kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методический материал на тему "Урок ОРК в 4 классе в рамках реализации ФГОС НОО"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена презентация и технологическая карта урока по теме "Совесть и раскаяние"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методический материал на тему "Урок ОРК в 4 классе в рамках реализации ФГОС НОО"»

Технологическая карта урока

Тема урока: Совесть и раскаяние


Цели для ученика


1. Узнать о том, что значат в Православии слова «добро», «зло», «грех», «раскаяние», «совесть».

2.Осознать христианский смысл взаимосвязи совести и раскаяния.


3.Учиться участвовать в поисках нового.

Цели для учителя

Цель урока:

Образовательные: Вместе с учениками задуматься над тем, что есть такое «добро», а что – «зло»: в православии добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога, а зло – это то, что удаляет от этих добрых целей.

Раскрыть учащимся понимание православными людьми совести: вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела: перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек; а после ошибки совесть срабатывает как тревога, призывая исправиться.

На примере отрывка из Евангелия («Отречение Петра») и фрески Микеланджело «Распятие Петра» помочь учащимся осознать, что раскаяние обновляет душу, подвигает человека к добру, к желанию исправить ошибку делом.

Организуя на уроке анализ стихототворения А. Барто «Любочка» и рассказ А. Гайдара «Совесть», вместе с учащимися выйти на понимание того, что такое «укоры совести», «стыд».

Развивающие: развивать логическое мышление, память, воображение, навыки сравнительного анализа; умение чётко и грамотно выражать свои мысли; развивать познавательный интерес к предмету, умение работать с учебником; творческие способности.

Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру; желание работать дружно, участвовать в поисках нового.

Тип урока

Урок открытия нового знания


Форма урока

Моделирование мышления учащихся

Опорные понятия, термины

Совесть, добро, зло, раскаяние


Новые понятия

Грех, совесть, раскаяние

Формы контроля

Фронтальный тест (кроссворд)

Опрос

Домашнее задание по выбору одно задание:

1. Подготовить ответ на тему: Как я понимаю выражение «мир в душе».

2. Сочинить сказку на тему «Совесть пропала».



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)


1.Организационный момент






- Добрый день, ребята, уважаемые гости!

-Дети, повернитесь, поприветствуйте наших гостей.

- Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Я желаю всем нам хорошего урока.

- Тихо сядьте.


Ожидаю увидеть доброжелательный настрой на урок.

Мотивация к учебной деятельности, настрой учащихся.

Коммуникативные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

Регулятивные УУД: понимать цель выполняемых действий

Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Создание психологическо-го настроя на учебную деятельность.

Организация обратной связи.





2.Актуализация знаний.







- Узнать тему урока нам поможет кроссворд. Нужно к указанным словам подобрать антонимы.

Слайд 1.

На слайде слова-ответы

1.Гордость - …? (Стыд)

2. Здоровье -….? (Болезнь)

3. Ложь - …?(Правда)

4. Трусость- …? (Смелость)

5.Тьма - …? (Свет)

6. Грязь - …? (Чистота)

7. Смерть - …? (Жизнь)

-Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (СОВЕСТЬ)

- Сегодня на уроке мы поговорим о совести.

Слайд 2. Совесть и раскаяние.

Учащиеся воспроизводят материал в соответствии с поставленными вопросами.











Дети формулируют тему урока, определяют цель.

Фронтальный опрос.

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

владение монологической формой речи.

Познавательные УУД:

анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные УУД:

фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии



Фронтальная работа (дается возможность учащимся высказать свое мнение, доказать его).






Постановка цели урока. Создаю у учащихся «ситуацию успеха».



3. Проблемное объяснение знаний с использованием моделей и схем.







Слайд 3.

- Так что же такое добро? В чем оно проявляется?

-Добро проявляется в бескорыстной помощи ближнему. Когда мы что-то делаем и ничего не требуем взамен.

- Давайте узнаем, как в православии объясняют толкование слова добро. Прочитаем об этом на стр.36 Слайд 4

В православии добро – это то, что:

- помогает росту души человека;

- помогает другим людям;

- радует Бога.

