Развитие самосознания - центральный психологический процесс юношеского возраста. Самовоспитание личности.
Развитие самосознания - центральный психологический процесс юношеского возраста. Самовоспитание личности.
Юношеский возраст делится на два этапа
- с 14-18 – ранняя юность
- с 18-23 лет – поздняя юность.
Эта граница очень условна, зависит от личностных особенностей человека. В одном классе за партой могут сидеть и подростки и юноши. Как вы думаете, чем они отличаются друг от друга?
Подростки более эмоциональны, импульсивны, а юноша сдержан, сам в себе, своих мыслях и раздумьях, так как в этом возрасте появляются такие чувства как первая любовь, чувство одиночества
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие самосознания - центральный психологический процесс юношеского возраста. Самовоспитание личности. »
Конспект родительского собрания
Тема: Развитие самосознания - центральный психологический процесс юношеского возраста. Самовоспитание личности.
Ход собрания
Здравствуйте уважаемые родители! Меня зовут Новикова Валентина Владимировна. Я педагог-психолог школы. Я очень рада вас видеть после долгих летних каникул. Наши дети за это время повзрослели, теперь они уже не в подростковом возрасте, а в начале юношеского периода. Сегодня мы собрались с вами, чтобы познакомиться с особенностями этого возраста, избежать предвидимых трудностей, помочь им, а значит и нам самим в решении жизненно важных вопросов. Наша тема будет непосредственно связана с юношеским возрастом, а точнее с развитием самосознания в юношеском возрасте, а также мы с вами затронем такую важную тему как самовоспитание личности.
Но прежде чем перейти к нашей теме, хотелось бы процитировать слова знаменитых людей.
СЛАЙД
"Годы юности - самые трудные
годы".
(Иммануил Кант)
СЛАЙД
«Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома». А.С.Макаренко
СЛАЙД
Юношеский возраст делится на два этапа
- с 14-18 – ранняя юность
- с 18-23 лет – поздняя юность.
Эта граница очень условна, зависит от личностных особенностей человека. В одном классе за партой могут сидеть и подростки и юноши. Как вы думаете, чем они отличаются друг от друга?
Подростки более эмоциональны, импульсивны, а юноша сдержан, сам в себе, своих мыслях и раздумьях, так как в этом возрасте появляются такие чувства как первая любовь, чувство одиночества.
СЛАЙД
Какие проблемы волнуют ребят в этом возрасте:
Положение в семье, отношение с родителями.
Развитие внутреннего мира, самосознания.
Переживание и поиск любви.
Выбор профессии и социальное самоопределение.
Развитие внутреннего мира, самосознания
Но сейчас с вами подробно поговорим о развитии самосознания в юношеском возрасте.
«Познай самого себя», - этот девиз принадлежит древнегреческому мудрецу Сократу.
СЛАЙД
Познание самого себя – одна из наиболее важных и в то же время сложных задач для каждого человека. Развитие самосознания – центральный психический процесс в юношеском возрасте. На каждой возрастной ступени развития мы ищем ответы на такие вопросы: «Кто я такой?», «Какой может и должна быть моя жизнь?», «Зачем я живу», «Знаю ли я себя?», чтобы интегрировать весь предыдущий опыт, создать картину самосознания и определить свое место в этом мире. Трудно не согласиться с тем, что эта проблема особенно актуальна в юношеском возрасте.
Самое ценное, что происходит с ребятами в этом возрасте – открытие своего внутреннего мира. Обретая способность погрузиться в себя, они открывают целый мир новых чувств. Эти открытия бывают внезапными (несколько лет ходил по одной дороге в школу и вдруг увидел…)
Юноши и девушки постоянно анализируют себя: как я выгляжу? Как он на меня посмотрел? Как я выгляжу? Как следствие – застенчивость самая типичная «болезнь» юношеского возраста.
В 16-17 лет от застенчивости страдают больше 70 % ребят, а в 17-20 лет уже только 40 %. Особенно тяжело переживают застенчивость юноши, так как это не мужская черта. По этому на лице у них защитная маска сильного человека, вызывающее поведение (особенно при критике в присутствии других). Только с близкими родственниками они могут позволить себе выплеснуть свои капризы, проявить слабость, а перед сверстниками нет!
Открытие своего «я» не только радостное, но и драматическое. Они начинают осознавать, что являются уникальной личностью, другой такой нет.
СЛАЙД
Вместе с осознанием своей уникальности приходит чувство одиночества. “Я” еще расплывчато, отсюда - смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Растет потребность в общении и в то же время повышается его избирательность.
Девушки любят вести дневник, так как только ему она может доверить свои чувства. В этом возрасте должно сформироваться своё «я» (собственное мнение, которое он может отстоять). Если этого нет, то это очень опасно, так как «все курить – и я» и т.д.
Восприятие времени в юношеском возрасте проходит сложно. С одной стороны обостренное чувство быстротечности. (все уже целовались, а я нет -жизнь прошла). С другой – незаметное протекание времени (девушка 25 лет – в их понимании она уже старуха).
СЛАЙД
Остро воспринимается конечность бытия. Смерть занимает важное место в юношеских размышлениях. Не нужно пугаться этих мыслей, так как человек серьезно задумывается о смысле жизни, но эти мысли не должны быть чересчур навязчивыми.
Я хочу предложить вам набор правил общения с подростком
Не вмешивайтесь в дела подростка, если видите, что он должен справиться сам.
Помогите подростку, когда он хочет вашей помощи.
Постепенно снимайте заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и оставляйте их для самостоятельного решения.
Позвольте своему ребенку столкнуться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия).
Не стесняйтесь сказать подростку о своих отрицательных переживаниях, вызванных его поведением.
Говорите о своих переживаниях, а не о его поведении, говорите от первого лица.
Помните, что это еще в некоторой степени ребенок, и не требуйте от него невозможного.
Не приписывайте эмоциональные проблемы своего ребенка, но демонстрируйте их активное слушание и понимание.
Наши дети очень нуждаются в общении с друзьями, в любви и понимании родителей, близких людей, во внимании окружающих людей к себе, в самопознании.
Подросток не мыслит себя вне общения со сверстниками, друзьями. Дружба значит для него много: она позволяет помериться силами- физическими и духовными- с равными себе, оценить себя и других, ощутить свою индивидуальность. Подросток, как в зеркало, смотрится в оценку значимых людей, корректирует представление о себе. Поэтому оценка и положительная эмоциональная поддержка родителей и педагогов приобретают для него первостепенное значение.
СЛАЙД
Как помочь своему ребёнку в становлении самосознания:
Поддерживать представление старшеклассников о собственной уникальности, но в то же время показывать, что каждый из них точно так же убеждён в своей уникальности, именно поэтому её нельзя считать проявлением собственного превосходства над другими. Уважая свою уникальность, нужно уважать и неповторимость других людей, чужое мнение, стремиться понять точку зрения другого, не навязывать свои взгляды окружающим.
Направлять внимание старшеклассников на изучение опыта старших, на уроки человечества, на историю собственной жизни.
Раскрывать перспективу жизни старшеклассников, показывать варианты их будущего, тем более, что мечты о будущем занимают центральное место в их переживаниях.
СЛАЙД
Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка – самый трудный этап становления. Важно:
сохранять спокойствие;
уважительно относиться к проявлению в беседах с ребёнком его желания утвердиться в собственном мнении.
Возможно использовать схему обсуждения проблемы: «Ты ... Хочешь сделать, сказать, убедить меня в .... Хорошо... Давай теперь попробуем предположить, что получится впоследствии... Как будут развиваться события, по-твоему,... »
СЛАЙД
В начале собрания я сказала, что мы также затронем тему «Самовоспитание личности».
Самовоспитание – это определённый тип отношения, поступков, действий с точки зрения соответствия определённому идеалу. Многие исследователи считают, что наиболее благоприятным периодом развития потребностей самовоспитания является подростковый возраст.
Побуждением к самовоспитанию должны быть, с одной стороны, чувство самокритичности, неудовлетворённости собой, стремления к новому. Но, с другой стороны, необходимая вера в себя и в помощь других, например семьи.
Проблема подростков заключается в том, что они далеко не всегда соизмеряют свою потребность к самостоятельности с реальными возможностями. Отсюда конфликты, отказ от осмысленного самовоспитания, что порой порождает подражание не лучшим образцам поведения.
На любом предприятии всегда ценен дисциплинированный работник. Сознательная дисциплина любого человека основывается на понимании им своего долга именно в повседневной работе, на осознании чувства ответственности за каждое свое слово и поступок перед окружающими.
Некоторым взрослым кажется, что если ребенок вежлив, соблюдает правила хорошего тона, то его можно считать дисциплинированным. Однако случается, что взрослые делают этот вывод лишь по внешним, показным признакам. А в сущности, далеко не всякого ребенка, отличающегося послушанием и исполнительностью, можно назвать сознательно дисциплинированным человеком, то есть таким, у которого это качество стало как бы свойством характера.
Слайд
В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова записано: «Дисциплина – обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилу». Соответственно, дисциплинированный – это человек, подчиняющийся дисциплине, соблюдающий порядок, воспитанный.
Давайте поразмышляем над тем, что такое дисциплина, что она в себя включает.
Любовь близких: Родители первыми знакомят своих детей с нормами и правилами поведения дома, на улице, в общественных местах и т.д.;
Имея жизненный опыт: отец и мать организуют просветительскую работу с детьми для того, чтобы их сын или дочь имели отчетливые представления, что такое хорошо и что такое плохо;
Родители обеспечивают ребенку возможность учиться;
Их пример (положительный или отрицательный) влияет на формирование жизненного опыта детей;
При помощи родителей моделируется ситуации поведения детей в различных местах;
Обладая умением слушать, слышать и понимать ребенка, любящие и эмоционально уравновешенные родители создают благоприятную среду для нравственного развития детей, для формирования у ребенка доброго и заботливого отношения к людям.
Отсюда следует вывод: если у вас полная семья, хорошие супружеские отношения, и ребенок чувствует любовь близких, то можно предположить, что он будет добрым и отзывчивым, дисциплинированным, умеющим и желающим совершать высоконравственные поступки.
СЛАЙД
Заповеди для родителей, любящих своих детей.
Будьте способны понять, принять, посочувствовать, оказать поддержку. Если у вас не получается принять ребёнка таким, какой он есть, поддержать в сложной ситуации, то он перестанет быть с вами искренним, т.к. он нуждается не в критике, а в понимании и сочувствии.
СЛАЙД
2.Учитесь правильно выражать свои эмоции, постарайтесь не устраивать сцен и скандалов по поводу неудачных действий ваших детей, не прибегайте к физической силе, показывая тем самым своё бессилие.
СЛАЙД
3.Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.
4. Не торопитесь искать виноватых.
5. Не афишируйте свою беспомощность.
6. Не торопитесь наказывать детей, иначе правда для ребёнка теряет всякий смысл, если с помощью молчания можно избежать наказания.
7.Не будьте унылыми пессимистами. С печалями и тревогами обычно не ходят к пессимистам, т.к. пессимизм бывает очень заразительным, и тогда любая пустяковая проблема становятся неразрешимой.
8.Учитесь радоваться чужим и своим победам и учите этому своего ребёнка.
9.Старайтесь говорить правду своим детям, они очень чутко распознают ложь.
СЛАЙД
что какими бы ни были советы ученых, друзей, родственников о воспитании, применение их в каждом конкретном случае было и остается искусством каждого конкретного человека.
Надеюсь, что эта беседа оказалась для вас полезной.
Разрешите закончить нашу тему следующими словами:
«Возьмите полную чашу терпения,
влейте в неё полное сердце любви,
добавьте две горсти щедрости,
посыпьте добротой, плесните
немного юмора и добавьте как можно больше веры.
И предложите всё это своим детям
И окружающим вас людям!
Желаю удачи Вам во взаимоотношениях с вашими детьми.