Конкурсная программа по профилактике сквернословия «слово – не воробей…»
Конкурсная программа по профилактике сквернословия «слово – не воробей…»
КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СКВЕРНОСЛОВИЯ «СЛОВО – НЕ ВОРОБЕЙ…»
Разработчик: Насаева Наталья Владимировна,
педагог-организатор МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»
Место проведения: МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»
Дата проведения: апрель 2023 года
Участники: команды по 5 человек, учащихся 7-9 классов средних общеобразовательных учреждений города Курска, участвующие в городской воспитательной программе «Все в твоих руках»
Цель:
- формирование негативного отношения к нецензурной лексике;
- расширение словарного запаса;
- формирование навыка конструктивного общения и сотрудничества в группе;
- демонстрация преимуществ литературной речи и ее возможностей в творческой реализации личности;
Оборудование и техническое обеспечение:
- столы, стулья для участников;
- карточки с заданиями;
- ручки;
- оценочные листы;
- секундомер;
- протокол для жюри.
Ход мероприятия:
- вступительное слово ведущего;
- конкурсная программа;
- подведение итогов;
- награждение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конкурсная программа по профилактике сквернословия «слово – не воробей…»»
КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СКВЕРНОСЛОВИЯ «СЛОВО – НЕ ВОРОБЕЙ…»
Разработчик: Насаева Наталья Владимировна,
педагог-организатор МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»
Место проведения: МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»
Дата проведения: апрель 2023 года
Участники: команды по 5 человек, учащихся 7-9 классов средних общеобразовательных учреждений города Курска, участвующие в городской воспитательной программе «Все в твоих руках»
Цель:
- формирование негативного отношения к нецензурной лексике;
- расширение словарного запаса;
- формирование навыка конструктивного общения и сотрудничества в группе;
- демонстрация преимуществ литературной речи и ее возможностей в творческой реализации личности;
Оборудование и техническое обеспечение:
- столы, стулья для участников;
- карточки с заданиями;
- ручки;
- оценочные листы;
- секундомер;
- протокол для жюри.
Ход мероприятия:
- вступительное слово ведущего;
- конкурсная программа;
- подведение итогов;
- награждение.
Ведущий: Русский язык как никакой другой – самый богатый на слова. У нас в запасе огромное количество слов. Но правильно ли мы распоряжаемся этим наследием? Большой знаток слова, автор знаменитого словаря, Владимир Даль писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека - это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». Язык в нашей жизни играет огромную роль как средство общения. Поэтому мы должны следить за своей речью, думать, какое впечатление она производит на собеседника и к каким последствиям может привести. А мы это делаем, увы, не всегда – часто можем губительным, жестким словом обидеть, унизить того, кто рядом. Именно об этом мы сегодня и поговорим - ПОГОВОРИМ О СКВЕРНОСЛОВИИ… Поговорим через игру, через конкурсы, через пословицы, поговорки, лозунги, добрые слова…
Итак, первое задание. Оно посвящено русским пословицам и поговоркам о русском языке и сквернословии. Ребятам дано начало 15 пословиц и варианты концовок, напечатанные в неправильной последовательности, за пять минут нужно соотнести начало и конец пословиц и поговорок.
Вспомните пословицы о языке, сквернословии, напишите во втором столбце цифрами соответствие начала и концовки пословицы (например, 1/9).
1 Без русского языка
1/6
1. а добра не добился
2.Кто матом ругается
2/8
2. здоровье навечно уходит
3.Блюди хлеб на обед
3/14
3. а длинный - наказание
4.Много бранился
4/1
4. на брань умей давать отпор
5.Язык болтает
5/9
5. а на сердце лед
6.С людьми браниться
6/13
6. не сколотишь и сапога
7.Что написано пером
7/12
7. да и на себя оглянись
8.От того, кто сквернословит
8/2
8. у того и лошадь спотыкается
9.На языке мед
9/5
9. а голова отвечает
10.Острый язык - дарование
10/3
10. а беседа умом
11.Сквернословить позабудешь
11/15
11. со счастьем прощаешься
12.На крепкий сук точи топор
12/4
12. не вырубишь топором
13.Бранись, бранись
13/7
13. никуда не годится
14.Красно поле пшеном
14/10
14 а слово на ответ
15.Матом ругаешься
15/11
15. умен, любим и нужен будешь
Второе задание. «Планета добра». Участникам необходимо «заполнить» наш дом – Землю добрыми словами – написать на макете Земли - глобусе за 5 минут максимальное количество добрых слов – существительных в именительном падеже.
Вот этот глобус - модель нашей Земли. Земля - наш дом. А мы ее дети. И от нас с вами зависит, каким будет наш дом. Светлым и чистым, или мрачным и грязным. Наполним наш дом добрыми словами. Ваша задача написать на глобусе максимальное количество добрых слов – существительных в именительном падеже. (доброта, ласка, нежность, любовь, уважение, сопереживание, поддержка, надежда, вера, красота, сострадание, терпимость, благодарность, помощь, взаимовыручка, поддержка…)
Третье задание. Лозунги против сквернословия. Участникам нужно придумать рифмованные лозунги против мата и сквернословия и дружно проскандировать их.
Доказано, что мат отрицательно влияет на всех окружающих, кто слушает нецензурную брань. Сейчас во многих городах России проводятся акции по борьбе с матом. Активисты акции - студенты, журналисты - придумывают остроумные лозунги против сквернословия. Давайте и мы с вами придумаем такие лозунги. Чтобы вам было легче, начало лозунга уже есть, завершите его. Главное условие – должная быть рифма.
Начало лозунга
Примерные концовки
Наше условие
долой сквернословие!
Кто использует мат
тот умишком не богат
Хочешь успеха в жизни добиться
книжки читай, прекращай материться
Нам противен мат вокруг
враг он нам, совсем не друг
В классе мы найдём управу
на словесную отраву!
Чтобы в жизни состояться
нужно матом не ругаться
Ты не злись и не ругайся
быть воспитанным старайся
Люби родной язык и уважай
и матом ты его не засоряй
Мат, сквернословие, ругань
отбрось ты в дальний угол
С матерком, что с ветерком
от здоровья ты бегом
Кто ругается матом
никогда не будет дипломатом
Жизнь без мата
событиями богата
Четвёртое задание«Волшебный микрофон». Каждый член команды должен сказать комплимент команде-сопернице.
Пятое задание «Как избавиться от сквернословия».
За пять минут команда должна написать сообщение, эссе… на тему «Как избавиться от сквернословия», а затем выступить перед всеми участниками по заданной теме.
Шестое задание. «Жизненные ситуации». Получив карточки с ситуациями, участники конкурса должны «обыграть» жизненные ситуации.
Попробуйте поговорить с людьми, используя убедительную культурную речь, в следующих ситуациях.
- Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.
- Вас обсчитали на рынке
- Кто-то грубо обругал вас в автобусной давке
- Кто-то взял ваши вещи без разрешения
- Люди, сидящие рядом с вами на лавочке в парке, бросают мусор на землю.