Слайд 5

- Так кого можно назвать добрым человеком, как вы думаете? (дети отвечают)

- А что такое, по-вашему, зло? (дети отвечают)

У слова зло в православии есть синоним: грех. Грех– это недоброе чувство, мысль или дело. Грех противоречит голосу совести. Грех – уклонение от заповедей Божиих. Грех и преступление - не одно и то же. Всякое преступление есть грех, но государство не всякий грех считает преступлением.

Человеку на его грех указывает его собственная совесть. Ведь у любого недоброго поступка человека всегда есть свидетель – его душа.

Слайд 6








Ученики работают над текстом.






















Ученик находит в словаре и читает определение слова совесть.



Метод контрактов

Познавательное УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации ;

выбор наиболее эффективных способов решения задач; планирование ;

Регулятивное УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу.

Коммуникативное УУД: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.



Мотивационный компонент учебной деятельности (формирование познавательной мотивации на основе создания проблемной ситуации).

Операционный компонент учебной деятельности (ученики принимают и удерживают учебную задачу)

Стимулирование познавательной активности.




Дети учатся рассуждать, выслушивать мнение друг друга.

Ребята добывают знания самостоятельно, осознанно, что способствует более прочному их усвоению.




4.Первичное закрепление.



Слайд 7

Послушайте Стихотворение А. Барто «Любочка»

Есть ли у главной героини стихотворения укоры совести?

Слайд 8

Послушайте рассказ А.Гайдара «Совесть»

Определите главную мысль этого рассказа.

Почему Нине стало стыдно?

Будет ли Нина когда-нибудь прогуливать уроки?

- По православным понятиям она совершила грех.

- Чем заканчивается данный рассказ? («И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть»)

- Как вы понимаете это предложение? (её мучает совесть).

- Как вы думаете, будет ли Нина поступать так и дальше? (нет, она раскаялась в своём поступке).

Слайд 9.

Попробуйте собрать две русские пословицы:

1) у, совесть, тот, счастлив, спокойна, кого.

2) без, совесть, зубов, а, загрызет.

Слайд 10

Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела:

Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек;

После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!»

Самое главное – быть в ладу со своей совестью. Через совесть человеческая душа принимала весть от Бога, поэтому совесть и называют гласом Божьим.

Слайд 11

Познакомьтесь с ярким примером раскаяния, представленным на стр. 36-37 учебника «Отречение Петра» Петр – ученик Иисуса Христа.

Аудиозапись

Проверка восприятия.

- Какой грех он совершил? (ответы детей)

- Что творилось с его душой после отречения от Христа? (мучился)

- Какое внутреннее состояние толкало апостола Петра на мучения? (совесть) Когда человек предаёт тех, кто его любит или отрекается от них, душа не может радоваться.

Ученик читает стих. Дети учатся рассуждать, выслушивать мнение друг друга.

Ребята добывают знания самостоятельно, осознанно, что способствует более прочному их усвоению.



Демонстрацион-но-тренировочный прием.

Продуктивный метод.

Познавательное УУД: умение выделять существенную информацию из различных источников.

Регулятивное УУД: удерживать учебную задачу в процессе работы.

Коммуникативное УУД: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы








Познавательное УУД: Рефлексия способов и условий действий

Регулятивное УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.

Коммуникативное УУД: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

Личностные УУД:Следование в поведении моральным и этическим требованиям; самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха /неуспеха/ в учебной деятельности.


5. Самостоятельная работа с самопроверкой.


Слайд 12,13

Когда речь идет о злых поступках, при раскаянии надо не просто признать свою ошибку, а разозлиться на нее. Кающийся человек ненавидит свой поступок, выталкивает его из своей жизни и из своего сердца. Даже плачет.

Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Необходимо исправить свою прошлую ошибку делом, которое будет противоположно совершенному греху.

Слайд 14

Что же значит раскаяться?

Украл – верни

Солгал – наберись сил

сказать правду

Пожадничал – подари

Сказал злое слово –

попроси прощения

Выполняют самостоятельную работу с использованием новых знаний

Групповая работа.

Познавательное УУД: Рефлексия способов и условий действий

Регулятивное УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.

Коммуникативное УУД: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

Личностные УУД:Следование в поведении моральным и этическим требованиям; самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха /неуспеха/ в учебной деятельности.

Учитель предлагает детям выполнить самостоятельную работу с использованием новых знаний. Дифференциация по уровню трудности выполненного задания способствует развитию способностей учащихся, обеспечивает усвоение материала на необходимом уровне

Управление первичным закреплением с элементами самоконтроля,самооценки. Включение нового знания в систему знаний.

6. Включение в систему знаний и повторение

Слайд 15

Человек всегда стоит перед выбором. Как поступить, подскажет совесть.

Как же нужно поступать в жизни, чтобы не пришлось раскаиваться?

Послушайте рассказ В. Осеевой и ответьте на этот вопрос.

Презентация «Что легче?»

- Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.

- Легко ли поступать по совести?

- А если человек не успел прислушаться к совести до времени принятия ошибочного решения. Совесть болит и не дает покоя. Но ведь с болью жить трудно. Когда у нас, например, болит горло, что мы предпринимаем? (пьём лекарство, идём к врачу)

- Какое лекарство нужно принять, когда болит душа? (сделать доброе дело, попросить прощенья, покаяться)

- Так что же такое раскаяние? ( Раскаяние - испытание сожаления, признание в совершённой ошибке, в неправильном поступке)

-Что главное в понятии “раскаяние” в православии? Для этого прочитаем текст в учебнике на странице 38.

- В православии существуют шаги в раскаянии.

- Прочитай, чём состоит первый шаг в раскаянии? Слайд 16

(Согласие человека с протестующим криком своей совести.)

- Как вы его понимаете?

Сожаление о свершенном)

Второй шаг в раскаянии.

- Прочитай, в чём состоит второй шаг в раскаянии?

(Переворот своих стремлений.)

- Как вы его понимаете?

(Готовность исправить свой поступок)

Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена.

Третий шаг в раскаянии.

-Мы с вами назвали два шага в раскаянии, у христиан есть и третий шаг в раскаянии.

Прочитаем об этом в учебнике на с. 39,только 4 абзац.

(У христиан есть и третье средство раскаяния: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них – «Господи, прости!» Храм – место покаянной молитвы

Как дерево может

Укрыть от дождя,

Так храм защищает

Пришедший народ

От жизненных бурь

И душевных невзгод!

- Но, прежде чем идти на исповедь в храм, человек должен примириться с ближними, научиться прощать других, смирив свою гордыню.

- Что об этом говорит учебник? (стр.39 последний абзац)

Учатся работать с информацией, делают выводы.

Репродуктивный метод.

Познавательное УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

Регулятивное УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.

Коммуникативное УУД: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные УУД:Следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Включение нового знания в систему знаний.


7. Итог урока.

- Как работу нужно делать до пота так и каяться надо искренне, а порой и до слёз.

Слайд 17

Презентация « Платок, намоченный слезами»

После покаяния и слёз приходит радость. Ведь теперь между душой, совестью, Богом и друзьями нет постыдной тайны.



Дети дополняют предложение, используя приобретённые знания.

1. Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока.

2. Оценивают своё участие в уроке.

3. Записывают домашнее задание в дневник




Регулятивное УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.

Коммуникативное УУД: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

Личностные УУД:Следование в поведении моральным и этическим требованиям; самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.


8.Рефлексия.

- Наш урок мы закончим словами «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».

В. Ключевский

-Молодцы ребята! Вы хорошо поработали: были дружными активными, проявили творчество. И все вы заслуживаете благодарности.

- Какое открытие сделали вы для себя, что положим в сундучок знаний. Закончите предложения, начало которых вы видите на экране.

Теперь я знаю, … что такое совесть и раскаяние

Теперь я умею … управлять злом, побеждать его

Теперь я (буду) не буду … трудиться над своей душой

Домашнее задание

по выбору одно задание

1. Подготовить ответ на тему: Как я понимаю выражение «мир в душе».

2. Сочинить сказку на тему «Совесть пропала».

Дети дополняют предложение, используя приобретённые знания.

1. Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока.

2. Оценивают своё участие в уроке.

3. Записывают домашнее задание в дневник



Организация рефлексии, самостоятельная постанова учащимся дальнейших целей обучения.





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методический материал на тему "Урок ОРК в 4 классе в рамках реализации ФГОС НОО"

Автор: Шурыгина Ольга Анатольевна

Дата: 01.11.2017

Номер свидетельства: 436097


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства