kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование экологической культуры школьников через волонтёрскую деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование экологической культуры школьников через волонтёрскую деятельность - проект. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование экологической культуры школьников через волонтёрскую деятельность»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа г. Среднеколымска имени Н.И.Шарина»

Тема проекта «Формирование экологической культуры учащихся через вовлечение в волонтерскую деятельность»

Краткое содержание проекта: Проект «Формирование экологической культуры учащихся через вовлечение в волонтерскую деятельность»– экологический проект, направленный на формирование у учащихся экологической культуры, через вовлечения их в волонтерскую деятельность.

Основная идея проекта: Изучение  детьми особенностей   флоры и фауны родного края, участие в проводимых тематических мероприятиях и акциях, конкурсах, субботниках и трудовых десантах.

Волонтерский отряд "Юные экологи Колымы"( ЮнЭК)

Девиз отряда: « Природу будем защищать, любить , беречь и охранять».

Атрибутика – зеленые галстуки.

Отрядная песня - « Кто, если не мы! »

Законы отряда:

Закон «Наше имя-отряд!».Отряд живет и работает по программе лагеря и режиму дня.

Закон «Здоровый образ жизни!»Береги свое здоровье.

Закон «Чистота и красота».Соблюдай личную гигиену, содержи личные вещи и полученное имущество лагеря в чистоте и порядке. Относись бережно к имуществу лагеря.

Закон «Уважение».Если хочешь, чтобы уважали тебя, относись с уважением к другим.

Закон «Территория».Без разрешения не покидай лагерь. Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу.

Закон «Зелень».Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь зеленым!

Закон «Правая рука».Если воспитатель поднимает правую руку – все замолкают.

Закон «Рука молчания».Если человек поднимает руку, ему необходимо сообщить людям что-то очень нужное, поэтому каждому поднявшему руку – слово!

Закон «За свой отряд».Всегда и везде старайся стоять за честь отряда. Никогда не компрометируй его в глазах окружающих. Поскольку от каждого зависит, каков будет отряд, то приложи все силы для его улучшения.

Закон «00».Время дорого у нас: берегите каждый час. Чтобы не опаздывать, изволь выполнять закон 00.

Закон «Распорядок дня».Никому в лагере нельзя нарушать распорядка (опаздывать на зарядку,в столовую , общелагерные сборы)

Закон «Мотор».Долой скуку!

Закон «Выносливость». Будь вынослив!.

Закон «Дружба».Один за всех и все за одного! За друзей стой горой!

Закон «Творчество».Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!

Проект состоит из 5 блоков:

1 блок - « Растительный мир Колымы»

2 блок - «Живая сила воды»

3 блок - «Животный мир Колымы»

4 блок - «Гармония с природой»

5 блок - «Большие дела маленьких рук».

Продолжительность проекта: 1 год, июнь 2020 г – 2021 г

  1. формирование и становление волонтерского движения.

  2. работа по развитию волонтерского движения.

  3. совершенствование волонтерского движения.

Участники проекта:

  • Учащиеся с 1-4 классов , родители, педагогический коллектив и администрация школы;

  • Сотрудники Дома культуры «Кулума», улусного Среднеколымского краеведческого музея;

  • Работники инспекции по охране природы;

  •  Общественность г. Среднеколымска.

Введение

Ухудшающаяся экологическая обстановка вызывает огромную тревогу, беспокойство у всего человечества и у нас в частности. Экология – касается каждого из нас, все мы – часть природы. В последние годы вопрос экологического состояния в нашем городе становится всё более и более актуальным. Стали редкими многие растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами природные угодья, загрязнение окружающей среды города Среднеколымск котельной «Южная».

Умение видеть красоту родной природы, чувствовать, сопереживать – эти нравственные качества развиваются в наибольшей степени через экологическое воспитание.  Большую роль в улучшении экологической обстановки может сыграть образовательное учреждение, обучающиеся которой, могут активно участвовать в изучении природы родного края , в природоохранной деятельности через волонтерское движение. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет целевые ориентиры становления личностных характеристик выпускника на этапе завершения начальной школы: «...ученик овладевает основами умений самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности». Эти качества нужны младшему школьнику, для их успешной социализации, так как условия современной жизни и ее темп, требуют от человека, чтобы он был в ней «успешен», самодостаточен , требуют от него предприимчивости, инициативности и социальной активности.

 Одним из методов формирования экологической культуры обучающихся мы считаем экологическое волонтёрство. При этом дети не только изучают природу родного края, ее экологические проблемы и пути их решения, но и в ходе практической деятельности применяют свои знания на практике и вырабатывают свои собственные эффективные способы помочь природе, внести свой вклад в сохранение природы Земли.

Волонтерство — это то место, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности.

Волонтёры экологических организаций - это люди, которые на добровольной основе участвуют в экологической деятельности организаций вне зависимости от возраста, пола, национальности — главное желание жить в согласии с миром и неравнодушие к тому, что происходит на планете.

Волонтёры – школьники могут быть вовлечены в такие направления эко-волонтёрства, как:

  • подготовка и реализация проектов по раздельной утилизации мусора;

  • уборку парков, лесов, берегов рек;

  • субботники;

  • дни чистоты;

  • посадка деревьев, цветов;

  • изготовление скворечников, подкормка птиц в зимний период.

Проблема. 

На сегодняшний день вопрос волонтерского движения с экологическим направлением, именно для начальных классов, отсутствуетв г. Среднеколымске.

Исходя из вышеизложенного, возникла необходимость разработки проекта волонтерского движения для вовлечения младших школьников в природоохранную деятельность, как дополнение и обогащение воспитательно-образовательного процесса ОУ, позволяющий сделать детям первые шаги не только в познании природы, но и в познании самих себя – своих возможностей и способностей.



Актуальность проблемы.

Экологическое воспитание — проблема актуальная. Не стоит считать, что учащиеся младших классов не нуждаются в экологическом воспитании. То, как они будут относиться к этому миру, научатся ли быть хозяевами, любящими и понимающими природу, воспринимающими себя, как часть единой экологической системы, во многом зависит от педагогов, участвующих в их обучении и воспитании.  В связи с этим необходимо вести целенаправленную работу с младшими школьниками по экологическому образованию. Поэтому среди образовательных практик нас заинтересовало волонтѐрство – как одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой младший школьник становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов.

Считаем, что актуальность волонтерского движения в образовательной организации продиктована доброй волей, состоит в том, что оно приведет: к более эффективному формированию у младших школьников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы, а так же к оптимизации детско-родительских отношений и умению работать в команде.

Цель проекта.

- создание условий для развития волонтерского движения в начальной школе МБОУ « СОШ г. Среднеколымска» , как одно из условий формирования экологической культуры младших школьников.

Основными задачами проекта являются:

  • научить ребенка наблюдать за флорой и фауной родного края; ценить и беречь природу Колымы.

  • изучение природы родного края;

  • овладение нормами экологической культуры;

  • приобретение  навыков экологически грамотного поведения;

  • организация практических мероприятий по улучшению и благоустройству города;

  • активное участие  в улусных, республиканских, российских экологических акциях  и проектах.

Гипотеза.

Если правильно организовать и разумно направить волонтерскую деятельность по развитию экологической культуры младших школьников , то это позволит сформировать не только экологические компетентности личности, но и жизненные, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей, о чём говорится в новом ФГОС, также включить ребят в природную среду.

Основные направления проекта:

- Проектная работапо следующим направлениям:

  • Флора г. Среднеколымска

  • Фауна г. Среднеколымска

  • Реки и озера Колымы

- Эколого-просветительская деятельность:

  • Проведение экологических занятий, мероприятий (выставки, конкурсы);

  • Организация и проведение городских акций;

  • Создание: информационных плакатов, газет, буклетов;

  • Разработка и реализация школьных экологических проектов.

- Эколого-практическая деятельность:

  • Озеленение территории школы и города;

  • Экологический десант;

  • Экскурсии на предприятия;

  • Забота о птицах.


Формы работы самые разнообразные:

  • проектная работа;

  • экскурсии ;

  • экологические акции;

  • экологические праздники, мероприятия, занятия;

  • выпуск экологических плакатов, буклетов;

  • конкурсы фотографий, плакатов и рисунков;

  • занятия на природе;


  • изготовление поделок.



Этапы работы над проектом.

Подготовительный этап:

1.Формирование замысла, выбор и осмысление темы проекта.

2. Изучение психолого - педагогической литературы, передового педагогического опыта.

3. Разработка проектапо созданию волонтерского движения учащихся с ОВЗ в МБОУ « СОШ г. Среднеколымска»

4. Составление плана реализации проекта.

2.  Основной этап ( практический):  

Предлагаем следующую систему работ по достижению поставленной цели и задач.Мы составили: план по экологическому воспитанию детей через вовлечение их в волонтерское движение.Экологически культурная личность должна, в первую очередь, знать природу своего родного края:

- местные природные условия и особенности;

- реки и водоемы, типичные растения и животных, климат и т.д.;

- охраняемые природные объекты;

- животных, птиц местной фауны;

- видов рыб местных водоемов;

- лекарственные растения местной флоры;

Проект волонтерского движения в школе предусматривает участие ребят в разных направлениях и формах деятельности.

3. Заключительный этап .

Реализация плана работы проекта по экологическому воспитанию учащихся

- Вовлечение учащихся в волонтерскую деятельность( открытие и работа лагеря).

- Создание условий для дальнейшего развития волонтерского движения в школе.

Ожидаемый результат.

- Повышение интереса у детей к изучению природы и экологии города через систему творческого, практического участия в запланированных экологических мероприятиях, акциях.

- Формирование сознания личной ответственности и активную гражданскую позицию в защите и сохранении природы родного края.

-Вовлечение обучающихся в деятельность волонтерского движения;

- Создание постоянно действующего волонтерского отряда.


Заключение.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Природа и человек взаимосвязаны друг с другом. Хорошо понимая важность экологических проблем, необходимо учить ребят правильному образу жизни, бережному отношению к природе родного края, ощущению себя частичкой природы. Участие в волонтерском движении помогает воспитыватьлюбовь к природе и окружающей среде, чувство патриотизма, что благоприятно влияет на духовное развитие ребят.

Участвуя в волонтерской деятельности, младший школьник приобретает ряд практических навыков, необходимых ему и в повседневной жизни:

– умение принимать решения;

– умение вести за собой;

– умение расположить к себе собеседника;

– умение слышать и слушать;

– опыт работы с группой;

– организаторские способности, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.



План по реализации проекта« Формирование экологической культуры детей с ОВЗчерез вовлечение в волонтерскую деятельность»

Запланированные мероприятия:

Блок 1 - « Растительный мир Колымы»

Цель :показать важность бережного отношения к природе, привить чувство любви ко всему живому на Земле, расширить и углубить знания об окружающей среде.

1.Экскурсии в лес:Наблюдения за растениями, экскурсия « Цветочный мир Колымы»

2.Мероприятия:игра « В гостях у Берендея», праздник цветов, мероприятие « Цветочный бум», мероприятие « Грибная прогулка», игра « Звездный час», викторина «Комнатные растения в доме и в классе», изготовление табличек и знаков «Берегите растения леса!», конкурс варенья из местных ягод « Соберешь по ягодке, наберешь кузовок», викторина « Мир кустарников» ( шиповник, стланик, карликовая береза, багульник)

3.Акции:акция «Саженец» - высаживание рассады цветов,сбор ягоды ( охта, морошка, голубика, брусника, шикша, княженика), помощь в благоустройстве школьной территории, клумб, охрана и уход за цветами в школе, акция « Посади дерево и сохрани его»

4.Познавательные беседы:познавательное занятие «Путешествие по лесной тропе», чтение стихов и рассказов местных авторов о природеКолымы, отгадывание загадок.

5.Творчество:рисование на тему «Лиственница», оформления стенгазеты «Берегите лес от пожаров!», выставка рисунков , выпуск листовок «Береги первоцветы», мозаика из шишек лиственницы.

Блок 2- «Живая сила воды»

Цель:познакомить учащихся с проблемой загрязнения и сохранения водных ресурсов в нашем улусе. 

1.Экскурсия на реку: экскурсия – беседа «Кому нужна вода».

2.Мероприятия:игра-путешествие «Иду вместе с рекой…», посвященная Всемирному Дню Воды, акция «Чистая вода», опыт по изучению свойств воды, подбор материала о воде (стихи, рассказы, пословицы, загадки),

3.Акции: акция «Река в опасности» , акция «Чистая вода», «Чистый берег»- уборка мусора по регам рек Колыма, Анкудинка.

4.Познавательные беседы: познавательные видеофильмы «Почему нужно беречь воду?, познавательное занятие «Путешествие капельки воды».

5.Творчество: выпуск буклетов «Живые воды», конкурс-выставка коллективных работ «Вода-источник жизни» , конкурс плакатов «Наша река Колыма» , аппликация и оформление выставки поделок «Мир в капельке воды», составление книжки – раскладушки «Вода и жизнь».

Блок 3- «Животный мир Колымы»

Цель:активизировать познавательный интерес детей к животному миру родного края и способствовать повышению уровня экологической культуры школьников.

1.Экскурсии: экскурсии-наблюдения за птицами, развешивание кормушек на пришкольном участке, экскурсия « Мир животных Колымы».

2.Мероприятия: игра-турнир по экологии « Что? Где? Когда?», КВН « Птичьи разговоры», викторина «Эти удивительные животные Колымы» (о белке, белом и буром медведях, песце, лисе, соболе, олене, лосе, ондатре, росомахе, горностай, волк), конкурс домашних животных «Мой питомец», познавательное мероприятие « Удивительный мир рыб Колымы» ( нельма, чир, омуль, налим, щука, карась, муксун, осетр, кета, пелядь, шокур, каталка, ряпушка), конкурс отцов и мальчиков « Строганина года», конкурс блюд из колымской рыбы ( строганина, хачыр, уха, вяленая, жареная, копченая рыба). игра « Насекомые рекордсмены»,

3.Акции:акции «Кормушка» и «Покорми птиц зимой!»

4.Познавательные беседы:экологические слайд-фильм,посвященный Международному Дню птиц, , познавательное занятие «Птицы Колымы» ( розовая чайка, разновидности уток, гусей, стерхи, журавли, лебеди, воробьи, вороны, стрижи,совы, дятлы ), показ видеофильмаИ.Белоногова «Берегите животных Колымы», подвижные игры «Лиса и медведь», «Горностай и волк», «Песец и мышки»,

5.Творчество: изготовление кормушек для птиц, раскрашивание раскрасок «Зимующие птицы», интерактивная площадка «Изготовление панно из необычного вещества» (аппликация из чешуи, костей, кожи рыб, мха, ягеля, камней, перьев птиц, сердолика и других местных природных материалов), конкурс плакатов «Красная книга Колымы».

Блок 4- «Гармония с природой»

Цель: создать условия для познавательной, оздоровительной, практической деятельности и желания беречь и охранять окружающую среду.

1.Экскурсии: экскурсия в Среднеколымский краеведческий музей,

2.Мероприятия: Экологический праздник « Посвящение в экологи», викторина « Эта удивительная природа», выставка и презентация фотографий «Как прекрасна Колыма!», «Я люблю Среднеколымск», постановка экологических сказок, игра «Счастливый случай» (природа), викторина « Слабое звено» ( об окружающем мире), конкурс чтецов « Лесная поэзия», своя игра « Родная природа», игра – викторина «Мир животных и растений», мероприятие «Наш дом – Колыма», познавательное занятие «По страницам Красной книги Колымы», Квест-игра «Колымчанам- чистую природу», конкурс стихов, песен о родном крае, мероприятия, посвященные Дню Земли: экологическая игра «Спаси и сохрани природу Колымы».

3.Акции: экологическая акция “Мой чистый двор”, акция« МЫ за чистый город!»

4.Творчество: конкурс рисунков « Мой любимый край»,конкурс плакатов на экологическую тему « Моя Родина» , изготовление эмблемы «Юный эколог», конкурс рисунков на асфальте , вернисаж «Природа и фантазия», изготовление знаков «Не сорите» ( о неблагоприятной экологической обстановке в городе), конкурс фотографий «Природа нашего города».


Блок 5 - «Большие дела маленьких рук».

Цель:создать условия для привлечения внимания младших школьников к проблемам загрязнения окружающей среды , а также развить у них навыки хозяйственного отношения к окружающему миру и повысить уровень экологической культуры и грамотности. 

1.Акции: коллективный субботник совместно с родителями «Зеленый десант», встреча с представителями Охраны природы, трудовые десанты, уборка на пришкольной территории мусора , очищение береговой линии рек Колыма, Анкудинка с привлечение желающих учащихся принять участие в акции, посадка саженцев, цветов на территории школы, экологическая акция “Мой чистый двор”, сбор ягоды, охрана и уход за цветами в школе, акция « Посади дерево и сохрани его», акция «Кормушка» и « Покорми птиц зимой».



Список литературы.

1.Айкина Г.А. Как сделать экологическое воспитание эффективным. Начальная школа.–2008.– № 8

2.Бекетова Т.И. Экологическое образование учащихся на уроках и факультативных занятиях//Начальная школа.–2004

3.Бобылева Л.Д. Экологическое воспитание младших школьников: Кружковая работа//Начальная школа.–2003.–№ 5

4.Бурова Л.И. Экологическая практика учащихся начальной школы: Пособие для учителя/ Л. И. Бурова, Г.П. Сеничева, А.В.Сорокина.– Вологда, 2004.

5.Веселова Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала. Начальная школа.–2003.– № 2

6.Основы экологии – младшим школьникам: Практическое пособие.–

М.:АРКТИ,2006.

7.Маркин В. А. Я познаю мир. - М: 2000

8. Интернет – источники:

https://mosvolonter.ru/biblioteka/Мир%20экологического%20волонтерства.pdf

https://infourok.ru/programma-socialnoekologicheskogo-proekta-volonterskogo-dvizheniya-zelenaya-planeta-3734972.htm

https://detsadrosinka.ucoz.ru/sad/sad1/volonterskij-proekt-informacija.pdf

https://добровольцыроссии.рф/projects/14694




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование экологической культуры школьников через волонтёрскую деятельность

Автор: Маргарита Васильевна Кондакова

Дата: 14.12.2023

Номер свидетельства: 642309


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства