kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Профилактика стресса перед экзаменом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассмотрены причины и симптомы экзаменационного стресса, описаны стратегии работы с детьми "группы риска" в период подготовки к экзаменам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Профилактика стресса перед экзаменом"»

Государственная организация образования  «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической,  медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности»  Отделение Анжеро-Судженского городского округа     Профилактика стресса перед экзаменом  Вахитова Ирина Валерьевна, педагог-психолог отделения АС ГО ГОО «Кузбасский РЦППМС» Ортман Мария Владимировна, педагог-психолог отделения АС ГО ГОО «Кузбасский РЦППМС»    Анжеро-Судженск 2024

Государственная организация образования «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности» Отделение Анжеро-Судженского городского округа

Профилактика

стресса перед экзаменом

Вахитова Ирина Валерьевна,

педагог-психолог отделения АС ГО ГОО

«Кузбасский РЦППМС»

Ортман Мария Владимировна,

педагог-психолог отделения АС ГО

ГОО «Кузбасский РЦППМС»

Анжеро-Судженск

2024

Причины, симптомы экзаменационного стресса

Причины, симптомы

экзаменационного стресса

Стадии развития стресса  (по Г. Селье)  Первая (стадия тревоги)  в преддверии сложной ситуации характеризуется общим возбуждением, мобилизацией имеющихся ресурсов.  Вторая стадия – стадия сопротивления   (резистентности) , когда человек, адаптируясь к обстоятельствам, функционирует в оптимальном режиме.  По мере сокращения адаптационных ресурсов (если стресс слишком силен или продолжителен) наступает  третья стадия - стадия истощения.  

Стадии развития стресса (по Г. Селье)

Первая (стадия тревоги)  в преддверии сложной ситуации характеризуется общим возбуждением, мобилизацией имеющихся ресурсов.

Вторая стадия – стадия сопротивления   (резистентности) , когда человек, адаптируясь к обстоятельствам, функционирует в оптимальном режиме.

По мере сокращения адаптационных ресурсов (если стресс слишком силен или продолжителен) наступает  третья стадия - стадия истощения.  

Экзаменационный стресс - это частная форма психического стресса, которая нередко обуславливает экзаменационный невроз и является психотравмирующим фактором.

Экзаменационный стресс - это частная форма психического стресса, которая нередко обуславливает экзаменационный невроз и является психотравмирующим фактором.

Что создает волнение перед экзаменом? страх перед подготовкой к экзамену; страх перед ситуацией; страх перед экзаменатором (наблюдателями, организаторами); страх перед последствиями в случае провала, (потерей уверенности в себе, чувство стыда); страх перед последствиями выдержанного экзамена ( более высокими требованиями к дальнейшей деятельности и ожиданиями со стороны других)

Что создает волнение перед экзаменом?

  • страх перед подготовкой к экзамену;
  • страх перед ситуацией;
  • страх перед экзаменатором (наблюдателями, организаторами);
  • страх перед последствиями в случае провала, (потерей уверенности в себе, чувство стыда);
  • страх перед последствиями выдержанного экзамена ( более высокими требованиями к дальнейшей деятельности и ожиданиями со стороны других)

Симптомы экзаменационного стресса Физиологические симптомы: - кожная сыпь; Эмоциональные симптомы:  -чувство общего недомогания; -головные боли;  -растерянность; -тошнота; - диарея;  -паника; -мышечное напряжение;  -страх; -углубление и учащение дыхания;  -неуверенность; -учащённый пульс;  -тревога; -перепады артериального давления  -подавленность;  -раздражительность;  -перепады настроения

Симптомы экзаменационного стресса

Физиологические симптомы:

- кожная сыпь;

Эмоциональные симптомы:

-чувство общего недомогания;

-головные боли;

-растерянность;

-тошнота;

- диарея;

-паника;

-мышечное напряжение;

-страх;

-углубление и учащение дыхания;

-неуверенность;

-учащённый пульс;

-тревога;

-перепады артериального давления

-подавленность;

-раздражительность;

-перепады настроения

Симптомы экзаменационного стресса Когнитивные (интеллектуальные) симптомы: - чрезмерная самокритика, сравнение своей подготовленности с другими в невыгодном для себя свете; Поведенческие симптомы:  -неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом (своих или чужих); -стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не готовиться к экзамену; -воображение отрицательных последствий неудачи на экзамене (исключение из вуза, лишение стипендии и т.п.); -кошмарные сновидения; -избегание любых напоминаний об экзаменах; -ухудшение памяти; -уменьшение эффективности в учёбе в экзаменационный период; -снижение способности к концентрации внимания, рассеянность. -вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах;  -увеличение употребления кофеина; -ухудшение сна; ухудшение аппетита

Симптомы экзаменационного стресса

Когнитивные (интеллектуальные) симптомы:

- чрезмерная самокритика, сравнение своей подготовленности с другими в невыгодном для себя свете;

Поведенческие симптомы:

-неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом (своих или чужих);

-стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не готовиться к экзамену;

-воображение отрицательных последствий неудачи на экзамене (исключение из вуза, лишение стипендии и т.п.);

-кошмарные сновидения;

-избегание любых напоминаний об экзаменах;

-ухудшение памяти;

-уменьшение эффективности в учёбе в экзаменационный период;

-снижение способности к концентрации внимания, рассеянность.

-вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах;

-увеличение употребления кофеина;

-ухудшение сна;

ухудшение аппетита

Отсутствие волнения - это, скорее, отрицательный фактор.   Ученые установили, что средняя степень страха/волнения , то есть когда экзамен не совсем безразличен, но и не означает абсолютную опасность для жизни, способствует оптимальному закреплению информации и приводит к хорошим результатам.  При слишком малом волнении/страхе, наоборот, снижается активность, и деятельность становится малопродуктивной, при сильном страхе, напротив, проявляется чрезмерная активность.

Отсутствие волнения - это, скорее, отрицательный фактор.

Ученые установили, что средняя степень страха/волнения , то есть когда экзамен не совсем безразличен, но и не означает абсолютную опасность для жизни, способствует оптимальному закреплению информации и приводит к хорошим результатам.

При слишком малом волнении/страхе, наоборот, снижается активность, и деятельность становится малопродуктивной, при сильном страхе, напротив, проявляется чрезмерная активность.

Интерпретация

Интерпретация

  • Когда мы оцениваем нечто негативно, то наш организм уже не имеет выбора (негативная оценка ведет автоматически к появлению негативных чувств ).
  • В каждый момент нашей жизни наш мозг накапливает и оценивает события и переживания, сортируя их на позитивные, негативные либо нейтральные для нас.
Мысленные установки , носящие стрессопровоцирующий характер,  также часто препятствуют успешной деятельности: -установка катастрофизации (преувеличение негативных последствий или характера явления и ситуации: кошмар, ужас, конец света); -установка предсказания негативного будущего (все будет плохо: а что, если…, а ведь может быть…, а вдруг…); -установка максимализма (только на отлично, по максимуму, на все сто); -установка дихотомического мышления (или – или); -установка персонализации (все события влияют на меня, я влияю на все); -установка чтения мыслей (тенденция приписывать другим невысказанные вслух суждения, мнения: «а если они подумают, что…»).

Мысленные установки , носящие стрессопровоцирующий характер,  также часто препятствуют успешной деятельности:

-установка катастрофизации (преувеличение негативных последствий или характера явления и ситуации: кошмар, ужас, конец света);

-установка предсказания негативного будущего (все будет плохо: а что, если…, а ведь может быть…, а вдруг…);

-установка максимализма (только на отлично, по максимуму, на все сто);

-установка дихотомического мышления (или – или);

-установка персонализации (все события влияют на меня, я влияю на все);

-установка чтения мыслей (тенденция приписывать другим невысказанные вслух суждения, мнения: «а если они подумают, что…»).

Стратегии работы с детьми «группы риска» в период подготовки к экзамену

Стратегии работы

с детьми «группы риска»

в период подготовки к экзамену

ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ Стратегии поддержки На этапе подготовки.  Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Во время проведения экзамена.  Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки.

ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ

Стратегии поддержки

На этапе подготовки.  Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе.

Во время проведения экзамена.  Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки.

НЕУВЕРЕННЫЕ ДЕТИ Стратегии поддержки На этапе подготовки.  Очень важно, чтобы неуверенный ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. Во время экзамена.  Неуверенного ребенка можно поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха: «Я уверен, у тебя все получится», «Ты обязательно справишься». Если ребенок никак не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: «Ты не знаешь, как начать? Как выполнять следующее задание?» - и предложить ему альтернативу: «Ты можешь начать с простых заданий или сначала просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?»

НЕУВЕРЕННЫЕ ДЕТИ

Стратегии поддержки

На этапе подготовки.  Очень важно, чтобы неуверенный ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора.

Во время экзамена.  Неуверенного ребенка можно поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха: «Я уверен, у тебя все получится», «Ты обязательно справишься». Если ребенок никак не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: «Ты не знаешь, как начать? Как выполнять следующее задание?» - и предложить ему альтернативу: «Ты можешь начать с простых заданий или сначала просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?»

«ЗАСТРЕВАЮЩИЕ» ДЕТИ Стратегии поддержки На этапе подготовки.  Навык переключения тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами, для того чтобы определять время, необходимое для каждого задания. Во время экзамена. Задача взрослого — по мере возможности, мягко и ненавязчиво помогать таким детям переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым: «Ты уже можешь переходить к следующему заданию». Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается.

«ЗАСТРЕВАЮЩИЕ» ДЕТИ

Стратегии поддержки

На этапе подготовки.  Навык переключения тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами, для того чтобы определять время, необходимое для каждого задания.

Во время экзамена. Задача взрослого — по мере возможности, мягко и ненавязчиво помогать таким детям переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым: «Ты уже можешь переходить к следующему заданию». Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается.

ДЕТИ,ИСПЫТЫВАЮЩИЕ   НЕДОСТАТОК   ПРОЗВОЛЬНОСТИ  И САМООРГАНИЗАЦИИ Стратегии поддержки На этапе подготовки.  Психические функции формируются через наличие внешних опор. Поэтому на этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства. Во время экзамена.  Таким детям требуется помощь в самоорганизации. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: «Ты как?», «Ты сейчас что делаешь?».

ДЕТИ,ИСПЫТЫВАЮЩИЕ  

НЕДОСТАТОК   ПРОЗВОЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ

Стратегии поддержки

На этапе подготовки.  Психические функции формируются через наличие внешних опор. Поэтому на этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства.

Во время экзамена.  Таким детям требуется помощь в самоорганизации. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: «Ты как?», «Ты сейчас что делаешь?».

ГИПЕРТИМНЫЕ ДЕТИ Стратегии поддержки На этапе подготовки.  Необходимо развивать у таких детей функцию контроля, то есть навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания. Во время экзамена.  Гипертимным детям нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля: «Ты проверяешь то, что ты делаешь?» Кроме того, их лучше посадить в классе так, чтобы их возможности с кем-то общаться были минимальны.

ГИПЕРТИМНЫЕ ДЕТИ

Стратегии поддержки

На этапе подготовки.  Необходимо развивать у таких детей функцию контроля, то есть навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания.

Во время экзамена.  Гипертимным детям нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля: «Ты проверяешь то, что ты делаешь?» Кроме того, их лучше посадить в классе так, чтобы их возможности с кем-то общаться были минимальны.

АУДИАЛЫ И КИНЕСТЕТИКИ   Стратегии поддержки На этапе подготовки.  Необходимо, чтобы дети данных категорий осознали особенности своего учебного стиля, то есть смогли четко сформулировать для себя, как именно они лучше всего усваивают учебный материал, и воспользовались этим знанием при повторении учебного материала. Во время экзамена . Аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания вслух. (Чтобы это никому не мешало, стоит продумать, в какое место класса лучше посадить такого ребенка.) В  случае затруднения можно рассказать им о том, в чем заключается  суть задания. Им не требуется помощь в решении, им нужно просто помочь осмыслить суть задания.  Кинестетики могут помогать себе простыми движениями (например, подвигать ногами под столом). Им также  разрешить какую-то двигательную активность (например, выйти из класса).

АУДИАЛЫ И КИНЕСТЕТИКИ

Стратегии поддержки

На этапе подготовки.  Необходимо, чтобы дети данных

категорий осознали особенности своего учебного стиля, то

есть смогли четко сформулировать для себя, как именно они

лучше всего усваивают учебный материал, и

воспользовались этим знанием при повторении учебного материала.

Во время экзамена . Аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания вслух. (Чтобы это никому не мешало, стоит продумать, в какое место класса лучше посадить такого ребенка.) В случае затруднения можно рассказать им о том, в чем заключается  суть задания. Им не требуется помощь в решении, им нужно просто помочь осмыслить суть задания.

Кинестетики могут помогать себе простыми движениями (например, подвигать ногами под столом). Им также  разрешить какую-то двигательную активность (например, выйти из класса).

Формы психологической поддержки

Формы психологической поддержки

  • Групповые психологические занятия для различных категорий детей. Цель этих занятий — выработка необходимых навыков.
  • Индивидуальные консультации выпускников. Эта форма работы в большей степени подходит для тех детей, чьи трудности в большей степени имеют личностный характер.
  • Составление рекомендаций для детей и их родителей. Эта форма работы особенно подходит в том случае, если имеющиеся трудности мало подвержены коррекционному воздействию.
  • Индивидуальные консультации родителей выпускников.
Успехов в работе!

Успехов в работе!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Профилактика стресса перед экзаменом"

Автор: Вахитова Ирина Валерьевна, Ортман Мария Владимировна

Дата: 05.03.2024

Номер свидетельства: 646773

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Тренинг «КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  ПОДГОТОВИТСЯ К ЕНТ» "
    ["seo_title"] => string(53) "trieningh-kak-psikhologichieskii-podgotovitsia-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "176360"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424409585"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Р о д и т е л ь с к о е   с о б р а н и е «Психологическое сопровождение выпускных классов» "
    ["seo_title"] => string(97) "r-o-d-i-t-ie-l-s-k-o-ie-s-o-b-r-a-n-i-ie-psikhologhichieskoie-soprovozhdieniie-vypusknykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "198134"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428348861"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Родительское собрание в 1 классе « Формирование культурных навыков привычек у ребенка в семье»"
    ["seo_title"] => string(80) "roditelskoe_sobranie_v_1_klasse_formirovanie_kulturnykh_navykov_privychek_u_rebe"
    ["file_id"] => string(6) "498981"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1549631526"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства