Учащимся предлагается разделиться на пары, встать в два круга лицом друг к другу, затем им сообщается следующее: вы будете здороваться друг с другом, получая задания, затем по сигналу пары меняются:
- здороваться как старые друзья;
- как будто вам вдвоем предстоит большое путешествие;
- как дипломаты.
Разминка. Упражнение «Если бы я был животным»
Цель: Снятие эмоционального напряжения, создание группового доверия
Учащимся предлагается рассказать о своем настроении, с которым они пришли на занятие, сравнив себя с каким-либо животным и объяснить свой выбор.
2.Основная часть
Постановка проблемы, определение темы и цели урока.
Психолог: Посмотрите на экран, прочитайте стихотворение Л.Кузьмина «Дом с колокольчиком»
Психолог: Почему сегодняшнее занятие мы начали с этого стихотворения? Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?
(ответы учащихся – коллективное определение темы и целей урока)
Слайд 2 «Высказывания великих людей об общении»
Психолог: Почему А. Экзюпери назвал общение «самой большой человеческой
роскошью »?
(ответы учеников)
Психолог: Итак, что же такое общение. Чтобы ответить на этот вопрос я вам предлагаю подобрать однокоренные слова к слову общение.
(ответы детей)
Психолог: Что главное, объединяющее в этих словах?
(ответы детей)
Психолог: Итак, общение – это особый вид человеческой деятельности, которая необходима для того, чтобы устанавливать отношения друг с другом и окружающим миром. (слайд 4)
Упражнение «Дом».
Учащимся дается инструкция: представьте, что вы решили провести выходной в загородном доме. Внезапно поднялся сильный ветер, пошел снег. Понятно, что никто сегодня к вам приехать не сможет. В доме есть запас воды, еды, топлива, тренажерный зал, бассейн, библиотека, магнитофон. Опишите свои ощущения при условии, что связь с внешним миром отсутствует.
(ответы детей)
Затем задание усложняется тем, что:
- ситуация продолжается на следующий день;
- ситуация продолжается неделю:
-ситуация продолжается месяц.
Рефлексия и выход на роль общения в жизни человека.
Психолог: У общения как у всякой деятельности есть свои законы и правила.
Упражнение «Скажем все вместе».
Учащимся предлагается всем вместе хором сказать название любимого предмета.
Упражнение «Разожми кулак» (работа в парах).
Учащимся предлагается по очереди, используя любые возможности, но, не причиняя боли, разжать кулак товарища, работающего в паре.
Рефлексия и выход на третий закон общения (слайд 7) - умение аргументировано убеждать другого человека.
4 Домашнее задание
Психолог: Наше занятие подошло к концу. Составьте дома «Круг моих связей и отношений». В центре рисунка изобразите себя, а на периферии напишите, с кем вы общаетесь.