kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Окружающая среда и здоровье человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация Окружающая среда и здоровье человека

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Окружающая среда и здоровье человека"»

Окружающая среда и здоровье человека

Окружающая среда и здоровье человека

Понятие здоровья  Согласно определению ВОЗ, под здоровьем понимается состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов, как это до сих пор достаточно широко распространено в общественном сознании.

Понятие здоровья

Согласно определению ВОЗ, под здоровьем понимается состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов, как это до сих пор достаточно широко распространено в общественном сознании.

Критерии здоровья   В качестве критерия состояния здоровья, особенно на популяционном уровне, в санитарной статистике используют показатель болезненности или морбидности .  Этот показатель отражает распространенность заболеваний и определяется отношением числа заболеваний за год, умноженному на 1000  и отнесенного к средней численности населения . В целом данный показатель является собирательным обозначением отрицательных показателей здоровья.

Критерии здоровья

В качестве критерия состояния здоровья, особенно на популяционном уровне, в санитарной статистике используют показатель болезненности или морбидности .

Этот показатель отражает распространенность заболеваний и определяется отношением числа заболеваний за год, умноженному на 1000 и отнесенного к средней численности населения . В целом данный показатель является собирательным обозначением отрицательных показателей здоровья.

Структура окружающей среды может быть условно разделена на природные и социальные элементы:  - природные - (механические, физические, химические, биологические);  - социальные - (труд, быт, социально-экономический уклад, информация).  Условность такого деления объясняется тем, что природные факторы действуют на человека в определенных социальных условиях.  Свойства факторов окружающей среды обусловливают специфику влияния на человека.

Структура окружающей среды может быть условно разделена на природные и социальные элементы:

- природные - (механические, физические, химические, биологические);

- социальные - (труд, быт, социально-экономический уклад, информация).

Условность такого деления объясняется тем, что природные факторы действуют на человека в определенных социальных условиях.

Свойства факторов окружающей среды обусловливают специфику влияния на человека.

Природные факторы влияют своими физическими свойствами: гипобария, гипоксия, усиление солнечной и ультрафиолетовой радиации, электромагнитные и гравитационные поля, и др. Природные геохимические факторы оказывают свое влияние на человека аномалиями качественного и количественного соотношения микроэлементов в почве, воде, воздухе, а следовательно и через соотношение химических элементов в сельскохозяйственной продукции местного производства. Действие природных биологических факторов проявляется в изменениях макрофауны, флоры и микроорганизмов, наличия эндемических очагов болезней животного и растительного мира, а также в появлении новых аллергенов естественно-природного происхождения. Группа социальных факторов также оказывает влияние на условия жизни, труда, состояние здоровья.

Природные факторы влияют своими физическими свойствами: гипобария, гипоксия, усиление солнечной и ультрафиолетовой радиации, электромагнитные и гравитационные поля, и др.

Природные геохимические факторы оказывают свое влияние на человека аномалиями качественного и количественного соотношения микроэлементов в почве, воде, воздухе, а следовательно и через соотношение химических элементов в сельскохозяйственной продукции местного производства.

Действие природных биологических факторов проявляется в изменениях макрофауны, флоры и микроорганизмов, наличия эндемических очагов болезней животного и растительного мира, а также в появлении новых аллергенов естественно-природного происхождения.

Группа социальных факторов также оказывает влияние на условия жизни, труда, состояние здоровья.

Действие факторов на организм может быть изолированным, комбинированным, комплексным или сочетанным  Под комбинированным  действием понимают одновременное или последовательное действие  на организм факторов одной природ ы , например нескольких химических веществ при одном и том же пути поступления (с воздухом, водой, пищей и т.д.).  Комплексное действие , проявляется при одновременном поступлении в организм одного и того же фактора различными путями (воздействие химического вещества из воды, воздуха, пищи).  Совокупное действие наблюдается при одновременном или последовательном действии на организм человека факторов различной природы (физических, химических, биологических).

Действие факторов на организм может быть изолированным, комбинированным, комплексным или сочетанным

Под комбинированным действием понимают одновременное или последовательное действие на организм факторов одной природ ы , например нескольких химических веществ при одном и том же пути поступления (с воздухом, водой, пищей и т.д.).

Комплексное действие , проявляется при одновременном поступлении в организм одного и того же фактора различными путями (воздействие химического вещества из воды, воздуха, пищи).

Совокупное действие наблюдается при одновременном или последовательном действии на организм человека факторов различной природы (физических, химических, биологических).

Ориентировочный вклад различных факторов в здоровье населения оценивается по четырем позициям:  образ жизни,  генетика (биология) человека,  внешняя среда  здравоохранение. Наибольшее влияние на состояние здоровья оказывает образ жизни. От него зависит почти половина всех случаев заболеваний. Второе место по влиянию на здоровье занимает состояние среды жизнедеятельности человека (не менее одной трети заболеваний) - загрязнение воздуха, воды, почвы; резкая смена атмосферных явлений; повышенные космические, магнитные и другие излучения). Наследственность обусловливает около 20% болезней.

Ориентировочный вклад различных факторов в здоровье населения оценивается по четырем позициям:

  • образ жизни,
  • генетика (биология) человека,
  • внешняя среда
  • здравоохранение.

Наибольшее влияние на состояние здоровья оказывает образ жизни. От него зависит почти половина всех случаев заболеваний.

Второе место по влиянию на здоровье занимает состояние среды жизнедеятельности человека (не менее одной трети заболеваний) - загрязнение воздуха, воды, почвы; резкая смена атмосферных явлений; повышенные космические, магнитные и другие излучения).

Наследственность обусловливает около 20% болезней.

Химическое загрязнение окружающей среды и здоровье человека   Согласно принятому ООН определению, под загрязнением среды следует понимать экзогенные факторы, встречающиеся в ненадлежащем месте, в ненадлежащее время и в ненадлежащем количестве.  При этом следует принять во внимание , что под загрязнением понимается такое состояние, когда загрязнитель находится в среде в количествах, превышающих ПДК, и может оказывать на здоровье неблагоприятное влияние и санитарно-бытовые условия проживания человека.

Химическое загрязнение окружающей среды и здоровье человека

Согласно принятому ООН определению, под загрязнением среды следует понимать экзогенные факторы, встречающиеся в ненадлежащем месте, в ненадлежащее время и в ненадлежащем количестве.

При этом следует принять во внимание , что под загрязнением понимается такое состояние, когда загрязнитель находится в среде в количествах, превышающих ПДК, и может оказывать на здоровье неблагоприятное влияние и санитарно-бытовые условия проживания человека.

По данным выборочного обследования 33 городов России в городах с повышенным уровнем загрязнения среднее число заболеваний органов дыхания увеличивается на 41 %, сердечно-сосудистой системы - на 132 %, болезней кожи на 176 % и число злокачественных новообразований – на 35 %.  Многочисленные исследования, проведенные в последние годы, свидетельствуют о том, что у детей, проживающих в районах с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, отмечается низкий уровень физического развития, которое часто оценивается как дисгармоничное.  Наблюдающееся отставание уровня биологического развития от паспортного возраста свидетельствует о весьма неблагоприятном влиянии загрязнения воздушной среды на здоровье подрастающего поколения.

По данным выборочного обследования 33 городов России в городах с повышенным уровнем загрязнения среднее число заболеваний органов дыхания увеличивается на 41 %, сердечно-сосудистой системы - на 132 %, болезней кожи на 176 % и число злокачественных новообразований – на 35 %.

Многочисленные исследования, проведенные в последние годы, свидетельствуют о том, что у детей, проживающих в районах с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, отмечается низкий уровень физического развития, которое часто оценивается как дисгармоничное.

Наблюдающееся отставание уровня биологического развития от паспортного возраста свидетельствует о весьма неблагоприятном влиянии загрязнения воздушной среды на здоровье подрастающего поколения.

Опасность воздействия загрязненного атмосферного воздуха на человека обусловлена объективным действием следующих факторов:

Опасность воздействия загрязненного атмосферного воздуха на человека обусловлена объективным действием следующих факторов:

  • Разнообразие загрязнений. Как правило, в конкретном районе реально присутствует ограниченное число химических веществ в относительно высоких концентрациях. Однако, комбинированное действие атмосферных загрязнителей может привести к усилению вызываемых ими токсических эффектов.
  • Возможность массированного воздействия, т.к. акт дыхания является беспрерывным и человек за сутки вдыхает до 20 тыс. л воздуха.
  • Непосредственный доступ загрязнителей во внутреннюю среду организма. Из легких кровь поступает в большой круг кровообращения, минуя такой детоксикационный барьер, как печень.
  • Трудность защиты от ксенобиотиков, находящихся в атмосферном воздухе.
Классификация загрязнителей по оказываемому действию на человека: мутагены-канцерогены (изменяют информацию половых и соматических клеток); фиброгены (вызывают доброкачественные опухоли - фибромы); тератогены (вызывают уродства у зародышей и растущих организмов); эмбриотоксины (ядовиты для зародышей), аллергены (вызывают аллергические реакции: кожный зуд, астму и др.); нейро- и психотропные вещества (действующие на нервную систему); яды для печени, почек, системы крови, органов дыхания.   Причем одно и тоже вещество или фактор может оказывать влияние на несколько органов и тканей.

Классификация загрязнителей по оказываемому действию на человека:

  • мутагены-канцерогены (изменяют информацию половых и соматических клеток);
  • фиброгены (вызывают доброкачественные опухоли - фибромы);
  • тератогены (вызывают уродства у зародышей и растущих организмов);
  • эмбриотоксины (ядовиты для зародышей),
  • аллергены (вызывают аллергические реакции: кожный зуд, астму и др.);
  • нейро- и психотропные вещества (действующие на нервную систему);
  • яды для печени, почек, системы крови, органов дыхания.

Причем одно и тоже вещество или фактор может оказывать влияние на несколько органов и тканей.

Механизмы воздействия загрязнителей на организм так же различны:

Механизмы воздействия загрязнителей на организм так же различны:

  • вещества раздражающего действия;
  • вещества изменяющие окислительно-востановительные реакции в организме;
  • вещества, необратимо связывающиеся с органическими или неорганичекими соединениями организма;
  • жирорастворимые вещества, нарушающие функции биологических мембран;
  • вещества, замещающие химические элементы или соединения в клетке;
  • факторы, влияющие на электромагнитные и механические колебательные процессы в организме.
Физическое загрязнение окружающей среды и здоровье человека Шум  представляет собой комплекс звуков, вызывающих неприятные ощущения, в крайних случаях — разрушение органов слуха. Длительное действие шума вызывает изменение физиологических реакций, нарушение сна, психического и соматического здоровья, работоспособности и слухового восприятия.  Вибрация представляет собой сложный колебательный процесс с широким диапазоном частот, возникающий в результате передачи колебательной энергии от какого-то механического источника. В городах источниками вибрации  служат в первую очередь транспорт, а также некоторые производства.

Физическое загрязнение окружающей среды и здоровье человека

Шум представляет собой комплекс звуков, вызывающих неприятные ощущения, в крайних случаях — разрушение органов слуха. Длительное действие шума вызывает изменение физиологических реакций, нарушение сна, психического и соматического здоровья, работоспособности и слухового восприятия.

Вибрация представляет собой сложный колебательный процесс с широким диапазоном частот, возникающий в результате передачи колебательной энергии от какого-то механического источника. В городах источниками вибрации служат в первую очередь транспорт, а также некоторые производства.

Источниками электромагнитного излучения  служат радиолокационные, радио- и телевизионные станции, различные промышленные установки, приборы, в том числе бытового назначения. Систематическое воздействие электромагнитного поля радиоволн с уровнями, превышающими допустимые, может вызвать изменения в центральной нервной системе, сердечнососудистой, эндокринной и других системах организма человека. Кроме того, электрическое поле может стать причиной воспламенения или взрыва паров горючих материалов и смесей в результате возникновения электрических разрядов при соприкосновении предметов и людей с машинами и механизмами. Электрическое поле промышленной частоты является биологически действующим фактором окружающей среды. При систематическом воздействии электрического поля, напряженности которого превышает ПДУ, могут возникнуть изменения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, а также некоторых обменных процессов, иммунологической реактивности организма и его воспроизво­дительной

Источниками электромагнитного излучения служат радиолокационные, радио- и телевизионные станции, различные промышленные установки, приборы, в том числе бытового назначения.

Систематическое воздействие электромагнитного поля радиоволн с уровнями, превышающими допустимые, может вызвать изменения в центральной нервной системе, сердечнососудистой, эндокринной и других системах организма человека.

Кроме того, электрическое поле может стать причиной воспламенения или взрыва паров горючих материалов и смесей в результате возникновения электрических разрядов при соприкосновении предметов и людей с машинами и механизмами.

Электрическое поле промышленной частоты является биологически действующим фактором окружающей среды. При систематическом воздействии электрического поля, напряженности которого превышает ПДУ, могут возникнуть изменения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, а также некоторых обменных процессов, иммунологической реактивности организма и его воспроизво­дительной

Проблема здоровой окружающей среды стала такой же жизненно важной, как и проблема обеспечения человека продуктами питания или энергией.  Поэтому не случайно тезис “здоровье людей зависит от здоровья окружающей среды ” включая чистую воду, уборку отходов и наличие достаточного количества здоровой пищи вошел в документы Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992г., на которой была принята «Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию». Декларация включает в себя около 30 рекомендательных принципов, в рамках которых раскрывается суть концепции устойчивого развития.

Проблема здоровой окружающей среды стала такой же жизненно важной, как и проблема обеспечения человека продуктами питания или энергией.

Поэтому не случайно тезис “здоровье людей зависит от здоровья окружающей среды включая чистую воду, уборку отходов и наличие достаточного количества здоровой пищи вошел в документы Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992г., на которой была принята «Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию».

Декларация включает в себя около 30 рекомендательных принципов, в рамках которых раскрывается суть концепции устойчивого развития.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация "Окружающая среда и здоровье человека"

Автор: Мусина Ольга Николаевна

Дата: 16.01.2024

Номер свидетельства: 644020

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Презентация для урока "Здоровье человека" "
    ["seo_title"] => string(48) "priezientatsiia-dlia-uroka-zdorov-ie-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "142944"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418395760"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока ОБЖ в 6 классе по теме :"Влияние окружающей среды на здоровье человека." "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-obzh-v-6-klassie-po-tiemie-vliianiie-okruzhaiushchiei-sriedy-na-zdorov-ie-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "241354"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445237934"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Конспект, краткосрочный план и презентация 6 урока элективного курса "Медицинская география". "
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-kratkosrochnyi-plan-i-priezientatsiia-6-uroka-eliektivnogho-kursa-mieditsinskaia-ghieoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "211557"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431630031"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека. "
    ["seo_title"] => string(73) "zaghriaznieniie-okruzhaiushchiei-prirodnoi-sriedy-i-zdorov-ie-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "220732"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434816903"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Презентация по биологии "Влияние шума на организм человека" 8 класс "
    ["seo_title"] => string(77) "priezientatsiia-po-biologhii-vliianiie-shuma-na-orghanizm-chielovieka-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "110952"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1406821596"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства