В данной работе рассматриваются взаимоотношения мальчиков и девочек в начальной школе. Доказывается, что девочки являются неоспоримыми лидерами и доминируют над мальчиками. Хотят стать старостами классов, уверены в своих силах, мальчиков отодвигают на вторые роли. Мальчики испытывают страх перед предствительницами противоположного пола и становятся неуверенными. Какие факторы формируют такие отношения одноклассников и как эти отношения меняются в дальнейшей жизни рассматривается в данной работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ОНИ И МЫ , или о девочках и мальчиках»
Содержание
Введение
1. Пояснительная записка 1.1. Область исследования, объект исследования 1.2. Актуальность темы 1.3. Формулировка цели и задач исследования 1.4.. Этапы исследования. Методы исследования
2. Практическое исследование
2.1 Описание выводов анкетирования
2.2. Описание итогов с литературой , документами, сайтами школ.
Вывод
Список используемой литературы
Приложение
Введение.
В начальных классах у мальчиков и девочек начинается период формирования оценки себя как представителя определенного пола. Класс разбивается на два лагеря — мальчиков и девочек, измена своему лагерю осуждается и презирается. Стихийно появляются чисто “мальчишечьи” и “девчоночьи” формы поведения. Нередко между школьниками противоположного пола возникают конфликты. При этом у девочек жалоб больше, чем у мальчиков. Они жалуются на мальчиков часто по пустякам , считают их слабыми, стараются руководить мальчиками и отодвигают их на « вторые роли» .
Именно девочки ,чаще всего- отличницы и гордость учителей, старосты классов и активистки. Тем самым у мальчиков формируются позиции: «я никому ничего не должен», «что с меня взять» и тому подобное.
Как результат – они не приобретают навыков ответственности и организованности, так необходимых лидеру. И дух соперничества, что движет всем мужским «племенем», подавляется. С кем соперничать? С любимицами-отличницами? Наоборот, девочки привыкают во всем быть первыми – как потом стать терпеливой, нежной уступчивой и заботливой? Специалисты отмечают, что время, необходимое для вхождения в урок – период врабатываемости – у детей зависит от пола. Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Мальчики же раскачиваются долго и на учителя смотрят редко. У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков физически, их биологический возраст выше. Они оттесняют мальчиков физически и «забивают» их в речевом плане. Но их ответы более однообразны, их мышление более однотипно. Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, т.к. они реже раскрывают его в словах.
В старших классах картина, как правило, меняется. Большинство по-прежнему составляют хорошисты обоих полов, часть девочек скатывается к тройкам, двоечников меньше не становится и они, по-прежнему, в большинстве своем мальчишки. А вот в число отличников выбиваются чаще не столько девочки, сколько мальчики. Дело в том, что уровень заданий в старшей школе делается все сложнее, поэтому простой усидчивостью высокие результаты получить становится труднее.
Повзрослевшие мальчики научаются с успехом применять свои интеллектуальные способности в учебной деятельности. Говорит ли это о том, что девочки глупее? Весьма сомнительный вывод.
Исследования ученых показывают, что девочки по своему интеллектуальному уровню в массе более однородны, чем мальчики. Для большинства девочек характерен большой словарный запас и хорошая память. Между мальчиками различий больше. Способности мальчиков чаще проявляются в точных науках и технических сферах. Например, среди победителей олимпиад по математике больше мальчиков, хотя девочки-математики тоже встречаются часто.
1.Пояснительная записка
1.1.Область исследования - взаимоотношения младших школьников.
Объект исследования - личные отношения между мальчиками и девочками в младшем школьном возрасте
1.2. Актуальность темы : мальчики младшего школьного возраста часто испытывают страх перед злой собакой, природными явлениями (бурей , грозой), но у в школе у них появляются и новые поводы для страха. Для них большое значение приобретают отношения с коллективом девочек . В связи с этим мальчик может испытывать страх особого рода: что он кажется смешным, слабым и неуспешным.
1.3 Цель исследования
Цель данной работы:
– выяснить , на основании каких факторов у младших школьниц формируется желание социально доминировать над одноклассниками.
_выяснить, сохраняется ли доминирование женской половины общества над мужской во взрослой жизни.
Задачи
1.Провести тестирование девочек и мальчиков с целью выявления стремления к социальной активности.
2.Проанализировать литературу для дошкольников (сказки),как средство воспитания мировоззрения .
3.Изучить состав руководителей образовательных учреждений г. Пенза и г. Заречного. Выявить количество мужчин и женщин в образовании .
4.Выявить, какое количество женщин и мужчин занимают руководящие должности в г. Пенза и сделать выводы.
Гипотеза данной работы основана на предположении, что, взрослея, мальчики становятся более успешными.
1.4 Этапы исследования
а) 14 сентября – 14 октября - изучение научно - популярной литературы, подбор теоретического материала.
б) 15 октября – 15 ноября – анкетирование, обработка результатов.
Этапы реализации.
Разработка анкеты .
Анкетирование школьников (носит добровольный и анонимный характер).
Обработка и обсуждение результатов исследования.
Описание выводов анкетирования.
(Приложение 1)
в) 16 ноября-1 декабря– чтение и анализ русских народных и авторских сказок. Работа с сайтами и документами.
Описание выводов
г) 2 декабря-10 декабря –– обобщение собранных материалов, подготовка и презентация научно-исследовательской работы
Методы и формы исследования: - метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение, опрос); - статистические исследования (анкетирование, подсчет, вычисления, обработка данных).
2.1 Описание выводов анкетирования «Хотите ли вы быть старостой?»
31% мальчиков ответили –«Нет»
19% -мальчиков –« Мне это неинтересно»
20%- мальчиков – « Сомневаюсь»
20%- мальчиков –«Да, но боюсь»
10%- мальчиков –«Да, но не выбирают»
0%- мальчиков –« Я староста»
10% девочек ответили –«Нет»
15% - девочек –« Мне это неинтересно»
15 %- девочек – « Сомневаюсь»
25 %- девочек –«Да, но боюсь»
25%- девочек –«Да, но не выбирают»
10% девочек ответили –«Нет»
15% - девочек –« Мне это неинтересно»
10 %- девочек – « Сомневаюсь»
20 %- девочек –«Да, но боюсь»
30%- девочек –«Да, но не выбирают»
15%- девочек –« Я староста»
Выводы .Таким образом, мы выявили , что девочки младших классов более уверены в себе, чем мальчики, и чаще стремятся занять руководящие позиции в классе.
2.2. Описание итогов работы с
литературой для дошкольников (сказками)
сайтами школ
документами
Абсолютно каждый человек, находясь в раннем детстве, слушает или читает сказки, которые оказывают влияние на формирование его мировоззрения.
Мы внимательно изучили том сказок А.Н.Афанасьева, как народных, так и литературных, и выяснили, что главной фигурой практически всех сказок является умная женщина. Есть сказки, называющие героиню прямо по уму, например: «Мудрая жена», «Елена Премудрая» или «Василиса Премудрая», «Царевна, разрешающая загадки». Из 600 сказок найдется 1-2, где героиня именуется «глупой». Но при внимательном рассмотрении оказывается, что героиня просто другая натура, не согласная с мнением многих, за что именуется «дурочкой» . Иванушка-дурачок это очень часто встречающийся герой сказки, но попробуйте найти Марью-дурочку! Начиная от Василисы и Елены (это - ум во благо) и кончая Бабой-Ягой (ум во зло), но это всегда ум.
Рассмотрим типичный сюжет сказки на примере сказки Жуковского «О царе Берендее». Премудрая Марья-царевна – дочь Кощея Бессмертного. Кощей задает Ивану трудные задачи, и он каждый раз возвращается от него в отчаянии. Трижды происходит его разговор с Марьей-царевной, в котором он каждый раз сообщает, что Кощей до его головы добирается. А на вопрос Марьи, что же ты намерен сделать, следует один и тот же ответ: «Ничего. Трем смертям не бывать, а одной не миновать». И по совету Марьи: «Утро вечера мудренее» герой отправляется спать. Приведенный пример демонстрирует образец сказочных отношений мужчины и женщины: женщина успокаивает, мужчина в поворотные для себя моменты жизни засыпает. А женщина начинает действовать: она советуется с волшебными книгами, предметами, иногда ее намерения злокозненны, но в ней заложена безграничная, не знающая преград энергия.
В русской сказке мужской персонаж мало деятелен, не может обойтись без посторонней помощи, причем нередко та исходит от героини-женщины, активной и в добре, и в зле, и в гневе, и в ласке. Мужская психология в изображении сказки часто напоминает психологию ребенка, которого надо направлять, за которым надо следить, иначе он наделает бед, преимущественно самому себе. С такой ролью лучше всего справится, конечно, женщина: мать, жена, сестра. И в сказке отношения мужчины и женщины чаще всего напоминают отношения матери и сына, кем бы на самом деле она ни была ему.
Для примера мы рассмотрели несколько сказок о животных. Среди героев русских народных сказок самым популярным персонажем женского пола является лиса.
Однако мы не можем не отметить тот факт ,что признак лисы –
хитрость. Хитрость в русской культуре ассоциируется с находчивостью , смекалкой, умом. С одной стороны, лису недолюбливают и относятся к ней
с опаской, но с другой стороны, ее авторитет общепризнан. Лиса также манипулирует и управляет другими животными.
Разделение мужских персонажей происходит по двум
направлениям: положительному (кот и петух — храбрость и справедливость) и
Такова реальность русской сказки! Что же получается? Читайте русские сказки, и многое станет понятно в нашей российской действительности. «Сказка – ложь, да в ней намек.......»
После того, как детей воспитывали сказки, кто же продолжает заниматься воспитанием детей?
Мы решили продолжить наше исследование, изучить доступную информацию и проанализировать ее.
Оказалось, что в городе . в 97 организациях дошкольного образования ( детских садах) 97 директоров женщины, и ни одного мужчины. в г. Заречном мы исследовали 11 детских садов. Все 11 директоров - женщины. (см. приложение №2)
Что же мы увидели, когда изучили, кто управляет школами? Мы исследовали 67 школах . В них -24 директора – мужчины и 43 директора-женщины!!! (см. приложение №2)
Из 19 изученных нами техникумах и колледжах г. , 9 находятся под руководством женщин. (см. приложение №2) а 10 уже под началом мужчин!
Вот в организациях высшего образования ситуация другая. Лишь в Современной государственной академии ректор женщина, а в других 11 организациях ректоры –мужчины.( см. приложение №2)
.
Мы предполагаем, когда образование переходит под управление мужчин , мировоззрение мальчиков меняется , они становятся увереннее и занимают более крепкие жизненные позиции.
Продолжим наше исследование.
Мы решили изучить, кто же занимает самые ответственные посты в нашей области.
Мы изучили состав Законодательного Собрания области (орган , который контролирует различные законы) и выяснили.
(см приложение № 3)
Мы поинтересовались, кто занимает должности министров в области. Выяснилось
(см приложение № 3)
Таким образом, мы выяснили, что
Сказки могут влиять на сознание девочек и мальчиков, одних утверждая в собственной успешности, а других в « неуспешности».
2.В сфере дошкольного и школьного образования работает намного больше женщин, чем мужчин. Естественно, женщины в большей степени пытаются донести материал именно девочкам. Девочки им более понятны, легче достигается взаимопонимание. На этой основе девочки чувствуют себя уверенными и стремятся доминировать над мальчиками.
3.В техникумах и колледжах появляются руководители и педагоги мужчины, а высшее образование ,в основном ,под руководством мужчин ,это влияет на формирование нового мировоззрения юношей , они становятся увереннее , занимают более крепкие жизненные позиции и стремятся к успешности.
Наша гипотеза подтвердилась. Девочки , доминируя в школе, во взрослой жизни преимущественно уступают свои позиции мужской половине человечества. Мужчины чаще занимают руководящие посты в различных структурах.