kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа научно-технической направленности «Автотрассовый моделизм»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа  предусматривает изучение сведений о практическом применении электричества, о современных технологиях обработки различных материалов (дерева, металла, резины, пластмассы), об основах рационализаторской работы и истории техники производства, рабочих и инженерно-технических профессий.  На занятиях в объединении  школьники изготовляют самоходные автомобили с микроэлектродвигателями, проводят их испытания, доводку, участвуют  в соревнованиях. При этом каждый школьник работает индивидуально над своей моделью. В объединении  могут создаваться одновременно модели разных классов.

         Тематика работ в объединении  по мере подготовленности детей расширяется и усложняется. Это  достигается внедрением элементов экспериментально-исследовательской деятельности учащихся, связанной с усовершенствованием микроэлектродвигателя, механизмов передачи и управления моделью, с разработкой и изготовлением различных автоматических устройств по управлению моделями на трассе, электронных пультов управления.

        При всех существующих трудностях в системе дополнительного образования сегодня открывается новые возможности для развития и самоопределения личности.  Программа «Автотрассовый моделизм» на станции юных техников предусматривает целенаправленную работу по обеспечению профессионального самоопределения подростка, в том числе получение знаний и навыков:

  • владение профессиональными навыками работы на сверлильном, токарном станке;
  • применение на практике проектно-исследовательских и других  технологий;
  • участие в акциях, конкурсах, соревнованиях;
  • получение навыков по паяльным работам;
  • формирование представлений об избранной сфере профессиональной деятельности и соотнесения себя с этой деятельностью;

Применяя на практике новые технологии, дети получают допрофессиональные навыки работы на компьютере. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа научно-технической направленности «Автотрассовый моделизм»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Станция юных техников»

Тюменской области, ХМАО-Югры









Дополнительная общеобразовательная программа

научно-технической направленности




«Автотрассовый моделизм»

(первого, второго года обучения)

возраст обучающихся 12 -16 лет,

срок реализации 1 год




подготовил

педагог дополнительного образования

Никитин Николай Пименович
















г. ХАНТЫ-МАНСИЙСК

2016 г.

Пояснительная записка


Программа дополнительного образования «Автотрассовый моделизм» составлена на основе Типового Положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (приказ Минобрнауки РФ № 504 от 26.06.2012 г.), в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Уставом МБУДО СЮТ, письмом Министерства образования от 11.12.2006 г. РФ№ 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Международной Конвенцией о правах ребенка, Концепцией развития системы дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 г.


Автотрассовый моделизм занимает среднее звено в единой цепи творческого развития школьников на станции юных техников (в учреждении дополнительного образования).

Программа объединения рассчитана на учащихся 4-7 классов; в объединение большинство учащихся до (70 %) поступают после кружков начального технического моделирования. Через 2-3 года занятий в автотрассовом объединении учащиеся должны переходить в кружки для старшеклассников: автомодельный, малогабаритной техники, мотокружок.

Построить несложную трассовую модель автомобиля под силу ученику 4-5 класса. А построив модель, можно участвовать в увлекательных соревнованиях.

Благодаря своей простоте и доступности объединение трассового моделизма может работать в школе, во внешкольных учреждениях. Главное условие для работы такого кружка – наличие трассы. Из-за нехватки помещений на Ханты-Мансийской станции юных техников компактная двухдорожечная двухярусная автотрасса спроектирована и построена прямо в учебной лаборатории, где стол вокруг трассы одновременно служит рабочим местом для учащихся.

По мере изготовления модели можно испытать не отходя от рабочего места, а в последующем принимать участие в соревнованиях на трассе.

Так же положительным в занятиях трассовым моделизмом является доступность материалов для изготовления трассовых моделей (не нужны дефицитные материалы, дорогостоящая аппаратура радиоуправления и аккумуляторы питания).

Данная программа предусматривает изучение сведений о практическом применении электричества, о современных технологиях обработки различных материалов (дерева, металла, резины, пластмассы), об основах рационализаторской работы и истории техники производства, рабочих и инженерно-технических профессий. На занятиях в объединении школьники изготовляют самоходные автомобили с микроэлектродвигателями, проводят их испытания, доводку, участвуют в соревнованиях. При этом каждый школьник работает индивидуально над своей моделью. В объединении могут создаваться одновременно модели разных классов.

Тематика работ в объединении по мере подготовленности детей расширяется и усложняется. Это достигается внедрением элементов экспериментально-исследовательской деятельности учащихся, связанной с усовершенствованием микроэлектродвигателя, механизмов передачи и управления моделью, с разработкой и изготовлением различных автоматических устройств по управлению моделями на трассе, электронных пультов управления.

При всех существующих трудностях в системе дополнительного образования сегодня открывается новые возможности для развития и самоопределения личности. Программа «Автотрассовый моделизм» на станции юных техников предусматривает целенаправленную работу по обеспечению профессионального самоопределения подростка, в том числе получение знаний и навыков:

  • владение профессиональными навыками работы на сверлильном, токарном станке;

  • применение на практике проектно-исследовательских и других технологий;

  • участие в акциях, конкурсах, соревнованиях;

  • получение навыков по паяльным работам;

  • формирование представлений об избранной сфере профессиональной деятельности и соотнесения себя с этой деятельностью;

Применяя на практике новые технологии, дети получают допрофессиональные навыки работы на компьютере.

Влияние новых технологий на образовательный процесс, творческий рост и самоопределение учащихся в автотрассовом объединении лежит в едином, комплексном образовательном пространстве города.


Ведется совместная образовательная деятельность с учреждениями: МЧС, Пожарная часть, Речпорт, ЮграТел, Аэропорт, ГИБДД, Тюменский институт нефти и газа, Российская Федерация автомодельного спорта; МБОУ ДОД, МУК, ДОУ, школами (научно-практические конференции, городские и районные праздники и трудовые акции для детей). Реализация проектов «Азбука безопасности», «Перекресток», социальные и научно-исследовательские проекты. Совместная работа с Департаментом образования г.Ханты-Мансийска, МБУ «Молодежным центром», окружным советом РОСТО, городским центром занятости населения, которые оказывают организационную, информационную и финансовую поддержку станции юных техников.

В дни массовых мероприятий, экскурсий, слетов автотрассовая лаборатория с показательными выступлениями кружковцев является настоящим центром пропаганды технического творчества школьников.












Цель и задачи программы


Целью программы является приобщение детей к спортивно-техническому творчеству через самовыражение в области автотрассового моделизма и формирование устойчивого интереса к знаниям в области автомобилестроения, автомодельного спорта.


Задачи программы


Обучающие:

  • дать знания по истории автомобилестроения, автомоделизма и автотрассового моделизма;


  • научить детей работать с ручным инструментом и различными материалами;


  • обучить детей работать на станочном оборудовании, дать знания об его устройстве;


  • научить работать в компьютерных программах для расчета скоростей автотрассовых моделей;


  • научить детей самостоятельно строить несложные автотрассовые модели;


  • научить детей самостоятельно запускать и управлять моделью на автотрассе;


  • дать знания в области основ специальных дисциплин: физики (механика, динамика, электричество), математики, химии, экологии, правил дорожного движения.


Развивающие:

  • развивать у учащихся логическое и техническое мышление;


  • сформировать и развить навыки самостоятельной работы при изготовлении и управлении автотрассовой моделью;

  • развивать память, внимание, различные формы сенсорного восприятия, мелкой моторики пальцев рук при изготовлении автотрассовых моделей;


  • развивать любознательность, воображение, смелость в выдвижении гипотез, умение принимать нестандартные решения;


  • сформировать и развить организационно-управленческие умения и навыки (планирование своей деятельности и получение своего результата; определение проблем в собственной учебной деятельности и установление их причин);


  • развить у детей коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (способность адекватно оценивать различные мнения, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации);


  • способствовать развитию творческих способностей одаренных детей;


  • содействовать формированию эстетического вкуса при создании моделей;


  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес учащихся к поисковой творческой деятельности через внедрения на занятиях новых технологий.


Воспитывающие:

  • сформировать уважительное отношение к различным видам ручного труда;


  • воспитать у обучающихся терпение, волю, трудолюбие, самоорганизованность;


  • содействовать формированию чувства взаимопомощи и коллективизма, воспитать навыки коммуникативного взаимодействия в процессе коллективного труда;


  • познакомить учащихся с профессиями инженерно- технических работников;


  • сформировать ориентацию на продолжение обучения в сфере технического профессионального образования.



Механизм реализации программы предполагает несколько этапов


  • Подготовительный этап. Разработка программы, подготовка дидактического материала. Набор детей и комплектование групп. Целесообразно использовать вводный контроль (тест, упражнение).


  • Организационный этап. Ознакомление детей с планом работы кружка. Последовательность прохождения занятия, к чему надо стремиться, чего можно достигнуть.


  • Основной этап. Получение теоретических и практических знаний, умений (через беседы, лабораторно-практические занятия, экскурсии, тренинги). Участие детей в конкурсах, выставках, соревнованиях. Решение задач: ситуативных, познавательных, творческих.


  • Итоговый этап. Оценка результатов работы детей.


В процессе реализации данной программы предусмотрено использование следующих методов: наблюдение, анкетирование (проводится с целью выявления отношений учащихся к занятиям техническим творчеством), тестирование (проводится с целью выявления склонностей учащихся к занятиям техническим творчеством: самооценки, мотивации, познавательных интересов).



Социальный эффект программы

Занятия автотрассовым моделизмом приобщает детей к миру техники и моделизма, прививает интерес к творчеству, стремление заложить основы по подготовке к самостоятельной трудовой деятельности, профессиональному самоопределению.

Ребята, занимающиеся в объединении автотрассового моделизма, не только познают радость творчества; это их дисциплинирует, развивает чувство ответственности за порученное дело. Умение всё делать своими рукам даёт возможность поверить в свои силы, обрести самостоятельность в выборе того или иного решения, что в конечном итоге даёт возможность сориентироваться в выборе будущей профессии.

В дни массовых мероприятий, экскурсий, слетов автотрассовая лаборатория с показательными выступлениями кружковцев является настоящим центром пропаганды технического творчества школьников.


На базе лаборатории проводятся городские автотрассовые соревнования, реализуются проекты: «Перекресток», «Город мастеров», «Азбука безопасности», «Выбор», «Минуты радости». За год автотрассовую лабораторию посещают около 3000 детей.











Тематический план (первый год занятий)





Тема


Количество часов



всего

на теоретические занятия

на практические занятия

1.

Вводное занятие.

2

1

1

2.

Разработка и изготовление моделей класса «А».

22

4

18

3.

Основы электричества. Электродвигатели.

16

4

12

4.


Товарные марки отечественных и зарубежных автомобилей.

12

4

8

5.

Основы знаний по химическим материалам. Применение клеев, грунтовок, красок, лаков, растворителей.

12

4

8

6.

Охрана природы и экология.

4

2

2

7.

Разработка и изготовление моделей по собственному замыслу.

30

3

27

8.

Основы правил дорожного движения

6

4

2

9.

Подготовка и проведение

соревнований моделей.

2

1

1

10.

Заключительное занятие.

2

1

1


Всего:

108

28

80





















Календарно-тематический план (первый год занятий)



Дата (сроки)


Раздел

Всего часов


Теоретическая часть

Количество часов


Практическая часть

Количество часов

октябрь

1.Вводное занятие.


2

Цели и задачи кружка на первом году занятий. Ознакомление автотрассовым кабинетом. Распределения заданий на год.


1

Показательные выступления лучших моделей прошлого года

1

октябрь-ноябрь

2. Разработка и изготовление модели класса «А».

22

Понятие о технических требованиях к моделям класса «А». Анализ технической документации и изготовленных моделей класса «А». Составление плана (графика), разработка основных частей модели и необходимой технологической оснастки.

4

Изготовление чертежей, деталей и узлов модели класса «А». Изготовление необходимой технологической оснастки. Сборка и отладка модели. Испытания модели на автотрассе.


18

ноябрь-декабрь

3.Основы электричества. Электродвигатели.

16

Понятие о постоянном и переменном электрическом токе. Источники тока. Сила тока, напряжение, сопротивление. Приборы для измерения электрических величин. Применение электричества.


4

Сборка и разборка электрических цепей. Сборка модели электродвигателя постоянного тока. Лабораторная работа по измерению электрических величин.


12

декабрь-январь

4. Товарные марки отечественных и зарубежных автомобилей.


12

История отечественного автомобилестроения. Классификация современных автомобилей. Товарные марки и символика отечественных и зарубежных автомобилей. Символика Российской Федерации.

4

Конкурсы и викторины.

8

январь-февраль

5.Основы знаний по химическим материалам. Применение клеев, грунтовок, красок, лаков, растворителей.


12

Виды лакокрасочных материалов. Химические основы лакокрасочных материалов. Совместимость разных видов клеев, грунтовок, красок, лаков, растворителей при размешивании.

4

Покраска деталей и узлов моделей разными видами красок. Растворение загустевших красок и лаков различными видами растворителей и разбавителей. Пробы на совместимость лакокрасочных материалов.

8

февраль

6.Охрана природы и экология.

4

Роль автотранспорта в народном хозяйстве. Источники энергии для автомобилей. Экологически чистый автотранспорт. Электромобили, автомобили с водородным двигателем.

2

Изготовление деталей моделей из вторичных материалов.


2

март-апрель

7. Разработка и изготовление моделей по собственному замыслу

30

Понятие о методах формулировки технических задач, о методах поиска новых технических решений. Понятие о дизайне. Разработка графических проектов моделей автомобилей. Порядок защиты проектов, предложенных школьниками. Порядок изготовления моделей по собственному замыслу.

3

Изготовление деталей и узлов моделей по собственному замыслу. Изготовление необходимой технологической оснастки. Сборка и отладка модели. Испытания модели на автотрассе.

27

апрель-май

8.Основные правила дорожного движения


6


Основные правила дорожного движения для пешеходов. Закон инерции. Зависимость длины тормозного пути автотранспорта от скорости и массы автомобиля.

4

Упражнения по вождению модели автомобиля на автотрассе, резкое торможение на поворотах, на спуске с горки, замер длины тормозного пути.

2

май

9.Подготовка и проведение соревнований моделей


2

Классификация соревнований и правила их проведения. Подготовка и поведение квалификационных соревнований. Подготовка моделистов для участия в соревнованиях.


1

Подготовка моделей и моделистов к соревнованиям. Изготовление формы, эмблемы, тары для моделей и т.п.


1

май (конец месяца)

10.Заключительное занятие

2

Итоги работы кружка подводятся после проведения соревнований в форме технической конференции с приглашением родителей кружковцев, их друзей. Задания на лето. Поощрение и награждение кружковцев, показавших высокие результаты в труде и высокие результаты в спортивном моделизме.

1

Подготовка моделей на летний период.



1



108


28


80





























Программа

(первый год занятий)


  1. Вводное занятие - 2 часа.


Теоретическая часть.

Цели и задачи кружка на первом году занятий. Ознакомление автотрассовым кабинетом. Распределение заданий на год.

Практическая работа. Показательные выступления лучших моделей прошлого года.



  1. Разработка и изготовление моделей класса «А». - 22 часа.


Теоретическая часть.

Понятие о технических требованиях к моделям класса «А». Анализ технической документации и изготовленных моделей класса «А». Составление плана (графика), разработка основных частей модели и необходимой технологической оснастки.

Практическая работа. Изготовление чертежей, деталей и узлов модели класса «А». Изготовление необходимой технологической оснастки. Сборка и отладка модели. Испытания модели на автотрассе.



  1. Основы электричества. Электродвигатели. - 16 часов.


Теоретическая часть.

Понятие о постоянном и переменном электрическом токе. Источники тока. Сила тока, напряжение, сопротивление. Приборы для измерения электрических величин. Применение электричества.

Практическая работа. Сборка и разборка электрических цепей. Сборка модели электродвигателя постоянного тока. Лабораторная работа по измерению электрических величин.




  1. Товарные марки отечественных и зарубежных автомобилей. - 12 часов.


Теоретическая часть.

История отечественного автомобилестроения. Классификация современных автомобилей. Товарные марки и символика отечественных и зарубежных автомобилей. Символика Российской Федерации.

Практическая работа. Конкурсы и викторины.





  1. Основы знаний по химическим материалам. Применение клеев, грунтовок, красок, лаков, растворителей. - 12 часов.


Теоретическая часть.

Виды лакокрасочных материалов. Химические основы лакокрасочных материалов. Совместимость разных видов клеев, грунтовок, красок, лаков, растворителей при размешивании.

Практическая работа. Покраска деталей и узлов моделей разными видами красок. Растворение загустевших красок и лаков различными видами растворителей и разбавителей. Пробы на совместимость лакокрасочных материалов.


  1. Охрана природы и экология. - 4 часа.


Теоретическая часть.

Роль автотранспорта в народном хозяйстве. Источники энергии для автомобилей. Экологически чистый автотранспорт. Электромобили, автомобили с водородным двигателем.

Практическая работа. Изготовление деталей моделей из вторичных материалов.

  1. Разработка и изготовление моделей по собственному замыслу. – 30 часов.


Теоретическая часть.

Понятие о методах формулировки технических задач, о методах поиска новых технических решений. Понятие о дизайне. Разработка графических проектов моделей автомобилей. Порядок защиты проектов, предложенных школьниками. Порядок изготовления моделей по собственному замыслу.

Практическая работа. Изготовление деталей и узлов моделей по собственному замыслу. Изготовление необходимой технологической оснастки. Сборка и отладка модели. Испытания модели на автотрассе.


  1. Основные правила дорожного движения - 6 часов.


Теоретическая часть.

Основные правила дорожного движения для пешеходов. Закон инерции. Зависимость длины тормозного пути от скорости и массы автомобиля.

Практическая работа. Упражнения по вождению модели автомобиля на автотрассе, резкое торможение на поворотах, на спуске с горки, замер длины тормозного пути.



  1. Подготовка и проведение соревнований моделей. - 2 часа.


Теоретическая часть.

Классификация соревнований и правила их проведения. Подготовка и поведение квалификационных соревнований. Подготовка моделистов для участия в соревнованиях.

Практическая работа. Подготовка моделей и моделистов к соревнованиям. Изготовление формы, эмблемы, тары для моделей и т.п.



  1. Заключительное занятие. - 2 часа.


Теоретическая часть.

Итоги работы кружка подводятся после проведения соревнований в форме технической конференции с приглашением родителей кружковцев, их друзей. Задания на лето. Поощрение и награждение кружковцев, показавших высокие результаты в труде и высокие результаты в спортивном моделизме.

Практическая работа. Подготовка моделей на летний период.

























Тематический план (второй год занятий)





Тема


Количество часов



всего

на теоретические занятия

на практические занятия

1.

Вводное занятие.

3

2

1

2.

Основы электричества. Электродвигатели.

10

4

6

3.

Изготовление корпусов

для моделей методом

формовки и штамповки. Основы материаловедения.

10

2

8

4.


Товарные марки отечественных и зарубежных автомобилей.

10

4

6

5.

Разработка и изготовление моделей-копий.

37

3

34

6.

Основы знаний по химическим материалам. Применение клеев, грунтовок, красок, лаков, растворителей.

12

6

6

7.

Охрана природы и экология.

5

2

3

8.

Разработка и изготовление моделей вездеходной техники.

36

3

33

10.

Рационализаторская работа в техническом творчестве.

5

3

2

11.

Основы правил дорожного движения

5

3

2

12.

Подготовка и проведение

соревнований моделей.

3

1

2

13.

Заключительное занятие.

2

1

1


Всего:

138

34

104






Календарно-тематический план (второй год занятий)


Дата (сроки)


Раздел

Всего часов


Теоретическая часть

Количество часов


Практическая часть

Количество часов

октябрь

1.Вводное занятие.


3

Цели и задачи кружка на втором году занятий. Достижения отечественных моделистов в летний период. Распределения заданий на год.


2

Показательные выступления лучших моделей прошлого года

1

октябрь

2.Основы электричества. Электродвигатели.

10

Понятие о постоянном и переменном электрическом токе. Источники тока. Сила тока, напряжение, сопротивление. Приборы для измерения электрических величин. Применение электричества.


4

Сборка и разборка электрических цепей. Сборка модели электродвигателя постоянного тока. Лабораторная работа по измерению электрических величин.


6

октябрь-ноябрь

3.Изготовление корпусов для моделей методом

формовки и штамповки. Основы материаловедения.

10

Понятие о холодной штамповке металлических изделий. Понятие о термообработке оргстекла и пластмасс. Понятие о формовке деталей методом вакуумирования. Понятие о технологической оснастке для изготовления корпусов моделей из оргстекла и пластмасс.


2

Изготовление корпусов моделей и технологической оснастки для их формовки.


8

ноябрь-декабрь

4. Товарные марки отечественных и зарубежных автомобилей.


10

История отечественного автомобилестроения. Классификация современных автомобилей. Товарные марки и символика отечественных и зарубежных автомобилей. Символика Российской Федерации.

4

Конкурсы и викторины.

6

декабрь - январь

5.Разработка и изготовление моделей-копий

37

Способы изготовления моделей-копий. Понятие о масштабе. Использование масштабной линейки и масштабной сетки при проектировании моделей.


3

Изготовление чертежей, деталей и узлов модели-копии. Изготовление необходимой технологической оснастки. Сборка и отладка модели. Испытания модели на автотрассе.

34

январь-февраль

6.Основы знаний по химическим материалам. Применение клеев, грунтовок, красок, лаков, растворителей.


12

Виды лакокрасочных материалов. Химические основы лакокрасочных материалов. Совместимость разных видов клеев, грунтовок, красок, лаков, растворителей при размешивании.

6

Покраска деталей и узлов моделей разными видами красок. Растворение загустевших красок и лаков различными видами растворителей и разбавителей. Пробы на совместимость лакокрасочных материалов.

6

февраль

7.Охрана природы и экология.

5

Роль автотранспорта в народном хозяйстве. Источники энергии для автомобилей. Экологически чистый автотранспорт. Электромобили, автомобили с водородным двигателем.

2

Изготовление деталей моделей из вторичных материалов.


3

март-апрель

8.Разработка и изготовление моделей вездеходной техники.

36

Географические особенности автономного округа. Роль вездеходной техники в освоении Севера и в развитии автономного округа. Вездеходная техника на базе основных видов автотранспорта. Транспортная техника на воздушной подушке (экранолет).

3

Изготовление деталей и узлов моделей вездеходной техники. Изготовление необходимой технологической оснастки. Сборка и отладка модели. Испытания модели на автотрассе.

33

апрель

10.Рационализаторская работа в техническом творчестве.


5

Цели и задачи рационализаторской работы в кружке. Изготовление шаблона, оправок и другой технологической оснастки для изготовления различных деталей и частей модели. Приспособление для изготовления и сборки токосъёмников и подшипников скольжения модели. Оправки и приспособления для изготовления деталей колёс (дисков, шин, осей и др.)

3

Изготовление деталей механизмов передачи, токосъёмников, колёс, подвески и др.


2

май

11.Основы правил дорожного движения


5

Основные правила дорожного движения для пешеходов. Закон инерции. Зависимость длины тормозного пути автотранспорта от скорости и массы автомобиля.

3

Упражнения по вождению модели автомобиля на автотрассе, резкое торможение на поворотах, на спуске с горки, замер длины тормозного пути.

2

май

12.Подготовка и проведение соревнований моделей


3

Классификация соревнований и правила их проведения. Подготовка и поведение квалификационных соревнований. Подготовка моделистов для участия в соревнованиях.


1

Подготовка моделей и моделистов к соревнованиям. Изготовление формы, эмблемы, тары для моделей и т.п.


2

май (конец месяца)

13.Заключительное занятие

2

Итоги работы кружка подводятся после проведения соревнований в форме технической конференции с приглашением родителей кружковцев, их друзей. Задания на лето. Поощрение и награждение кружковцев, показавших высокие результаты в труде и высокие результаты в спортивном моделизме.

1

Подготовка моделей на летний период.



1



138


34


104


















Программа

(второй год занятий)


  1. Вводное занятие - 3 часа.


Теоретическая часть.

Цели и задачи кружка на втором году занятий. Достижения отечественных моделистов в летний период. Распределение заданий на год.

Практическая работа. Показательные выступления лучших моделей прошлого года.



  1. Основы электричества. Электродвигатели. - 10 часов.


Теоретическая часть.

Понятие о постоянном и переменном электрическом токе. Источники тока. Сила тока, напряжение, сопротивление. Приборы для измерения электрических величин. Применение электричества.

Практическая работа. Сборка и разборка электрических цепей. Сборка модели электродвигателя постоянного тока. Лабораторная работа по измерению электрических величин.



  1. Изготовление корпусов для моделей методом

формовки и штамповки. Основы материаловедения. - 10 часов.


Теоретическая часть.

Понятие о холодной штамповке металлических изделий. Понятие о термообработке оргстекла и пластмасс. Понятие о формовке деталей методом вакуумирования. Понятие о технологической оснастке для изготовления корпусов моделей из оргстекла и пластмасс.

Практическая работа. Изготовление корпусов моделей и технологической оснастки для их формовки.



  1. Товарные марки отечественных и зарубежных автомобилей. - 10 часов.


Теоретическая часть.

История отечественного автомобилестроения. Классификация современных автомобилей. Товарные марки и символика отечественных и зарубежных автомобилей. Символика Российской Федерации.

Практическая работа. Конкурсы и викторины.



  1. Разработка и изготовление моделей-копий. - 37 часов.


Теоретическая часть.

Способы изготовления моделей-копий. Понятие о масштабе. Использование масштабной линейки и масштабной сетки при проектировании моделей.

Практическая работа. Изготовление деталей и узлов моделей-копий. Изготовление необходимой технологической оснастки. Сборка и отладка модели. Испытания модели на автотрассе.



  1. Основы знаний по химическим материалам. Применение клеев, грунтовок, красок, лаков, растворителей. - 12 часов.


Теоретическая часть.

Виды лакокрасочных материалов. Химические основы лакокрасочных материалов. Совместимость разных видов клеев, грунтовок, красок, лаков, растворителей при размешивании.

Практическая работа. Покраска деталей и узлов моделей разными видами красок. Растворение загустевших красок и лаков различными видами растворителей и разбавителей. Пробы на совместимость лакокрасочных материалов.


  1. Охрана природы и экология. - 5 часов.


Теоретическая часть.

Роль автотранспорта в народном хозяйстве. Источники энергии для автомобилей. Экологически чистый автотранспорт. Электромобили, автомобили с водородным двигателем.

Практическая работа. Изготовление деталей моделей из вторичных материалов.

  1. Разработка и изготовление моделей вездеходной техники. – 36 часов.


Теоретическая часть.

Географические особенности автономного округа. Роль вездеходной техники в освоении Севера и в развитии автономного округа. Вездеходная техника на базе основных видов автотранспорта. Транспортная техника на воздушной подушке (экранолет).

Практическая работа. Изготовление деталей и узлов моделей вездеходной техники. Изготовление необходимой технологической оснастки. Сборка и отладка модели. Испытания модели на автотрассе.


  1. Рационализаторская работа в техническом творчестве. - 5 часов.


Теоретическая часть.

Цели и задачи рационализаторской работы в кружке. Изготовление шаблона, оправок и другой технологической оснастки для изготовления различных деталей и частей модели. Приспособление для изготовления и сборки токосъёмников и подшипников скольжения модели. Оправки и приспособления для изготовления деталей колёс (дисков, шин, осей и др.).

Практическая работа. Изготовление деталей механизмов передачи, токосъёмников, колёс, подвески и др.


  1. Основы правил дорожного движения - 5 часов.


Теоретическая часть.

Основные правила дорожного движения для пешеходов. Закон инерции. Зависимость длины тормозного пути от скорости и массы автомобиля.

Практическая работа. Упражнения по вождению модели автомобиля на автотрассе, резкое торможение на поворотах, на спуске с горки, замер длины тормозного пути.



  1. Подготовка и проведение соревнований моделей. - 3 часа.


Теоретическая часть.

Классификация соревнований и правила их проведения. Подготовка и поведение квалификационных соревнований. Подготовка моделистов для участия в соревнованиях.

Практическая работа. Подготовка моделей и моделистов к соревнованиям. Изготовление формы, эмблемы, тары для моделей и т.п.



  1. Заключительное занятие. - 2 часа.


Теоретическая часть.

Итоги работы кружка подводятся после проведения соревнований в форме технической конференции с приглашением родителей кружковцев, их друзей. Задания на лето. Поощрение и награждение кружковцев, показавших высокие результаты в труде и высокие результаты в спортивном моделизме.

Практическая работа. Подготовка моделей на летний период.













Дети будут знать:


  • явления электромагнетизма;

  • основные определения постоянного и переменного электрического тока (напряжения, силы тока, сопротивления, электрической мощности);

  • единицы измерения электрических величин;

  • приборы для измерения электрических величин, принцип работы приборов;

  • закон Ома; пользоваться им в любом необходимом случае;

  • закон Ньютона (закон инерции);

  • формулу для вычисления скорости модели.




Дети будут уметь:


  • выполнять различные виды пайки монтажных проводов;

  • изготавливать щёточный механизм;

  • вычислять скорость модели автомобиля;

  • вытачивать диски и колёса для автомобилей;

  • работать на токарном и сверлильном станках;

  • применять безопасные приёмы труда;

  • выполнять правила производственной санитарии и организации рабочего

места.

Список использованной литературы


  1. Гусев Е.М., Осипов М.С. Пособие для автомоделистов. Москва.


  1. Издательство ДОСААФ СССР, 1980 г.


  1. Драгунов Г.Б. Автомодельный кружок. Москва. Издательство ДОСААФ

СССР, 1988 г.


  1. Алексеев Ю.Г. Люди и автомобили. Москва. Патриот, 1990 г.


  1. Захаров В.М. Эти быстрые автомобили. Москва. Издательство ДОСААФ

СССР, 1986 г.


  1. Правила дорожного движения. Москва, 1998 г.


  1. В.С.Цыбин. Легковые автомобили. Москва. Просвещение. 1993г.


  1. Н.Б.Коростелев. От А до Я. Москва. Меедицина. 1987г.


  1. М.А.Бендюков. И.Л.Соломин. Твой компас на рынке труда (что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы). Санкт-Петербург. 2000г.


Список использованной литературы для педагога


  1. Трудовое обучение – 6. Москва. Просвещение, 1989 г.


  1. Преподавание слесарного дела в средней школе. Учпедгиз. 1962г.


  1. Общетехнический справочник. Москва. Машиностроение, 1989 г.


  1. Справочник по авиационным материалам. Москва. Издательство

Транспорт, 1972 г.


  1. Боровиков Ю.А., Легорнев С.Ф. Технический справочник учителя труда.

Москва. Просвещение, 1980 г.


  1. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем. Москва. Просвещение, 1990 г.


  1. Автомодельный спорт (правила соревнований). Москва. ДОСААФ СССР. 1989г.


  1. Журнал «Дополнительное образование и воспитание», приложение № 6. Москва. 2011г.



Учебно – методическое сопровождение занятий объединения «Атотрассовый моделизм»


Дидактические материалы

Методические материалы

Программно – технические средства

Инструкционные карты и схемы:


Плакаты

Стенды

Таблицы

Карточки

Перфокарты

Шаблоны

Чертежи

Инструкционные карты

Технологические карты

Разработки чертежей:

  • У нас будет интересно.

  • Проведение игр при изготовлении моделей автомобилей.

  • Подборка материала с чертежами к Новому году.


  • Методическая разработка на тему: "Применение инерционных
    механизмов в самоделках кружковцев".

  • Методическая разработка на тему:»Технические требования к автотрассовым моделям»

  • Методические рекомендации на тему:»» «Изготовление кордовой модели автомобиля с электродвигателем «ФОРМУЛА -1»

  • Методическая разработка на тему : "Установка электромотора на модели машин» Методическая разработка на тему: "Учись выпиливать"

  • Методическая разработка на тему: «Оптимальное размещение автотрассы»

  • Методические рекомендации на тему: "Обработка резины"

  • Методические рекомендации на тему: "Сверление отверстий".

  • Методическая рекомендация на тему: "Дизайн и оформление моделей машин»


Компьютер, ДВД, музыкальный центр,

интерактивная доска.

Информационно – справочные материалы

Разработки

Видеоматериалы

"О свойствах полистирола и пластмассы"

"Т.Б. при работе с инструментом"

"Из чего все машины сделаны?"

"Машины – наши помощники"

"Машины на стройке"

"Авто - торговые марки"

"Есть ли жизнь на Луне? Вездеходы для Луны."

.Подборка бесед при прохождении темы: "Автомоделировании".

.Подборка материала при прохождении темы: "Спецтранспорт"

Беседы о жизни замечательных людей

"Значение техники в жизни людей. Достижения науки и техники".

Сто тысяч "почему?". Интересные факты обо всём.


  • Т.Б.при работе с лобзиком и фанерой

  • "Сверление отверстий".

  • разметка с помощью циркуля.

  • "Что и чем клеить. Знакомство с клеями".

  • "Знакомство с геометрическими фигурами".

  • "Знакомство с измерительным инструментами".

  • Полезные советы при сборке гоночных, легковых, военных автомобилей.

  • Полезные советы при оформлении

моделей гоночных автомобилей.




Слайдовые презентации:

«Правила дорожного движения знай и соблюдай»;

«Внимание дети!»;

«Достопримечательности нашего города»;

«Путешествие в страну дорожных знаков»



Инструменты и оборудование

Контрольно – измерительные и диагностические материалы:

Материалы используемые на занятиях


Бумага, картон, ДВП, ДСП, фанера, дерево, пластилин, пенопласт

проволока, жесть, резина,

лаки – краски, кнопки, скрепки,

иголки, нитки, булавки, гвозди

шурупы, винтики, болтики

гайки, шайбы

металлический и пластмассовый конструктор

Карандаш, линейка, чертилка

шило, резак, ножницы,

лобзик, пилки, струбцины, ключи для лобзиков, дрель, сверла, плоскогубцы

бокорезы, кусачки, надфили

напильники, молотки, стамески

отвёртки, сверлильный станок

шлифмашинка, рубанки, электролобзик, шлифовальный, фрезерный, токарный, точильный станок

Уровень знаний и умений обучающихся;

Достижения обучающихся;

Возрастная категория детей;

Тесты по разделу программы

« Инструменты и материалы»;

Критерии оценивания выполнения самостоятельных работ по графической подготовке;

Критерии оценивания знаний, умений, навыков по разделу: «Электричество»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Программа научно-технической направленности «Автотрассовый моделизм»

Автор: Никитин Николай Пименович

Дата: 12.01.2017

Номер свидетельства: 378398


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства