Отклонения в поведении детей — одна из центральных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов негативно влияет на образ жизни детей и подростков, вызывая, в частности, нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Экономические трудности, переживаемые многими семьями, приводят к значительному увеличению аморальных поступков, к росту преступности и других видов отклоняющегося поведения среди представителей различных социальных и демографических групп. Нарушенное поведение — понятие неоднозначное как в терминологическом, так и в содержательном плане. Термин «нарушенное поведение» часто рассматривается как синоним словосочетаний «трудный ребенок», «ненормальное поведение», «нарушения в аффективной сфере», «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение». В этой книге мы обсудим лишь одну из форм проявления отклоняющегося поведения — агрессию.
Дать исчерпывающее определение всех существующих типов агрессии практически невозможно: любое из них неизбежно будет либо сужать, либо расширять границы понятия. Большинство определений агрессии совмещает в себе три разные точки зрения: позицию внешнего наблюдателя, позицию субъекта агрессии, то есть самого агрессора, и позицию объекта агрессии, то есть жертвы.
Различают агрессию как специфическую форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности.
Агрессия — проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу.
Агрессивность — свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей.
Агрессивное поведение чаще всего понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдания людям. Однако при работе с агрессивным поведением необходимо помнить и о других аспектах проявления агрессии. Эмоциональный компонент агрессивного состояния — это чувства, и прежде всего гнев. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности также часто сопровождают агрессивные действия, но они далеко не всегда приводят к агрессии. Важно учить детей осознавать и регулировать свои эмоции, приводящие к агрессивному поведению. Не менее важен и волевой компонент — умение преодолевать импульсивность, владение навыками саморегуляции.
Важно помнить и о том, что агрессивность в определенных пределах необходима любому человеку. Агрессивность может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха. В то же время агрессивность в форме враждебности и ненависти способна нанести вред, сформировать нежелательные черты характера — либо задиры, хулигана, либо труса, не способного постоять за себя. И то, и другое негативно сказывается на чувствах ребенка, а в крайних случаях может привести к деструктивному поведению даже в отношении людей, которых ребенок любит.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Буклет "Профилактика агрессивного поведения ребенка" »
Причиной агрессивных реакций ребенка может быть:
наследственный фактор, проявляющийся в особенностях его темперамента, особенности функционирования нервной системы или неправильное воспитание. Агрессивность у детей проявляется в неспособности контролировать свои эмоции, регулировать свое поведение.
Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим “ожиданиям” не устраняют это качество, а напротив, развивают в своем ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы.
Как преодолеть агрессивность у детей:
1.Снять мышечное и эмоциональное напряжение: дать возможность подвигаться, лучше предложить подвижную игру с правилами, но без состязания; предложить рисование кляксами, пальцами; изобразить агрессивное животное, громко порычать несколько раз; сделать релаксационные упражнения.
2. Демонстрировать ребенку собственное спокойное поведение и адекватные реакции на окружающее: не повышать голоса в присутствии ребенка, не оскорблять его и окружающих; сочувствовать, сопереживать страданиям других людей и животных; учить понимать эмоциональное состояние окружающих; не вызывать часто чувство вины; избегать просмотра фильмов со сценами насилия и жестокости; давать возможность высказывать собственное мнение; наполнять жизнь интересными событиями и делами, вызывающими состояния несовместимые с чувством агрессии; развивать чувство юмора.
3. Играйте с ребенком в игры по правилам, развивающие самоконтроль, самоорганизацию, умение рефлексировать и планировать свои действия:
в проблемные и конфликтные ситуации ( проигрывать проблемные ситуации в детском саду, в школе); спортивные игры; шашки и шахматы; сюжетно-ролевые игры, где ребенок берет на себя ответственные роли: учителя , спасателя, разведчика, исследователя или соответствующего героя сказки, фильма.
4. Следите за эмоциональным состоянием ребенка: помните, что страхи часто являются причиной агрессии; упреки, вызывают обиду и враждебность; проявляйте внимание к делам и отношениям ребенка, поощряйте любые успехи и достижения, почаще общайтесь с ним; проявляйте свою любовь к ребенку в поступках, которые научат его любви, доброте и сочувствию; ребенок должен постоянно ощущать вашу поддержку и заботу.
Рекомендации родителям при взаимодействии с агрессивным ребенком:
принимайте ребенка таким, каков он есть;
предъявляя к ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности;
расширяйте кругозор ребенка;
включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле;
игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.
Бороться с агрессивностью нужно терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.
Объяснением. Подскажите ребенку, чем интересным он может заняться.
Поощрением. Если вы похвалите своего воспитанника за хорошее поведение, то это пробудет в нем желание еще раз услышать эту похвалу.
Критерии агрессивности детей
младшего школьного возраста:
1. Часто (по сравнению с поведением других детей) теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
3. Намеренно раздражает взрослых, отказывается выполнять их требования.
4. Часто винит других в своих ошибках.
5. Часто сердится и прибегает к дракам.
6. Часто завистлив, мстителен.
7. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцевв его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.