Цели для ученика 1. Узнать о том, что значат в Православии слова «добро», «зло», «грех», «раскаяние», «совесть». 2.Осознать христианский смысл взаимосвязи совести и раскаяния. 3.Учиться участвовать в поисках нового. | Цели для учителя Цель урока: Образовательные: Вместе с учениками задуматься над тем, что есть такое «добро», а что – «зло»: в православии добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога, а зло – это то, что удаляет от этих добрых целей. Раскрыть учащимся понимание православными людьми совести: вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела: перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек; а после ошибки совесть срабатывает как тревога, призывая исправиться. На примере отрывка из Евангелия («Отречение Петра») и фрески Микеланджело «Распятие Петра» помочь учащимся осознать, что раскаяние обновляет душу, подвигает человека к добру, к желанию исправить ошибку делом. Организуя на уроке анализ стихототворения А. Барто «Любочка» и рассказ А. Гайдара «Совесть», вместе с учащимися выйти на понимание того, что такое «укоры совести», «стыд». Развивающие: развивать логическое мышление, память, воображение, навыки сравнительного анализа; умение чётко и грамотно выражать свои мысли; развивать познавательный интерес к предмету, умение работать с учебником; творческие способности. Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру; желание работать дружно, участвовать в поисках нового. |
Тип урока Урок открытия нового знания | Форма урока Моделирование мышления учащихся |
Опорные понятия, термины Совесть, добро, зло, раскаяние | Новые понятия Грех, совесть, раскаяние |
Формы контроля Фронтальный тест (кроссворд) Опрос | Домашнее задание по выбору одно задание: 1. Подготовить ответ на тему: Как я понимаю выражение «мир в душе». 2. Сочинить сказку на тему «Совесть пропала». |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
1.Организационный момент | - Добрый день, ребята, уважаемые гости! -Дети, повернитесь, поприветствуйте наших гостей. - Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Я желаю всем нам хорошего урока. - Тихо сядьте. | Ожидаю увидеть доброжелательный настрой на урок. | Мотивация к учебной деятельности, настрой учащихся. | Коммуникативные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, Регулятивные УУД: понимать цель выполняемых действий Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Создание психологическо-го настроя на учебную деятельность. Организация обратной связи. |
2.Актуализация знаний. | - Узнать тему урока нам поможет кроссворд. Нужно к указанным словам подобрать антонимы. Слайд 1. На слайде слова-ответы 1.Гордость - …? (Стыд) 2. Здоровье -….? (Болезнь) 3. Ложь - …?(Правда) 4. Трусость- …? (Смелость) 5.Тьма - …? (Свет) 6. Грязь - …? (Чистота) 7. Смерть - …? (Жизнь) -Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (СОВЕСТЬ) - Сегодня на уроке мы поговорим о совести. Слайд 2. Совесть и раскаяние. | Учащиеся воспроизводят материал в соответствии с поставленными вопросами. Дети формулируют тему урока, определяют цель. | Фронтальный опрос. | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи. Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные УУД: фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | Фронтальная работа (дается возможность учащимся высказать свое мнение, доказать его). Постановка цели урока. Создаю у учащихся «ситуацию успеха». |
3. Проблемное объяснение знаний с использованием моделей и схем. | Слайд 3. - Так что же такое добро? В чем оно проявляется? -Добро проявляется в бескорыстной помощи ближнему. Когда мы что-то делаем и ничего не требуем взамен. - Давайте узнаем, как в православии объясняют толкование слова добро. Прочитаем об этом на стр.36 Слайд 4 В православии добро – это то, что: - помогает росту души человека; - помогает другим людям; - радует Бога. Слайд 5 - Так кого можно назвать добрым человеком, как вы думаете? (дети отвечают) - А что такое, по-вашему, зло? (дети отвечают) У слова зло в православии есть синоним: грех. Грех– это недоброе чувство, мысль или дело. Грех противоречит голосу совести. Грех – уклонение от заповедей Божиих. Грех и преступление - не одно и то же. Всякое преступление есть грех, но государство не всякий грех считает преступлением. Человеку на его грех указывает его собственная совесть. Ведь у любого недоброго поступка человека всегда есть свидетель – его душа. Слайд 6 | Ученики работают над текстом. Ученик находит в словаре и читает определение слова совесть. | Метод контрактов | Познавательное УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение; самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации ; выбор наиболее эффективных способов решения задач; планирование ; Регулятивное УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу. Коммуникативное УУД: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью. | Мотивационный компонент учебной деятельности (формирование познавательной мотивации на основе создания проблемной ситуации). Операционный компонент учебной деятельности (ученики принимают и удерживают учебную задачу) Стимулирование познавательной активности. Дети учатся рассуждать, выслушивать мнение друг друга. Ребята добывают знания самостоятельно, осознанно, что способствует более прочному их усвоению. |
4.Первичное закрепление. | Слайд 7 Послушайте Стихотворение А. Барто «Любочка» Есть ли у главной героини стихотворения укоры совести? Слайд 8 Послушайте рассказ А.Гайдара «Совесть» Определите главную мысль этого рассказа. Почему Нине стало стыдно? Будет ли Нина когда-нибудь прогуливать уроки? - По православным понятиям она совершила грех. - Чем заканчивается данный рассказ? («И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть») - Как вы понимаете это предложение? (её мучает совесть). - Как вы думаете, будет ли Нина поступать так и дальше? (нет, она раскаялась в своём поступке). Слайд 9. Попробуйте собрать две русские пословицы: 1) у, совесть, тот, счастлив, спокойна, кого. 2) без, совесть, зубов, а, загрызет. Слайд 10 Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела: Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек; После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!» Самое главное – быть в ладу со своей совестью. Через совесть человеческая душа принимала весть от Бога, поэтому совесть и называют гласом Божьим. Слайд 11 Познакомьтесь с ярким примером раскаяния, представленным на стр. 36-37 учебника «Отречение Петра» Петр – ученик Иисуса Христа. Аудиозапись Проверка восприятия. - Какой грех он совершил? (ответы детей) - Что творилось с его душой после отречения от Христа? (мучился) - Какое внутреннее состояние толкало апостола Петра на мучения? (совесть) Когда человек предаёт тех, кто его любит или отрекается от них, душа не может радоваться. | Ученик читает стих. Дети учатся рассуждать, выслушивать мнение друг друга. Ребята добывают знания самостоятельно, осознанно, что способствует более прочному их усвоению. | Демонстрацион-но-тренировочный прием. Продуктивный метод. | Познавательное УУД: умение выделять существенную информацию из различных источников. Регулятивное УУД: удерживать учебную задачу в процессе работы. Коммуникативное УУД: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы Познавательное УУД: Рефлексия способов и условий действий Регулятивное УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока. Коммуникативное УУД: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. Личностные УУД:Следование в поведении моральным и этическим требованиям; самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха /неуспеха/ в учебной деятельности. | |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой. | Слайд 12,13 Когда речь идет о злых поступках, при раскаянии надо не просто признать свою ошибку, а разозлиться на нее. Кающийся человек ненавидит свой поступок, выталкивает его из своей жизни и из своего сердца. Даже плачет. Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Необходимо исправить свою прошлую ошибку делом, которое будет противоположно совершенному греху. Слайд 14 Что же значит раскаяться? Украл – верни Солгал – наберись сил сказать правду Пожадничал – подари Сказал злое слово – попроси прощения | Выполняют самостоятельную работу с использованием новых знаний | Групповая работа. | Познавательное УУД: Рефлексия способов и условий действий Регулятивное УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока. Коммуникативное УУД: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. Личностные УУД:Следование в поведении моральным и этическим требованиям; самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха /неуспеха/ в учебной деятельности. | Учитель предлагает детям выполнить самостоятельную работу с использованием новых знаний. Дифференциация по уровню трудности выполненного задания способствует развитию способностей учащихся, обеспечивает усвоение материала на необходимом уровне Управление первичным закреплением с элементами самоконтроля,самооценки. Включение нового знания в систему знаний. |
6. Включение в систему знаний и повторение | Слайд 15 Человек всегда стоит перед выбором. Как поступить, подскажет совесть. Как же нужно поступать в жизни, чтобы не пришлось раскаиваться? Послушайте рассказ В. Осеевой и ответьте на этот вопрос. Презентация «Что легче?» - Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки. - Легко ли поступать по совести? - А если человек не успел прислушаться к совести до времени принятия ошибочного решения. Совесть болит и не дает покоя. Но ведь с болью жить трудно. Когда у нас, например, болит горло, что мы предпринимаем? (пьём лекарство, идём к врачу) - Какое лекарство нужно принять, когда болит душа? (сделать доброе дело, попросить прощенья, покаяться) - Так что же такое раскаяние? ( Раскаяние - испытание сожаления, признание в совершённой ошибке, в неправильном поступке) -Что главное в понятии “раскаяние” в православии? Для этого прочитаем текст в учебнике на странице 38. - В православии существуют шаги в раскаянии. - Прочитай, чём состоит первый шаг в раскаянии? Слайд 16 (Согласие человека с протестующим криком своей совести.) - Как вы его понимаете? Сожаление о свершенном) Второй шаг в раскаянии. - Прочитай, в чём состоит второй шаг в раскаянии? (Переворот своих стремлений.) - Как вы его понимаете? (Готовность исправить свой поступок) Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Третий шаг в раскаянии. -Мы с вами назвали два шага в раскаянии, у христиан есть и третий шаг в раскаянии. Прочитаем об этом в учебнике на с. 39,только 4 абзац. (У христиан есть и третье средство раскаяния: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них – «Господи, прости!» Храм – место покаянной молитвы Как дерево может Укрыть от дождя, Так храм защищает Пришедший народ От жизненных бурь И душевных невзгод! - Но, прежде чем идти на исповедь в храм, человек должен примириться с ближними, научиться прощать других, смирив свою гордыню. - Что об этом говорит учебник? (стр.39 последний абзац) | Учатся работать с информацией, делают выводы. | Репродуктивный метод. | Познавательное УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение; Регулятивное УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока. Коммуникативное УУД: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы. Личностные УУД:Следование в поведении моральным и этическим требованиям. | Включение нового знания в систему знаний. |
7. Итог урока. | - Как работу нужно делать до пота так и каяться надо искренне, а порой и до слёз. Слайд 17 Презентация « Платок, намоченный слезами» После покаяния и слёз приходит радость. Ведь теперь между душой, совестью, Богом и друзьями нет постыдной тайны. | Дети дополняют предложение, используя приобретённые знания. 1. Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока. 2. Оценивают своё участие в уроке. 3. Записывают домашнее задание в дневник | | Регулятивное УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока. Коммуникативное УУД: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. Личностные УУД:Следование в поведении моральным и этическим требованиям; самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности. | |
8.Рефлексия. | - Наш урок мы закончим словами «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». В. Ключевский -Молодцы ребята! Вы хорошо поработали: были дружными активными, проявили творчество. И все вы заслуживаете благодарности. - Какое открытие сделали вы для себя, что положим в сундучок знаний. Закончите предложения, начало которых вы видите на экране. Теперь я знаю, … что такое совесть и раскаяние Теперь я умею … управлять злом, побеждать его Теперь я (буду) не буду … трудиться над своей душой Домашнее задание по выбору одно задание 1. Подготовить ответ на тему: Как я понимаю выражение «мир в душе». 2. Сочинить сказку на тему «Совесть пропала». | Дети дополняют предложение, используя приобретённые знания. 1. Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока. 2. Оценивают своё участие в уроке. 3. Записывают домашнее задание в дневник | | | Организация рефлексии, самостоятельная постанова учащимся дальнейших целей обучения. |