Рефлексивно-деловая игра «Мой профессиональный выбор»
Рефлексивно-деловая игра «Мой профессиональный выбор» посвящена проблеме личностного, профессионального самоопределения, способствует развитию, совершенствованию универсальных учебных действий старшеклассников
Рефлексивно-деловая игра «Мой профессиональный выбор»
Мязина Людмила Евгеньевна, педагог-психолог,
МОУ Тимирязевская средняя школа МО «Ульяновский район»
Подростковый и ранний юношеский возраст определяются как ведущие для самоопределения личности. Так профессиональное и личностное самоопределение выступает главным новообразованием для старшего школьного возраста. Вопрос ''Кем быть?'' (профессиональное самоопределение) неотделим от вопроса ''Каким быть?'' (личностное самоопределение).
Понимание профессионального самоопределения охватывает проблемы взаимосвязи профессионального самоопределения с общим жизненным самоопределением личности, влияния воздействий на личность окружающей социальной среды, профессионального становления и активной жизненной позиции человека.
Рефлексивно-деловая игра «Мой профессиональный выбор» посвящена проблеме личностного, профессионального самоопределения, способствует развитию, совершенствованию универсальных учебных действий старшеклассников.
Цели:
- деловая – выявление проблем, трудностей обучения в старших классах, определение роли ученика в успешности профессионального выбора, выработка способов разрешения проблем, путей преодоления трудностей;
- внутриличностная – развитие проектного мышления, рефлексивного сознания учащихся, осознание степени своей успешности в старших классах, осмысление значимости собственных усилий для достижения успеха, совершенствование субъектной позиции старшеклассников, развитие социально-психологических качеств личности (способности отстаивать своё мнение, комммуникативной культуры и др.);
- социоразвивающая – развитие способности действовать в социуме с учётом позиций других людей, совершенствование навыков конструктивного взаимодействия, сотрудничества.
Развитие, совершенствование универсальных учебных действий
- в сфере регулятивных универсальных учебных действий: умение принимать и сохранять учебную цель и задачу, заданную педагогом, развитие навыков целеполагания, умение самостоятельно определять эффективные способы достижения результата, планировать последовательность действий, оценивать, вносить необходимые коррективы;
- в сфере познавательных универсальных учебных действий: владение поисковыми и творческими способами решения практических проблем; умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий, способность осуществлять рефлексию;
- в сфере коммуникативных универсальных учебных действий: умение слышать, слушать и понимать партнёра, вступать в диалог, строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Способность учитывать позицию собеседника, согласованно выполнять совместную деятельность, договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с педагогом, так и со сверстниками;
- в сфере личностных универсальных учебных действий (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся): овладение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций. Развитие личностных качеств, способствующих успешному общению, эффективному взаимодействию. Развитие позитивной Я-концепции, уверенности в себе; готовность к саморазвитию, самостоятельность, ответственность за свои действия.
Форма проведения: рефлексивно-деловая игра
Возраст участников: 11 класс
Используемые методы и приёмы:
- метод эмоционального стимулирования;
- метод развития социальной перцепции (развитие умения воспринимать, понимать, оценивать самих себя, других людей);
- моделирование и анализ проблемных ситуаций;
- метод кооперативного обучения (работа в микрогруппах, в парах, в процессе которой учащиеся взаимодействуют, решая общую задачу);
- создание ситуации успеха;
- рефлексия.
Оснащение: компьютерная презентация к занятию; бланки с вопросами к блоку «Рейтинг успешности» на каждого участника игры; карточки с вопросами для обсуждения к блоку «Проблематизация».
Время проведения – 60 минут.
Этапы игры
Разминка
«Эстафета вопросов»
Участники образуют круг. Передавая мяч по кругу, учащиеся отвечают на вопросы, представленные на слайде.
- Какими двумя вещами вы могли бы больше всего гордиться, если бы вам удалось их осуществить в течение вашей жизни?
- Какие надежды на будущее вы имеете?
- Какой должна быть жизнь, чтобы вы были полностью счастливы?
- Чего за последние два года вам удалось достигнуть?
- Какие изменения вы заметили в себе за последние два года обучения (учёба, деловые, личностные качества и т.д.)?
- Каковы ваши жизненные увлечения? Чем увлекались раньше, почему бросили? Чем увлекаетесь сейчас, что вам это даёт? И т.д.
Комментарий. Данное упражнение даёт возможность учащимся проявить себя, представить себя окружающим и увидеть себя по-новому, лучше узнать друг друга, создать атмосферу общности в группе, помочь каждому участнику игры занять активную позицию в группе, способствует созданию атмосферы доверительного разговора. Вопросы задаются в доброжелательном тоне. Учащиеся могут предлагать свои варианты вопросов. Важно, чтобы все старшеклассники участвовали и в качестве отвечающего, и в качестве задающего вопрос. Время проведения разминки – 10 минут.
Основной этап
Блок 1. «Рейтинг успешности»
Определение учащимися степени успешности своего обучения в старших классах.
Участникам раздаются бланки с вопросами.
Инструкция. После окончания 9 класса каждому из вас было предоставлено право выбора: продолжить обучение в каком-либо учебном профессиональном заведении или пойти в 10 класс. Вы все выбрали вариант продолжения обучения в школе. Вам предлагаются вопросы, ответив на которые вы определите степень своей успешности в процессе обучения в старших классах школы. Ответьте на вопросы, положительный ответ отметьте знаком ''+'', отрицательный – знаком ''-''. Постарайтесь объективно оценить себя.
- Ты способен делать осознанный выбор, нести за него ответственность?
- Ты умеешь эффективно сотрудничать в команде?
- Ты участвовал в предметных олимпиадах?
- Ты заинтересован в саморазвитии?
- Ты способен прислушиваться к мнению других, идти на компромисс в интересах общего дела?
- Ты занимал призовые места в каких-либо конкурсах, олимпиадах за последние 2 года?
- Ты любишь и умеешь учиться?
- Ты умеешь работать с научным текстом, другими источниками информации?
- Ты считаешь себя ответственным человеком?
- Ты владеешь навыками конспектирования, подготовки рефератов?
- Ты умеешь ставить перед собой цели добиваться их?
- Ты умеешь преодолевать трудности в обучении?
- Ты способен отстаивать в интересах дела своё мнение?
- Ты принимал участие в разработке творческих проектов?
- Ты считаешь, что результаты твоей деятельности зависят от тебя?
- Ты занимаешь активную позицию в образовывании себя (саморазвитии, самовоспитании)?
- Ты веришь в себя, в свои силы?
- Ты владеешь навыками самостоятельной работы?
- Ты занимался исследовательской деятельностью?
- Ты считаешь, что полученные тобой знания в 10, 11 классах пригодятся тебе в дальнейшем?
Посчитайте количество положительных ответов. Чем больше утвердительных ответов на поставленные вопросы, тем больше у вас оснований считать своё обучение в старших классах успешным.
Обсуждение.
- Какие вопросы оказались для вас неожиданными?
- Какие из вопросов заставили взглянуть на себя по-другому?
- Ваше обучение можно считать успешным? Почему?
Блок 2. «Проблематизация»
Ведущий. Вы - на пороге окончания школы. За плечами у вас два года обучения в 10-11 классе. На сегодняшний день каждый из вас уже определился с выбором будущей профессии, учебного заведения, в котором вы будете осваивать выбранную профессию. Выбор профессии – дело очень трудное и ответственное. Школьники, как правило, сталкиваются с массой трудностей в процессе самоопределения.
Задача перед вами стоит достаточно сложная – проанализировать всё происходившее с вами за время обучения в старших классах, постараться определить условия, способствующие успешности профессионального самоопределения старшеклассника. Как это сделать?
Прежде всего, вам нужно разделиться на 2 группы (это будут аналитические группы). У каждой группы своя задача - выявить проблемы, с которыми вы столкнулись в процессе профессионального самоопределения (выбора профессии) – типичные проблемы, с которыми сталкиваются большинство школьников, определить непосредственную роль ученика в успешности своего профессионального выбора.
Участники делятся на 2 аналитические группы. Каждая группа получает карточку с вопросом для обсуждения, листы бумаги и ручки. Путём обсуждения старшеклассники определяют общегрупповое мнение по предложенному вопросу.
Вопросы для обсуждения:
- С какими проблемами, трудностями, по вашему мнению, сталкиваются ученики в процессе профессионального самоопределения (выбора профессии)?
- Какова роль ученика в успешности профессионального выбора (что зависит от самого ученика, какие действия он должен совершить, чтобы его выбор был успешным)?
Блок 3. «Решение проблем»
Групповая работа. Заслушиваются коллективные мнения каждой группы (выступления представителей). Затем ведущий предлагает участникам обсудить пути, способы решения обозначенных проблем.
По итогам обсуждения каждая группа составляет «Лист успешности старшеклассника в профессиональном самоопределении», где формулируются наиболее эффективные, оптимальные предложения. Таким образом, в «Листе успешности» фиксируются шаги, которые необходимо предпринять всем участникам образовательного процесса: педагоги, учащиеся, родители.
Время проведения основного этапа игры – 40 минут.
Рефлексивный этап
Время проведения – 10 минут.
Рефлексия
- Сформулируйте своё впечатление о происходившем во время игры.
- Чью поддержку или активное участие вы сегодня хорошо почувствовали?
- Что нового вы узнали о себе, о других?
- Насколько профессиональный выбор зависит от личности человека?
- Произошло ли осознание, осмысление собственных проблем, трудностей, путей их преодоления? По возможности конкретизируйте свой ответ.
- Оцените степень доверия к группе, ведущему, степень своей удовлетворённости.
Литература
- Белобородов, Н.В. Воспитательная роль классного коллектива [Текст]: Методическое пособие / Н.В. Белобородов. – М.: АРКТИ, 2007. – 104 с. (Школьное образование)
- Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники: (8-11 классы). [Текст] / Н.С. Пряжников. – М.: ВАКО, 2005. – 228 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
- Шустова, И.Ю. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассников средствами самоанализа [Текст]: Методические рекомендации классным руководителям, воспитателям и школьным психологам / И.Ю. Шустова. – Ульяновск: ИПКПРО, 2001. – 44 с.