kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обж в 8-м классе  «Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека».

Цель: изучить влияния окружающей среды на здоровье человека

Планируемые результаты:

предметные - способствовать формированию представления о различных степенях загрязнения окружающей среды, влиянию загрязнения на здоровье человека;

метапредметныесоздать условия: для развития мышления; учить анализировать; выделять главное. Создать условия для развития речи: обогащение словарного запаса;  внимания; памяти;                                                                                                            личностные - воспитание бережного отношения к своему здоровью, к здоровью других; развивать умение устанавливать взаимосвязь  между  загрязнением окружающей среды и здоровьем человека; учить работать в группе, прислушиваться к мнению других, толерантности.

Тип урока: изучение и первичное усвоение нового материала.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, проектный.                                             

Формы организации деятельности учащихся: работа в группах, выполнение познавательных заданий, проектирование.                                                            

Средства обучения:

 Дополнительный материал по теме.                                                                          Презентации по темам.

Используемое оборудование: Приложение: презентация по теме «Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека».                                                     Мультимедиа проектор, индивидуальные инструктивные карты, альбомные листы, маркеры. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок загрязнение окружающей среды и здоровье человека»

Урок обж в 8-м классе «Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека».

Цель: изучить влияния окружающей среды на здоровье человека

Планируемые результаты:

предметные - способствовать формированию представления о различных степенях загрязнения окружающей среды, влиянию загрязнения на здоровье человека;

метапредметныесоздать условия: для развития мышления; учить анализировать; выделять главное. Создать условия для развития речи: обогащение словарного запаса; внимания; памяти; личностные - воспитание бережного отношения к своему здоровью, к здоровью других; развивать умение устанавливать взаимосвязь между загрязнением окружающей среды и здоровьем человека; учить работать в группе, прислушиваться к мнению других, толерантности.

Тип урока: изучение и первичное усвоение нового материала.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, проектный.

Формы организации деятельности учащихся: работа в группах, выполнение познавательных заданий, проектирование.  

Средства обучения:

Дополнительный материал по теме. Презентации по темам.

Используемое оборудование: Приложение: презентация по теме «Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека». Мультимедиа проектор, индивидуальные инструктивные карты, альбомные листы, маркеры.

Ход урока

1.Оргмомент.

Предлагаю определить готовность к уроку, создаю положительный настрой на урок. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов в работе.

2. Мотивация.

Называю тему урока. Эпиграфом к уроку взяты слова «Здоровье – это капитал, данный человеку природой изначально, потеряв который, трудно вернуть обратно». Мишель Монтень

3. Актуализация.

- Как вы понимаете это высказывание? - Кто, как правило, является главным источником опасности для здоровья человека?

(Сам человек является источником опасности для своего здоровья в том случае, если не придерживается здорового образа жизни и создаёт опасные факторы для своего здоровья.)

4.Целепологание.

Действительно, человечество виновно во многих современных проблемах, которые негативно влияют на здоровье людей. Негативные факторы окружающей среды, которые создаются в ходе деятельности человека, называются антропогенными. Сегодня мы выясним влияние антропогенных факторов на здоровье человека.


Предлагаю ученикам определить цели урока: 1. Знать: источники загрязнения окружающей среды, влияние их на здоровье человека, пути решения проблем. Значение взаимоотношений человека и биосферы. 2. Уметь: Приводить примеры ЧС экологического характера.

3.Научиться: на практике применять полученные знания.

К концу сегодняшнего урока, вы должны по нашей теме составить синквейн – пятистрочечную строфу от каждой группы.

(Записывают тему урока в тетради и предлагают различные варианты вопросов.

- Какие источники загрязнения окружающей среды существуют? - Как они влияют на здоровье человека? - Какие пути решения проблем мы можем предложить?)

5. Планирование работы на уроке.



Загрязнение окружающей среды – сложный процесс, связанный с повседневной деятельностью человека. В неблагоприятной экологической обстановке проживает 73% населения России. Воздействие человека на окружающую среду становится всё более ощутимым, причём особенно резко оно усилилось в условиях современной научно-технической революции. В разной степени изменению подверглись все природные компоненты окружающей среды: воздух, почва, вода. Развитие человечества привело к появлению новых антропогенных факторов, таких как шумовое загрязнение, радиационное загрязнение, генно-модифицированные продукты питания. Последствия, вызываемые антропогенными факторами, значительно влияют на здоровье человечества.

- Чтобы достичь поставленных нами целей, вам необходимо дружно работать в группах. Каждой группе дано задание по определённой теме, результаты изучения текстового материала необходимо оформить в таблице. Выберите в группе координатора, выступающих, художника-оформителя, секретаря. Для работы у вас на столах есть всё необходимое.

(Распределяют обязанности в группе, выбирают координатора, выступающих, секретаря, художника — оформителя. Заполняют таблицу.)





