kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«В гости к зиме»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Cформировать у учащихся представления о зимних изменениях в природе.

Познакомить учащихся с зимними явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой.

Развивать мышление, наблюдательность, любознательность учащихся, умение анализировать, обобщать.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки — это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««В гости к зиме»»



Тема урока: «В гости к зиме»

Предмет: окружающий мир

Класс: 2

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: сформировать у учащихся представления о зимних изменениях в природе.

Задачи: Познакомить учащихся с зимними явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой.

Развивать мышление, наблюдательность, любознательность учащихся, умение анализировать, обобщать.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2008. раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Отгадайте загадку

Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)

- Сегодня мы отправимся в гости к зиме

Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая)- Что относится к неживой и к живой природе?

(Солнце, звёзды, воздух, вода, камни - неживая природа.

Растения, животные, человек - живая природа.)

- Отправляясь в гости к зиме, мы проведём наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в это время года.

Назовите признаки зимы? Дети вспоминают признаки зимы.

Неживая природа зимой.

-Как вы думаете, когда наступает зима? (Предположения уч-ся.)-По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году.

А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки — это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.

Зимние месяцы.

А что за скакуны запряжены в тройку царицы зимы?

В зимнем царстве нас встречают три месяца . Какие? (Декабрь, январь, февраль.)

Декабрь – «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь – «студень», самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме середина.

Февраль — «лютый», «снежень», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят: «Вьюги да метели под февраль прилетели».



Народные приметы.

Сильно блестят звёзды зимой - к морозу.

Воробьи дружно расчирикались - к оттепели.

Дым столбом - к морозу.

Кошка на печи - к стуже, кошка на полу – к теплу.

Первый снег за сорок дней до зимы выпадает.

Холодная зима – жаркое лето.

Зимние явления природы.

оттепель

гололедица

снегопад

метель

изморозь

Работа с учебником. Чтение учащимися текста “Неживая природа зимой” (с.132-133).

Беседа по прочитанному

Зимняя жизнь растений.

– На какие группы делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы.)

- Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные)

- Сравните лиственные и хвойные деревья. Сделайте вывод о том, как они зимуют.

 - Лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике - на зиму сохраняются плоды.

Большинство хвойных растений зимует с зелёными листьями.

- Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница.

- Какую роль выполняет снег для этих растений?

(Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.)

- Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С.

Физкультминутка. 

Солнце землю греет слабо, 
По ночам трещит мороз, 
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
Вьюга злится, снег кружится,
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.

Секреты животного мира.

– На какие группы делятся животные? (Звери, птицы, рыбы, насекомые.

 - О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами.

- Отгадайте загадку:

Хожу в пушистой шубе, 
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка

К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.

К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.

Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок - вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.

Хозяин лесной 
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

 Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся.

Берлогу – яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.

Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.

Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун

Загадка: 

За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало -
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками нег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)

У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах, Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку.

Жизнь птиц зимой.

- Как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края? Почему они улетают?

- Как называют птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

- Назовите зимующих птиц. 

(Синица, воробей, сойка, дятел, поползень, снегирь, голубь, грач, сорока, ворона)

Рассказ учителя о клестах. Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка – серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма.

Сообщение ученицы о синичке. Синица – это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко – жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой, на голове чёрная шапочка. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало.

(Просмотр видеосюжета о синичке.)

- Чем питаются птицы зимой?  Пшено, просо, овёс, пшеница;

Семена подсолнечника;

Ягоды рябины, боярышника;

Семена клёна, ясеня;

Шишки, жёлуди, орехи;

Хлеб, хлебные крошки.

- И всё же птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)

Стихотворение А. Яшина “Покормите птиц зимой” читает ученица. 

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

- Какую пользу приносят птицы? (Поедают насекомых, которые наносят урон лесу, своим пением оживляют леса.)

- Что произойдёт, если не будет птиц?

Ответы детей.

Как зимуют рыбы. 

Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения.

Трудно бывает зимой рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду.

Итог урока.

- Какие изменения в живой и неживой природе происходят зимой?

- О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке?

- Сегодня мы побывали в гостях у зимы, надеюсь, что скоро зима сама к нам в гости придёт.

Домашнее задание.

Прочитать статью в учебнике – с. 130-137.

Подготовить сообщения о жизни зверей и птиц зимой.

Сделать рисунок “Красота зимы” (по желанию).









.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
«В гости к зиме»

Автор: Марина Елена Романовна

Дата: 19.02.2016

Номер свидетельства: 295753

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Урок гостиная:Здравствуй ,гостья зима.И Никитин "Встреча зимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-ghostinaia-zdravstvui-ghost-ia-zima-i-nikitin-vstriecha-zimy"
    ["file_id"] => string(6) "154362"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421153083"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока литературы И.С. Никитин "Здравствуй, гостья-зима!""
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekturokalitieraturyisnikitinzdravstvuighostiazima"
    ["file_id"] => string(6) "267735"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450450422"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) ""Здравствуй, гостья-Зима" "
    ["seo_title"] => string(26) "zdravstvui-ghost-ia-zima-1"
    ["file_id"] => string(6) "180461"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425199936"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ Тема: «Здравствуй, гостья-зима!»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_zaniatiia_po_razvitiiu_rechi_dlia_detei_podgotovitelnoi_gruppy_tema_zdr"
    ["file_id"] => string(6) "537301"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1579951062"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Сценарий литературной гостиной "Здравствуй, гостья - зима" "
    ["seo_title"] => string(59) "stsienarii-litieraturnoi-ghostinoi-zdravstvui-ghost-ia-zima"
    ["file_id"] => string(6) "192533"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427467644"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства