kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Вода, истинное чудо земной природы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Объединить знания о воде, которыми овладели учащиеся из курса химии и географии, ОБЖ.
  • Сформировать целостное представление у учащихся о воде, основываясь на её физических, химических свойствах.
  • Объединить разрозненные знания, о данном веществе полученные во время учебных занятий.
  • Выявить экологическое состояние водоёмов на территории нашего города. 
  • “Аш - два - о”, Н2О – научное имя воды.

    На языке древних шумеров слово “вода” звучит просто буква “А”. Первая буква алфавита: “А – Аква – вода” - первая субстанция жизни. На гербе водного царства можно написать девиз: “Никому не уступлю”. Смысл его – великая роль воды в жизни Земли. Ни на одной планете нет такого количества воды, как на Земле.  Вода повсюду. Она и вокруг нас: в океанах и морях, реках и озёрах, в дожде и снеге, в льдинах и водопроводных трубах, в питье и в пище. Она и в нас самих: мы на 2/ 3 “сделаны” из воды. Вода – наиболее распространённое в - во, привычное в нашей жизни. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Вода, истинное чудо земной природы".»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №18 г.Кунгура

Муниципальный конкурс методических материалов

«Использование различных видов педагогических технологий в соответствии в ФГОС ОО в воспитательно-образовательном процессе в образовательной организации»










Комбинированный урок «Вода, истинное чудо земной природы».














Автор:

О.В.Доронина,

учитель ОБЖ

МАОУ СОШ №18

высшая категория









Кунгур, 2016

Заявка.

  1. Доронина Ольга Васильевна

  2. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №18 г.Кунгура

  1. Преподаватель – организатор ОБЖ

  2. 89223356271

  3. Комбинированный урок «Вода, истинное чудо земной природы».







































План-конспект


Тема урока: Вода, истинное чудо земной природы.

Цели:

  • Объединить знания о воде, которыми овладели учащиеся из курса химии и географии, ОБЖ.

  • Сформировать целостное представление у учащихся о воде, основываясь на её физических, химических свойствах.

  • Объединить разрозненные знания, о данном веществе полученные во время учебных занятий.

  • Выявить экологическое состояние водоёмов на территории нашего города.

Построение урока: 3 части:

I часть: “Вода в природе”.

II часть: “Вода для нас”.

III часть: “Мы для воды”.


Вода, истинное чудо земной природы,
заслуживает, быть может, великой
поэмы – так велика её роль в нашей
жизни, так драматична и сложна
судьба этого жидкого минерала.

(В. Чивилихин. )

Ход урока


Начинается урок с музыки Н. А. Римского - Корсакова

Учитель ОБЖ:

“Шахеризада” - ревущий океан.

Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана
И всё это – только вода.
Высокие гребни вздымая,
Бушует морская вода
И топит, как будто играя,

Большие морские суда.
В кружева будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это
А, в сущности – только вода.
В цветенье вешнем иль в снегу
Земля всегда красавица,
И за любовь она в долгу
Пред Вами не останется”.


Учитель химии:

Познавая науку, знакомясь с химией, первое, что мы слышим:

“Аш - два - о”, Н2О – научное имя воды.

На языке древних шумеров слово “вода” звучит просто буква “А”. Первая буква алфавита: “А – Аква – вода” - первая субстанция жизни. На гербе водного царства можно написать девиз: “Никому не уступлю”. Смысл его – великая роль воды в жизни Земли. Ни на одной планете нет такого количества воды, как на Земле. Вода повсюду. Она и вокруг нас: в океанах и морях, реках и озёрах, в дожде и снеге, в льдинах и водопроводных трубах, в питье и в пище. Она и в нас самих: мы на 2/ 3 “сделаны” из воды. Вода – наиболее распространённое в - во, привычное в нашей жизни.

Учитель химии:

Так ли уж вода – обыкновенна? Итак, мы начинаем.

I часть: “Вода в природе”.

  1. Сообщение учащихся “Вода – минерал…”.

  2. Каков состав воды?

  3. Каково строение молекулы воды?

Задание 1: Отвечая на этот вопрос, давайте вспомним модель молекулы воды (строим из пластилина). Следует отметить, что в состав данной молекулы входят 1 атом кислорода и 2 атома водорода.

Отсюда следует, что валентность водорода равна I, а кислорода равна II.

Задание 2: Рассчитайте относительную молекулярную массу воды и сероводорода. Сравните их массы.

Проблемный вопрос: Исходя из этого предположите температуры кипения данного вещества.

Вывод: сероводород должен кипеть при высокой температуре.

 

Н2О

H2S

Tкип.

100ОС

- 61ОС

Почему происходят эти изменения?

Между молекулами воды возникают более прочные хим. связи, чем межмолекулярные. Они называются - водородные. Это связь между атомами водорода и кислорода соседних молекул. Эти связи удерживают молекулы прочно, поэтому процесс испарения затруднён. Для него требуется более сильное нагревание (демонстрация рисунка “Кристаллическое строение воды”).

Учитель географии:

Сообщение о свойствах воды.

Задание 3: Объясните, почему по воде могут бегать водомерки?

Во время урока идёт заполнение кроссворда, шаблоны на столах учащихся.

Задание 4: Мельчайший кристаллик воды. 12 по вертикали. (снежинка).

Задание 5: На столах у ребят лежат квадратики из чёрной бумаги и мелки. Нарисуйте снежинку.

Учащиеся рисуют, помня, что она лучистая, но, не обращая на число лучей внимание. Наблюдаем за работой.

Затем учитель отмечает, что снежинка должна быть шестилучевой – показать эти рисунки.

Вывод: Внутреннее строение льда выражается во внешней форме снежинок.

Задание 6: Как вы думаете от чего зависит рисунок снежинки? (чем рисунок сложнее, тем с большей высоты она падает).

Задание 7: Почему плавает лёд?

(т. к. вода способна расширяться по отношению к прежнему объёму, поэтому лёд легче жидкой воды и всплывает на поверхность и поэтому промерзает до дна).

Лёд - это “шуба”, под которой животным в Арктике не холодно.

Теперь обратим внимание на цветное фото Земли из космоса.

Почему наша планета имеет голубой цвет?

Задание 8: Перечислите формы воды и географические образования на Земле.

Задание 9: Разгадаем 2 слова:

  1. 4 по горизонтали: водное географическое образование гиганских размеров. (океан).

  2. 1 слово по горизонтали: участок водной поверхности. (акватория).

В пресной воде солей гораздо меньше, в морской. Их массовая доля не более 0, 1 % (вспомним массовые доли солей в морской воде, она равна 3, 65%). Вся вода делится на пресную и минерализованную.

Задание 10: разгадаем слово 9 по вертикали: самое прозрачное озеро в мире? (Байкал)

Учитель химии:

Предлагаю вашему вниманию решить несколько задач на вычисление массовой доли солей в растворе.

Сравним содержание солей во всех водах и морской воде, записываем результаты в общую таблицу (на ватмане на доске, ребята вписывают свои данные при решении задач).

 

Масса солей в 1 л.

Массовая доля солей.

1. Мировой океан

2. Байкал

3. Волга

91,4 мг

433 мг

3,65%

0,009%

0,043%

Вывод: Все воды по сравнению с водой Мирового океана имеют невысокое содержание солей и могут быть отнесены к питьевой воде.

Задание 11: разгадаем слово: 10 по вертикали: Самое солёное озеро России. (Баскунчак).

Задание 12: разгадаем слово: 8 по горизонтали: Подземная пустота образованная, благодаря растворенной способности воды. (пещера)

Задание 13: разгадаем слово: 5 по вертикали: плавающий ледник в океане. (айсберг).

А теперь рассмотрим картины, которые представлены художниками разных времён и очень многое из них с любовью воспели силу и красоту воды.

Сообщение учащихся о красоте воды + музыкальное и художественное сопровождение.

Задание 14: разгадаем слово 6 по вертикали: Гигантская волна. (цунами).

Учитель географии:

Рассмотрим влияние воды на климат. Как сказывается на климат большая теплоёмкость воды?

Задание 15: разгадываем слово: 13 по горизонтали – климат удалённых от моря областей. (континентальный).

Ученики рассказывают, что вблизи морей и океанов климат мягче, характеризуется мягким зимой и нежарким летом.

Климат глубинных районов, удалённых от океана, отличается резкими перепадами температур в летнее и зимнее время днём и ночь. Сравниваем колебание температур в Прибалтике от + 20 до -10оС, в Якутии от + 40 до – 50оС.

Задание 16: разгадаем слово 2 по вертикали – Северный русский порт, не замерзающий зимой? (Мурманск).

3 по вертикали: название океанического течения, влияющего на климат? (Гольфстрим).

Задание 17: 7 по горизонтали: Ветер с моря на сушу и приносящий обильные дожди (муссон).

Перемена (физпауза).

II часть: “Вода для нас”.

Задание 18: 11 по вертикали: географическое образование, лишённое воды? (пустыня).

Слово “пустыня “от слова “пусто”. Почему в пустыне пусто? Подводим детей к тому, чтобы они рассказали о значении воды для жизни на Земле.

Сообщения о значении воды.

Используя при ответе данные таблицы на доске.

Задание 19: 14 по вертикали: водоём, созданный руками человека. (водохранилище).

Учитель ОБЖ:

Для чего нужна вода человеку?

Ученики перечисляют все нужды: питьё, варка, мытьё посуды, жилища, стирка белья, канализационные нужды.

Сообщаем, что на питьё человеку требуется около 2 л. воды в сутки, на другие нужды в нашей стране тратится от 500 до 800 л. воды в сутки на человека в промышленных целях.

III часть “Мы для воды”.

Учитель ОБЖ:

Как же мы относимся к воде? Насколько мы её бережём?

Сообщение “Океан в Опасности”.

Учитель ОБЖ:

Какими способами человек загрязняет воду?

(Работа в группах, где ребята готовят проекты по данному вопросу, затем обсуждение).

Учащиеся перечисляют всё, что знают о загрязнённой воде в природных водоёмах: сточные воды городов

  • Стоки от животноводческих комплексов;

  • Стоки от полей с минеральными удобрениями;

  • Промышленные стоки;

  • Стоки от мытья автомобилей;

  • Бытовой мусор;

  • Загрязнение Мирового океана нефтью.

Обратим внимание на наш вернисаж, тема, которой “Берегите воду” (заранее приготовленные и выставленные рисунки детей).

Учитель ОБЖ:

Что делать для того, чтобы повысить качество воды? (ответы детей)

  • Бытовые и промышленные стоки не сбрасывать в естественные водоёмы, а очищать и употреблять многократно.

  • Очищать городские канализационные стоки;

  • Употреблять минеральные удобрения так, чтобы их излишки не попадали в водоёмы;

  • Разумное расходование воды.

Учитель ОБЖ:

Обсудим вопрос о состоянии воды в городе.

Вывод по уроку делает каждый учитель. Проверяется кроссворд.

Выставляются оценки.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Вода, истинное чудо земной природы".

Автор: Доронина Ольга Васильевна

Дата: 06.05.2016

Номер свидетельства: 324499


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства