kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок ОБЖ-химия по теме " Вода"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект интегрированного урока химия-ОБЖ для 8 класса  по теме  Вода с использованием глобально ориентированных технологий

Пояснительная записка.

Пропедевтические понятия о воде и её свойствах учащиеся получили в процессе изучения учебных предметов, таких как природоведение, основы безопасности жизнедеятельности, биологии, физики, географии. В процессе изучения темы: к Вода» в 8 классе учащиеся имеют возможность соединить общие представления о свойствах, а также углубить свои знания и применение её в жизни. В течение последних лет наше методическое объединение в составе учителя химии, биологии, географии работает над темой «интегрированный подход в изучении естественных наук».

Цели: Раскрыть идею многообразия проявлений свойств воды.

Образовательная: развивать познавательную активность и творческие способности через познание законов природы, осознание сложных взаимосвязей человека и окружающей среды в единстве учебных предметов.

Развивающая: способствовать успешному формированию мыслительных форм деятельности на основе развития зрительного и слухового восприятия, внимания и воображения.

Воспитательная: воспитывать научную компетентность в решении нравственных проблем, а также бережливое отношение к природным богатствам родной Земли - воде.

Задачи: интегрировать знания о свойствах и значении воды в природе, полученные на уроках физики, химии,; систематизировать знания о физических свойствах воды, развивать знания о химических свойствах воды, о типах химической связи на примере водородной связи, раскрыть роль воды в зарождении, развитии живых организмов на Земле.

Оборудование: Компьютер, программные диски,( химия), мультимедийная презентация по теме урока, опорный конспект, видеофильм «Вода»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок ОБЖ-химия по теме " Вода" »

Конспект интегрированного урока по химии, биологии, ОБЖ, географии с использованием глобально - ориентированных технологий.


Город: Дедовск Московской области

МОУ Дедовская СОШ №4.

Учитель химии: Михайлина Вера Михайловна

Учитель ОБЖ: Хрулева Людмила Николаевна.

Класс: 8

Тема учебного занятия: Вода.

Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Тип учебного занятия: комбинированный.

Пояснительная записка.

Пропедевтические понятия о воде и её свойствах учащиеся получили в процессе изучения учебных предметов, таких как природоведение, основы безопасности жизнедеятельности, биологии, физики, географии. В процессе изучения темы: к Вода» в 8 классе учащиеся имеют возможность соединить общие представления о свойствах, а также углубить свои знания и применение её в жизни. В течение последних лет наше методическое объединение в составе учителя химии, биологии, географии работает над темой «интегрированный подход в изучении естественных наук».

Цели: Раскрыть идею многообразия проявлений свойств воды.

Образовательная: развивать познавательную активность и творческие способности через познание законов природы, осознание сложных взаимосвязей человека и окружающей среды в единстве учебных предметов.

Развивающая: способствовать успешному формированию мыслительных форм деятельности на основе развития зрительного и слухового восприятия, внимания и воображения.

Воспитательная: воспитывать научную компетентность в решении нравственных проблем, а также бережливое отношение к природным богатствам родной Земли - воде.

Задачи: интегрировать знания о свойствах и значении воды в природе, полученные на уроках физики, химии,; систематизировать знания о физических свойствах воды, развивать знания о химических свойствах воды, о типах химической связи на примере водородной связи, раскрыть роль воды в зарождении, развитии живых организмов на Земле.

Оборудование: Компьютер, программные диски,( химия), мультимедийная презентация по теме урока, опорный конспект, видеофильм «Вода»


Ход урока

1.Вводный этап.

Организационный момент урока. 2-мин.

Приветствие учителя и присутствующих гостей.

Учитель химии.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает,

А как наскучит ей летать

На землю падает опять, (вода)

( слайд небо в облаках и дождь)





Проверка домашнего задания. 3 мин.

Дополнительным заданием вам было предложено подобрать пословицы и поговорки о воде.

С высоты большой срываясь, Течёт-течёт-

Грозно он ревёт не вытечет,

И, о камни разбиваясь Бежит- бежит-

Пеною встаёт. не выбежит.

( водопад) (река)


Пословицы о воде.

« Вода камень точит». «Вода и мельницу ломает»

2.Основная часть

Сегодня у нас вами не совсем обычный урок. Этот урок интегрированный, он помогает объединить знания по биологии, химии, физике для создания целостного представления об изучаемом объекте.

Мы сегодня будем говорить о самом необычном веществе планеты, обладающем особыми свойствами и, безусловно, важнейшим для всего живого,- о воде. Тема нашего урока «Вода. Известная и неизвестная» Нам предстоит выяснить, какие свойства воды определяют её значение для жизни на Земле.

Эпиграф урока - «Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле»

(Леонардо да Винчи.)

Учитель химии. Вода имеет ключевое значение в создании и поддержании жизни на Земле, в химическом строении живых организмов, в формировании климата и погоды. Является важнейшим веществом для всех живых существ на планете Земля. Интересна она по своим свойствам, как химическим, так и физическим. У этого термина существуют значения вода - оксид водорода или гидрид кислорода, химическое вещество в виде прозрачной жидкости, не имеющей цвета,

( учащиеся дополняют), цвета( в малом объёме), запаха, вкуса.( при н. у.)

Химическая формула ( учащиеся помогают) Н2о,

в твердом состоянии-лёд, снег, иней, а газообразном- водяной пар.

Около 71% поверхности Земли покрыто водой, хороший растворитель .В природе вода всегда содержит растворённые вещества( соли, газы).


( слайд вода в твёрдом, жидком, газообразном виде).


Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда.

Струя водопада и брызги фонтана,

И всё это только вода.


(слайды)


В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою это,

А в сущности - только вода.


Учитель ОБЖ. К сожалению по данным ВОЗ: «Каждый год в реки всего мира сбрасывается до 450 млрд. кубометров бытовых и промышленных отходов, поэтому вода содержит более 13000 токсичных элементов.

-Что можно сказать о содержании воды в природе?

Ученик. Вывод. Вода является очень распространённым веществом на Земле. Нет такого организма, в состав которого не входила бы вода.

Учитель химии. Кем, когда и при помощи каких методов был установлен качественный и количественный состав воды?

Учащиеся. Лавуазье. Записывают на доске уравнение синтеза воды:

2 Н2 + 02~20

Ученик записывает на доске реакцию разложения воды.

20= 2Н2+02

Учитель химии. Дадим общую характеристику воды по химической формуле. Запишите формулу молекулы воды и рассчитайте её молекулярную и молярную массу, массовые доли элементов.

( запись на доске учащимся)

Молекулярная формула-Н20 Мг20) =18г/моль

W(H)=11%, W(0)=89%.

Диск «химия»: химическое строение воды; химическая связь между молекулами воды.

( презентация)

Первая особенность. Воде по её химической структуре положено плавиться и кипеть при низких температурах, которых па Земле не бывает. Не было бы, значит, на Земле ни твёрдой, ни жидкой воды, а был бы пар. А она кипит при температуре 100° С.

Вторая особенность. У воды высокие удельные теплоты замерзания и парообразования. Если бы у воды не было этого свойства, многие озёра и реки летом быстро бы пересохли, а зимой промёрзли до дна, и вся жизнь в них погибла бы.

Третья особенность. Замерзая, вода расширяется. Поэтому лёд всегда легче незамёрзшей воды и всплывает вверх. Под такой « шубой» даже зимой в Арктике морским животным не очень холодно.

Четвёртая особенность. Высокая теплоемкость. Уводы она в 10 раз больше, чем у железа. Из-за исключительной способности воды поглощать тепло температура при ее нагревании и охлаждении изменяется незначительно, поэтому морским обитателям никогда не угрожает ни сильный перегрев, ни чрезмерное охлаждение.


Учитель ОБЖ. Земля давно бы остыла и стала безжизненной, если бы не вода. Земная вода поглощает и выделяет много тепла, тем самым « выравнивая» климат. А от космического холода предохраняют молекулы воды, рассеянные в атмосфере.


Она жила и по стеклу текла.

Но вдруг её морозом оковало.

И неподвижной льдинкой капля стала.

И в мире поубавилось тепла.


Учитель химии. Вспомним химические свойства воды.

( диск «Химические свойства воды»).

Учащиеся записывают уравнения реакций воды с металлами, неметаллами, основными оксидами, , кислотными оксидами.


2Na + 2НОН= 2NaOH+ Н2

Р205 + ЗН20= 2Н3Р04

с + н2о = СО+ н2

СаО + Н20= Са (ОН)2


А в живых клетках вода и углекислый газ участвуют в другой, куда более сложной и важной реакции. Что это за реакция?


6С02 + 6Н20 -С6Н1206 + 602

Глюкоза


Ученик. Этот процесс происходит в растительных клетках и называется фотосинтезом. При фотосинтезе солнечная энергия запасается в органических веществах. Исходными соединениями для фотосинтеза служат углекислый газ и вода. В качестве одного из продуктов фотосинтеза образуется молекулярный кислород.

3.Закрепление.

(схема фотосинтеза)


Решите задачу.

132г Хг

6С02 + 6Н20-------------С6Н1206 + 602

264г 180г

Учитель химии. Вода хороший растворитель. В воде растворяются минеральные соли почвы.

Учитель ОБЖ. В воде растворяются не только полезные для человека вещества , но и опасные для здоровья таких как свинца, алюминия, меди, никеля, цинка, мышьяка. В большинстве российских регионов качество питьевой воды вызывает тревогу. В тяжелейшем состоянии находится город Астрахань. Вся грязь стекает к низовью Волги, которая уже лишилась способности к самоочищению. Спад промышленности в Москве не сделал чище Москву - реку. В Москве и области в водопроводной воде отмечена большая концентрация железа, что приводит к заболеваниям печени, крови и вызывает аллергические реакции, а наличие в ней стронция способствует развитию рахита и хрупкости костей.


Учитель химии. Человечество всегда живёт надеждой и думаем о том, что здравый смысл восторжествует и всё изменится к лучшему.


Фильм. Вода - основа жизни.

Как мы с вами убедились - жизнь человека зависит от воды.

В заключении посмотрим фрагмент видеофильма: « Вода».



Интересные факты о воде, которыми может быть дополнен ваш урок.

В природе существует около 1330 видов воды. Они различаются по происхождению (родниковая, дождевая, почвенная, из свежего или долго лежащего снега и пр.), по количеству и характеру растворенных в ней веществ.

  • В кубическом сантиметре морской воды содержится 1,5 грамма белка и немало других питательных веществ. Ученые подсчитали, что Атлантический океан "по питательности" оценивается в 20 тысяч урожаев, собираемых в год на всей суше.

  • Если бы все люди употребляли в пищу и использовали на корм скоту растительные ресурсы морей и океанов, то пищи было бы достаточно для 290 миллиардов человек.

• Средняя температура поверхности воды мирового океана равна 17,4 градуса, в то время как средняя температура нижнего слоя воздуха над мировым океаном равна 14,4 градуса.

  • Занимая почти 3/4 поверхности земного шара, океан служит мощным и постоянно действующим фактором обогревания нижних слоев атмосферы и смягчения климата земного шара.

• 46 процентов всей воды Земли находятся в Тихом океане. В Атлантическом океане - 23.9 процента; в Индийском - 20.3, а в Северном-Ледовитом - 3.7 процента.

  • Примерно 70 процентов Земли покрыто водой. Только 1 процент из этой воды годен для питья.

  • В самой глубокой точке мирового океана (Мариинский желоб, 11034 м.) железному шарику брошенному в воду потребуется больше часа, чтобы достигнуть океанского дна.

  • Мировой океан содержит 328,000,000 кубических миль морской воды.

  • В мире есть только одна река, которая берет свое начало у экватора и течет в зону умеренного климата: Нил. По малопонятной причине большинство рек текут в обратном направлении.

  • Самая короткая британская река называется Бран.

  • Самая большая дельта из всех рек на Земле у реки Ганг.

  • Мы никогда не будем иметь больше воды, чем имеем сейчас.

  • Ежедневно с поверхности земли испаряется 1,000,000,000,000 (триллион) тонн воды

• Вода — единственная субстанция, которая встречается в природе в трех

формах: твердой (лед), жидкой и в виде газа.

• 80% земной поверхности покрыта водой.

• 3% воды на земле пресная; большая часть пресной воды содержится в замерзшем состоянии в ледниках.

• 66% человеческого тела состоит из воды. Кровь человека на 83% состоит из воды.

• Арбуз на 93% состоит из воды.

  • Недалеко от села Кергалан в Азербайджане есть горючая вода. От спички

вода загорается голубым пламенем из-за метана.

  • Загрязненные подземные воды очищаются в течение нескольких тысячелетий.

* Человек может обходиться 30 суток без пищи и менее недели без воды.

  • В стакане воды содержится около 8,000,000,000,000,000,000,000,000 (8 септилионов) молекул.

  • Обезвоживающие напитки. Бессмыслица? Нет. Спиртные напитки, а также чай и кофе весьма коварно воздействуют на головной мозг: содержащийся в них алкоголь и кофеин подавляют выработку АДГ. После чашки чая вам не хочется пить. Однако почки работают на полную мощность, создавая угрозу обезвоживания. Не волнуйтесь: организм обязательно восстановит порядок. Однако если вы пьете чай и кофе часто и помногу, стоит либо сократить их употребление. Либо выпивать больше воды.

  • Вода против запоров. Если вас мучают запоры, не торопитесь бежать в аптеку за слабительным. Сначала подумайте: не слишком ли мало вы пьете? Обезвоживание часто бывает причиной этого неприятного состояния. Вместо того, чтобы глотать таблетки, начните больше пить и обязательно введите в рацион продукты с высоким содержанием клетчатки. Если вы принимаете пищевые добавки, содержащие клетчатку, обильно запивайте их.

  • Вода против сухости кожи. Эта проблема мучает многих, особенно зимой, и велико искушение смачивать кожу водой и не вытирать руки после мытья.

Не делайте этого - вы только усугубите проблему. Дополнительное питье в данном случае тоже не поможет. Самое простое решение - насухо вытирайтесь после душа и смазывайте тело жирным лосьоном.

  • Вода от насморка. Чем закапывать в нос дорогие капли, устройте старую добрую ингаляцию. Горячий пар облегчает очистку носовых пазух, горла, бронхов.

  • Вода против воды. Иногда анализы показывают, что вода абсолютно безвредна, а пить ее все равно не хочется - мутноватую с неприятным привкусом и запахом: Верьте своему организму - он вас не обманывает.

Такая вода, конечно может быть безопасной для здоровья, но и пользы от нее не будет: установлено, что даже незначительное изменение органолептических свойств (неприятные привкус и запах - снижают секрецию желудочного сока; приятные вкусовые ощущения повышают остроту зрения и частоту сокращения сердца, а неприятные - понижают.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Интегрированный урок ОБЖ-химия по теме " Вода"

Автор: Хрулева Людмила Николаевна

Дата: 24.09.2015

Номер свидетельства: 233422


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства