•Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок характеризуется психофизическими показателями более младшего возраста. •Понятие «задержка» подчеркивает временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия для обучения и развития детей данной категории. •Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок характеризуется психофизическими показателями более младшего возраста. •Понятие «задержка» подчеркивает временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия для обучения и развития детей данной категории. •Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок характеризуется психофизическими показателями более младшего возраста. •Понятие «задержка» подчеркивает временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия для обучения и развития детей данной категории.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дети с задержкой психического развития»
Дети с задержкой психического развития
ФГБУ «РСРЦ для детей-сирот»
Педагог-психолог О.В.Раевская
Г.Евпатория
Основные положения Концепции специального федерального образовательного стандарта для детей с ОВЗ
Дети с задержкой психического развития, так же как и все другие дети с ОВЗ, «могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития».
ЗПР – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубые нарушения познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории.
Причины ЗПР
негрубыми внутриутробными поражениями ЦНС,
легкими родовыми травмами,
недоношенностью,
близнецовостью,
инфекционными заболеваниями на ранних этапах жизни ребенка,
воздействием ряда других вредностей.
Варианты ЗПР
церебрально-органического генеза; по типу конституционального
психического и психофизического инфантилизма;
соматогенного происхождения ( соматогенной астении и
инфантилизма);
психогенного происхождения (патологическое развитие личности
по невротическому типу,
психогенная инфантилизация); вследствие педагогической
запущенности.
Дети с задержкой психического развития отличаются несамостоятельностью, непосредственностью, не умеют целенаправленно выполнять задания, проконтролировать свою работу. Таким образом, можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для развития детей с задержкой психического развития: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам, нарушение познавательной функции. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР. Эмоциональная незрелость детей. Расторможенность психических процессов, повышенная возбудимость. Нет развитой самооценки, устойчивости и критичности. Низкая потребность в общении сочетается с дезадаптивными формами взаимодействия. Общая незрелость приводит детей к зависимости от более волевых членов коллектива, подчинённости им.
Общие специфические особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР) сниженная работоспособность вследствие повышенной истощаемости, психомоторной расторможенности, возбудимости; низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации; неустойчивость внимания, нарушения скорости переключения внимания, объем его снижен; память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической; наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое; - имеются легкие нарушения речевых функций; несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.
Правила работы с детьми с ЗПР
1.Постоянно держать таких детей в поле зрения, не оставлять их без внимания.
2.Многократно повторять материала на занятиях.
3.Создавать ситуации успеха, поощрять за малейшие дела.
4.При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и коррекционные задачи.
5.Закреплять пройденный материал в свободной деятельности, во время режимных моментов.
6.Предлагать ребенку с ЗПР облегченные задания, не сообщая об этом воспитаннику.
7.Проводить дополнительные индивидуальные занятия по закреплению материала.
8. Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части.
9. Поскольку дети с ЗПР имеют низкую работоспособность, быстро истощаются, не нужно принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности в конце занятия.
Методы работы: 1.Словесные:беседа, объяснение, сообщение, рассказ. 2.Наглядные: показ, наблюдения, использование ИКТ (презентации), картинки, иллюстрации. 3.Практические :связь изучаемого материала с практической деятельностью, личным опытом ребёнка. 4.Проблемно-поисковый :проблемные ситуации; самостоятельная деятельность детей , работа в группах (объединять детей условной нормы и с ОВЗ). 5. Репродуктивный: работа по образцу. 6.Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности: устные, письменные проверки и самопроверки. 8.Метод игры: дидактические игры и ролевые игры.