«Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС: обзор и анализ программ и методических пособий по работе с детьми с РАС»
«Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС: обзор и анализ программ и методических пособий по работе с детьми с РАС»
Данный материал будет полезен специалистам работающим с детьми имеющими расстройство аутического спектра. Здесь можно познакомиться с программами, методами и приемами работы с детьми имеющими эти нарушения развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС: обзор и анализ программ и методических пособий по работе с детьми с РАС»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №37 г. Новочеркасск
«Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС:
обзор и анализ программ и методических пособий
по работе с детьми с РАС»
Подготовила Нистратова Н.А., педагог-психолог
Ранний детский аутизм (РДА) – это отклонение в психическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка с окружающим миром. (Стоит на 4 месте по частоте нервно –психических заболеваний у детей)
Синдром аутизма представляет собой тяжелое нарушение психического развития, при котором имеются изменения во всех сферах – перцептивной, интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой, поведенческой.
Приступы гнева, явления моторной гиперактивности, двигательные стереотипии, стереотипии в поведении и речи, игровой деятельности, стремление к сохранению стабильности окружающей среды и распорядка, свойственны всем детям с аутизмом.
Критерии проявления аутизма по Л.Каннеру:
Глубокое нарушение контакта с другими людьми, неспособность взаимодействовать с родителями, устанавливать эмоциональный контакт, принимать их ласки;
Навязчивое стремление к повторяющимся, однообразным формам активности-стереотипам.
Поглощенность вращающимися или вращаемыми объектами, не дифференцируют неодушевленные и одушевленные предметы.
Мутизм или не направленная на межличностную коммуникацию речь
Коррекционная работа при аутизме
При отсутствии коррекционной работы в 70% случаев раннего детского аутизма наступает глубокая инвалидность. Коррекционная работа должна проводиться группой специалистов. В эту группу должны входить психиатры, невропатологи, психологи, логопеды, педагоги-воспитатели, музыкальные работники.
Главной задачей работы специалистов является восстановление основных сфер активности ребенка, а именно: речевой, когнитивной, моторной и эмоциональной.
Специалистами разных стран проводятся работы в поиске новых и оптимизации старых программ для обучения. Также адаптируется ряд обучающих программ, таких как Монтессори, Вальдорфской, Т. Питерса, и разрабатываются новые коррекционно-педагогические методики для детей с аутизмом.
Коррекционная работа при аутизме
Среди психолого-педагогических методов коррекции аутизма можно выделить
две группы
основные методы ,
вспомогательныеметоды,
позволяющие овладеть навыками общения, бытовыми, учебными, профессиональными, трудовыми и др. практическими навыками, которые необходимы в реальной жизни;
которые создают условия для реализации основных методов, что иногда необходимо, но никогда не бывает достаточным.
Это иппотерапия (реабилитация по средствам адаптивной верховой езды), плавание с дельфинами, холдинг терапия (терапия объятий), различные методы эстето- и игротерапии, массаж, йога.
Использование только вспомогательных методов – одна из наиболее типичных ошибок.
ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА с РАС
Программа «Ранняя Пташка» – «Early Bird»
Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом – «Early Start Denver Model»
Программа ASSERT
Программа "Каролина" для младенцев и детей младшего дошкольного возраста с особыми потребностями
ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА с РАС
Программа «Модификация поведения у детей с аутизмом»: руководство для родителей и специалистов»
«Книга Я» – Teaching Developmentally Disabled Children: The Me Book by O. Ivar Lovaas
Программа "Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACCH"
ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ДЛЯ ДЕТЕЙ С ВЫСОКОФУНКЦИОНАЛЬНЫМ АУТИЗМОМ
«Ориентация в социальном мире» – «Navigating the Social World»
Программа «Чтение мыслей» – «Mind Reading» – Обучение детей с синдромом детского аутизма пониманию другого человека)
Программа «Teach Me Language» – «Научи меня говорить»
ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ С РАС
Коммуникационная система обмена изображениями – Picture exchange communication system (PECS)
Облегченная коммуникация – Facilitated communication
ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА с РАС
Программа Early Bird «Ранняя Пташка»
Программа разработана Национальным обществом аутизма Великобритании в 1997 году.
Early Bird нацелена на помощь детям с РАС через обучение их родителей.
Это программа помощи родителям, имеющим детей-дошкольников с
расстройствами аутистического спектра (РАС), которые недавно узнали о
диагнозе ребенка. Главная задача программы EarlyBird как раз и заключается
в том, чтобы помочь родителям лучше понимать своего ребенка и эффективно помогать ему. Расстройства аутистического спектра могут проявляться по разному в каждом конкретном случае, и каждый ребенок требует индивидуального подхода и внимания, которые может дать ему только родитель. И родители не должны чувствовать себя беспомощными в ситуации, когда их ребенку нужна особая поддержка.
ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА с РАС
«Early Start Denver Model», Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом.
Авторы: Салли Дж. Роджерс (Sally Rogers), PhD — профессор психиатрии в Институте исследований мышления Калифорнийского университета в Дэвисе (США);
Джеральдин Доусон (Geraldine Dawson), PhD — профессор психиатрии в Университете Дьюка (США); директор-основатель знаменитого Центра аутизма при Вашингтонском университете; специализируется в области ранней диагностики аутизма и раннего вмешательства, а также в области томографии мозга и генетических исследований,
Лори А. Висмара (Laurie A. Vismara), PhD — ведущий специалист Института исследований мышления Калифорнийского университета в Дэвисе, сертифицированный специалист в области прикладного анализа поведения; разрабатывает инновационные способы обучения профессионалов и родителей методикам раннего вмешательства.
Денверская модель раннего вмешательства — широко применяемая в мире и показавшая высокую результативность методика помощи детям с аутизмом и РАС. Основу этой методики составляют стратегии, которые трансформируют практически любые повседневные дела, процедуры и режимные моменты в эффективные техники игрового взаимодействия, общения и обучения. Эффективность данной методики подтверждена
многолетними научными исследованиями и практическими результатами.
Информация о книге «ДЕНВЕРСКАЯ МОДЕЛЬ раннего вмешательства для детей с аутизмом». Роджерс, С. Дж., Доусон, Дж., Висмара, Л. А: https://autismfrc.ru/articles/249
ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА с РАС
Программа ASSERT (Autism Support Service: Education, Research, and Training) - «Служба Поддержки для людей с Аутизмом: Обучение, Исследования и Подготовка Специалистов»
Программа – ASSERT интенсивная поведенческая программа для самых маленьких детей.
Автор: Томас Хигби , профессор факультета специального образования Университета штата Юта, доктор наук, директор и автор программы ASSERT
Основной задачей этой программы, работающей с 2003 года, является совершенствование возможностей системы образования в предоставлении эффективного, основанного на данных современных исследований, обучения для детей с аутизмом. ASSERT отличается от многих других программ тем, что здесь учат и детей, и их родителей, и их учителей. Кроме того, ASSERT – это также и исследовательская база по разработке эффективных стратегий
вмешательства для детей с аутизмом и ресурсом поддержки для сотрудников
образовательных учреждений по всему штату.
Программа раннего вмешательства для малышей с аутизмом ASSERT помогает подготовить специалистов интенсивных служб ранней помощи. Эта программа, сочетающая в себе основные компоненты прикладного анализа поведения (ABA) и являющаяся функционирующей современной базой для обучения поведенческих аналитиков. Именно программы, основанные на идеях прикладного анализа поведения, на сегодняшний день являются единственными программами помощи для детей с аутизмом, эффективность
которых доказана.
Подробнее по теме: https://www.nakedheart.org/ru/news/assert-ранняя-помощь-аутизм/
ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА с РАС
Программа "Каролина" для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями
Авторы: Нэнси М. Джонсон-Мартин, Кеннет Г. Дженс, Сюзен М. Аттермиер, Бонни Дж.Хаккер.
Аннотация к книге "Программа "Каролина" для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями». Программа "Каролина" для младенцев и детей младшего дошкольного возраста с особыми потребностями предназначена для работы с младенцами и
детьми младшего возраста, имеющими различные нарушения. Как незначительные, так и серьезные множественные нарушения. Разработке этой программы способствовал большой предшествующий опыт, показавший, что такие дети готовы и способны обучаться. Программа разработана специалистами по раннему вмешательству, имеющими образование и опыт работы в различных областях и помогает обеспечить адекватные и
полноценные программы раннего вмешательства для детей с нарушениями.
Программу "Каролина" можно использовать как в специальных центрах, так и в домашних условиях. Программа может использоваться родителями и широким кругом профессионалов, хотя предполагается, что родители и профессионалы более широкого профиля могут использовать эту программу только под руководством специалистов в области раннего вмешательства.
Подробнее о книге Программа "Каролина" для младенцев и детей младшего
возраста с особыми потребностями: https://www.labirint.ru/books/334217/
ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА с РАС
Занятия по модификации поведения для аутичных детей : руководство для родителей и специалистов.
Авторы: Кэтрин Морис, Джина Грин, Стивен К. Льюс (основано на работе Ивара Ловааса).
Практическое пособие для работы с ребёнком с РАС с раннего этапа. Книга адресована родителям и специалистам. Занятия, представленные в книге, включают в себя 100 программ обучения различным навыкам — от простых, таких как установка зрительного контакта и имитация движений, до сложных — обучение социальным навыкам, развитие логического мышления, использование ролевых игр. Авторы дают не только пошаговый план обучения аутичного ребенка, но и рекомендации, описывают стратегии обучения
Подробнее о книге: http://obuchalka-dlya-detey.ru/wp-content/uploads/2017/02/100-programm.pdf
http://pedlib.ru/Books/5/0298/5_0298-1.shtml
ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА с РАС
Teaching Developmentally Disabled Children: The Me Book Paperback – April 1, 1981, by O. Ivar Lovaas - Обучение детей с ограниченными возможностями развития: книга «Я» - 1 апреля 1981 г., О. Ивар Ловаас
Из предисловия:
«Данная книга содержит ряд программ, которые были запущены много лет назад с целью помочь родителям и учителям в работе с детьми с нарушением развитием. Один из родителей назвал эти программы "Книга Я» так как это именно книга для ребенка. В результате программ, представленных в данной книге ребенок действительно в большей степени становится личностью, индивидуальностью, "Я". Поэтому мы использовали подзаголовок "Книга Я".
Книга разрабатывалась на основе опыта работы с детьми с нарушением развития. Описание такого опыта разъяснит наш подход, так как он – основа философии обучения. Мы надеемся, что объяснение нашей философии обучения поможет прояснить нашу позицию и она станет менее произвольной и будет вызывать меньше возражений у лиц, имеющих другую точку зрения.
Предлагаем начать с совершенных нами ошибок, так как иногда из этого можно извлечь огромную пользу».
ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА с РАС
Treatment and Education of Autistic and Related Communication Handicapped Children, TEACCH - программа, позволяющая обучать детей с аутизмом и детей с особыми потребностями. Автор: Эрик Шоплер (Eric Schopler)
TEACCH - методика с доказанной эффективностью. Структурированное обучение с особым вниманием к среде.
Основные цели обучения:
1. Максимально развить независимость ребенка.
2. Помочь ребенку эффективно взаимодействовать с другими
3. Увеличивать и развивать интеллектуальные навыки, школьные умения и индивидуальные способности
4. Стимулировать генерализацию навыков (все новые навыки ребенок мог максимально часто и эффективно использовать в разных ситуациях дома, в саду, школе).
5. Развивать чувство себя, понимание себя (развитие эмоциональной сферы)
Работа с детьми идёт по следующим сферам: имитация; восприятие; крупная моторика; мелкая моторика; координация глаз и рук; элементарная познавательная деятельность; речь; самообслуживание; социальные отношения.
Основная возрастная группа: 3 - 14 л. (с речевым развитием, соответствующим 5-летнему возрасту).
Читать подробнее: https://teacch.com/about-us/
Розитта Зюмалла. Обучение и сопровождение детей с аутизмом по программе ТЕАССН. Перевод с немецкого: А. Ладисов, О. Игольников -- Минск: Общественное объединение "Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам", 2005. http://pedlib.ru/Books/6/0042/6_0042-35.shtml
ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ДЛЯ ДЕТЕЙ С ВЫСОКОФУНКЦИОНАЛЬНЫМ АУТИЗМОМ
«Navigating the Social World» - «Ориентация в социальном мире»
Автор: Дженет Мак Афи (Jeanette McAffe)
Программа разработана преимущественно для работы с людьми с синдромом Аспергера, высокофункциональным аутизмом. Программа направлена на развитие социальных навыков, навыков использования образной речи, навыков следования инструкциям и саморегуляции. Также программа направлена на распознавание и воспроизведение эмоций, развитие организационных навыков.
Основной принцип, заложенный в программе: цели разбиваются на небольшие подцели, или задачи. Программа включает в себя техники из: прикладной поведенческой терапии, когнитивно-бихевиоральной терапии, трудотерапии и других. Базовая программа разбита на 20 блоков, каждый из которых нацелен на выработку определенного навыка. Блок может длиться от месяца до года. Основной акцент дается на генерализацию навыка в применении в бытовой ситуации, проработке навыка совместно специалистом и родителями.
ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ДЛЯ ДЕТЕЙ С ВЫСОКОФУНКЦИОНАЛЬНЫМ АУТИЗМОМ
Программа «Обучение детей с синдромом детского аутизма пониманию другого человека» - Teaching children with Autism to Mind Read
Авторы: P.Howlin, S.Baron-Cohen, J.Hadwin .
Данная программа направлена на формирование понимания эмоций и причин эмоций, понимания механизмов получения информации и развитию игровой деятельности.
ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ДЛЯ ДЕТЕЙ С ВЫСОКОФУНКЦИОНАЛЬНЫМ АУТИЗМОМ
Научи меня говорить (Teach Me Language) Коллектив авторов: Сабрина Фриман, Лорелей Дейк (Канада)
Программа позволяет осуществить формирование навыков социальной речи, знаний и представлений об окружающем мире, грамматического и синтаксического строя речи, формирование учебных навыков.
Программа по обучению речи, разработана для детей с аутизмом, синдромом Аспергера и другими общими расстройствами развития. Включает в себя обучающие и тренировочные упражнения, которые направлены на преодоление речевых трудностей у детей с общими расстройствами развития. Адресована специалистам и родителям, основана на принципах коррекционной логопедической работы с учетом особенностей детей с РАС, синдромом
Аспергера и другими нарушениями развития. Представляет собой практическое руководство для специалистов и родителей, включающее 400 страниц рекомендаций, объяснений, примеров, речевых игр для преодоления речевых трудностей у детей с нарушениями развития.
Упражнения, предлагаемые в методике «Научи меня говорить» помогают ребенку перейти от простой к более сложной фразе, вести несложную беседу.
Picture exchange communication system - PECS (коммуникационная система обмена изображениями). PECS разработана в 1985 году по программе Делавэр Аутизма Лори Фрост и Энди Бонди.
Целью PECS является формирование у детей базовых коммуникативных навыков. Используя различные способы усиления мотивации, PECS обеспечивает возможность быстрого развития спонтанной коммуникации.
На начальном этапе обучение осуществляется при помощи 2-х взрослых.
Сначала определяются наиболее сильные факторы мотивации (например, еда, напиток, любимая игрушка или вид деятельности ребенка). Затем подготавливается карточка с изображением соответствующего объекта. Один взрослый показывает ребенку желаемый предмет. Как только ребенок дотягивается до него, второй взрослый помогает ребенку подхватить обозначающую карточку и вложить ее в руку другого взрослого. Никакие
вербальные подсказки не используются, но ребенка много хвалят, когда он дает карточку, и ребенок получает желаемый предмет. После нескольких подобных обменов, ребенок начинает понимать его смысл. Когда ребенок осваивает первый навык, задание усложняется. Добавляются другие карточки, в т.ч. с текстом (например, «Я хочу»), уменьшается помощь.
Обучение ребёнка с помощью PECS происходит в повседневной среде: дома, в школе, на прогулке и т.д.
Ребенок с аутизмом учится обмениваться отдельными фотографиями на предметы или мероприятия, которые они действительно хотят.
PECS PHASE II: Расстояние и стойкость
Все еще используя одиночные снимки, ребенок с аутизмом учится обобщать этот новый навык, используя его в разных местах, с разными людьми и на разных расстояниях. Их также учат быть более стойкими коммуникаторами.
PECS PHASE III: Дискриминация изображения
Ребенок с аутизмом учится выбирать из двух или более картин, чтобы просить их любимые вещи. Они помещаются в альбом со специальными полосками на липучке, где карточки хранятся и легко извлекаются для связи.
PECS PHASE IV: Структура предложений
Ребенок с аутизмом учится строить простые предложения на съемной полосе предложения, используя изображение «Я хочу», за которым следует изображение запрашиваемого предмета.
PECS PHASE V: Ответы на вопросы
Ребенок с аутизмом учится использовать PECS для ответа на вопрос: «Чего вы хотите?»
PECS PHASE VI: Комментирование
Теперь ребенка с аутизмом учат комментировать в ответ на такие вопросы, как: «Что вы видите?», Что вы слышите? и что это? Они учатся составлять предложения, начиная с того, что я вижу, я слышу, я чувствую, это и т. д
В конце 1960-х – начале 1970-х годов одновременно в нескольких странах начала развиваться техника FC (Facilitated Communication), у нас известная как «облегченная коммуникация», принципы которой были разработаны и сформулированы австралийским педагогом Розмари Кроссли.
Облегченная коммуникация – метод обучения коммуникации для людей с серьезными речевыми нарушениями путем оказания им помощи в оперировании коммуникативными пособиями (коммуникаторы, карточки, пиктограммы и т.д.). В облегченной коммуникации помощник помогает пользователю преодолеть физические проблемы и развить необходимые образцы движений. Основная цель состоит в том, чтобы помочь пользователю
выбрать тот или иной объект, рисунок, букву и т.д.