Конспект коррекционно-развивающего занятия
(3 класс , учащиеся VII вида)
Педагог-психолог
первой квалификационной категории
Белоклокова М.С.
Тема: «Весенняя мозаика»
Цели:
1. Содействовать развитию и коррекции интеллектуальных способностей: пространственного представления, логического мышления; развитие памяти, внимания, восприятия, воображения.
2.Обогащение чувственного познавательного опыта, развитие кинестетической чувствительности рук, чувства координации и равновесия, общей чувствительности, умения расслабляться.
3. Воспитывать мотивацию к учению, повышение самооценки.
Оборудование: компьютер со слайдовым сопровождением занятия; цветные карандаши.
Дидактический (раздаточный) материал:карточки-задания для коррекции внимания, мышления; индивидуальные карточки «Наведи порядок»
Коррекционно-развивающие методики и технологии: О.Н.Яворская для коррекции слухового внимания; Л.Ф. Тихомирова развитие зрительного внимания и слуховой памяти; С.В. Курдюкова по развитию мышления, общеучебных и логических действий; М.И.Чистякова для коррекции эмоционально-волевой сферы; элементы музыкотерапии.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Психологический настрой.
II. Вступительная беседа.
- Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года у нас на дворе? Назовите месяцы весны. Сегодня у нас необычный день, мы с вами постараемся попасть в мир весны, но увидеть этот мир не так-то просто, необходимо потрудиться, выполнить задания.
Разминка
-Я вижу, что у всех ребят хорошее настроение и вы готовы к выполнению заданий. Вот и первое задание.
1.Упражнения по коррекции и развитию внимания.
(Раздаются индивидуальные карточки)
Упражнение «Буква заблудилась»(развитие внимания, зрительного восприятия)
Неизвестно, как случилось, только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом и хозяйничает в нём.
Но едва туда вошла буква-озорница-
Очень странные дела начали твориться.
- Перед вами карточки с пословицами, посмотрите и скажите, что не так, какие буквы заблудились в выделенных словах, исправьте ручкой ошибки?
1. Трус своей лени боится. (Лени – тени)
2. Лес рубят – кепки летят. (Кепки – щепки)
3. Вола ноги кормят. (Вола – волка)
4. Трус кормит, а олень портит. (Трус – труд, олень – лень)
5. От бобра бобра не ищут. (Бобра – добра)
6. В здоровом теле здоровый пух. (Пух – дух)
7. Не делай из муки слова. (Муки – мухи, слова – слона)
8. Имя дают водители, а славу добываешь сам. (Водители – родители)
9. Своя щука – владыка. (Щука – рука)
10.Не зная броду, не суйся в моду. (Моду – воду)
Основная часть
1.Упражнение по коррекции и развитию слуховой памяти и внимания «Запомни и назови».(Л.Ф. Тихомирова)
-Что же ещё приготовила нам весна? Это же стихотворение!
- Внимательно послушайте стихотворение и запомните названия насекомых, животных, птиц, которых вы встретите в тексте.
Стихотворение «Чудеса»(В.Степнов)
По опушке шла Весна,
Вёдра с дождиком несла.
Зацепила за иголки -
Опрокинулись ведёрки.
Зазвенели капли -
3агалдели цапли.
Испугались муравьи -
Двери заперли свои.
Машет лапами медведь,
Словно хочет улететь.
На охоту неохота
Собираться кабану:
- Как залезу я в болото
Да в болоте утону?!
На лужайке зайки
Промочили майки.
Черноглазые жуки
Застегнули сюртуки.
Вёдра с дождиком Весна
До села не донесла.
А цветное коромысло
Убежало в небеса
И над озером повисло -
ЧУ-ДЕ-СА!
- Давайте вспомним, кого же потревожила весна?
А что за цветное коромысло убежало в небеса? (радуга).
2.Упражнение по коррекции и развитию мышления.
Упражнение «Спрятанная фраза» (развитие мышления, общеучебных и логических действий по С.В. Курдюковой) Педагог-психолог раздаёт таблицы с заданием.
-Найдите в таблице и закрасьте синим карандашом все цифры.
-Найдите в таблице и закрасьте оранжевым карандашом все буквы ц.
- Найдите и закрасьте красным карандашом слово май.
- Найдите и закрасьте жёлтым карандашом название месяца осени.
- Найдите и закрасьте зелёным карандашом название месяца лета.
- Прочитайте, оставшиеся слова в каждой строке, что у вас получилось?
5 | Г | 7 | Р | 8 | А | 4 | Ч |
М | А | Й | 2 | Ц | 7 | Ц | 1 |
Н | А | Н | О | Я | Б | Р | Ь |
Ц | 1 | Г | О | Ц | Ц | Р | Е |
В | Е | Ц | С | 2 | Н | А | 3 |
Н | А | А | В | Г | У | С | Т |
Д | В | О | 7 | Р | Е | 4 | 1 |
Грач на горе-весна на дворе.
- Что означает эта поговорка?
Разминка во время урока. Левой рукой как бы забивайте гвоздь молотком, а правой гладьте что-то утюгом.
3. Упражнение на развитие мыслительных операций анализа и синтеза.
Вы знаете, что между понятиями может быть такое отношение, которое называется общим, РОДОВЫМ, целиком включает в себя другое, которое называется частным, конкретным, ВИДОВЫМ. Этот тип отношений между понятиями называется РОД – ВИД. Но возможны и другие отношения между понятиями. Например, одно понятие обозначает какой-то ПРЕДМЕТ, или вещь, или явление, а другое понятие обозначает ЧАСТЬ этого предмета, вещи, явления. Так, понятие ДЕРЕВО обозначает нечто целое, а понятие КОРЕНЬ – часть этого целого. Такое отношение называют ЦЕЛОЕ – ЧАСТЬ. В задании найдите понятия, которые обозначают целый предмет, подчеркните его сплошной линией, а его часть – пунктирной.
Кастрюля, посуда, крышка, кухня.
Мебель, дверца, шкаф, стол.
Экран, изображение, телевизор, радио.
Обувь, щетка, крем, подошва.
Растение, сад, лепесток, цветок.
Время, будильник, секунда, циферблат.
Книга, страница, буква, писатель.
Фигура, квадратный метр, квадрат, сторона.
Юг, стрелка, горизонт, компас, направление.
Животное, рыба, лодка, плавник, озеро.
4. Упражнения по коррекции и развитию воображения.
-Чтобы мы почувствовали дыхание весны превратимся в весенний цветок.
Релаксация «Цветок»(развитие воображения, снятие усталости
Чистякова М.И.)
- Сядьте удобнее, закройте глаза, постарайтесь представить, то о чём я буду говорить. Теплый луч солнышка упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток, из которого вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем. Потом появился ещё один цветок, ещё один … и перед вами открылся прекрасный пёстрый луг. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Вдохните ещё раз аромат… и откройте глаза.
- Что вы почувствовали, когда отдыхали?
5. Упражнение на развитие целостности восприятия, мыслительного анализа, синтеза.
Инструкция: соберите картинку, разрезанную на части, и скажите, какое время года на ней изображено? Как скоро наступит это время года? Какие чувства оно у вас вызывает?
Итог. Рефлексия.
-Вот и подошло к концу наше занятие. Что нового вы узнали, что больше всего запомнилось? (ответы детей). Поблагодарим друг - друга за работу аплодисментами!
5 | Г | 7 | Р | 8 | А | 4 | Ч |
М | А | Й | 2 | Ц | 7 | Ц | 1 |
Н | А | Н | О | Я | Б | Р | Ь |
Ц | 1 | Г | О | Ц | Ц | Р | Е |
В | Е | Ц | С | 2 | Н | А | 3 |
Н | А | А | В | Г | У | С | Т |
Д | В | О | 7 | Р | Е | 4 | 1 |
5 | Г | 7 | Р | 8 | А | 4 | Ч |
М | А | Й | 2 | Ц | 7 | Ц | 1 |
Н | А | Н | О | Я | Б | Р | Ь |
Ц | 1 | Г | О | Ц | Ц | Р | Е |
В | Е | Ц | С | 2 | Н | А | 3 |
Н | А | А | В | Г | У | С | Т |
Д | В | О | 7 | Р | Е | 4 | 1 |
5 | Г | 7 | Р | 8 | А | 4 | Ч |
М | А | Й | 2 | Ц | 7 | Ц | 1 |
Н | А | Н | О | Я | Б | Р | Ь |
Ц | 1 | Г | О | Ц | Ц | Р | Е |
В | Е | Ц | С | 2 | Н | А | 3 |
Н | А | А | В | Г | У | С | Т |
Д | В | О | 7 | Р | Е | 4 | 1 |
5 | Г | 7 | Р | 8 | А | 4 | Ч |
М | А | Й | 2 | Ц | 7 | Ц | 1 |
Н | А | Н | О | Я | Б | Р | Ь |
Ц | 1 | Г | О | Ц | Ц | Р | Е |
В | Е | Ц | С | 2 | Н | А | 3 |
Н | А | А | В | Г | У | С | Т |
Д | В | О | 7 | Р | Е | 4 | 1 |
5 | Г | 7 | Р | 8 | А | 4 | Ч |
М | А | Й | 2 | Ц | 7 | Ц | 1 |
Н | А | Н | О | Я | Б | Р | Ь |
Ц | 1 | Г | О | Ц | Ц | Р | Е |
В | Е | Ц | С | 2 | Н | А | 3 |
Н | А | А | В | Г | У | С | Т |
Д | В | О | 7 | Р | Е | 4 | 1 |