Комплекс наглядных методов обучения и воспитания детей с РАС.
Наглядные средства – схемы, четкие плакаты, инструкции, и в особенности
расписания позволяют ребенку с РАС лучше адаптироваться в окружающем пространстве,
лучше ориентироваться как в помещении, так и в процессе учебной деятельности. Для
обучения детей с расстройствами аутистического спектра хорошо подходит китайский
принцип: «я слышу, и я забываю, я вижу, и я запоминаю, я делаю, и я понимаю».
Визуализация режима дня предполагает введения расписания, необходимость
которого обусловлено тем, у ребенка с расстройством аутистического спектра с трудом
формируется структура времени, затруднено понимание последовательности событий,
различные явления окружающего мира и события, происходящие с ребенком в его
сознании не связаны с определенными временными рамками. Ребенок не знает, когда и что
можно делать, не может самостоятельно планировать собственное время, что часто
приводит к нарушениям поведения.
Расписания позволяют ребенку с РАС:
- создать более упорядоченную и предсказуемую картину мира в сознании ребёнка,
помогает структурировать его поведение и избежать многих страхов, аффективных срывов;
- следовать распорядку дня. Учащийся знает, что он должен сделать сегодня, и ему не
нужны словесные инструкции или подсказки, что повышает самостоятельность ребенка;
- справляться с тревогой, устраняя постоянные вопросы о событиях дня, снижая,
таким образом, беспокойство учащегося и придавая ему чувство уверенности и
безопасности;
- избежать конфронтации со взрослыми. Когда приходит время занятия, которым
ребенок не любит заниматься, то взрослым следует ссылаться на расписание: «Расписание
говорит, что мы будем …»;
- позволяют усвоить наиболее важные алгоритмы учебных действий;
- позволяют учащимся быть готовыми к переменам;
- позволяют связывать ожидаемое поведение с занятиями в расписании;
- дают возможность учащемуся получить ощущение того, что что-то достигнуто.
Просмотр содержимого документа
«Комплекс наглядных методов обучения и воспитания детей с РАС»
Комплекс наглядных методов обучения и воспитания детей с РАС.
Наглядные средства – схемы, четкие плакаты, инструкции, и в особенности
расписания позволяют ребенку с РАС лучше адаптироваться в окружающем пространстве,
лучше ориентироваться как в помещении, так и в процессе учебной деятельности. Для
обучения детей с расстройствами аутистического спектра хорошо подходит китайский
принцип: «я слышу, и я забываю, я вижу, и я запоминаю, я делаю, и я понимаю».
Визуализация режима дня предполагает введения расписания, необходимость
которого обусловлено тем, у ребенка с расстройством аутистического спектра с трудом
формируется структура времени, затруднено понимание последовательности событий,
различные явления окружающего мира и события, происходящие с ребенком в его
сознании не связаны с определенными временными рамками. Ребенок не знает, когда и что
можно делать, не может самостоятельно планировать собственное время, что часто
приводит к нарушениям поведения.
Расписания позволяют ребенку с РАС:
- создать более упорядоченную и предсказуемую картину мира в сознании ребёнка,
помогает структурировать его поведение и избежать многих страхов, аффективных срывов;
- следовать распорядку дня. Учащийся знает, что он должен сделать сегодня, и ему не
нужны словесные инструкции или подсказки, что повышает самостоятельность ребенка;
- справляться с тревогой, устраняя постоянные вопросы о событиях дня, снижая,
таким образом, беспокойство учащегося и придавая ему чувство уверенности и
безопасности;
- избежать конфронтации со взрослыми. Когда приходит время занятия, которым
ребенок не любит заниматься, то взрослым следует ссылаться на расписание: «Расписание
говорит, что мы будем …»;
- позволяют усвоить наиболее важные алгоритмы учебных действий;
- позволяют учащимся быть готовыми к переменам;
- позволяют связывать ожидаемое поведение с занятиями в расписании;
- дают возможность учащемуся получить ощущение того, что что-то достигнуто.
Ввиду того, что у детей с расстройствами аутистического спектра недостаточно
сформировано понимание речи (или такой ребенок часто может «не слышать» обращения),
необходимо, чтобы расписание было визуальным. Это могут быть карточки с названием
предметов и режимных моментов, по которым ребенок сможет понять, что произойдет
позже. Для учеников школы такие карточки должны сопровождаться подписями, а в
последствие замениться текстовым расписанием. Лучше, если расписание будет
размещено в центре классной комнаты, чтобы его мог видеть весь класс. Учитель должен