Просмотр содержимого документа
«Выступление в творческой группе на РМО педагогов - организаторов ОБЖ "Патриотическое воспитание учащихся на уроках ОБЖ"»
Выступление в творческой группе на РМО педагогов - организаторов ОБЖ
"Патриотическое воспитание учащихся на уроках ОБЖ"
Патриотическое воспитание - это воспитание важнейших духовно-нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему отечеству, гордость за принадлежность к народу и его свершениям, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному служению обществу и государству.
Понятие «патриот», «патриотизм» участвуют в формировании понятий «патриотическое воспитание и образование». В ряде документов Министерства образования РФ указаны потребности общества в патриотическом воспитании личности. В этих документах патриотическое воспитание определяется как «единство обучения и воспитания, как процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом». Целью патриотического воспитания выступает подготовка учащихся к жизни в гражданском обществе, путем формирования у них устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, основных социальных связях и отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни.
На мой взгляд, предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» занимает значительное место в процессе формирования у подростков качеств гражданина и патриота.
Этот учебный предмет поможет подготовиться учащемуся к взрослой жизни, более реально взглянуть на мир, научиться оценивать различную обстановку и жизненные ситуации, свои возможности и делать правильный выбор.
Курс ОБЖ позволяет детям и подросткам привить мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил безопасности поведения дома, на улице, в школе, на природе, а затем в обществе, на производстве и в других сферах.
Предмет ОБЖ учит предвидеть и распознавать опасности и по возможности избегать их. При этом нужно действовать грамотно, совершенствовать свои физические и психологические возможности, чтобы уметь противостоять опасностям.
Патриотическое воспитание не может существовать без здорового образа жизни. Здоровый образ жизни – это индивидуальная система привычек, обеспечивающая человеку необходимый уровень жизнедеятельности для решения задач, связанных с выполнением обязанностей и для решения запросов и личных проблем.
Рассматривая и изучая темы по ОБЖ, помогаем подросткам формировать индивидуальную систему здорового образа жизни, при этом учитываются все особенности этого возраста.
Если школьник проявит желание быть похожим на спасателей, быть полезным людям и обществу - это наилучший результат урока.
При изучении темы «Опасные ситуации техногенного характера», уместно рассказать об аварии с выбросом радиоактивных веществ. А на примере подвига чернобыльцев, ветеранов подразделения особого риска при трагедии на Чернобыльской АС, олицетворить патриотизм с любовью к своей Родине.
Рассказ об участии людей, которые ликвидировали последствия радиационной аварии и чтение стихов о Чернобыльской трагедии, вызывает у детей сильное эмоциональное восприятие изучаемой темы.
Формирование патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс.
Конечно, это далеко не все возможные формы и методы воспитательной работы по воспитанию патриотизма. Но общие принципы этой работы можно сформулировать следующим образом: необходимо обеспечить положительную мотивацию школьников, чтобы они проявляли сострадания, а не жестокость, гордость, а не воинственную непримиримость.
А главное, что воспитание основам патриотизма должно быть – нескучным назиданием и чтение морали, а активным поиском задач для решения и достижение поставленной цели - патриотического воспитания подрастающего поколения.