Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "Разборка, дефектация и сборка двигателя Д-240".»
Разработал преподаватель Гриценко И.Н.
Специальность 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.
Лабораторная работа
МДК 01.01. Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин.
Тема урока: Разборка, дефектация и сборка двигателя Д-240.
Задание. Освоить методику и приобрести навыкиразборки и сборки двигателя, дефектации блока цилиндров, гильз, распределительного вала и шатуна.
Тематика практических занятий включает в себя:
обзор актуальных проблем и технологий,
различные аспекты и приемы использования технологий,
авторские методы применения технологий на практике и др.
Задачи практических занятий:
передача преподавателем своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
совместная отработка методических подходов преподавателем и приемов решения поставленной в программе практических занятий проблемы;
рефлексия собственного профессионального мастерства участниками практических занятий;
оказание помощи участникам практических занятий в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
В ходе практических занятий участники:
изучают разработки по теме практических занятий;
участвуют в обсуждении полученных результатов;
задают вопросы, получают консультации;
предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.
Следует обратить внимание при подготовке практических занятий на то, что в технологии проведения практических занятий главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для преподавателя.
Требования к организации и проведениюпрактических занятий:
Практические занятия - это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (5-6 участников). Практические занятия как локальная технология трансляции педагогического опыта должны демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы.
Тип урока: Самостоятельная практическая работа студентов с элементами беседы с преподавателем.
Цели урока:
дидактические - систематизация и углубление знаний студентов. осмысление
практического значения изучаемой темы; освоить и понять порядок проведения диагностирования механизма; усвоить и запомнить порядок диагностирования, порядок подбора приборов, инструмента и установка их; технические требования на их установку.
воспитательные - формирование профессионального кругозора и навыков
самостоятельной работы студентов с литературой; развитие их интереса к будущей профессии; показать значение качественной установки и своевременной диагностики состояния деталей механизма; способствовать формированию материалистических представлений, показывая взаимосвязь общеприродных физических явлений с работой приборов и механизмов.
развивающие - развивать чувство ответственности за принятие решения,
правильную техническую речь и профессиональный лексикон; уметь пользоваться изученной терминологией, профессионально мыслить, сопоставляя и анализируя влияние качественной подборки, сборки и регулировки механизма на долговечность его работы.
Материаловедение- виды металлов и их сплавов, свойства, допуск, посадка, зазор, натяг, виды трения.
Ход урока
Организационная часть - 1-3мин.
Проверяю наличие студентов и готовность их к занятиям, особое внимание обращаю на внешний вид и соответствие спецодежды требованиям техники безопасности при выполнении задания.
Вводная часть- 4-5мин.
Объясняю цель и задачи выполнения задания, охарактеризовываю и сообщаю кратко последовательность выполнения задания. Обращаю особое внимание на соблюдение правил техники безопасности.
Проверка знаний студентов после инструктажа-8-10мин.
Чтобы студенты выполняли задания не механически, а со знанием дела, они должны быть достаточно технически подготовлены. В связи с этим после проведения вводного инструктажа опрашиваю студентов по материалу задания. Такой опрос мобилизует студентов на выполнение задания, поскольку качество ответов влияет и на оценку за лабораторные занятия.
Опрос провожу по следующим вопросам:
- как приступить к выполнению задания;
-как пользоваться инструкционной картой;
-как распределяются обязанности между отдельными членами звена;
- какие правила техники безопасности нужно соблюдать;
- каковы цели данного задания;
Такой опрос помогает студентам осмыслить те задачи , которые стоят перед при выполнении задания, и обязывает их быть внимательными во время вводного инструктажа.
Содержание работы.
Модель проведения практического занятия.
Этапы работы
Содержание этапа
Деятельность участников
Подготовительно-организационный:
Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной).
Приветствие, вступительное слово преподавателя, необычное начало занятия
Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая преподавателю в организации занятия.
Основная часть. Содержание практического эанятия, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.
Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы .Показ приемов, используемых в процессе.
Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного.
Афиширование- представление выполненных работ. Заключительное слово.
Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.
Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности.
Оборудование, инструмент.
Набор ключей, съемники, молоток, оправка, динамометрический ключ, набор диагностических приборов, стенд для установки двигателя..
Содержание работы.
История создания трактора на котором устанавливается двигатель Д-240.
В 1974 г. Минский тракторный завод выпустил колесный универсально-пропашной трактор МТЗ-80 «Беларус», который до сих пор пользуется большим спросом среди фермеров. За основу была взята модель МТЗ-50/52, лучшая на то время сельскохозяйственная техника по стоимости, надежности и производительности. Машина была полностью модернизирована, получила новую комфортную кабину с большим остеклением, обшивку и двигатель увеличенной мощности.
В 1974 г. Минский тракторный завод выпустил колесный универсально-пропашной трактор МТЗ-80 «Беларус», который до сих пор пользуется большим спросом среди фермеров.
Разборка двигателя Д-240.
Рис. 1.Взаимное расположение деталей блока цилиндров Д-240
Если диаметры гильзы и поршня в пределах нормы, рекомендуется выпрессовать гильзу из блока, повернуть ее вокруг оси на 90°, так как гильза и поршень более всего изнашиваются в плоскости качания шатуна, и вновь запрессовать гильзу в блок. Поршневые кольца заменяют, если зазор в замке кольца превышает допустимое значение при установке кольца в неизношенную верхнюю часть гильзы. Перед оборкой поршневой группы проверяют параметры поршневого пальца, шатуна и состояние втулки верхней головки шатуна. Втулку заменяют при увеличении диаметра отверстия под поршневой палец или ослаблении посадки в верхней головке шатуна.
Поршневой палец и втулку верхней головки шатуна заменяют при зазоре между пальцем и втулкой более 0,06 мм. Палец заменяют при овальности и конусности более 0,02 мм. Изгиб и скручивание шатуна проверяют на приборе КИ-724. При сборке шатуна в его верхнюю головку вначале запрессовывают втулку (рис.7).
Рис.8. Запрессовка втулки в верхнюю головку шатуна.
1 —втулка; 2 — пресс; 3 — шатун. Чтобы подогнать отверстие втулки верхней головки шатуна под поршневой палец, его обрабатывают регулируемой разверткой или раскаткой. Зазор между отверстием втулки верхней головки шатуна и поршневым пальцем должен быть не более 0,03 мм.
Поршни и поршневые пальцы Д-240 трактора МТЗ-80 подбирают одной размерной группы, что подтверждается одинаковой маркировкой.
Поршневой палец запрессовывают в поршень, предварительно нагрев поршень в масле до температуры 70—80° С. Разность между массами шатунов в сборе с поршнями, устанавливаемых на один дизельный двигатель, не должна превышать 15 г.
Упругость поршневых колец проверяют на приспособлении МИП-100. При зазоре в замках, равном 0,3—6,6 мм упругость колец не должна превышать: первого (верхнего) — 60—82 Н, второго и третьего — 58—78 Н.
Поршневые кольца на поршень устанавливают в определенном порядке с использованием приспособления, которое предохраняет кольца от случайных поломок. Кольца, установленные в канавки поршня, должны свободно перемещаться при поворачивании поршня и утопать в канавках под действием собственной массы.
Рис.9. Измерение зазора в замке поршневого кольца.
1 — пластинчатый щуп; 2 — поршневое кольцо.
5.Установка деталей цилиндро-поршневой группы.
Перед установкой новых деталей цилиндро-поршневой группы их подбирают по размерным группам. Гильзы цилиндров сортируют на размерные группы по внутреннему диаметру, а поршни — по наружному диаметру юбки в нижней части. Поршни и гильзы цилиндров, устанавливаемые на один дизель, должны быть одной размерной группы.
Размерные группы цилиндров и поршней дизеля Д-240
Группы/Диаметр гильзы цилиндра, мм/Макс. диаметр юбки поршня в нижней части, мм
М — 110,00—110,02 / 109.88—109,90 С — 110,02—110,04 / 109.90—109,92 Б — 110,04—110,06 / 109,92—109,94
Обозначение размерных групп нанесено на нерабочем верхнем торце гильзы и на днище поршня. Перед установкой гильзы в блок резиновые уплотнения заменяют. Гильзу устанавливают, нанося легкие удары молотком по ступенчатой оправке (рис. 2.1.37).
Если гильза входит в блок туго, то для ее запрессовки используют специальное винтовое приспособление (рис.10). По окончании запрессовки намеряют выступание бурта гильзы над поверхностью блока индикатором (рис.11). Выступание бурта должно быть в пределах 0,065— 0,165 мм.
В случае утопания гильз допускается установка медных прокладок под бурт гильзы. При подборе поршней обращают внимание на размерные группы поршневых пальцев; их внутренняя поверхность и бобышка поршня маркированы краской. Поршни и поршневые пальцы Д-240 трактора МТЗ-80 подбирают одной размерной группы, что подтверждается одинаковой маркировкой.
Рис.12. Конусная оправка для установки поршня.
1 — поршень; 2 — оправка.
Рис.13. Установка поршня с шатуном в блок цилиндров МТЗ-80.
1 — блок цилиндров; 2 — поршень; 3 — оправка
Замки первого и третьего поршневых колец располагают в канавках поршня под углом 180° относительно замков второго и четвертого колец.
Поршень в сборе с кольцами и шатуном обильно смазывают дизельным маслом и посредством конусной оправки (рис.12) устанавливают в гильзу цилиндра, слегка постукивая по днищу поршня рукояткой молотка (рис.13).
6.Сборка кривошипно-шатунной группы .
Рис.14. Взаимное расположение деталей кривошипно-шатунной группы.
Тонкостенные сменные вкладыши шатунных подшипников коленвала МТЗ-80 изготовлены с высокой точностью. Необходимый диаметральный зазор при неизменной постели подшипника обеспечивается соответствующими диаметрами шеек коленчатого вала. Поэтому вкладыши при ремонте дизеля заменяют без каких-либо подгоночных операций и только попарно. Не допускаются: замена одного вкладыша из пары; опиливание или шабрение стыков вкладышей либо крышек подшипников; установка прокладок между вкладышами и постелью, между крышкой и шатуном. При замене размерная группа вкладышей должна соответствовать размерной группе шеек коленчатого вала.
Сборка двигателя Д-240.
Рис. 15.Взаимное расположение деталей блока цилиндров Д-240
Момент окончательной затяжки гаек крепления головки цилиндров, Нм — 150—170
Момент затяжки шатунных подшипников, Нм — 140—160
Зазор между стержнем клапана и бойком коромысла (тепловой зазор) на холодном дизеле, мм — 0,25—0,30
Поршень при нахождении в ВМТ не должен выступать выше поверхности блока более чем на 0,5 мм. После установки поршневой группы и крышек шатунных подшипников устанавливают масляный насос, его нагнетательные и всасывающие трубопроводы и закрывают поддон картера.
Прокладку картера с двух сторон смазывают графитной пастой (40% графитного порошка и 60% дизельного масла) или герметиком «Эластосил 137-83»; в цилиндры заливают по 30—50 г дизельного масла. Прокладку головки цилиндров с обеих сторон также смазывают графитной пастой.
Рис.17. Порядок затяжки болтов крепления головки цилиндров.
Болты крепления головки затягивают динамометрическим ключом (рис.16) в определенной последовательности (рис.17) в два — три приема. Затем устанавливают штанги и оси коромысел в сборе с коромыслами. Момент затяжки гаек крепления головки цилиндров и тепловые зазоры в клапанном механизме должны соответствовать регулировочным данным при оборке дизеля МТЗ-80.
Рефлексия.
Обратная связь со студентами осуществляется в трех направлениях:
1. В процессе самого практического занятия. Выделив отдельные структурные элементы темы, я тут же обращался к разным обучающимся– с просьбой повторить, уточнить, привести примеры. Обучающиеся, участвуя в самом процессе приобретения знаний, думают, ищут ответ, выясняют. Выявив слабые места, я тут жедаю наводящие вопросы.
2. После выполнения практического занятия я проверяю, как усвоены термины, факты, названия машин, агрегатов, технологические процессы, добиваясь связанных ответов на вопросы по текущему материалу.
3.Итоговая проверка усвоения темы в ходе самого занятия осуществлялась средствами обратной связи:
- индивидуальный опрос;
- комбинированный опрос.
Контрольные вопросы.
Комплектование деталей.
Методы обеспечения точности сборки.
Виды сборки.
Виды соединений и технология их сборки.
Балансировка деталей и сборочных единиц.
Технологический процесс сборки двигателя.
Механизация и автоматизация сборки.
Виды дефектов и их характеристика.
Технологический процесс оценки технического состояния деталей.
Диагностирование составных частей двигателей.
Моменты затяжки крышек шатунов, коленчатого вала и головки блока.
Зазоры в замках колец, между поршнем и цилиндром, в клапанах.
Как проверить правильность подборки поршня с цилиндром?
Как устанавливаются кольца на поршень?
Порядок работы цилиндров двигателя Д-240.
Подведение итогов .
Задание на дом: Устройство тракторов, Б.М. Гельман стр. 39-58