kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС: обзор и анализ программ и методических пособий по работе с детьми с РАС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал будет полезен специалистам работающим с детьми имеющими расстройство аутического спектра. Здесь можно познакомиться с программами, методами и приемами работы с детьми имеющими эти нарушения развития.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС: обзор и анализ программ и методических пособий по работе с детьми с РАС»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №37 г. Новочеркасск   «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС: обзор и анализ программ и методических пособий по работе с детьми с РАС»  Подготовила Нистратова Н.А., педагог-психолог

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №37 г. Новочеркасск 

«Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС:

обзор и анализ программ и методических пособий

по работе с детьми с РАС»

Подготовила Нистратова Н.А., педагог-психолог

Ранний детский аутизм (РДА) – это отклонение в психическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка с окружающим миром. (Стоит на 4 месте по частоте нервно –психических заболеваний у детей) https://ru.wikipedia.org/wiki/ Расстройство_аутистического_спектра В чём проявляется… Синдром аутизма представляет собой тяжелое нарушение психического развития, при котором имеются изменения во всех сферах – перцептивной, интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой, поведенческой. Приступы гнева, явления моторной гиперактивности, двигательные стереотипии, стереотипии в поведении и речи, игровой деятельности, стремление к сохранению стабильности окружающей среды и распорядка, свойственны всем детям с аутизмом.

Ранний детский аутизм (РДА) – это отклонение в психическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка с окружающим миром. (Стоит на 4 месте по частоте нервно –психических заболеваний у детей)

https://ru.wikipedia.org/wiki/ Расстройство_аутистического_спектра

В чём проявляется…

Синдром аутизма представляет собой тяжелое нарушение психического развития, при котором имеются изменения во всех сферах – перцептивной, интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой, поведенческой.

Приступы гнева, явления моторной гиперактивности, двигательные стереотипии, стереотипии в поведении и речи, игровой деятельности, стремление к сохранению стабильности окружающей среды и распорядка, свойственны всем детям с аутизмом.

Критерии проявления аутизма по Л.Каннеру: Глубокое нарушение   контакта с другими людьми, неспособность взаимодействовать с родителями, устанавливать эмоциональный контакт, принимать их ласки; Навязчивое стремление к повторяющимся, однообразным формам активности-стереотипам. Поглощенность вращающимися или вращаемыми объектами, не дифференцируют неодушевленные и одушевленные предметы. Мутизм или не направленная   на межличностную коммуникацию речь

Критерии проявления аутизма по Л.Каннеру:

Глубокое нарушение   контакта с другими людьми, неспособность взаимодействовать с родителями, устанавливать эмоциональный контакт, принимать их ласки;

Навязчивое стремление к повторяющимся, однообразным формам активности-стереотипам.

Поглощенность вращающимися или вращаемыми объектами, не дифференцируют неодушевленные и одушевленные предметы.

Мутизм или не направленная   на межличностную коммуникацию речь

Коррекционная работа при аутизме При отсутствии коррекционной работы в 70% случаев раннего детского аутизма наступает глубокая инвалидность. Коррекционная работа должна проводиться группой специалистов. В эту группу должны входить психиатры, невропатологи, психологи, логопеды, педагоги-воспитатели, музыкальные работники. Главной задачей работы специалистов является восстановление основных сфер активности ребенка, а именно: речевой, когнитивной, моторной и эмоциональной. Специалистами разных стран проводятся работы в поиске новых и оптимизации старых программ для обучения. Также адаптируется ряд обучающих программ, таких как Монтессори, Вальдорфской, Т. Питерса, и разрабатываются новые коррекционно-педагогические методики для детей с аутизмом.

Коррекционная работа при аутизме

При отсутствии коррекционной работы в 70% случаев раннего детского аутизма наступает глубокая инвалидность. Коррекционная работа должна проводиться группой специалистов. В эту группу должны входить психиатры, невропатологи, психологи, логопеды, педагоги-воспитатели, музыкальные работники.

Главной задачей работы специалистов является восстановление основных сфер активности ребенка, а именно: речевой, когнитивной, моторной и эмоциональной.

Специалистами разных стран проводятся работы в поиске новых и оптимизации старых программ для обучения. Также адаптируется ряд обучающих программ, таких как Монтессори, Вальдорфской, Т. Питерса, и разрабатываются новые коррекционно-педагогические методики для детей с аутизмом.

Коррекционная работа при аутизме Среди психолого-педагогических методов коррекции аутизма можно выделить  две группы основные методы , вспомогательные  методы,  позволяющие овладеть навыками общения, бытовыми, учебными, профессиональными, трудовыми и др. практическими навыками, которые необходимы в реальной жизни; которые создают условия для реализации основных методов, что иногда необходимо, но никогда не бывает достаточным. Это иппотерапия (реабилитация по средствам адаптивной верховой езды), плавание с дельфинами, холдинг терапия (терапия объятий), различные методы эстето- и игротерапии, массаж, йога.  Использование только вспомогательных методов – одна из наиболее типичных ошибок.

Коррекционная работа при аутизме

Среди психолого-педагогических методов коррекции аутизма можно выделить

две группы

основные методы ,

вспомогательные методы,

позволяющие овладеть навыками общения, бытовыми, учебными, профессиональными, трудовыми и др. практическими навыками, которые необходимы в реальной жизни;

которые создают условия для реализации основных методов, что иногда необходимо, но никогда не бывает достаточным.

Это иппотерапия (реабилитация по средствам адаптивной верховой езды), плавание с дельфинами, холдинг терапия (терапия объятий), различные методы эстето- и игротерапии, массаж, йога.

Использование только вспомогательных методов – одна из наиболее типичных ошибок.

ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА с РАС Программа «Ранняя Пташка» – «Early Bird» Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом – «Early Start Denver Model» Программа ASSERT Программа

ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА с РАС

  • Программа «Ранняя Пташка» – «Early Bird»
  • Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом – «Early Start Denver Model»
  • Программа ASSERT
  • Программа "Каролина" для младенцев и детей младшего дошкольного возраста с особыми потребностями

ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА с РАС

  • Программа «Модификация поведения у детей с аутизмом»: руководство для родителей и специалистов»
  • «Книга Я» – Teaching Developmentally Disabled Children: The Me Book by O. Ivar Lovaas
  • Программа "Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACCH"
ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ДЛЯ ДЕТЕЙ С ВЫСОКОФУНКЦИОНАЛЬНЫМ АУТИЗМОМ  «Ориентация в социальном мире» – «Navigating the Social World» Программа «Чтение мыслей» – «Mind Reading» – Обучение детей с синдромом детского аутизма пониманию другого человека) Программа «Teach Me Language» – «Научи меня говорить» ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ С РАС

ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ДЛЯ ДЕТЕЙ С ВЫСОКОФУНКЦИОНАЛЬНЫМ АУТИЗМОМ

  • «Ориентация в социальном мире» – «Navigating the Social World»
  • Программа «Чтение мыслей» – «Mind Reading» – Обучение детей с синдромом детского аутизма пониманию другого человека)
  • Программа «Teach Me Language» – «Научи меня говорить»

ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ С РАС

  • Коммуникационная система обмена изображениями – Picture exchange communication system (PECS)
  • Облегченная коммуникация – Facilitated communication
ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА с РАС Программа Early Bird «Ранняя Пташка» Программа разработана Национальным обществом аутизма Великобритании в 1997 году. Early Bird нацелена на помощь детям с РАС через обучение их родителей. Это программа помощи родителям, имеющим детей-дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС), которые недавно узнали о диагнозе ребенка. Главная задача программы EarlyBird как раз и заключается в том, чтобы помочь родителям лучше понимать своего ребенка и эффективно помогать ему. Расстройства аутистического спектра могут проявляться по разному в каждом конкретном случае, и каждый ребенок требует индивидуального подхода и внимания, которые может дать ему только родитель. И родители не должны чувствовать себя беспомощными в ситуации, когда их ребенку нужна особая поддержка. Подробнее по теме: http:// www.autism.org.uk/earlybird http:// www.autism.org.uk/professionals/training-consultancy/earlybird.aspx https:// www.youtube.com/watch?v=hfrDaM5DxY8

ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА с РАС

Программа Early Bird «Ранняя Пташка»

Программа разработана Национальным обществом аутизма Великобритании в 1997 году.

Early Bird нацелена на помощь детям с РАС через обучение их родителей.

Это программа помощи родителям, имеющим детей-дошкольников с

расстройствами аутистического спектра (РАС), которые недавно узнали о

диагнозе ребенка. Главная задача программы EarlyBird как раз и заключается

в том, чтобы помочь родителям лучше понимать своего ребенка и эффективно помогать ему. Расстройства аутистического спектра могут проявляться по разному в каждом конкретном случае, и каждый ребенок требует индивидуального подхода и внимания, которые может дать ему только родитель. И родители не должны чувствовать себя беспомощными в ситуации, когда их ребенку нужна особая поддержка.

Подробнее по теме:

http:// www.autism.org.uk/earlybird

http:// www.autism.org.uk/professionals/training-consultancy/earlybird.aspx

https:// www.youtube.com/watch?v=hfrDaM5DxY8

ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА с РАС

«Early Start Denver Model», Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом.

Авторы: Салли Дж. Роджерс (Sally Rogers), PhD — профессор психиатрии в Институте исследований мышления Калифорнийского университета в Дэвисе (США);

Джеральдин Доусон (Geraldine Dawson), PhD — профессор психиатрии в Университете Дьюка (США); директор-основатель знаменитого Центра аутизма при Вашингтонском университете; специализируется в области ранней диагностики аутизма и раннего вмешательства, а также в области томографии мозга и генетических исследований,

Лори А. Висмара (Laurie A. Vismara), PhD — ведущий специалист Института исследований мышления Калифорнийского университета в Дэвисе, сертифицированный специалист в области прикладного анализа поведения; разрабатывает инновационные способы обучения профессионалов и родителей методикам раннего вмешательства.

Денверская модель раннего вмешательства — широко применяемая в мире и показавшая высокую результативность методика помощи детям с аутизмом и РАС. Основу этой методики составляют стратегии, которые трансформируют практически любые повседневные дела, процедуры и режимные моменты в эффективные техники игрового взаимодействия, общения и обучения. Эффективность данной методики подтверждена

многолетними научными исследованиями и практическими результатами.

Информация о книге «ДЕНВЕРСКАЯ МОДЕЛЬ раннего вмешательства для детей с аутизмом». Роджерс, С. Дж., Доусон, Дж., Висмара, Л. А: https :// autismfrc.ru/articles/249

http :// www.rama-dety.com/bookonline/1248.pdf

https :// vk.com/doc47330904_444947818?hash=8f3d9bf165d7e690a5&dl=8afd8bb8df2c7419a8

ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА с РАС

Программа ASSERT (Autism Support Service: Education, Research, and Training) - «Служба Поддержки для людей с Аутизмом: Обучение, Исследования и Подготовка Специалистов»

Программа – ASSERT интенсивная поведенческая программа для самых маленьких детей.

Автор: Томас Хигби , профессор факультета специального образования Университета штата Юта, доктор наук, директор и автор программы ASSERT

Основной задачей этой программы, работающей с 2003 года, является совершенствование возможностей системы образования в предоставлении эффективного, основанного на данных современных исследований, обучения для детей с аутизмом. ASSERT отличается от многих других программ тем, что здесь учат и детей, и их родителей, и их учителей. Кроме того, ASSERT – это также и исследовательская база по разработке эффективных стратегий

вмешательства для детей с аутизмом и ресурсом поддержки для сотрудников

образовательных учреждений по всему штату.

Программа раннего вмешательства для малышей с аутизмом ASSERT помогает подготовить специалистов интенсивных служб ранней помощи. Эта программа, сочетающая в себе основные компоненты прикладного анализа поведения (ABA) и являющаяся функционирующей современной базой для обучения поведенческих аналитиков. Именно программы, основанные на идеях прикладного анализа поведения, на сегодняшний день являются единственными программами помощи для детей с аутизмом, эффективность

которых доказана.

Подробнее по теме: https ://www.nakedheart.org/ru/news/assert-ранняя-помощь-аутизм /

ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА с РАС

Программа "Каролина" для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями

Авторы: Нэнси М. Джонсон-Мартин, Кеннет Г. Дженс, Сюзен М. Аттермиер, Бонни Дж.Хаккер.

Аннотация к книге "Программа "Каролина" для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями». Программа "Каролина" для младенцев и детей младшего дошкольного возраста с особыми потребностями предназначена для работы с младенцами и

детьми младшего возраста, имеющими различные нарушения. Как незначительные, так и серьезные множественные нарушения. Разработке этой программы способствовал большой предшествующий опыт, показавший, что такие дети готовы и способны обучаться. Программа разработана специалистами по раннему вмешательству, имеющими образование и опыт работы в различных областях и помогает обеспечить адекватные и

полноценные программы раннего вмешательства для детей с нарушениями.

Программу "Каролина" можно использовать как в специальных центрах, так и в домашних условиях. Программа может использоваться родителями и широким кругом профессионалов, хотя предполагается, что родители и профессионалы более широкого профиля могут использовать эту программу только под руководством специалистов в области раннего вмешательства.

Подробнее о книге Программа "Каролина" для младенцев и детей младшего

возраста с особыми потребностями: https ://www.labirint.ru/books/334217 /

https :// vk.com/doc47330904_446411374?hash=8ddc818b6e804748b6&dl=0899744be19291dc93

ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА с РАС Занятия по модификации поведения для аутичных детей : руководство для родителей и специалистов. Авторы: Кэтрин Морис, Джина Грин, Стивен К. Льюс (основано на работе Ивара Ловааса). Практическое пособие для работы с ребёнком с РАС с раннего этапа. Книга адресована родителям и специалистам. Занятия, представленные в книге, включают в себя 100 программ обучения различным навыкам — от простых, таких как установка зрительного контакта и имитация движений, до сложных — обучение социальным навыкам, развитие логического мышления, использование ролевых игр. Авторы дают не только пошаговый план обучения аутичного ребенка, но и рекомендации, описывают стратегии обучения ребёнка с РАС. Краткое описание: http://obuchalka-dlya-detey.ru/zanyatiya-s-rebenkom-autistom-poshagovayaprogramma-ketrin-moris / Подробнее о книге: http :// obuchalka-dlya-detey.ru/wp-content/uploads/2017/02/100-programm.pdf http:// pedlib.ru/Books/5/0298/5_0298-1.shtml

ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА с РАС

Занятия по модификации поведения для аутичных детей : руководство для родителей и специалистов.

Авторы: Кэтрин Морис, Джина Грин, Стивен К. Льюс (основано на работе Ивара Ловааса).

Практическое пособие для работы с ребёнком с РАС с раннего этапа. Книга адресована родителям и специалистам. Занятия, представленные в книге, включают в себя 100 программ обучения различным навыкам — от простых, таких как установка зрительного контакта и имитация движений, до сложных — обучение социальным навыкам, развитие логического мышления, использование ролевых игр. Авторы дают не только пошаговый план обучения аутичного ребенка, но и рекомендации, описывают стратегии обучения

ребёнка с РАС.

Краткое описание:

http://obuchalka-dlya-detey.ru/zanyatiya-s-rebenkom-autistom-poshagovayaprogramma-ketrin-moris /

Подробнее о книге: http :// obuchalka-dlya-detey.ru/wp-content/uploads/2017/02/100-programm.pdf

http:// pedlib.ru/Books/5/0298/5_0298-1.shtml

ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА с РАС

Teaching Developmentally Disabled Children: The Me Book Paperback – April 1, 1981, by O. Ivar Lovaas - Обучение детей с ограниченными возможностями развития: книга «Я» - 1 апреля 1981 г., О. Ивар Ловаас

Из предисловия:

«Данная книга содержит ряд программ, которые были запущены много лет назад с целью помочь родителям и учителям в работе с детьми с нарушением развитием. Один из родителей назвал эти программы "Книга Я» так как это именно книга для ребенка. В результате программ, представленных в данной книге ребенок действительно в большей степени становится личностью, индивидуальностью, "Я". Поэтому мы использовали подзаголовок "Книга Я".

Книга разрабатывалась на основе опыта работы с детьми с нарушением развития. Описание такого опыта разъяснит наш подход, так как он – основа философии обучения. Мы надеемся, что объяснение нашей философии обучения поможет прояснить нашу позицию и она станет менее произвольной и будет вызывать меньше возражений у лиц, имеющих другую точку зрения.

Предлагаем начать с совершенных нами ошибок, так как иногда из этого можно извлечь огромную пользу».

Подробнее:

https:// archive.org/stream/LovaasMeBook/Lovaas%20-Me%20Book_djvu.txt

http:// www.autism.ru/read.asp?id=136&vol=1

ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА с РАС

Treatment and Education of Autistic and Related Communication Handicapped Children, TEACCH - программа, позволяющая обучать детей с аутизмом и детей с особыми потребностями. Автор: Эрик Шоплер (Eric Schopler)

TEACCH - методика с доказанной эффективностью. Структурированное обучение с особым вниманием к среде.

Основные цели обучения:

1. Максимально развить независимость ребенка.

2. Помочь ребенку эффективно взаимодействовать с другими

3. Увеличивать и развивать интеллектуальные навыки, школьные умения и индивидуальные способности

4. Стимулировать генерализацию навыков (все новые навыки ребенок мог максимально часто и эффективно использовать в разных ситуациях дома, в саду, школе).

5. Развивать чувство себя, понимание себя (развитие эмоциональной сферы)

Работа с детьми идёт по следующим сферам: имитация; восприятие; крупная моторика; мелкая моторика; координация глаз и рук; элементарная познавательная деятельность; речь; самообслуживание; социальные отношения.

Основная возрастная группа: 3 - 14 л. (с речевым развитием, соответствующим 5-летнему возрасту).

Читать подробнее: https ://teacch.com/about-us /

Розитта Зюмалла. Обучение и сопровождение детей с аутизмом по программе ТЕАССН. Перевод с немецкого: А. Ладисов, О. Игольников -- Минск: Общественное объединение "Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам", 2005. http:// pedlib.ru/Books/6/0042/6_0042-35.shtml

ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ДЛЯ ДЕТЕЙ С ВЫСОКОФУНКЦИОНАЛЬНЫМ АУТИЗМОМ

«Navigating the Social World» - «Ориентация в социальном мире»

Автор: Дженет Мак Афи (Jeanette McAffe)

Программа разработана преимущественно для работы с людьми с синдромом Аспергера, высокофункциональным аутизмом. Программа направлена на развитие социальных навыков, навыков использования образной речи, навыков следования инструкциям и саморегуляции. Также программа направлена на распознавание и воспроизведение эмоций, развитие организационных навыков.

Основной принцип, заложенный в программе: цели разбиваются на небольшие подцели, или задачи. Программа включает в себя техники из: прикладной поведенческой терапии, когнитивно-бихевиоральной терапии, трудотерапии и других. Базовая программа разбита на 20 блоков, каждый из которых нацелен на выработку определенного навыка. Блок может длиться от месяца до года. Основной акцент дается на генерализацию навыка в применении в бытовой ситуации, проработке навыка совместно специалистом и родителями.

Краткая информация по теме на английском:

http:// www.oxfordscholarship.com/view/10.1093/acprof:oso/9780199890712.001.0001/acprof-9780199890712

ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ДЛЯ ДЕТЕЙ С ВЫСОКОФУНКЦИОНАЛЬНЫМ АУТИЗМОМ Программа «Обучение детей с синдромом детского аутизма пониманию другого человека» - Teaching children with Autism to Mind Read Авторы: P.Howlin, S.Baron-Cohen, J.Hadwin . Данная программа направлена на формирование понимания эмоций и причин эмоций, понимания механизмов получения информации и развитию игровой деятельности.

ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ДЛЯ ДЕТЕЙ С ВЫСОКОФУНКЦИОНАЛЬНЫМ АУТИЗМОМ

Программа «Обучение детей с синдромом детского аутизма пониманию другого человека» - Teaching children with Autism to Mind Read

Авторы: P.Howlin, S.Baron-Cohen, J.Hadwin .

Данная программа направлена на формирование понимания эмоций и причин эмоций, понимания механизмов получения информации и развитию игровой деятельности.

ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ДЛЯ ДЕТЕЙ С ВЫСОКОФУНКЦИОНАЛЬНЫМ АУТИЗМОМ

Научи меня говорить (Teach Me Language) Коллектив авторов: Сабрина Фриман, Лорелей Дейк (Канада)

Программа позволяет осуществить формирование навыков социальной речи, знаний и представлений об окружающем мире, грамматического и синтаксического строя речи, формирование учебных навыков.

Программа по обучению речи, разработана для детей с аутизмом, синдромом Аспергера и другими общими расстройствами развития. Включает в себя обучающие и тренировочные упражнения, которые направлены на преодоление речевых трудностей у детей с общими расстройствами развития. Адресована специалистам и родителям, основана на принципах коррекционной логопедической работы с учетом особенностей детей с РАС, синдромом

Аспергера и другими нарушениями развития. Представляет собой практическое руководство для специалистов и родителей, включающее 400 страниц рекомендаций, объяснений, примеров, речевых игр для преодоления речевых трудностей у детей с нарушениями развития.

Упражнения, предлагаемые в методике «Научи меня говорить» помогают ребенку перейти от простой к более сложной фразе, вести несложную беседу.

Краткая информация о книге:

https:// www.amazon.com/Teach-Language-Aspergers-developmentaldisorders/dp/0965756505

ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ С РАС

Picture exchange communication system - PECS (коммуникационная система обмена изображениями). PECS разработана в 1985 году по программе Делавэр Аутизма Лори Фрост и Энди Бонди.

Целью PECS является формирование у детей базовых коммуникативных навыков. Используя различные способы усиления мотивации, PECS обеспечивает возможность быстрого развития спонтанной коммуникации.

На начальном этапе обучение осуществляется при помощи 2-х взрослых.

Сначала определяются наиболее сильные факторы мотивации (например, еда, напиток, любимая игрушка или вид деятельности ребенка). Затем подготавливается карточка с изображением соответствующего объекта. Один взрослый показывает ребенку желаемый предмет. Как только ребенок дотягивается до него, второй взрослый помогает ребенку подхватить обозначающую карточку и вложить ее в руку другого взрослого. Никакие

вербальные подсказки не используются, но ребенка много хвалят, когда он дает карточку, и ребенок получает желаемый предмет. После нескольких подобных обменов, ребенок начинает понимать его смысл. Когда ребенок осваивает первый навык, задание усложняется. Добавляются другие карточки, в т.ч. с текстом (например, «Я хочу»), уменьшается помощь.

Обучение ребёнка с помощью PECS происходит в повседневной среде: дома, в школе, на прогулке и т.д.

Подробнее о PECS: https://pecsusa.com/pecs /

Скачать карточки PECS: http://obuchalka-dlya-detey.ru/kartochki-pecs / , http ://pecs.in.ua /

ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ С РАС

Используется 6 фаз системы обмена карточками:

PECS PHASE I : Как связаться

Ребенок с аутизмом учится обмениваться отдельными фотографиями на предметы или мероприятия, которые они действительно хотят.

PECS PHASE II: Расстояние и стойкость

Все еще используя одиночные снимки, ребенок с аутизмом учится обобщать этот новый навык, используя его в разных местах, с разными людьми и на разных расстояниях. Их также учат быть более стойкими коммуникаторами.

PECS PHASE III: Дискриминация изображения

Ребенок с аутизмом учится выбирать из двух или более картин, чтобы просить их любимые вещи. Они помещаются в альбом со специальными полосками на липучке, где карточки хранятся и легко извлекаются для связи.

PECS PHASE IV: Структура предложений

Ребенок с аутизмом учится строить простые предложения на съемной полосе предложения, используя изображение «Я хочу», за которым следует изображение запрашиваемого предмета.

PECS PHASE V: Ответы на вопросы

Ребенок с аутизмом учится использовать PECS для ответа на вопрос: «Чего вы хотите?»

PECS PHASE VI: Комментирование

Теперь ребенка с аутизмом учат комментировать в ответ на такие вопросы, как: «Что вы видите?», Что вы слышите? и что это? Они учатся составлять предложения, начиная с того, что я вижу, я слышу, я чувствую, это и т. д

ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ С РАС Облегченная коммуникация (Facilitated communication) Автор: Rosemary Crossley (Австралия) В конце 1960-х – начале 1970-х годов одновременно в нескольких странах начала развиваться техника FC (Facilitated Communication), у нас известная как «облегченная коммуникация», принципы которой были разработаны и сформулированы австралийским педагогом Розмари Кроссли. Облегченная коммуникация – метод обучения коммуникации для людей с серьезными речевыми нарушениями путем оказания им помощи в оперировании коммуникативными пособиями (коммуникаторы, карточки, пиктограммы и т.д.). В облегченной коммуникации помощник помогает пользователю преодолеть физические проблемы и развить необходимые образцы движений. Основная цель состоит в том, чтобы помочь пользователю выбрать тот или иной объект, рисунок, букву и т.д. Подробнее: http:// www.annemcdonaldcentre.org.au/node/31

ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ С РАС

Облегченная коммуникация (Facilitated communication)

Автор: Rosemary Crossley (Австралия)

В конце 1960-х – начале 1970-х годов одновременно в нескольких странах начала развиваться техника FC (Facilitated Communication), у нас известная как «облегченная коммуникация», принципы которой были разработаны и сформулированы австралийским педагогом Розмари Кроссли.

Облегченная коммуникация – метод обучения коммуникации для людей с серьезными речевыми нарушениями путем оказания им помощи в оперировании коммуникативными пособиями (коммуникаторы, карточки, пиктограммы и т.д.). В облегченной коммуникации помощник помогает пользователю преодолеть физические проблемы и развить необходимые образцы движений. Основная цель состоит в том, чтобы помочь пользователю

выбрать тот или иной объект, рисунок, букву и т.д.

Подробнее:

http:// www.annemcdonaldcentre.org.au/node/31

Базовые карточки

Базовые карточки

Карточки «Сенсорная интеграция»

Карточки «Сенсорная интеграция»

Карточки «Режим дня»

Карточки «Режим дня»

Карточки «Эмоции» для девочек и мальчиков

Карточки «Эмоции» для девочек и мальчиков


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Нистратова Наталья Александровна

Дата: 04.12.2022

Номер свидетельства: 619055


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства