kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока на тему "Разборка, дефектация и сборка двигателя Д-240".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока на тему "Разборка, дефектация  и сборка двигателя Д-240".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "Разборка, дефектация и сборка двигателя Д-240".»

Разработал преподаватель Гриценко И.Н.

Специальность 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.

Лабораторная работа

МДК 01.01. Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин.

Тема урока: Разборка, дефектация и сборка двигателя Д-240.

Задание. Освоить методику и приобрести навыки разборки и сборки двигателя, дефектации блока цилиндров, гильз, распределительного вала и шатуна.

Тематика практических занятий включает в себя:

  • обзор актуальных проблем и технологий,

  • различные аспекты и приемы использования технологий,

  • авторские методы применения технологий на практике и др.

Задачи практических занятий:

  • передача преподавателем своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

  • совместная отработка методических подходов преподавателем и приемов решения поставленной в программе практических занятий проблемы;

  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками практических занятий;

  • оказание помощи участникам практических занятий в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

В ходе практических занятий участники:

  • изучают разработки по теме практических занятий;

  • участвуют в обсуждении полученных результатов;

  • задают вопросы, получают консультации;

  • предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;

  • высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.

Следует обратить внимание при подготовке практических занятий на то, что в технологии проведения практических занятий главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для преподавателя.

Требования к организации и проведению практических занятий:

Практические занятия - это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (5-6 участников). Практические занятия как локальная технология трансляции педагогического опыта должны демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы.



Тип урока: Самостоятельная практическая работа студентов с элементами беседы с преподавателем.

Цели урока:

дидактические - систематизация и углубление знаний студентов. осмысление

практического значения изучаемой темы; освоить и понять порядок проведения диагностирования механизма; усвоить и запомнить порядок диагностирования, порядок подбора приборов, инструмента и установка их; технические требования на их установку.

воспитательные - формирование профессионального кругозора и навыков

самостоятельной работы студентов с литературой; развитие их интереса к будущей профессии; показать значение качественной установки и своевременной диагностики состояния деталей механизма; способствовать формированию материалистических представлений, показывая взаимосвязь общеприродных физических явлений с работой приборов и механизмов.

развивающие - развивать чувство ответственности за принятие решения,

правильную техническую речь и профессиональный лексикон; уметь пользоваться изученной терминологией, профессионально мыслить, сопоставляя и анализируя влияние качественной подборки, сборки и регулировки механизма на долговечность его работы.

Межпредметные связи: Физика, математика, инженерная графика, материаловедение.

Физика - процессы происходящие в цилиндрах двигателя.

Инженерная графика - понятия цилиндра, эллипса, конуса, окружности, прямоугольника, трапеции.

Математика- Измерение цилиндра, эллипса, конуса, окружности, прямоугольника, трапеции.

Материаловедение- виды металлов и их сплавов, свойства, допуск, посадка, зазор, натяг, виды трения.

Ход урока

Организационная часть - 1-3мин.

Проверяю наличие студентов и готовность их к занятиям, особое внимание обращаю на внешний вид и соответствие спецодежды требованиям техники безопасности при выполнении задания.

Вводная часть- 4-5мин.

Объясняю цель и задачи выполнения задания, охарактеризовываю и сообщаю кратко последовательность выполнения задания. Обращаю особое внимание на соблюдение правил техники безопасности.

Проверка знаний студентов после инструктажа-8-10мин.

Чтобы студенты выполняли задания не механически, а со знанием дела, они должны быть достаточно технически подготовлены. В связи с этим после проведения вводного инструктажа опрашиваю студентов по материалу задания. Такой опрос мобилизует студентов на выполнение задания, поскольку качество ответов влияет и на оценку за лабораторные занятия.

Опрос провожу по следующим вопросам:

- как приступить к выполнению задания;

-как пользоваться инструкционной картой;

-как распределяются обязанности между отдельными членами звена;

- какие правила техники безопасности нужно соблюдать;

- каковы цели данного задания;

Такой опрос помогает студентам осмыслить те задачи , которые стоят перед при выполнении задания, и обязывает их быть внимательными во время вводного инструктажа.



Содержание работы.

Модель проведения практического занятия.

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность участников

Подготовительно-организационный: 

Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной).

Приветствие, вступительное слово преподавателя, необычное начало занятия

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая преподавателю в организации занятия.

Основная часть. 
Содержание практического эанятия, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.

Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы .Показ приемов, используемых в процессе.

Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного.

Афиширование- представление выполненных работ.
Заключительное слово.

Анализ ситуации по критериям:

  • овладение общеинтеллектуальными способами деятельности;

  • развитие способности к рефлексии;

  • развитие коммуникативной культуры.

Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.

Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности.



Оборудование, инструмент.

Набор ключей, съемники, молоток, оправка, динамометрический ключ, набор диагностических приборов, стенд для установки двигателя..



Содержание работы.

  1. История создания трактора на котором устанавливается двигатель Д-240.

В 1974 г. Минский тракторный завод выпустил колесный универсально-пропашной трактор МТЗ-80 «Беларус», который до сих пор пользуется большим спросом среди фермеров. За основу была взята модель МТЗ-50/52, лучшая на то время сельскохозяйственная техника по стоимости, надежности и производительности. Машина была полностью модернизирована, получила новую комфортную кабину с большим остеклением, обшивку и двигатель увеличенной мощности.

В 1974 г. Минский тракторный завод выпустил колесный универсально-пропашной трактор МТЗ-80 «Беларус», который до сих пор пользуется большим спросом среди фермеров.







  1. Разборка двигателя Д-240.



Рис. 1.Взаимное расположение деталей блока цилиндров Д-240

1 — блок цилиндров; 2 — болт; 3 — рым-болт; 4, 10, 14 — прокладки; 5 — корпус сальника; 6 — задний лист дизеля; 7 — опора картера; 8 — крышки; 9 — крышка коренного подшипника; 11 — щит; 12 — крышка шестерен; 13 — опора; 15 — втулки; 16 — пробка; 17 — гильза цилиндра; 18 — кольца гильзы.

Рис. 2.Взаимное расположение деталей кривошипно-шатунной группы.

1 — поршень; 2 — поршневые кольца; 3 — поршневой палец; 4 — втулка верхней головки шатуна; 5 — шатун; 6 — коренной вкладыш; 7 — маховик; 8 — крышка шатуна; 9 — вкладыш шатуна; 10 — коленчатый вал; 11 — противовес; 12 — болт

  1. Дифектация цилиндров, поршней.

Рис. 3. Измерение диаметра гильзы цилиндра МТЗ-80

1 — индикаторный нутромер; 2 — гильза цилиндра; 3 — блок цилиндров



Рис.4 . Измерение диаметра юбки поршня

1 — микрометр; 2 — поршень





Рис.5. Измерение зазора между канавкой поршня и поршневым кольцом

1 — кольцо; 2 — поршень; 3 — пластинчатый щуп

Основные показатели поршневой группы двигателя Д-240 трактора МТЗ-80

Зазор между юбкой поршня и гильзой цилиндра, мм:

— номинальный — 0,18—0,20
— допустимый — 0,26

Зазор в замке поршневых колец, мм:

— номинальный — 0,40—0,80
— допустимый — 4,0

Зазор по высоте между канавкой поршня и поршневым кольцом, мм:

— для компрессионных колец — 0,08—0,12
— для маслосъемных колец — 0,05—0,09
— допустимый — 0,30

Цилиндро-поршневую группу в сборе заменяют при зазоре (разности диаметров) между юбкой поршня и гильзой, превышающем допустимое значение.

4.Выпресовка из блока гильз.

Рис.6. Выпресовка гильзы из блока цилиндров Д-240.

1 — гильза цилиндра; 2 — съемник; 3 — блок цилиндров

Если диаметры гильзы и поршня в пределах нормы, рекомендуется выпрессовать гильзу из блока, повернуть ее вокруг оси на 90°, так как гильза и поршень более всего изнашиваются в плоскости качания шатуна, и вновь запрессовать гильзу в блок. Поршневые кольца заменяют, если зазор в замке кольца превышает допустимое значение при установке кольца в неизношенную верхнюю часть гильзы. Перед оборкой поршневой группы проверяют параметры поршневого пальца, шатуна и состояние втулки верхней головки шатуна. Втулку заменяют при увеличении диаметра отверстия под поршневой палец или ослаблении посадки в верхней головке шатуна.

Поршневой палец и втулку верхней головки шатуна заменяют при зазоре между пальцем и втулкой более 0,06 мм. Палец заменяют при овальности и конусности более 0,02 мм. Изгиб и скручивание шатуна проверяют на приборе КИ-724. При сборке шатуна в его верхнюю головку вначале запрессовывают втулку (рис.7).

  1. Сборка поршневой группы двигателя Д-240.



Рис.7. Установка поршневого кольца.

1 — поршень; 2 — приспособление; 3 — поршневое кольцо.

Рис.8. Запрессовка втулки в верхнюю головку шатуна.

1 —втулка; 2 — пресс; 3 — шатун.
Чтобы подогнать отверстие втулки верхней головки шатуна под поршневой палец, его обрабатывают регулируемой разверткой или раскаткой. Зазор между отверстием втулки верхней головки шатуна и поршневым пальцем должен быть не более 0,03 мм.

Поршни и поршневые пальцы Д-240 трактора МТЗ-80 подбирают одной размерной группы, что подтверждается одинаковой маркировкой.

Поршневой палец запрессовывают в поршень, предварительно нагрев поршень в масле до температуры 70—80° С. Разность между массами шатунов в сборе с поршнями, устанавливаемых на один дизельный двигатель, не должна превышать 15 г.

Упругость поршневых колец проверяют на приспособлении МИП-100. При зазоре в замках, равном 0,3—6,6 мм упругость колец не должна превышать: первого (верхнего) — 60—82 Н, второго и третьего — 58—78 Н.

Поршневые кольца на поршень устанавливают в определенном порядке с использованием приспособления, которое предохраняет кольца от случайных поломок. Кольца, установленные в канавки поршня, должны свободно перемещаться при поворачивании поршня и утопать в канавках под действием собственной массы.



Рис.9. Измерение зазора в замке поршневого кольца.

1 — пластинчатый щуп; 2 — поршневое кольцо.



5.Установка деталей цилиндро-поршневой группы.

Перед установкой новых деталей цилиндро-поршневой группы их подбирают по размерным группам. Гильзы цилиндров сортируют на размерные группы по внутреннему диаметру, а поршни — по наружному диаметру юбки в нижней части. Поршни и гильзы цилиндров, устанавливаемые на один дизель, должны быть одной размерной группы.

Размерные группы цилиндров и поршней дизеля Д-240

Группы/Диаметр гильзы цилиндра, мм/Макс. диаметр юбки поршня в нижней части, мм

М — 110,00—110,02 / 109.88—109,90
С — 110,02—110,04 / 109.90—109,92
Б — 110,04—110,06 / 109,92—109,94

Обозначение размерных групп нанесено на нерабочем верхнем торце гильзы и на днище поршня. Перед установкой гильзы в блок резиновые уплотнения заменяют. Гильзу устанавливают, нанося легкие удары молотком по ступенчатой оправке (рис. 2.1.37).

Если гильза входит в блок туго, то для ее запрессовки используют специальное винтовое приспособление (рис.10). По окончании запрессовки намеряют выступание бурта гильзы над поверхностью блока индикатором (рис.11). Выступание бурта должно быть в пределах 0,065— 0,165 мм.



Рис. 10. Запрессовка гильзы цилиндра винтовым приспособлением.

1 — приспособление; 2 — блок цилиндров; 3 — гильза цилиндра

Рис.11. Проверка выступания бурта гильзы цилиндра.

1 — индикатор; 2 — гильза цилиндра; 3 — блок цилиндров

В случае утопания гильз допускается установка медных прокладок под бурт гильзы. При подборе поршней обращают внимание на размерные группы поршневых пальцев; их внутренняя поверхность и бобышка поршня маркированы краской. Поршни и поршневые пальцы Д-240 трактора МТЗ-80 подбирают одной размерной группы, что подтверждается одинаковой маркировкой.




Рис.12. Конусная оправка для установки поршня.

1 — поршень; 2 — оправка.

Рис.13. Установка поршня с шатуном в блок цилиндров МТЗ-80.

1 — блок цилиндров; 2 — поршень; 3 — оправка

Замки первого и третьего поршневых колец располагают в канавках поршня под углом 180° относительно замков второго и четвертого колец.

Поршень в сборе с кольцами и шатуном обильно смазывают дизельным маслом и посредством конусной оправки (рис.12) устанавливают в гильзу цилиндра, слегка постукивая по днищу поршня рукояткой молотка (рис.13).

6.Сборка кривошипно-шатунной группы .

Рис.14. Взаимное расположение деталей кривошипно-шатунной группы.

 1 — поршень; 2 — поршневые кольца; 3 — поршневой палец; 4 — втулка верхней головки шатуна; 5 — шатун; 6 — коренной вкладыш; 7 — маховик; 8 — крышка шатуна; 9 — вкладыш шатуна; 10 — коленчатый вал; 11 — противовес; 12 — болт.

Тонкостенные сменные вкладыши шатунных подшипников коленвала МТЗ-80 изготовлены с высокой точностью. Необходимый диаметральный зазор при неизменной постели подшипника обеспечивается соответствующими диаметрами шеек коленчатого вала. Поэтому вкладыши при ремонте дизеля заменяют без каких-либо подгоночных операций и только попарно. Не допускаются: замена одного вкладыша из пары; опиливание или шабрение стыков вкладышей либо крышек подшипников; установка прокладок между вкладышами и постелью, между крышкой и шатуном. При замене размерная группа вкладышей должна соответствовать размерной группе шеек коленчатого вала.



    1. Сборка двигателя Д-240.



Рис. 15.Взаимное расположение деталей блока цилиндров Д-240

1 — блок цилиндров; 2 — болт; 3 — рым-болт; 4, 10, 14 — прокладки; 5 — корпус сальника; 6 — задний лист дизеля; 7 — опора картера; 8 — крышки; 9 — крышка коренного подшипника; 11 — щит; 12 — крышка шестерен; 13 — опора; 15 — втулки; 16 — пробка; 17 — гильза цилиндра; 18 — кольца гильзы.

Регулировочные данные при сборке дизеля Д-240.

Момент окончательной затяжки гаек крепления головки цилиндров, Нм — 150—170

Момент затяжки шатунных подшипников, Нм — 140—160

Зазор между стержнем клапана и бойком коромысла (тепловой зазор) на холодном дизеле, мм — 0,25—0,30

Поршень при нахождении в ВМТ не должен выступать выше поверхности блока более чем на 0,5 мм. После установки поршневой группы и крышек шатунных подшипников устанавливают масляный насос, его нагнетательные и всасывающие трубопроводы и закрывают поддон картера.

Прокладку картера с двух сторон смазывают графитной пастой (40% графитного порошка и 60% дизельного масла) или герметиком «Эластосил 137-83»; в цилиндры заливают по 30—50 г дизельного масла. Прокладку головки цилиндров с обеих сторон также смазывают графитной пастой.


8.Установка головки цилиндров.

Рис.16. Затяжка болтов крепления головки цилиндров Д-240.

1 — динамометрический ключ; 2 — головка цилиндров



Рис.17. Порядок затяжки болтов крепления головки цилиндров.

Болты крепления головки затягивают динамометрическим ключом (рис.16) в определенной последовательности (рис.17) в два — три приема. Затем устанавливают штанги и оси коромысел в сборе с коромыслами. Момент затяжки гаек крепления головки цилиндров и тепловые зазоры в клапанном механизме должны соответствовать регулировочным данным при оборке дизеля МТЗ-80.

Рефлексия.

Обратная связь со студентами осуществляется в трех направлениях:

1. В процессе самого практического занятия. Выделив отдельные структурные элементы темы, я тут же обращался к разным обучающимся– с просьбой повторить, уточнить, привести примеры. Обучающиеся, участвуя в самом процессе приобретения знаний, думают, ищут ответ, выясняют. Выявив слабые места, я тут жедаю наводящие вопросы.

2. После выполнения практического занятия я проверяю, как усвоены термины, факты, названия машин, агрегатов, технологические процессы, добиваясь связанных ответов на вопросы по текущему материалу.

3.Итоговая проверка усвоения темы в ходе самого занятия осуществлялась средствами обратной связи:

- индивидуальный опрос;

- комбинированный опрос.








Контрольные вопросы.

  1. Комплектование деталей.

  2. Методы обеспечения точности сборки.

  3. Виды сборки.

  4. Виды соединений и технология их сборки.

  5. Балансировка деталей и сборочных единиц.

  6. Технологический процесс сборки двигателя.

  7. Механизация и автоматизация сборки.

  8. Виды дефектов и их характеристика.

  9. Технологический процесс оценки технического состояния деталей.

  10. Диагностирование составных частей двигателей.

  11. Моменты затяжки крышек шатунов, коленчатого вала и головки блока.

  12. Зазоры в замках колец, между поршнем и цилиндром, в клапанах.

  13. Как проверить правильность подборки поршня с цилиндром?

  14. Как устанавливаются кольца на поршень?

  15. Порядок работы цилиндров двигателя Д-240.

Подведение итогов .

Задание на дом: Устройство тракторов, Б.М. Гельман стр. 39-58



























11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Разработка урока на тему "Разборка, дефектация и сборка двигателя Д-240".

Автор: Иван Николаевич Гриценко

Дата: 29.09.2023

Номер свидетельства: 637402


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства