас. Услышав последнюю фразу, только что проснувшийся заяц, рассмеялся:

- В жизни не слышал более глупых слов. Игрушки никак не отреагировали на это замечание и занялись своими делами.

- Что это вы, сегодня, такие молчаливые? Не поучаете меня? Или боитесь моих кулаков? Никто не хочет подраться?

Розовая пантера, молчавшая все то время, что шли споры и драки с зайцем, и незаметно дремавшая на верхней полке так, что про нее все забыли, лениво потянулась и зевнула:

- Эй ты, забияка! Хочешь угодить в мусорное ведро?

- А это еще кто там мяукает? — поинтересовался заяц.

Плавным прыжком пантера слетела с полки и, схватив зайца за уши, посадила в ведро и, закрыв крышкой, прыгнула обратно. Заяц стал кричать и стучать:

- Выпустите меня! Выпустите! Здесь грязно, темно.

 - Тебе там и место, а завтра вместе с мусором будешь выброшен, — зевая сказала пантера и снова уснула.

- Ну, погодите! Стоит мне только выбраться отсюда, я вам покажу!

Без зайца игрушкам стало легко и свободно. Они дружно провели время, вместе играли, смеялись. Тролли почистили свои штанишки, готовясь к утру, зайчик погладил бантик, но, когда настало время для открытия магазина, тролли выпустили зайца из ведра. Никто не знает, о чем он думал всю ночь, сидя в ведре, о чем разговаривал с троллями. Не известно ничего из того, что произошло с зайцем. Но в следующую ночь ом надел рюкзак и больше никого не обижал.

Как ты думаешь, что произошло с зайцем за ночь?

Зимовье зверейРусская народная сказка.

У старика со старухой были бык, баран, гусь да петух и свинья. Вот старик и говорит старухе:
- А что, старуха, с петухом-то нам нечего делать, заре­жем его к празднику!
- Так что ж, зарежем.
Услышал это петух и ночью в лес убежал. На другой день старик искал, искал - не мог найти петуха. Вече­ром опять говорит старухе:
- Не нашёл я петуха, придётся нам свинью заколоть!
- Ну, заколи свинью.
Услышала это свинья и ночью в лес убежала. Старик искал, искал свинью - не нашёл:
- Придётся барана зарезать!
- Ну что ж, зарежь.
Баран услышал это и говорит гусю:
- Убежим в лес, а то зарежут и тебя и меня! И убежали баран с гусем в лес.
Вышел старик на двор - нет ни барана, ни гуся. Ис­кал, искал - не нашёл:
- Что за чудо! Вся скотина извелась, один бык остал­ся. Придётся, видно, быка зарезать! - Ну что ж, зарежь. Услышал это бык и убежал в лес.
Летом в лесу привольно. Живут беглецы - горя не знают. Но прошло лето, пришла и зима. Вот бык пошёл к барану:
- Как же, братцы-товарищи? Время приходит студё­ное - надо избу рубить.
Баран ему отвечает:
- У меня шуба тёплая, я и так прозимую. Пошёл бык к свинье:
- Пойдём, свинья, избу рубить!
- А по мне хоть какие морозы — я не боюсь: зароюсь в землю и без избы прозимую.
Пошёл бык к гусю:
- Гусь, пойдём избу рубить!
- Нет, не пойду. Я одно крыло постелю, другим накро­юсь — меня никакой мороз не проймёт.
Пошёл бык к петуху:
- Давай избу рубить!
- Нет, не пойду. Я зиму и так под елью просижу. Бык видит: дело плохо. Надо одному хлопотать.
- Ну, - говорит, - вы как хотите, а я стану избу ставить. И срубил себе избушку один. Затопил печку и полё­живает, греется.
А зима завернула холодная - стали пробирать моро­зы. Баран бегал, бегал, согреться не может - и пошёл к быку:
-  Бэ-э!.. Бэ-э! Пусти меня в избу!
-  Нет, баран. Я тебя звал избу рубить, так ты сказал, что у тебя шуба тёплая, ты и так прозимуешь.
- А коли не пустишь, я разбегусь, вышибу дверь с крючьев, тебе же будет холоднее. Бык думал, думал: "Дай пущу, а то застудит он меня".
- Ну, заходи.
Баран вошёл в избу и перед печкой на лавочку лёг. Немного погодя прибежала свинья:
- Хрю! Хрю! Пусти меня, бык, погреться!
- Нет, свинья. Я тебя звал избу рубить, так ты сказа­ла, что тебе хоть какие морозы - ты в землю зароешься.
- А не пустишь, я рылом все углы подрою, твою избу уроню!
Бык подумал-подумал: "Подроет она углы, уронит избу ".
- Ну, заходи.
Забежала свинья в избу и забралась в подпольо. За свиньёй гусь летит:
- Гагак! Гагак! Бык, пусти меня погреться!
—  Нет, гусь, не пущу! У тебя два крыла, одно подсте­лишь, другим оденешься — и так прозимуешь.
— А не пустишь, так я весь мох из стен вытереблю! Бык подумал-подумал и пустил гуся. Зашёл гусь в из­бу и сел на шесток.
Немного погодя прибегает петух:
— Ку-ка-ре-ку! Бык, пусти меня в избу.
— Нет, не пущу, зимуй в лесу, под елью.
—  А не пустишь, так я взлечу на чердак, всю землю с потолка сгребу, в избу холода напущу. Бык пустил и петуха. Взлетел петух в избу, сел на брус и сидит.
Вот они живут себе впятером — поживают.
Узнали про это волк и медведь. - Пойдём, - говорят, - в избушку, всех поедим, сами станем там жить.
Собрались и пришли. Волк говорит медведю:
- Иди ты вперёд, ты здоровый.
- Нет, я ленив, ты шустрей меня, иди ты вперёд. Волк и пошёл в избушку. Только вошёл - бык рогами
его к стене и припёр.

Баран разбежался — да бац, бац, начал осаживать волка по бокам. А свинья в подполье кричит:
-  Хрю-хрю-хрю! Ножи точу, топоры точу, живого съесть волка хочу!
Гусь его за бока щиплет, а петух бегает по брусу да кричит:
— А вот как, да кудак, да подайте его сюда! И ножишко здесь, и гужишко здесь... Здесь его и зарежу, здесь его и подвешу!
Медведь услыхал крик - да бежать. А волк рвался, рвался, насилу вырвался, догнал медведя и рассказы­вает:
—  Ну, что мне было! До смерти чуть не забили... Как вскочил мужичище, в чёрном армячище, да меня ухва­том к стене припёр. А поменьше мужичишка, в серень­комармячишке, меня обухом по бокам, да всё обухом по бокам. А ещё поменьше того, в беленьком кафтанишке, меня щипцами за бока хватал. А самый маленький мужичишка, в красненькомхалатишке, бегает по брусу да кричит: "А вот как, да кудак, да подайте его сюда! И ножишко здесь, и гужишко здесь... Здесь его и заре­жу, здесь его и подвешу!" А из подполья ещё кто-то как закричит: "Ножи точу, топоры точу, живого съесть его хочу!"
Волк и медведь с той поры к избушке близко не подхо­дили.
А бык, баран, гусь да петух и свинья живут там, по­живают и горя не знают.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа коррекционно-развивающих занятий «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

Автор: Пыпченко Татьяна Васильевна

Дата: 07.11.2015

Номер свидетельства: 249300


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства