развивать осознание индивидуальных и личностных особенностей учащихся;
способствовать силочению класса;
способствовать повышению самооценки учащихся.
Ход занятия. Қайырлы күн, құрметті оқушылар!
Психолог: Добрый день, мои дорогие ребята! Сегодня на занятии я хочу, чтобы каждый из вас был активен, общителен, позитивен и в хорошем расположении духа.Очень скоро вам предстоит выбрать профессию, уверенно идти по жизни, преодолевая препятствия. Давайте сегодня поговорим о… А начнем мы свое занятие как обычно с приветствия.
1.Приветствие.
Вспомните как можно больше форм приветствий, улыбнитесь друг другу и поприветствуйте друг друга самым лучшим, с вашей точки зрения, приветствием. Приветствия нельзя повторять, в крайнем случае, можно их дополнять неиспользованными раньше жестами или мимикой.
Сегодня мы будем говорить об уникальности человека. Ребята, а что, по-вашему мнению значит уникальный? Правильно.
Уникальный - этоединственный в своем роде, неповторимый,редкий,исключительный.
2.Просмотр презентации «Человек как уникальный вид живой природы» 3.Упражнение «Все лучшее о себе»
Цель: создание положительной атмосферы в классе, поднятие самооценки учащихся.
Психолог: Запишите свое имя на листе бумаги, а затем придумайте положительные прилагательные о себе, начинающиеся с букв имени.
Например:
А-активная И - изумительная Г - гармоничная Е-единственная Р - радостная И - интересная М – милая О- отзывчивая Л- любящая Е- единственная С- спокойная Я – я самая самая
(Учащиеся зачитывают свои имена и придуманные прилагательные.)
4.Тест «Три животных»
Психолог: Для того, чтобы узнать насколько вы уникальны давайте с вами проведем очень короткий и интересный тест. Для этого возьмите чистый лист бумаги и ручку.
Назовите своё самое любимое животное. За какие качества вы его любите?Запишите.
Второе по «любимости» животное? За какие качества? Запишите
И третье по «любимости»? И опять же - почему? Запишите
Результаты теста:
Первое из названных вами животных - то, кем вы мечтаете быть (естественно, речь идет не о внешнем виде, а о выделенных качествах).
Второе - каким вас воспринимают другие люди.
Третье - это то, кем вы на самом деле являетесь.
5.Чтение
Притча о слепцах и слоне
Пятеро слепых впервые в жизни повстречали слона. Один из них дотронулся до хобота и сказал:
Слон похож на толстый шланг.
Слон похож на столб, - откликнулся другой, нащупав ногу слона.
Третий коснулся слонового живота и заявил:
Слон похож на огромную бочку.
Он похож на циновку, - потрогав слона за ухо, возразил четвертый.
Что вы говорите! - воскликнул пятый, державший животное за хвост. - Слон похож на веревку!
Все они были правы. И не был прав никто....
Вывод: Мы часто видим в другом человеке только одну его сторону и не замечаем другие. Любой человек сложнее, чем нам кажется на поверхностный взгляд.
6.Упражнение «Кто я?»
Цель: умение анализировать и определять характеристики, свои и окружающих людей
Психолог: У каждого человека есть своя собственная теория о том, что делает его уникальным, отличает от других людей. При этом возникает вопрос: «Разделяют ли другие мою точку зрения?». Возьмите листочки и подпишите их, разделите лист бумаги на три графы по вертикали:
в 1-й графе ответьте на вопрос «Кто я?». Для этого быстро напишите 10 качеств, характеризующих вас, в том порядке,в каком они приходят в голову.
Во 2-й графе напишите, как на этот же вопрос ответили бы ваши родители, родственники.
В 3-й графе на тот же вопрос отвечает кто-то из учащихся. Для этого все должны положить свои подписанные листочки на стол, а учитель их перемешивает, затем каждый, не глядя, берет листочек со стола и пишет о том человеке, чей листочек ему попался. Затем листочки снова складываются на стол, и каждый ученик забирает свой.
Обсуждение
При обсуждении результатов упражнения необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
повторяется ли какое-либо качество, слово во всех трех графах;
о чем это может говорить (например, об открытости человека в общении);
насколько хорошо человек сам себя знает (количество слов в 1-й графе);
отношение к самому себе (соотношение позитивных и негативных качеств);
совпадают или не совпадают Я-концепции и представления других об этом человеке:
7.Разминка «Насос и надувная кукла»
Цель: преодоление скованности и напряжения учащихся, тренировка мышечногс расслабления.
Психолог: Сядьте удобно, расслабьтесь, опустите голову. Руки вяло висят вдоль тела. Представьте себе, что я «насос» (делает движения руками, имитирующие работу с насосом, и издает характерные звуки), а вы «резиновые куклы». С каждым движением «насоса» вы, «резиновые куклы», начинаете «надуваться»: распрямляетесь, поднимаете голову, напрягаете руки и встаете в полный рост, раскинув руки и расставив ноги. Через несколько секунд я «выдергиваю затычку» у «куклы», и вы с шипением («ш-ш-ш!) расслабляетесь и постепенно опускаетесь на корточки.
8.Упражнение «Королевство Внутреннего Мира»
Цель: развитие навыков рефлексии и метафорического мышления, выработка позитивного отношения к себе, тренировка умения расслабляться и снимать напряжение
Психолог: У каждого человека есть загадочное ядро, скрытое от всех других людей,которое называется внутренним миром. Очень важно узнать, как выглядит наш внутренний мир. Сегодня мы совершим путешествие в Королевство Внутреннего мира (Первый этап упражнения проводится на фоне релаксационной музыки).
Устройся поудобнее, займите такое положение, которое кажется вам наиболее комфортным. Можно закрыть глаза. Глубоко вдохните и, выдыхая, полностью расслабьте свое тело (звучит расслабляющая мелодия - минута).
Дыхание ровное, спокойное. Сейчас ваше тело находится в состоянин глубокого здорового и безопасного расслабления и покоя. И всегда, когда вы захотите снова ощутить себя в этом глубоком состоянии физического расслабления и душевного покоя вам достаточно будет глубоко вдохнуть и, выдыхая, мысленно сказать себе «расслабься
Вы расслаблены и свободны. Вы можете оказаться там, где вам хочется быть. Там, где вам хорошо. Для кого-то, может быть, это его комната, для кого-то - это уголок двора, где он любит прятаться. А для кого-то - просто полянка в летнем саду, где можно поваляться в траве и увидеть над собой ослепительную голубизну чистого неба... Побудьте немного в этом месте Напитайтесь позитивной энергией этого дорогого для вас места... (полминуты)
А теперь пойдем дальше... В каждом из нас есть особый мир – уникальный непохожий на другие миры. Какой же он - наш внутренний мир? Может быть, он похож на огромное Королевство, на территории которого есть и высокие горы, взметнувшие свои вершины к облакам, и моря, скрывающие в своих глубинах удивительные тайны, и леса, наполненные - удивительными существами, и луга, поросшие чудесными цветами и травами и реки, пруды, и степи. Может быть, там есть города, в которых живут и люди, и звери и короли и волшебники, и ученые-мудрецы, и легкомысленные клоуны...
А может быть, ваш внутренний мир просто похож на какой-то предмет? Например на волшебный сосуд или хрустальный шар? А может быть, это просто музыка и танец или водопад с разноцветными струями?
Посидите некоторое время и представьте себе тот образ внутреннего мира,который будет вашим собственным и будет отражать то, каким захочет предстать перед вами ваш уникальный и единственный, но такой многоликий внутренний мир...
И вновь вы переноситесь сюда, в эту комнату. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия и начинаете ощущать свое тело, руки, ноги.
А теперь откройте глаза. Не делайте резких движений. Не торопясь, медленно смените позу. Можно потянуться.
На столах лежат листы бумаги, фломастеры и краски. Не
разговаривая и не мешая друг другу, подойдите к столам. Попробуйте отразить в рисунке тот образ вашего внутреннего мира, который родился в процессе выполнения только что проведенного упражнения. (Время на рисование - около пятнадцати минут.)
Обсуждение
Обсуждение рисунков не следует превращать в их интерпретацию и оценку, о чем лучше сразу предупредить. Все ученики, держа свои рисунки в руках, молча предъявляют их классу.
9.Упражнение «Самый-самый»
Цель: повышение самооценки, самоодобрение, сплочение учащихся.
Психолог: Сейчас я включу музыку, и пока музыка играет, вам необходимо образовать команды по шесть человек. При этом команды должны состоять из тех людей, с которыми вы меньше всего взаимодействовали во время тренинга. Итак, начали. (На одну минуту включается быстрая музыка).
Молодцы! Команды есть. А теперь продолжим.
Каждый человек - уникальная личность. В чем-то он совершенно неподражаем и вне всякой конкуренции. Но именно из-за того, что не все это видят, человек может быть неудовлетворен тем, как окружающие к нему относятся. Давайте попробуем исправить это. Пусть внутри каждой команды участники расскажут о своих достоинствах. Итак задумайтесь и все по очереди внутри команды расскажите о своих достоинствах подтвердив их фактами. (На подготовку отводится одна минута.)
(Презентации учащихся)
Давайте теперь подведем итоги и внутри каждой команды выделим «самого-самого» по тем показателям, которые здесь обсуждались.
По очереди в команде называются, например, Айдар - самый-самый высокий. Майра - самая-самая веселая, Вася - самый-самый находчивый и т.д. (Представления каждого члена команды сопровождаются аплодисментами.)
10.Упражнение «Ладошки»
Цель: осознание самоценности и уникальности.
Каждый учащийся получает листок бумаги.
Психолог: Обведите свою ладошку, в центре напишите свое имя, а в каждом пальчике по одному хорошему качеству, которое в вас есть. Посмотрите внимательно на свою ладошку. Да, вы Единственный, Уникальный и Неповторимый!
Психолог: Каждый день перед сном берите свою ладошку, смотрите на нее, читайте все, что написано в пальчиках и говорите себе: «Да, я такой! Единственный Уникальный и Неповторимый!»
11.Рефлексия
Психолог предлагает всем вместе выполнить упражнение: (психолог произносит фразы, учащиеся хором повторяют и выполняют движения).
Познавая себя, я дотянусь до звезд (руки вверх, посмотрели на потолок);
И никогда не упаду так низко (наклонилисъ, руки вниз);
И весь мир откроется для меня (выпрямилисъ, руки в стороны);
И возьмет меня в свои объятия (обнялисъ с рядом стоящими справа и слева);
Положите руки на плечи друг другу, приветливо посмотрите друг на друга улыбнитесь и скажите: «Спасибо, до следующей встречи».
Наше занятие подошло к концу, и хочется вам сказать ребята, что вы самые лучшие, добрые, умные, красивые. Оставайтесь всегда самими собой, несмотря ни на что.
Сау болыныз! Кездескенше!
«Пески орта мектебі» КММ
КГУ «Пескинская средняя школа»
«Мен – басқаша адаммын!» атты жоғары сынып оқушыларына арналған тренингті сабақ
Тренинговое занятие для старшеклассников
«Я – уникальный человек!»
Психолог: Белан О. В.
2013-2014 оқу жылы
2013-2014 учебный год
Самоанализ занятия
С учащимися 9-11 классов было проведено тренинговое занятие «Я – уникальный человек!», целью которого было повысить самооценку учащихся. В ходе занятия были проведены разные упражнения, где ребята открыто, говорили о своих качествах, умениях. Результаты теста «Три животных» способствовали поднятию настроения у учащихся. Под тихую спокойную музыку было проведено упражнение «Королевство внутреннего мира», которое помогло ребятам расслабиться, успокоиться после долгого напряженного дня и почувствовать прилив сил, энергии, бодрости. Упражнение «Ладошки», ребята выполняли с удовольствием, они характеризовали свои положительные качества.
Формы и методы работы на занятии – разнообразные. Ребята принимали активное участие во всех заданиях. Атмосфера на занятии была доброжелательной. Цель занятия была выполнена.