«Формирование эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта»
«Формирование эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта»
«Формирование эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта»
Ключевые слова: эмоции, эмоциональная сфера, дети с нарушениями интеллекта, диагностико - результативный компонент, коррекционная программа.
Эмоции являются очень важными психологическими инструментами обеспечения социального бытия человека, ориентирующие и направляющие его последующие мысли и действия. В исследованиях Л. В. Занкова, Л.С. Выготского, С.Д. Забрамной, Г. Е. Сухаревой, Д. Н. Исаева, Г. М. Дульнева, В. Г. Петровой, Ж. И. Намазбаевой и др. отмечается, что для всех умственно отсталых детей характерно недоразвитие эмоциональной сферы: недостаточная дифференцированность, косность и однообразие, нестабильность чувств, бедность оттенков, значительная ограниченность диапазона переживаний, слабость борьбы мотивов, крайний характер проявления радости, огорчения, веселья. Именно эти нарушения являются важным фактором, затрудняющим социальную адаптацию и интеграцию в общество детей данной категории. Вместе с тем, несмотря на очевидную актуальность данной проблемы, существует дефицит соответствующих эмпирических исследований.
Цель нашей работы заключалась в формировании эмоциональной сферы детей с нарушениями интеллекта посредством разработанной коррекционной программы, при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
- учёта возрастных и психофизических особенностей детей с нарушениями интеллекта;
- поэтапного формирования основных эмоциональных категорий;
- дифференциации и индивидуализации психолого-педагогических методов, приёмов и средств;
- корректировки содержания занятий с учётом динамики в развитии эмоциональной сферы детей.
В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме.
Сформировать методический аппарат исследования, позволяющий изучить эмоциональные характеристики детей с нарушениями интеллекта.
Разработать и апробировать коррекционную программу, направленную на формирование эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Определить эффективность разработанной нами коррекционной программы по формированию эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
При разработке диагностико-результативного компонента мы опирались на следующие концептуальные положения:
1.методологическим фундаментом диагностики являлась парадигма личностно-ориентированного образования и воспитания;
2.при отборе критериев, показателей и методик изучения использовали системный подход.
При исследовании использовали:
метод наблюдения;
метод экспертной оценки (А.Б. Леонова);
методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинках (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина);
проективная методика «Рисунок человека» (К. Маховер).
В исследовании приняли участие 16 детей (8-9 лет) с нарушениями интеллекта. Формирующим экспериментом было охвачено 8 учащихся, из них 6 мальчиков и 2 девочки. Контрольную группу составили также 8 детей данной категории.
Результаты констатирующего этапа:
1.62,5% учащихся имеют низкую степень выраженности эмоционального состояния.
2.Большинство детей испытывают трудности в распознавании эмоциональных состояний других людей – 75% распознают 1-2 эмоции, 12,5% не распознают ни одной.
3.Отрицательный эмоциональный фон у 50%, эмоциональная напряжённость – 37,5%, эмоциональная неустойчивость – 50% учащихся.
4.По результатам экспертной оценки учителя 65% детей не эмоциональны, у них наблюдаются перепады настроения.
Количественный и качественный анализ результатов позволил нам выявить следующие проблемы в эмоциональной сфере детей с нарушениями интеллекта:
- учащиеся затрудняются выражать своё эмоциональное состояние как вербально, так и невербально;
- испытывают трудности в распознавании эмоций других людей;
- у учащихся преобладает отрицательный эмоциональный фон и эмоциональная неустойчивость.
Таким образом, всё это затрудняет процесс социальной адаптации учащихся с нарушениями интеллекта, а также сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса. Следовательно, возникла необходимость в комплексном, целенаправленном, коррекционном воздействии на эмоциональную сферу детей данной категории.
Нами была разработана коррекционная программа «Удивительный мир эмоций», направленная на формирование эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта. Цель данной программы: научить детей осознавать и вербально передавать собственные эмоциональные состояния, понимать эмоции окружающих, контролировать эмоциональное поведение.
Теоретической основой программы являются как общепедагогические, так и психологические принципы психолого-педагогической коррекции. Базовые составляющие представлены когнитивным, эмоциональным и поведенческим аспектами. Программа была составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей детей с нарушениями интеллекта и включала 3 этапа, которые были разработаны нами с учётом проблем, выявленных по результатам констатирующего этапа. Для оценки эффективности программы, в ходе её реализации, мы использовали «Дневник настроений» и карту наблюдения, которая отражала уровни сформированности умений и навыков детей на каждом этапе.
После завершения программы нами был проведён контрольный этап, на котором мы использовали те же методики, что и на констатирующем. Анализ результатов данного этапа показал, что у детей экспериментальной группы повысилась степень выраженности эмоционального состояния: 2 степень – с 25% до 50%; 3 степень – с 12,5% до 25%.
Результаты, выявленные по методике изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина), свидетельствуют о положительной динамике в распознавании эмоций других людей: 4-5 эмоций не распознавали, после – 37,5%; 3 эмоции – 12,5%, после 25% учащихся.
Результаты методики «Рисунок человека» (К. Маховер), позволили сделать нам следующие выводы: улучшился положительный эмоциональный фон в классе – с 25% до 75%; значительно снизилась эмоциональная напряжённость с 75 до 25%; и эмоциональная неустойчивость с 50% до 25%.
Результаты по методу экспертной оценки (А.Б. Леонова) показали, что у 75% детей улучшился эмоциональный фон. Учитель отметил, что дети стали доброжелательнее друг к другу, стараются контролировать своё эмоциональное поведение.
Таким образом, сравнительные данные констатирующего и контрольного этапов выявили значительные различия в развитии эмоциональной сферы детей с нарушениями интеллекта, находящихся в типичных условиях обучения, от учащихся прошедших через специальное обучение.
Мы считаем, что сделанные в работе обобщения и выводы могут пополнить психолого-педагогическую характеристику детей с нарушениями интеллекта, и окажут помощь специалистам в процессе диагностического изучения детей указанной категории и определении им меры коррекционной поддержки.
Литература:
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 2000. – 144с.
Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.- 160с.: ил.- (Психология для всех).
Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд. ЭСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
Данилина, Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 160с. – (Библиотека психолога образования).
Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет./ И.О. Карелина; худож. Н.В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2006. – 144с.: ил. – (Практическая психология в школе).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формирование эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта»»
«Формирование эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта»
Ключевые слова: эмоции, эмоциональная сфера, дети с нарушениями интеллекта, диагностико - результативный компонент, коррекционная программа.
Эмоции являются очень важными психологическими инструментами обеспечения социального бытия человека, ориентирующие и направляющие его последующие мысли и действия. В исследованиях Л. В. Занкова, Л.С. Выготского, С.Д. Забрамной, Г. Е. Сухаревой, Д. Н. Исаева, Г. М. Дульнева, В. Г. Петровой, Ж. И. Намазбаевой и др. отмечается, что для всех умственно отсталых детей характерно недоразвитие эмоциональной сферы: недостаточная дифференцированность, косность и однообразие, нестабильность чувств, бедность оттенков, значительная ограниченность диапазона переживаний, слабость борьбы мотивов, крайний характер проявления радости, огорчения, веселья. Именно эти нарушения являются важным фактором, затрудняющим социальную адаптацию и интеграцию в общество детей данной категории. Вместе с тем, несмотря на очевидную актуальность данной проблемы, существует дефицит соответствующих эмпирических исследований.
Цель нашей работы заключалась в формировании эмоциональной сферы детей с нарушениями интеллекта посредством разработанной коррекционной программы, при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
- учёта возрастных и психофизических особенностей детей с нарушениями интеллекта;
- поэтапного формирования основных эмоциональных категорий;
- дифференциации и индивидуализации психолого-педагогических методов, приёмов и средств;
- корректировки содержания занятий с учётом динамики в развитии эмоциональной сферы детей.
В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме.
Сформировать методический аппарат исследования, позволяющий изучить эмоциональные характеристики детей с нарушениями интеллекта.
Разработать и апробировать коррекционную программу, направленную на формирование эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Определить эффективность разработанной нами коррекционной программы по формированию эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
При разработке диагностико-результативного компонента мы опирались на следующие концептуальные положения:
методологическим фундаментом диагностики являлась парадигма личностно-ориентированного образования и воспитания;
при отборе критериев, показателей и методик изучения использовали системный подход.
При исследовании использовали:
метод наблюдения;
метод экспертной оценки (А.Б. Леонова);
методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинках (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина);
проективная методика «Рисунок человека» (К. Маховер).
В исследовании приняли участие 16 детей (8-9 лет) с нарушениями интеллекта. Формирующим экспериментом было охвачено 8 учащихся, из них 6 мальчиков и 2 девочки. Контрольную группу составили также 8 детей данной категории.
Результаты констатирующего этапа:
62,5% учащихся имеют низкую степень выраженности эмоционального состояния.
Большинство детей испытывают трудности в распознавании эмоциональных состояний других людей – 75% распознают 1-2 эмоции, 12,5% не распознают ни одной.
Отрицательный эмоциональный фон у 50%, эмоциональная напряжённость – 37,5%, эмоциональная неустойчивость – 50% учащихся.
По результатам экспертной оценки учителя 65% детей не эмоциональны, у них наблюдаются перепады настроения.
Количественный и качественный анализ результатов позволил нам выявить следующие проблемы в эмоциональной сфере детей с нарушениями интеллекта:
- учащиеся затрудняются выражать своё эмоциональное состояние как вербально, так и невербально;
- испытывают трудности в распознавании эмоций других людей;
- у учащихся преобладает отрицательный эмоциональный фон и эмоциональная неустойчивость.
Таким образом, всё это затрудняет процесс социальной адаптации учащихся с нарушениями интеллекта, а также сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса. Следовательно, возникла необходимость в комплексном, целенаправленном, коррекционном воздействии на эмоциональную сферу детей данной категории.
Нами была разработана коррекционная программа «Удивительный мир эмоций», направленная на формирование эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта. Цель данной программы: научить детей осознавать и вербально передавать собственные эмоциональные состояния, понимать эмоции окружающих, контролировать эмоциональное поведение.
Теоретической основой программы являются как общепедагогические, так и психологические принципы психолого-педагогической коррекции. Базовые составляющие представлены когнитивным, эмоциональным и поведенческим аспектами. Программа была составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей детей с нарушениями интеллекта и включала 3 этапа, которые были разработаны нами с учётом проблем, выявленных по результатам констатирующего этапа. Для оценки эффективности программы, в ходе её реализации, мы использовали «Дневник настроений» и карту наблюдения, которая отражала уровни сформированности умений и навыков детей на каждом этапе.
После завершения программы нами был проведён контрольный этап, на котором мы использовали те же методики, что и на констатирующем. Анализ результатов данного этапа показал, что у детей экспериментальной группы повысилась степень выраженности эмоционального состояния: 2 степень – с 25% до 50%; 3 степень – с 12,5% до 25%.
Результаты, выявленные по методике изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина), свидетельствуют о положительной динамике в распознавании эмоций других людей: 4-5 эмоций не распознавали, после – 37,5%; 3 эмоции – 12,5%, после 25% учащихся.
Результаты методики «Рисунок человека» (К. Маховер), позволили сделать нам следующие выводы: улучшился положительный эмоциональный фон в классе – с 25% до 75%; значительно снизилась эмоциональная напряжённость с 75 до 25%; и эмоциональная неустойчивость с 50% до 25%.
Результаты по методу экспертной оценки (А.Б. Леонова) показали, что у 75% детей улучшился эмоциональный фон. Учитель отметил, что дети стали доброжелательнее друг к другу, стараются контролировать своё эмоциональное поведение.
Таким образом, сравнительные данные констатирующего и контрольного этапов выявили значительные различия в развитии эмоциональной сферы детей с нарушениями интеллекта, находящихся в типичных условиях обучения, от учащихся прошедших через специальное обучение.
Мы считаем, что сделанные в работе обобщения и выводы могут пополнить психолого-педагогическую характеристику детей с нарушениями интеллекта, и окажут помощь специалистам в процессе диагностического изучения детей указанной категории и определении им меры коррекционной поддержки.
Литература:
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 2000. – 144с.
Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.- 160с.: ил.- (Психология для всех).
Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд. ЭСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
Данилина, Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 160с. – (Библиотека психолога образования).
Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. И.О. Карелина; худож. Н.В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2006. – 144с.: ил. – (Практическая психология в школе).
Приложение 1
Дневник настроений
ученика(цы) класса
(Имя и фамилия ребёнка)
№ занятия
Настроение в начале занятия
Настроение в конце занятия
1
Примечание: таблица составляется на все 20 занятий.
Приложение 2
Карта наблюдения за сформированностью компетенций по программе
этап.
Цель: сформировать представления о базовых эмоциях.
№
ФИ
Критерии
Знает название базовых эмоций
Называет способы выражения эмоций
Показывает способы выражения эмоций
1
этап.
Цель: сформировать умения осознавать свои эмоциональные состояния и окружающих их людей.
№
ФИ
Критерии
Называет графически изображённые эмоции
Называет эмоциональное состояние детей группы
Понимает эмоциональное настроение музыкальной мелодии
1
этап.
Цель: сформировать умения управлять своими эмоциями и чувствами.
№
ФИ
Критерии
Владеет простейшими способами саморасслабления
Использует в повседневной практике вербальные и невербальные формы выражения эмоц. состояний
Делает попытки избегать воздействия негативных эмоций
1
Приложение 3
Оценка проявления эмоционального состояния ребёнка в ходе наблюдения.
Каждый ребёнок проявляет свои эмоции по-разному. Поэтому мы обращали внимание на степень проявления эмоции конкретного ребёнка в той или иной ситуации, и именно эту реакцию положили в основу оценки эмоционального состояния.
Шкала оценки проявления эмоционального состояния
Степень выраженности
Характеристика
Способы проявления
1-я степень
Равнодушен, внешние проявления эмоций отсутствуют или выражены незначительно