Начало обучения в школе один из наиболее сложных и ответственных моментов жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека- это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные связи, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребенка: всё подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности периода адаптации первоклассников»
«Адаптация первоклассников в школе»
Начало обучения в школе один из наиболее сложных и ответственных моментов жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека- это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные связи , связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребенка: всё подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Приоритетная цель современной школы - личностно-ориентированное обучение.
Задачи построения такого обучения:
Сформировать все личностные процессы, которые обеспечат полноценное образование.
Развить коммуникативную деятельность, умение общаться и сотрудничать с другими людьми.
3. Сформировать учебную деятельность. Научить ребёнка учиться:
-уметь принимать учебную задачу;
-находить способы её решения;
-отбирать нужные средства;
-контролировать свои шаги;
-самому оценивать полученные результаты.
Приспособление (или адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5-2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше- 3-4 месяца, а то и даже весь учебный год.
Что же надо сделать, чтобы первый класс стал стартовой площадкой к успехам в будущем? Поговорим о ТРЕХ важнейших компонентах родительских стратегий родителей первоклассников.
ЗАКОН ТРЕХ «А»: АДАПТАЦИЯ, АВТОРИТЕТ, АКТИВНОСТЬ
АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ – задача родителей: оказать первокласснику моральную и эмоциональную поддержку, помочь разобраться в непривычной обстановке.
АВТОРИТЕТ– задача родителей: укрепление и развитие на новый уровень авторитета родителей, формирование авторитета учителя, школы.
АКТИВНОСТЬ – задача родителей: установить тесный контакт с педагогом, согласовать требования, чтобы ребенок не пострадал от разногласий, прислушаться к советам, предложить помощь в организации праздников и общих дел — любое участие взрослых в школьной жизни пойдет на пользу ребенку, и тогда сын или дочь будут иметь повод гордиться своими родителями.
Советы родителям
Совет первый: самое главное, что вам необходимо дать своему ребенку — это ваше внимание.
Совет второй: поддержите в ребенке его стремление стать школьником, развивайте и поощряйте желание учиться.
Совет третий: помогите ребенку войти в новый режим жизни.
Совет четвертый: умейте сохранять спокойствие по отношению к школьным заботам ребенка.
Совет пятый:помогите ребенку установить отношения со сверстниками чувствовать себя уверенно.
Совет шестой:умейте быть мудрым по отношению к школьным успехам своего ребенка
Совет седьмой: старайтесь не перегружать вашего ребенка в первом полугодии первого класса.
Как понять, что процесс адаптации успешно пройден?
Признаки успешной адаптации:
Первый — удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страха.
Второй — насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, то необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми.
Если программа сложная, да еще и предполагает изучение иностранного языка, то учителю начальных классов, учителю иностранного языка и родителям необходимо внимательно следить, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше ее вовремя откорректировать, иначе последует множество проблем, в частности, проблема со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее?
Важно на первых порах вселить в первоклассника уверенность в успехе, не дать ему поддаться унынию, свыкнуться с мыслью: «У меня ничего не получается», иначе бороться с апатией придется очень долго.
Часто родители слишком усердно помогают ребенку, что вызывает порой противоположный эффект: ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать их в одиночку. Здесь необходимо сразу обозначить границы помощи и постепенно уменьшать их.
Рекомендации нейро-психофизиологов для родителей первоклассников - мальчиков и девочек:
1. Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить. 2. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков. 3. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, а главное – по-разному осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые. 4. Не переучивайте левшу насильно - дело не в руке, а в устройстве мозга. 5. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
Трудности ребёнка – это и ваши трудности. Справиться с затруднениями вместе легче и быстрее!
«С детством, полным любви, можно прожить всю жизнь», утверждал великий педагог Песталоцци.
Раздача ПАМЯТОК. Я хочу выразить БЛАГОДАРНОСТЬ всем собравшимся за активное слушание! Надеюсь, что ПАМЯТКИ и информация, которую Вы здесь почерпнули, помогут Вам и Вашим детям! Уважаемые родители! Желаем вам и вашим первоклассникам успехов во всем! Будьте счастливы!