Наименование антропогенного фактора

Источники загрязнения

Основные последствия загрязнения

Загрязнение почвы

 

 

Загрязнение воды

 

 

Загрязнение воздуха

 

 

Шумовое загрязнение

 

 

Радиационное загрязнение

 

 

Генно-модифицированные организмы



6.Реализация плана.

Самостоятельная работа в группах по заданиям. 1 группа – загрязнение воздуха выхлопными газами. 2 группа – загрязнение пресной воды. 3 группа – загрязнение почвы. 4 группа – радиационное загрязнение. 5 группа – шумовое загрязнение. 6 группа – генно -модифицированные продукты питания.


Предлагаю группам выступить. 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа 6 группа



(Выступают группы по заданию. Представляют свои продукты работы (рисунки, схемы, плакаты). Презентации. После отчёта каждой группы, делаем вывод. Делают записи в тетради. Задают вопросы выступающим.)



Сделаем вывод: Природа дала возможность человеку строить свою жизнь так, как он хочет, но человек должен направить её на добро, но не на самоуничтожение. Необходимо изменить взгляд на природу и отношение к ней.

7.Контрольно-оценочный.

1.Проверка заполненных таблиц. (Группа зачитывает по одному антропогенному фактору. Остальные дополняют.)

2. Каждой группе задать по 2 вопроса из своего выступления любой группе на выбор.


(Приведите примеры ЧС экологического характера. )


3. Предлагаю провести самооценку и взаимооценку работы в группе. Предлагаю оценить работу других групп.

Вопросы для самоконтроля.

А) Как влияет жизнедеятельность человека на окружающую природную среду? Б) Как влияет загрязнение воздуха, почвы, воды, шумовое и радиационное на здоровье человека? В) Почему так остро в настоящее время встал вопрос по защите окружающей природной среды? Г) Какие факторы определяют экологическую обстановку в нашем крае?


(-Какую цель ставил? - Достиг ли цели? -Работа, какой группы понравилась больше? Почему?)


8.Итог урока.

Предлагаю каждой группе зачитать свой синквейн.

1 и 6 группы Загрязнение

2 и 5 группы Экология

3 и 4 группы Здоровье



Хочется урок закончить словами А.В. Яблокова: «Жизнь без опасности практически невозможна, но снизить экологический риск человечество обязано, если не хочет погибнуть».

9.Домашнее задание. При выполнении домашнего задания ваша задача сформулировать рекомендации по улучшению экологической обстановки в г.Славгороде.

10.Рефлексия.

Предлагаю вопросы:

-Что дала тебе сегодняшняя работа? -Какое открытие для тебя было главным? -Что было главным достижением сегодня для тебя?

Приложение 1

Синквейн – пятистрочечная строфа, характеризующая данную тему.

1 строка – одно ключевое слово, имя существительное из данной темы. 2 строка – два прилагательных, характеризующих данное ключевое слово. 3 строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы. 4 строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней. 5 строка – синоним ключевого слова.


Приложение 2

Влияние выхлопных  газов на здоровье человека.

 Увеличение масштабов сжигания нефтепродуктов является причиной загрязнения воздушной среды. Наибольшее количество загрязняющих атмосферу веществ выбрасывается с выхлопными газами автомобилей. Анализ выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания показал, что в них содержится около двухсот различных веществ, большинство из которых токсично.

Особенно резко увеличивается концентрация вредных веществ в выбросах автомобилей при работе на холостом ходу.

Само по себе попадание в окружающую среду с выхлопными газами токсичных веществ является весьма нежелательным, так как они представляют реальную опасность для здоровья людей. Так, оксид углерода инактивирует гемоглобин, обуславливая кислородную недостаточность тканей, вызывая расстройство нервной и сердечно – сосудистой систем, а так же способствует развитию атеросклероза. Оксиды азота  резко раздражают лёгкие и дыхательные пути, способствуя возникновению воспалительных процессов в них. Под влиянием оксидов азота образуется метгемоглобин, понижается кровяное давление, возникает головокружение, сонливость, расстройство дыхания и кровообращения.

 Окружающая среда и воздух загрязняются. Накопление в окружающей среде отходов, токсичных для здоровья человека, вызывает угнетения здоровья вначале отдельных людей, имеющих ослабленное здоровье, затем - здоровье большей и большей части населения. Это является суровым экологическим предупреждением о том, как хрупка защитная система организма человека. Для того, чтобы автомобили выделяли в окружающую среду меньше вредных веществ, надо на них поставить двигатели, работающие на газовом топливе.

  

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ (загрязнение воздуха)

Анализируя современную экологическую обстановку в Алтайском крае можно сказать, что в целом она благоприятна для жизни и здоровья проживающего населения. Однако на территории Алтайского края можно выделить очаги с высокой экологической напряженностью. Такие очаги сосредоточены, прежде всего, в районе крупных городов края - Барнаул, Рубцовск, Заринск, Горняк, Бийск. Состояние окружающей среды в Алтайском крае постоянно находится под контролем. Органы Госкомгидромета на 11 постах и 3 маршрутах в городах - Барнауле, Бийске, Заринске, Славгороде проводят этот контроль с помощью специализированной техники и приборов. Судя по данным этого контроля, ежегодно в атмосферу Алтайского края выбрасывается более 200 тыс. тонн загрязняющих веществ, а очистка воздуха проводится лишь на 70%. Основной причиной загрязнения воздуха являются предприятия нефтехимической и пищевой промышленности, электроэнергетики, черной металлургии, коксохимии, машиностроения. Особенный вред наносит Барнаульская ТЭЦ-2, Бийская ТЭЦ; в г. Заринске - АО "Алтай-кокс" и АО "Кучуксульфат". Немалый вред экологии приносит автомобильный транспорт, выбросы вредных веществ которого составляют более 45% от общего загрязнения воздуха в крае.

Загрязнение почвы

В мире ежегодно производится более миллиона тонн пестицидов. В настоящее время влияние пестицидов на здоровье населения многие ученые приравнивают к воздействию на человека радиоактивных веществ. Установлено, что при применении пестицидов, наряду с некоторым увеличением урожайности, отмечается рост видового состава вредителей, ухудшаются пищевые качества и сохранность продукции, утрачивается естественное плодородие.
Среди пестицидов, наибольшую опасность представляют стойкие хлорорганические соединения, которые могут сохраняться в почвах в течение многих лет и даже малые их концентрации в результате биологического накопления могут стать опасными для жизни организмов. Попадая в организм человека, пестициды могут вызвать не только быстрый рост злокачественных новообразований, но и поражать организм генетически, что может представлять серьезную опасность для здоровья будущих поколений.
Почвы загрязняются и минеральными удобрениями, если их используют в неумеренных количествах, теряют при производстве, транспортировке и хранении. Из азотных, суперфосфатных и других типов удобрений в почву в больших количествах мигрируют нитраты, сульфаты, хлориды и другие. Растения накапливают в себе эти вещества, употребление таких продуктов приводит к росту злокачественных опухолей и других заболеваний.
Одной из серьезных экологических проблем России становится загрязнение земель нефтью и нефтепродуктами в нефтедобывающих районах.
Значительную угрозу для здоровья людей представляет загрязнение почв различными патогенами, которые могут проникать в организм человек через цепь: «человек — почва — человек». Патогенные организмы выделяются зараженным человеком и через почву передаются другому, либо через выращенные на зараженной почве овощи и фрукты. Так человек может заболеть холерой, бациллярной дизентерией, брюшным тифом.







ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ (загрязнение почвы)

Нерациональное использование и непродуманная распашка целинных земель привели к деградации почвенно-земельных ресурсов Алтайского края - главного его богатства. Кроме этого, причиной истощения и снижения плодородия земель стали отходы животноводческих комплексов и ферм, силосных стоков, различные химические вещества. Не менее актуальным является и вопрос захоронения павшего скота на обширной территории Алтайского края. На многих животноводческих фермах в сельской местности нет специальных навозохранилищ и скотомогильников, следовательно, во время весеннего паводка их содержимое размывается на километры, что также наносит урон окружающей среде. В Алтайском крае не существует специально созданных площадок для промышленных и бытовых отходов, не считая двух полигонов для захоронения - на ОАО "Алтайхимпром" (г. Яровое) и Славгородском радиозаводе. А ведь каждый год добавляет краю около 400 тыс. тонн бытовых и 750 тыс. тонн промышленных отходов.

Загрязнение воды:

Загрязнение воды - это понижение ее качества в результате попадания в реки, ручьи, озера, моря и океаны различных физических, химических или биологических веществ.

Загрязнение воды имеет много причин. Промышленные стоки, содержащие неорганические и органические отходы, нередко спускаются в реки и моря. Ежегодно в водные источники попадают тысячи химических веществ, действие которых на окружающую среду заранее не известно.

Бытовые сточные воды, содержащие, например, синтетические моющие средства, в конце концов попадают в реки и моря. Удобрения, смываемые с поверхности почвы, попадают в водостоки, ведущие к озерам и морям. Все эти причины приводят к сильному загрязнению воды, особенно в замкнутых бассейнах-озерах, заливах и фьордах.

Если в воде находится большое количество взвешенных твердых веществ, они делают ее непрозрачной для солнечного света и тем самым препятствуют процессу фотосинтеза в водных бассейнах. Это в свою очередь вызывает нарушения в цепи питания в таких бассейнах, а как следствие – исчезновение водных животных. Кроме того, твердые отходы вызывают заиливание рек и судоходных каналов, что приводит к необходимости частого проведения дноуглубительных работ.

Сельское хозяйство. Вторым основным потребителем воды является сельское хозяйство, использующее ее для орошения полей. Стекающая с них вода насыщена растворами солей и почвенными частицами, а также остатками химических веществ, способствующих повышению урожайности. К ним относятся инсектициды; фунгициды, которые распыляют над фруктовыми садами и посевами; гербициды, знаменитое средство борьбы с сорняками; и прочие пестициды, а также органические и неорганические удобрения, содержащие азот, фосфор, калий и иные химические элементы.

Кроме химических соединений, в реки попадает большой объем фекалий и других органических остатков с ферм, где выращиваются мясо-молочный крупный рогатый скот, свиньи или домашняя птица. Много органических отходов также поступает в процессе переработки продукции сельского хозяйства (при разделке мясных туш, обработке кож, производстве пищевых продуктов и консервов и т.д.).

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ (загрязнение воды)

Следует также заметить, что оставляет желать лучшего и ситуация на водоочистных станциях. Исчерпаны мощности канализационных систем в Камне-на-Оби, Славгороде и Алейске. В Рубцовске и Горняке требуется реконструкция и расширение очистных сооружений. Неудовлетворительное положение с канализацией в Новоалтайске и Заринске. Большинство предприятий Барнаула не имеет локальной очистки стоков, и основная масса сточных вод поступает в канализацию. Вследствие этого, осадок сточных вод насыщен тяжелыми металлами и не пригоден к использованию в качестве удобрений. Кроме этого, ни один город Алтайского края не имеет очистных сооружений ливневой канализации, вследствие чего загрязняется река Обь. При весенних паводках содержание нефтепродуктов в водоемах достигает 80 ПДК (предельно допустимая концентрация).

Шумовое загрязнение:

С ростом урбанизации шум стал постоянной частью человеческой жизни, одним из существенных загрязнителей городской среды. Усиление шумового фона свыше предельно допустимых величин (80 дБ), характерное для современной жизни, опасно не только с позиций профессиональной вредности: оно представляет собой опасность для физического и психического здоровья населения.

Под термином «шум» понимается всякий неприятный и нежелательный звук (или совокупность звуков), мешающий восприятию полезных сигналов, оказывающий раздражающее или вредное воздействие на организм человека, снижающий его работоспособность. Шумы присутствуют почти во всех населённых пунктах.

Главным источником шумового загрязнения являются транспортные средства — автомобили, железнодорожные поезда и самолёты.

В городах уровень шумового загрязнения в жилых районах может быть сильно увеличен за счёт неправильного городского планирования (например, расположение аэропорта в черте города).

Помимо транспорта (60÷80 % шумового загрязнения) другими важными источниками шумового загрязнения в городах являются промышленные предприятия, строительные и ремонтные работы, автомобильная сигнализация, собачий лай, шумные люди и т. д.

Длительный шум неблагоприятно влияет на органы слуха, понижая чувствительность к звуку. К тому же он обладает аккумулятивным эффектом, то есть акустические раздражения, накапливаясь в организме, всё сильнее угнетают нервную систему. Шумы вызывают функциональные расстройства сердечно–сосудистой системы; оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток.

Радиационное загрязнение

Радиоактивное излучение проникает через живые ткани подобно крошечным пулям. Оно не оставляет внешних следов и само по себе не ощущается, но способно разрушать органические молекулы клеток. В больших дозах радиация может привести к тому, что клетки перестанут делиться. Может возникнуть так называемая лучевая болезнь, которая может привести к смерти уже через несколько дней или месяцев после облучения. А очень сильная радиация способна полностью разрушить клетки и вы­звать мгновенную гибель.Радиация опасна и в низких дозах, т. к. может повреждать мо­лекулы ДНК, т. е. генетический материал организма. Слабые дозы облучения, незаметно воздействуя на людей, повышают возможность возникновения у них раковых заболеваний и ро­ждения неполноценного потомства. Хотя долгие годы эти воз­действия могут никак не проявляться внешне. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ (радиационное загрязнение)

Наибольшую опасность для здоровья населения представляет комбинация радиационного (близкое расположение Семипалатинского полигона) и химического видов загрязнений. В отдельных районах края - Локтевском и Тальменском - возникли очаги с высокой заболеваемостью новорожденных детей желтухами с поражением центральной нервной системы. Для Алтайского края характерна самая высокая в Западной Сибири степень пораженности людей сердечно-сосудистыми заболеваниями, болезнями органов дыхания и кровообращения. Особое беспокойство вызывает высокая заболеваемость населения различными онкологическими формами заболеваний. На протяжении уже нескольких лет формируется тенденция роста числа онкологических заболеваний. В медицине имеется несколько научных гипотез роста числа онкологических заболеваний в крае. Согласно одной из них регистрация вновь выявленных форм рака определяется заболеваемостью лиц второго и третьего поколений жителей края, подвергшихся облучению в результате испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне. Заболеваемость населения различных возрастных групп имеет существенные различия, в том числе и в зависимости от загрязняющего комплекса окружающей природной среды. Повышенная заболеваемость характерна для населения районов южной части края (Угловского, Рубцовского и Локтевского), а также для городов Барнаула, Бийска, Заринска и их пригородных зон.

Генномодифицированные продукты
Генетически модифицированными (ГМО) или трансгенными организмами (растение) считаются те, в генетическую структуру которых был внедрен «целевой ген» из других видов растений или животных в целях придания им качественно новых, полезных для человека свойств. Например, для увеличения урожайности пшеницы, создания сорта, устойчивого к засухе, к каким-либо вредителям, сорнякам, для улучшения вкусовых качеств растений, продления срока их хранения и т.п. Все генномодифицированные растения, как правило, проходят исследования на пищевую и биологическую безопасность.
Чем опасны генетически модифицированные продукты?
Как говорилось выше, все растения, полученные методом генной инженерии должны проходить испытания на безопасность. Возникают различные фальсификации результатов исследований. Например.При проверке безопасности одного из сортов модифицированного картофеля выяснилось, что его употребление в пищу может привести к изменениям в составе крови и внутренних органов.
Конечно, сам по себе трансген, употребляемый людьми, видимого вреда не нанесет, поскольку внедриться в генный код людей не сможет. Тем не менее, этот ген будет блуждать по организму, и стимулировать синтез белков, которые не предусмотрены природой для человеческого организма. Можно отметить пищевой вред, а именно, нарушение обмена веществ, ослабление иммунитета, появление различных небезобидных аллергических реакций. Кроме того, результатом употребления продуктов, содержащих генномодифицированные организмы, может быть и нарушение структуры слизистой желудка, устойчивость микрофлоры кишечника к антибиотикам. Также возможно снижение уровня здоровья, связанное с накоплением в организме гербицидов, поскольку генномодифицированные растения имеют свойство их накапливать. Употребление продуктов генной инженерии может спровоцировать развитие онкологических заболеваний.
Какие генномодифицированные продукты можно встретить на полках магазина?
В нашей стране требованиями санитарно-гигиенических норм предусматривается обязательное наличие информации такого рода на продукте, если в составе генномодифицированного продукта ГМО составляют 0,9% и более от полного объема продукта. Несмотря даже на это, не всегда подобную информацию указывают на продуктах. Для производства продукции в качестве сырья применяют генномодифицированные растения и организмы такие известные компании, как Нестле (кофе, шоколад, детское питание), Хершис (безалкогольные напитки, шоколад), Кока-Кола и Пепси-Кола (сладкие газированные напитки), Макдональдс, Данон (молочные продукты, детское питание), Симилак (детское питание) и некоторые другие.

















Просмотр содержимого презентации
«Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека»

Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека

Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека

Эпиграф к уроку «Здоровье – это капитал, данный человеку природой изначально, потеряв который, трудно вернуть обратно». Мишель Монтень

Эпиграф к уроку

«Здоровье – это капитал, данный человеку природой изначально, потеряв который, трудно вернуть обратно». Мишель Монтень

Цели урока:

Цели урока:

  • Знать: источники загрязнения окружающей среды, влияние их на здоровье человека, пути решения проблем. Значение взаимоотношений человека и биосферы.
  • Уметь: Приводить примеры ЧС экологического характера.
Загрязнение атмосферы выхлопными газами.

Загрязнение атмосферы выхлопными газами.

Выбросы выхлопных газов — основная причина превышения допустимых концентраций токсичных веществ и канцерогенов в атмосфере крупных городов, образования смогов, являющихся частой причиной отравления в замкнутых пространствах.

Выбросы выхлопных газов — основная причина превышения допустимых концентраций токсичных веществ и канцерогенов в атмосфере крупных городов, образования смогов, являющихся частой причиной отравления в замкнутых пространствах.

Состав автомобильных выхлопных газов * Токсичные компоненты ** Канцерогены

Состав автомобильных выхлопных газов

* Токсичные компоненты

** Канцерогены

Наибольшую опасность представляют оксиды азота, примерно в 10 раз более опасные, чем угарный газ , доля токсичности альдегидов относительно невелика и составляет 4—5 % от общей токсичности выхлопных газов. Токсичность различных углеводородов сильно отличается, однако особенно, что непредельные углеводороды в присутствии диоксида азота фотохимически окисляются образуя ядовитые кислородсодержащие соединения — составляющие смогов .

Наибольшую опасность представляют оксиды азота, примерно в 10 раз более опасные, чем угарный газ , доля токсичности альдегидов относительно невелика и составляет 4—5 % от общей токсичности выхлопных газов. Токсичность различных углеводородов сильно отличается, однако особенно, что непредельные углеводороды в присутствии диоксида азота фотохимически окисляются образуя ядовитые кислородсодержащие соединения — составляющие смогов .

Длительный контакт со средой, отравленной выхлопными газами автомобилей, вызывает общее ослабление организма — иммунодефицит .

Длительный контакт со средой, отравленной выхлопными газами автомобилей, вызывает общее ослабление организма — иммунодефицит .

Пути снижения выбросов и токсичности

Пути снижения выбросов и токсичности

Существенно снизить содержание углеводородов в отходящих газах, более чем в 2 раза, возможно применением в качестве топлива попутных нефтяных (пропан, бутан), или природного газов, при том, что главный недостаток природного газа — низкий запас хода, для города не столь значим.
  • Существенно снизить содержание углеводородов в отходящих газах, более чем в 2 раза, возможно применением в качестве топлива попутных нефтяных (пропан, бутан), или природного газов, при том, что главный недостаток природного газа — низкий запас хода, для города не столь значим.
Кроме состава топлива, на токсичность влияет состояние и настройка двигателя (особенно дизельного — выбросы сажи могут увеличиваться до 20 раз и карбюраторного — до 1,5—2 раз изменяются выбросы окислов азота).
  • Кроме состава топлива, на токсичность влияет состояние и настройка двигателя (особенно дизельного — выбросы сажи могут увеличиваться до 20 раз и карбюраторного — до 1,5—2 раз изменяются выбросы окислов азота).
Экологическая ситуация в Алтайском крае Очаги с высокой экологической напряжённостью Барнаул Рубцовск  Основные причины загрязнения воздуха  Предприятия: Заринск Нефтехимической промышленности и коксохимии Горняк Пищевой промышленности Бийск Электроэнергетики Чёрной металлургии Машиностроения

Экологическая ситуация в Алтайском крае

Очаги с высокой экологической напряжённостью

Барнаул

Рубцовск

Основные причины загрязнения воздуха

Предприятия:

Заринск

Нефтехимической промышленности и коксохимии

Горняк

Пищевой промышленности

Бийск

Электроэнергетики

Чёрной металлургии

Машиностроения

Загрязнение пресной воды.

Загрязнение пресной воды.

Загрязненные скважины в городах  Быстрое загрязнение подземных вод вокруг городов. Источник - возрастающее число загрязненных скважин вследствие неправильной эксплуатации.

Загрязненные скважины в городах

Быстрое загрязнение подземных вод вокруг городов. Источник - возрастающее число загрязненных скважин вследствие неправильной эксплуатации.

Хром - серебристый металл, твердый и тугоплавкий Свинец – серебристый металл, тяжелый и легкоплавкий

Хром - серебристый металл, твердый и тугоплавкий

Свинец – серебристый металл, тяжелый и легкоплавкий

Кадмий Ртуть – очень тяжелый радиоактивный металл

Кадмий

Ртуть – очень тяжелый радиоактивный металл

Нитраты Полифосфат натрия

Нитраты

Полифосфат натрия

Чтобы не рисковать и быть спокойным за своё здоровье:

Чтобы не рисковать и быть спокойным за своё здоровье:

  • Используйте чистую питьевую воду
  • Установите очистные фильтры
  • Покупайте готовую, очищенную, бутилированную воду
Фермерские хозяйства  Крупнейший потенциальный источник загрязнения — фермерские хозяйства. Часть покрывающего почву необработанного навоза животных проникает в источники пресной воды. Кроме того, фермеры ежегодно вносят в почву огромное количество тонн азота, фосфора и калия, и часть этих удобрений попадает в пресную воду.

Фермерские хозяйства

Крупнейший потенциальный источник загрязнения — фермерские хозяйства. Часть покрывающего почву необработанного навоза животных проникает в источники пресной воды. Кроме того, фермеры ежегодно вносят в почву огромное количество тонн азота, фосфора и калия, и часть этих удобрений попадает в пресную воду.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

  • Оставляет желать лучшего ситуация на водоочистных станциях. Исчерпаны мощности канализационных систем в Камне-на-Оби, Славгороде и Алейске. В Рубцовске и Горняке требуется реконструкция и расширение очистных сооружений. Неудовлетворительное положение с канализацией в Новоалтайске и Заринске.
  • Большинство предприятий Барнаула не имеет локальной очистки стоков, и основная масса сточных вод поступает в канализацию.
Загрязнение почвы и накопление овощами вредных веществ.

Загрязнение почвы и накопление овощами вредных веществ.

Вред пестицидов

Вред пестицидов

  • отмечается рост видового состава вредителей
  • ухудшаются пищевые качества и сохранность продукции
  • утрачивается естественное плодородие
  • подавляют иммунную систему организма
  • обладают выраженными мутагенными и канцерогенными свойствами
Попадая в организм человека, пестициды

Попадая в организм человека, пестициды

  • вызывают быстрый рост злокачественных новообразований
  • поражают организм генетически, что может представлять серьезную опасность для здоровья будущих поколений .
Последствия воздействия некоторых тяжёлых металлов на здоровье человека Элементы Последствия воздействия элементов Ртуть Источники Нервно-паралитические растройства (болезнь Минамата); нарушение функций желудочно-кишечного тракта, почек; изменение в хромосомах Мышьяк Загрязнённые почвы и вода Раковые заболевания кожи, интоксикация, периферические невриты Свинец Медь Загрязнённые почвы, протравленное зерно Разрушение костных тканей, задержка синтеза протеина в крови, нарушение нервной системы и почек Загрязнённые почвы и вода Органические изменения в тканях, распад костной ткани, гепатит Кадмий Загрязнённые почвы и вода Цирроз печени, нарушение функций почек, протеинурия Загрязнённые почвы

Последствия воздействия некоторых тяжёлых металлов на здоровье человека

Элементы

Последствия воздействия элементов

Ртуть

Источники

Нервно-паралитические растройства (болезнь Минамата); нарушение функций желудочно-кишечного тракта, почек; изменение в хромосомах

Мышьяк

Загрязнённые почвы и вода

Раковые заболевания кожи, интоксикация, периферические невриты

Свинец

Медь

Загрязнённые почвы, протравленное зерно

Разрушение костных тканей, задержка синтеза протеина в крови, нарушение нервной системы и почек

Загрязнённые почвы и вода

Органические изменения в тканях, распад костной ткани, гепатит

Кадмий

Загрязнённые почвы и вода

Цирроз печени, нарушение функций почек, протеинурия

Загрязнённые почвы

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

  • Нерациональное использование и непродуманная распашка целинных земель привели к деградации почвенно-земельных ресурсов Алтайского края - главного его богатства.
  • Причиной истощения и снижения плодородия земель стали отходы животноводческих комплексов и ферм, силосных стоков, различные химические вещества.
  • На многих животноводческих фермах в сельской местности нет специальных навозохранилищ и скотомогильников, следовательно, во время весеннего паводка их содержимое размывается на километры, что также наносит урон окружающей среде.
Радиационное загрязнение.

Радиационное загрязнение.

РАДИАЦИОННОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ  Радиационное загрязнение биосферы - это превышение естественного уровня  содержания в окружающей среде  радиоактивных веществ.

РАДИАЦИОННОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ

  • Радиационное загрязнение биосферы - это превышение естественного уровня

содержания в окружающей среде

радиоактивных веществ.

Оно может быть вызвано:  ядерными взрывами и утечкой радиоактивных компонентов в результате аварий на АЭС или других предприятиях, при разработке радиоактивных руд. При авариях на АЭС особенно резко увеличивается загрязнение среды радионуклидами.

Оно может быть вызвано:

ядерными взрывами и утечкой радиоактивных компонентов в результате аварий на АЭС или других предприятиях, при разработке радиоактивных руд. При авариях на АЭС особенно резко увеличивается загрязнение среды радионуклидами.

Воздействие излучения на организм

Воздействие излучения на организм

  • Одним из прямых эффектов является канцерогенез или развитие онкологических заболеваний. Раковая опухоль возникает, когда соматическая клетка выходит из под контроля организма и начинает активно делиться. Попадая в клетки, излучение нарушают баланс кальция и кодирование генетической информации. Такие явления могут привести к сбоям в синтезе белков, что является жизненно важной функцией всего организма, т.к. неполноценные белки нарушают работу иммунной системы. Наш организм в противовес описанным выше процессам вырабатывает особые вещества, которые являются своего рода "чистильщиками".
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

  • Возникли очаги с высокой заболеваемостью новорожденных детей желтухами с поражением центральной нервной системы.
  • Для Алтайского края характерна самая высокая в Западной Сибири степень пораженности людей сердечно-сосудистыми заболеваниями, болезнями органов дыхания и кровообращения.
  • Беспокойство вызывает высокая заболеваемость населения различными онкологическими формами заболеваний.
Шумовое загрязнение.

Шумовое загрязнение.

Влияние шума на организм

Влияние шума на организм

  • . Шум может вызывать раздражение и агрессию, повышение артериального давления, шум в ушах, потерю слуха.
  • Наибольшее раздражение вызывает шум в диапазоне частот 3000÷5000  Гц .
  • Хроническая подверженность шуму на уровне более 90  дБ  может привести к потере слуха.
  • При шуме на уровне более 110 дБ у человека возникает звуковое опьянение, по субъективным ощущениям аналогичное  алкогольному  или наркотическому .
  • При шуме на уровне 145 дБ у человека происходит разрыв  барабанных перепонок .
Женщины менее устойчивы к сильному шуму, чем мужчины. Кроме того, восприимчивость к шуму зависит также от возраста,  темперамента
  • Женщины менее устойчивы к сильному шуму, чем мужчины. Кроме того, восприимчивость к шуму зависит также от возраста,  темперамента , состояния здоровья, окружающих условий и т. д.
  • Индустриальные шумы любой мощности не способствуют улучшению самочувствия. Шум от автомобильного транспорта способен вызывать головные боли.
К чему приводит длительное шумовое воздействие

К чему приводит длительное шумовое воздействие

  • Нарушение подвижности нервных процессов
  • Нарушение психического состояния человека
  • Нарушение работы сердечно-сосудистой системы
Влияние шума на организм

Влияние шума на организм

  • Наиболее оптимальными для человеческого уха являются естественные шумы: шелест листьев, журчание воды, пение птиц.
Генно -модифицированные продукты питания.

Генно -модифицированные продукты питания.

Четыре основных источника опасности, связанных с ГМО:

Четыре основных источника опасности, связанных с ГМО:

  • появление новых генов и «продуктов» их активности;
  • Непредвиденные эффекты технологии;
  • взаимодействие между генами хозяина и чужеродными генами;
  • распространение «встроенных» генов как через пыльцу, так и посредством горизонтальной трансформации (от вида к виду).
Трансгены: «против» Неизбежный риск при использовании высоких технологий. В масштабах планеты экспансия трансгеном приведет к вытеснению обычных растений. Возможные в результате употребления ГМО нарушения здоровья, Может привести к зависимости национальной экономики от компаний, владеющих биотехнологиями. Увеличивают риск возникновения опасных аллергий, пищевых отравлений и мутаций. Представляет угрозу продовольственной безопасности страны. Употребления ГМ-продуктов в пищу может стать  невосприимчивость к антибиотикам  Я Представитель ГМ-культур Превращение обычных посевов в трансгенные.

Трансгены: «против»

Неизбежный риск при использовании

высоких технологий.

В масштабах планеты экспансия трансгеном

приведет к вытеснению обычных растений.

Возможные в результате употребления

ГМО нарушения здоровья,

Может привести к зависимости национальной

экономики от компаний, владеющих биотехнологиями.

Увеличивают риск возникновения опасных

аллергий, пищевых отравлений и мутаций.

Представляет угрозу

продовольственной безопасности страны.

Употребления ГМ-продуктов в пищу может стать

невосприимчивость к антибиотикам 

Я

Представитель

ГМ-культур

Превращение обычных посевов в трансгенные.

Сделаем вывод:   Природа дала возможность человеку строить свою жизнь так, как он хочет, но человек должен направить её на добро, но не на самоуничтожение. Необходимо изменить взгляд на природу и отношение к ней.

Сделаем вывод:

  Природа дала возможность человеку строить свою жизнь так, как он хочет, но человек должен направить её на добро, но не на самоуничтожение. Необходимо изменить взгляд на природу и отношение к ней.

Контрольно-оценочный.

Контрольно-оценочный.

  • 1.Приведите примеры ЧС экологического характера.
  • 2. Каждой группе задать по 2 вопроса из своего выступления любой группе на выбор
Самооценка и взаимооценка работы в группе.

Самооценка и взаимооценка работы в группе.

  • -Какую цель ставил?
  • - Достиг ли цели?
  • -Работа, какой группы понравилась больше? Почему?
Рефлексия.

Рефлексия.

  • -Что дала тебе сегодняшняя работа?
  • -Какое открытие для тебя было главным?
  • -Что было главным достижением сегодня для тебя?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека.

Автор: Шевлякова Татьяна Ивановна

Дата: 20.06.2015

Номер свидетельства: 220732

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Урок по ОБЖ "Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека" "
    ["seo_title"] => string(86) "urok-po-obzh-zaghriaznieniie-okruzhaiushchiei-prirodnoi-sriedy-i-zdorov-ie-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "136512"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417112234"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Конспект урока по ОБЖ 8 класс " Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_obzh_8_klass_zagriaznenie_okruzhaiushchei_prirodnoi_sredy_i_zd"
    ["file_id"] => string(6) "539775"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1581784984"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Урок ОБЖ в 8 классе. Загрязнение окружающей природной среды и здоровья человека "
    ["seo_title"] => string(95) "urok-obzh-v-8-klassie-zaghriaznieniie-okruzhaiushchiei-prirodnoi-sriedy-i-zdorov-ia-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "182497"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425542340"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Тема: "Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека""
    ["seo_title"] => string(69) "tema_zagriaznenie_okruzhaiushchei_prirodnoi_sredy_i_zdorove_cheloveka"
    ["file_id"] => string(6) "585212"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1628769318"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспек урока Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiek_uroka_zaghriaznieniie_okruzhaiushchiei_prirodnoi_sriedy_i_zdorov_ie_chi"
    ["file_id"] => string(6) "442750"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1512630623"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1690 руб.
2110 руб.
2110 руб.
2640 руб.
1950 руб.
2440 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства