kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психосоциобиология подросткового возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Переходный возраст — время перемен. Его начало от­мечено биологическими изменениями, а завершение — социальными. У подростка происходят большие перемены — и в жизни, и в организме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психосоциобиология подросткового возраста»

Психосоциология подросткогого возраста педагог-психолог МБОУ СОШ №1 Петухова И.В.

Психосоциология подросткогого возраста

педагог-психолог МБОУ СОШ №1

Петухова И.В.

Переходный возраст — время перемен. Его начало от­мечено биологическими изменениями, а завершение — социальными. У подростка происходят большие перемены — и в жизни, и в организме. На эти изменения он реаги­рует выработкой определенной системы запретов и пред­писаний на основе своих личностных особенностей и жизненного опыта. Если у ребенка имели место фрустра­ции потребностей на предыдущих фазах развития, они мо­гут отражаться в дисгармонии развития, в различных нев­ротических и поведенческих расстройствах.
  • Переходный возраст — время перемен. Его начало от­мечено биологическими изменениями, а завершение — социальными. У подростка происходят большие перемены — и в жизни, и в организме. На эти изменения он реаги­рует выработкой определенной системы запретов и пред­писаний на основе своих личностных особенностей и жизненного опыта. Если у ребенка имели место фрустра­ции потребностей на предыдущих фазах развития, они мо­гут отражаться в дисгармонии развития, в различных нев­ротических и поведенческих расстройствах.
В биологической сфере происходят гормональные и физические изменения, быстро, рывком, меняются организмы мальчиков и девочек. Девочки обычно растут и взрослеют быстрее, года на два опережая ровесников-мальчиков. Меняется секреция андрогенов, эстрогена и прогестерона, что приводит к автономии и половой идентификации. Быстро развивается сексуальность. Незрелой психике ребенка становится неуютно в новой оболочке.

В биологической сфере происходят гормональные и физические изменения, быстро, рывком, меняются организмы мальчиков и девочек. Девочки обычно растут и взрослеют быстрее, года на два опережая ровесников-мальчиков. Меняется секреция андрогенов, эстрогена и прогестерона, что приводит к автономии и половой идентификации.

Быстро развивается сексуальность. Незрелой психике ребенка становится неуютно в новой оболочке.

Биологические изменения дополняются психологическими. Характер отношений со сверстниками и родителями меняется в переходном возрасте. Обостряются проблемы зависимости, независимости. Круг друзей, в том числе противоположного пола, расширяется. Мальчики и девочки ходят на свидания, происходит подготовка к сексуальным отношениям. Позже возникают пары, которые отделяются от компании. Дружба становится теснее и продолжительнее. Нарастает тенденция к устанавливанию связей вне дома в референтной группе. Подростки проводят больше времени со сверстниками, чем с семьей. В подростковом возрасте когнитивные способности расширяются, подросток способен к генерированию и исследованию гипотез и абстрактному мышлению.

Биологические изменения дополняются психологическими. Характер отношений со сверстниками и родителями меняется в переходном возрасте. Обостряются проблемы зависимости, независимости. Круг друзей, в том числе противоположного пола, расширяется. Мальчики и девочки ходят на свидания, происходит подготовка к сексуальным отношениям. Позже возникают пары, которые отделяются от компании. Дружба становится теснее и продолжительнее. Нарастает тенденция к устанавливанию связей вне дома в референтной группе. Подростки проводят больше времени со сверстниками, чем с семьей.

В подростковом возрасте когнитивные способности расширяются, подросток способен к генерированию и исследованию гипотез и абстрактному мышлению.

Не существует какого-либо определенного класса подростков. Можно выделить «идеальный» тип и вариант' статистической нормы, но индивидуальные различия настолько велики, что в конкретных случаях специалисту следует быть очень осторожным в заключениях о наличии каких-либо нарушений. Процесс развития не совсем упорядочен и не линеен; скорее, это — движение по спирали, с подъемами и временными спадами. Неравномерность развития наблюдается не только у подростков, но также и у их родителей." width="640"
  • Говоря о подростковой фазе (с позиции психологии развития), необходимо четко понимать следующее:
  • Не существует какого-либо определенного класса подростков. Можно выделить «идеальный» тип и вариант' статистической нормы, но индивидуальные различия настолько велики, что в конкретных случаях специалисту следует быть очень осторожным в заключениях о наличии каких-либо нарушений.
  • Процесс развития не совсем упорядочен и не линеен; скорее, это — движение по спирали, с подъемами и временными спадами.
  • Неравномерность развития наблюдается не только у подростков, но также и у их родителей.
Многие детские психиатры рассматривают нарушения поведения и психические расстройства как неспособность ребенка создать эффективные механизмы преодоления трудностей, уход от решения проблем в пассивное или девиантное поведение. Если обратиться к донозологическим проявлениям нарушений поведения, то клинические осо­бенности определяются в детстве отдельными элементар­ными проявлениями по возбудимому, истерическому, ас­теническому или неустойчивому типу, в основном в виде форм реагирования. Иными словами, клиническая карти­на в это время фрагментарна и изменчива. Дети и подро­стки характеризуются неустойчивостью, слабостью кон­троля над своими действиями.
  • Многие детские психиатры рассматривают нарушения поведения и психические расстройства как неспособность ребенка создать эффективные механизмы преодоления трудностей, уход от решения проблем в пассивное или девиантное поведение. Если обратиться к донозологическим проявлениям нарушений поведения, то клинические осо­бенности определяются в детстве отдельными элементар­ными проявлениями по возбудимому, истерическому, ас­теническому или неустойчивому типу, в основном в виде форм реагирования. Иными словами, клиническая карти­на в это время фрагментарна и изменчива. Дети и подро­стки характеризуются неустойчивостью, слабостью кон­троля над своими действиями.
Тщательная диагностика перед назначением психотерапии. Она должна основываться на медицинском и психологическом исследовании личности подростка с использованием современных методов. В практике детского психолога и психотерапевта обязательно оцениваются следующие моменты, важные для формулирования психотерапевтических целей: уровень развития, интеллект, особенности личности, школьные и' семейные проблемы. Эти аспекты включены в многоосевую классификационную схему психических заболеваний детского и подросткового возраста." width="640"
  • В работе с подростками зарекомендовали себя следующие принципы.
  • Тщательная диагностика перед назначением психотерапии. Она должна основываться на медицинском и психологическом исследовании личности подростка с использованием современных методов. В практике детского психолога и психотерапевта обязательно оцениваются следующие моменты, важные для формулирования психотерапевтических целей: уровень развития, интеллект, особенности личности, школьные и' семейные проблемы. Эти аспекты включены в многоосевую классификационную схему психических заболеваний детского и подросткового возраста.
Психические расстройства должны рассматриваться в контексте наиболее значимой для ребенка системы отношений, так как дети больше, чем взрослые зависят от своего окружения. Это предполагает детальную диагностику семейных и других значимых отношений. Выявление факторов риска, определяющих характер течения и варианты психических нарушений или заболеваний, и защитных факторов. Детский и подростковый возраст — оптимальное время для проведения психопрофилактики. Своевременным вмешательством удается предотвратить переход психических заболеваний в хроническую форму или, что еще важнее, не допустить их первичную манифестацию. Определение стратегий преодоления проблем (копинг-стратегий) и психологических защит у клиента членов семьи и использование их в психотерапии." width="640"
  • Психические расстройства должны рассматриваться в контексте наиболее значимой для ребенка системы отношений, так как дети больше, чем взрослые зависят от своего окружения. Это предполагает детальную диагностику семейных и других значимых отношений.
  • Выявление факторов риска, определяющих характер течения и варианты психических нарушений или заболеваний, и защитных факторов. Детский и подростковый возраст — оптимальное время для проведения психопрофилактики. Своевременным вмешательством удается предотвратить переход психических заболеваний в хроническую форму или, что еще важнее, не допустить их первичную манифестацию. Определение стратегий преодоления проблем (копинг-стратегий) и психологических защит у клиента членов семьи и использование их в психотерапии.
Спасибо  за внимание!

Спасибо за внимание!

Информационные ресурсы :

Информационные ресурсы :

  • Кулаков С. А.
  • К 90 На приеме у психолога — подросток: Пособие для практиче­ских психологов. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Издательство «СОЮЗ», 200! [Серия «Практическая психоло­гия»]. — 350 с.
  • ISBN 5-8064-0441-2 ISBN 5-94033-085-1


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Психосоциобиология подросткового возраста

Автор: Петухова Ирина Владимировна

Дата: 19.02.2024

Номер свидетельства: 645939


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства