Цель урока : формирование у учащихся позитивной оценки таких нравственных качеств, как благородство, честь,долг, верность Родине, уважение к её истории, защитникам.Планируемые предметные результаты:формировать умение работать с текстом,пословицами; развивать умение обобщать и систематизировать полученную информацию. Термины и понятия, с которыми учащиеся познакомятся на уроке :защита, канонизирован, причисление к лику святых.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: формирование у учащихся позитивной оценки таких нравственных качеств, как благородство, честь, долг, верность Родине, уважение к её истории и защитникам.
Планируемые результаты:
Личностные:
-создать условия для понимания и принятия личностью ценностей: Отечество, Родина, защита Отечества, патриотизм;
- формировать мотивацию у младших школьников, что защита Отечества была и есть долгом каждого россиянина.
Метапредметные:
- познакомить учащихся с наиболее почитаемыми в России защитниками нашего Отечества, которые благодаря своему мужеству, вере в Бога и любви к Родине, были потом причислены к лику святых.
Предметные:
-формировать умение работать с текстом, пословицами; развивать умение обобщать и систематизировать полученную информацию.
Термины, понятия:
защита, канонизирован, причисление к лику святых
Межпредметные связи: история, окружающий мир, русский язык, музыка
Формы работы и ресурсы:
групповая, самостоятельная с источниками информации; мультимедийная презентация, раздаточный материал
Этапы изучения темы:
Самоопределение в деятельности.
Просмотр слайдов 2, 3,4.
-Что общего на этих слайдах? (защитники Родины)
Слайд 5.
-Чем они отличаются? (защитники разных времён)
-Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Слайд 6.
Учебно-познавательная деятельность.
Словарная работа
- Как вы понимаете смысл слова «защитники»?
- А теперь найдите и прочитайте в словаре значение слова «защитники».
Слайд 7.
Слайд 8.
Создание проблемной ситуации:
Слово учителя:
- Ребята, не раз мирный труд и тихая семейная жизнь Руси – России нарушалась военными грозами. Почти половина из шести тысяч лет нашей истории прошла в войнах. А ведь Христос учил прощать, учил любить наших врагов. Он говорил, что нужно подставить левую щёку, если тебя ударили в правую.
Как же быть тогда, если война – это кровь, убийства и страдания.
(Ответы детей)
- Каждая группа получила вопрос, ответ на который вы найдёте в учебнике на страницах 88-89
Вопросы на карточках для групп:
1 группа. – Что Христос говорит о гневе? Найдите ответ в учебнике.
2 группа. - Какая война может быть справедливой, с христианской точки
зрения?
3 группа.- Когда православный человек берётся за оружие?
- Ребята, вы услышали ответы на вопросы. Давайте обобщим полученную информацию и сделаем вывод: « В каких случаях православным людям позволяется взять в руки оружие?»
Вывод: слайд 9
- Если же надо защитить веру, Родину, семью, православный человек берётся за оружие
3. Практическая деятельность.
1) Собрать пословицы:
Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Главное в жизни – служить Отчизне.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Работа с пословицами
2) Слова учителя:
-Во все времена, из поколения в поколение, в памяти людей живут имена защитников Земли Русской. С некоторыми из них мы познакомимся на уроке.
Ребята нашли дома информацию и хотят познакомить нас с ней.
( сообщения учащихся об А. Невском (слайд 10), Ф Ушакове (слайд11),
Д. Донском (слайд 12) )
-В старину на Руси было принято перед боем получать благословение.
- В истории нашей страны известно имя Сергия Радонежского. Он никогда не воевал, не брал в руки оружия, но почему, же православный народ называет его великим русским святым, заступником земли русской?
(Ответы детей)
(слайд 13)
- Даже во время войны православные воины соблюдали законы милосердия и справедливости.
- Прежде, чем говорить об этих законах, давайте поговорим о значении этих слов: «Милосердие» и «Справедливость». Работа со словарём.
Милосердие - желание и способность помочь кому-либо из сострадания, человеколюбия
Справедливость – истинный, правильный
(слайд 14)
- И даже на войне христианский воин должен оставаться человеком милосердным и справедливым. (слайд 15)
4.Результат деятельности.
Работа в рабочей тетради
5. Рефлексивная деятельность и творческое задание
Рефлексия – букет из гвоздик (розовая – понравилось на уроке, красная – были затруднения, белая – не понравилось)
Щиты ( с творческим заданием)
1 зад. Найти информацию об известном полководце А.Суворове.
2 зад. Составить кроссворд по теме урока.
3 зад. Нарисовать рисунки по теме урока.
Рабочая тетрадь к уроку 28
1. Под портретами подпиши имена защитников русской земли