Юность – важный период в развитии человека, в этот период происходит институционализация вхождения человека во взрослую жизнь. Это в буквальном смысле "третий мир", существующий между миром взрослых и детей.
Основные аспекты физического созревания – скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте.
Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у старшеклассников формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание.
Юность завершает этап первичной социализации. Но в отличие от подростков юноши тянутся к общению со взрослым человеком, проявляющим уважение к их личности.
Общение со сверстниками становится необходимо для самоопределения в ранней юности, общение это носит интимно-личностный характер. Юноша приобщает окружающих к своему внутреннему миру – к своим чувствам, интересам, увлечениям. Потребность в интимности в это время практически ненасыщаема.
Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви, в этот период может появиться настоящая влюбленность. Но юношеские мечты о любви отражают прежде всего потребность в самораскрытии, понимании, душевной близости.
Любовь по-прежнему носит эпидемический характер: все юноши класса влюбляются в одну девушку.
Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.
Человек начинает осознавать временную перспективу: если раньше он жил только сегодняшним днем, то теперь у него преобладает устремленность в будущее, он строит жизненный план.
В 10 классе после напряженного 9-го дети несколько расслабляются, на первый план опять выходит общение, то есть происходит продление моратория на детство. Но затягивать этот период нельзя, потому что юность имеет свои задачи, которые должны быть решены.
Между тем, программа построена таким образом, что требования заметно увеличиваются. Корме того дети входят в новый классный коллектив, могут утвердиться в нем или ухудшить свои результаты: отличник может начать учиться хуже, а троечник лучше.
Но самое главное: –обращайтесь с ними так, как того требует взаимодействие со взрослым человеком! Уважайте их мнение!
рекомендации
Поэтому Вы должны быть готовы к тому, что учащийся, имевший отличные оценки, в старших классах может стать средним или даже слабым учеником.
Плохие отметки (с точки зрения самого учащегося) могут привести не только к понижению самооценки, но и к изменениям в поведении ребенка: он может стать подавленным и замкнутым или, наоборот, злобным и агрессивным. В ваших силах помочь ему справиться с трудностями в учебе. Для этого, прежде всего надо выяснить, с какими именно затруднениями он столкнулся.
Нередко встречающаяся в десятом классе проблема — ярко выраженное желание отдохнуть после напряженного девятого класса и перед выпускным одиннадцатым классом. Безусловно, школьникам необходима передышка. Однако есть большая опасность, что основательно «расслабившись» ребенок может потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Адаптация 10 класс»
Адаптация обучающихся 10 «А» класс
Особенности возраста: - социальная потребность в поисковой активности; - потребность в самоопределении, построение жизненных перспектив; - избирательность в отношении предметов, учителей
Адаптация Легкая-16/53% Средняя -12/40% Тяжелая-2/7% причина: высокая тревожность
Самоопределение Определились-22/73% Не определились-8/27%
Мотивация к обучению Высокая-17/57% Средняя-13/43% Низкая-0
Рейтинг предметов Общество-14/47% Ин.язык-12/40% Русский язык-11%37% Литература-9/30% Физкультура-8-27% Технология-7/23% Экономика-7/23%
Общее эмоциональное состояние ребенка связанное с различными формами его включения в жизнь-11%
2.Переживание
социального стрессса
Эмоциональное состояние ребенка на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками)-0%
3.Фрустрация потребности в достижении успеха
Неблагоприятный психологический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижения высокого результата-0%
4.Страх самовыражения
Негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью
самораскрытия ,предъявления себя другим, демонстрация своих возможностей-16%
5.Страх ситуации проверки знаний
Негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки(особенно публичной)знаний,достижений,
6.Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
возможностей-22%
Ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков .мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок-17%
7.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
Особенности психофизической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуации стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды – 0%
8.Проблемы и страхи в отношении с учителями
Общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка 0%
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ: У 78% учащихся тревожность не выявлена; У 6% учащихся выявлены факторы с высоким уровнем тревожности; У 16% учащихся повышенный уровень тревожности;
Класс характеризуется выше-среднего уровня сложившихся доверительных отношений, гендерной сбалансированностью (т. е. взаимоотношения мальчиков и девочек отличаются социально одобряемыми формами сотрудничества, объективностью и взаимной заинтересованностью) Показателем высокого уровня сплоченности является выраженное единодушие в оценке формальных и неформальных лидеров, относительно низкий процент ребят, не получивших выбора (признания) со стороны одноклассников в сфере «деловых» - коммуникативных – качеств.
В ваших силах помочь взрослым детям – учащимся 10 класса легко адаптироваться к последнему этапу обучения в общеобразовательной школе. В десятом классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся, требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется. Юношам и девушкам необходимо объяснить, приводя разумные и аргументированные требования, что учеба в 10 классе - начало действий при построении их профессионального будущего.