kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока обществознание 11 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и                            обществознания в 9 – 11 классах

                                                   ВВЕДЕНИЕ:

Заявленная тема не теряет своей актуальности на уроках, т.к. научность преподаваемых научных областей (социальной философии, политологии, экономики, политологии и правоведения) на уроках обществознания реализуется, в первую очередь, через специфический понятийный аппарат.

Ребята начинают знакомиться и изучать понятия и термины буквально с первых уроков.

Преподавание курса обществознания идет концентрическим способом и, таким образом, из года в год происходит закрепление и расширение знаний изученных ранее терминов. Так, например, термин «общество» мы первоначально вводим в самом доступном для понимания шестиклассников виде (жители одной страны). А в старших классах дети владеют уже значительным багажом знаний и могут сформулировать уже пять-шесть определений этого термина с точки зрения философии, социологии и истории.

В условиях модернизации образования роль истории, имеющией множество смежных с другими дисциплинами областей исследования, возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизненно важных для людей задач и проблем.

 Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от простого понятия грамотности как способности личности к чтению, составлению простых коротких текстов и осуществлению элементарных арифметических действий, функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сферами общества.

Образование, в узком смысле этого слова, является той частью процесса обучения, перед которой стоит задача обеспечить базовый уровень культуры, познакомить учащегося с ценностями, богатствами и стандартами цивилизации, а также (что главное) максимально развить его духовно – нравственный мир.

Развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

  • Коммуникативная
  • Информационная
  • Деятельная

Если дать пояснение этим видам функциональной грамотности, то они предполагают свободное владение всеми видами речевой деятельности, умение осуществлять поиск информации в различных источниках, умение проявлять организационные способности и навыки, осуществлять самоконтроль, самооценку, само коррекциb

Глава 1. Основные психофизиологические особенности учащихся старшего школьного возраста.

         Поскольку формирование функциональной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности в старших классах, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин: биология, русский язык, литература, история, обществознание и др. Значимое место среди прочих предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла, в том числе история и обществознание. Таким образом, данное исследование преследует цель выделить характерные черты и особенности формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания в старших классах школы.

Главное отличие точки зрения старшего школьника от представителей других периодов состоит в том, что все его действия обращены в будущее, а все настоящее выступает в тесной связи с основной направленностью его личности. Под воздействием психологических особенностей, проявляющихся в подростковом возрасте, и на фоне необходимости самоопределиться молодые люди рассматривают в разных жизненно важных звеньях как опыт окружающих, так и свой собственный, формируют личное мнение. Влияние внешних факторов и непосредственных собственных внутренних призывов ослабевает, и главенствующие роли достаются чётко поставленным целям и самостоятельно принятым решениям. Из особи, обстоятельствами связанной, подросток, хоть и постепенно, становится их «начальником», индивидуумом, в основном создающим и активно преобразующим окружающую среду. В жизни старшеклассников общение имеет огромное значение, является символом ценности самостоятельности. Расширяются география, социальное пространство (в числе ближайших друзей появляются студенты, ученики других школ, военнослужащие, работающее население). Время общения растет — 3-4 часа в будни, 7-9 часов в выходные и праздничные дни.

Какова ведущая деятельность в старшем школьном возрасте? Ответ, как следствие из вышесказанного, очевиден - познавательная.

Связь между познавательными и учебными вопросами упрочняется и становится постоянной именно в старшем школьном возрасте. Возникает интерес к выяснению моральной и мировоззренческой ценности познавательных общих проблем и одновременно выявляются приоритеты по отношению к учебным предметам.

Меняется и мнение об оценке. Отметка в качестве побуждающего к учебе мотива, имеющего ведущее значение до подросткового возраста, теряет теперь свою побудительную силу — старшеклассник не учится больше “ради оценки”, ему важны знания сами по себе, в качестве обеспечения будущего.

Необходим анализ себя и окружающего, поиск смысла существования - собственного и происходящего. По данной причине школьники этой возрастной категории либо слушают учителя напряженно, эмоционально, либо, если не интересно, перестают слушать вообще.

Таким образом, мышление учащихся старших классов приобретает личностную эмоциональную окраску. В связи с чем к художественной и философской литературе интерес повышается.

В этот период происходит формирование представления о своей личности, своей индивидуальности, самом себе, переживание и понимание своего “Я”. Что и сказывается на личностном характере мышления старшего школьника.

Свой собственный стиль учебной работы (не идеальный, но действующий в жизни) определяется в 16 лет. В данной ситуации педагогу не стоит строго ограничивать учебный процесс, наоборот — целесообразнее предоставление большей самостоятельности. Формирование навыков и умений в учебе необходимо ориентировать на личность школьника.

Таким образом, понимание и принятие психофизиологических особенностей старшего школьного возраста необходимо для создания максимально адаптированных научно–методических разработок по формированию функциональной грамотности в 9 – 11 классах.

Глава 2. Об особенностях формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания в 9-11 классах.

Овладение функциональной грамотностью на уроках истории складывается из нескольких составляющих:

1.Процесс овладения исторической грамотностью: учащиеся определяют временные рамки изучаемого периода, соотносят даты с веками, показывают на карте территориальное пространство изучаемого события, дают характеристику понятийному аппарату, анализируют роль личности в истории.

2.Процесс обучения - усвоение исторических знаний происходит поэтапно, «от простого к сложному», от материала 5 класса (Древнейшие цивилизации) к темам 9 класса (история XX-XXI вв.). Затем расширение полученных знаний в 10-11 классе путем циклического повторения курса. На протяжении всего процесса обучения используются интерактивные методы обучения: «мозговой штурм», работа в малых группах, творческие задания, интерактивная лекция, урок-экскурсия и др.

В работе учителя понимание функциональной грамотности, это, прежде всего, как ученик освоил теоретический материал, и как он может применить его на практике.

Это возможно, если:

  1. В учебном процессе в целом осуществляется активизация познавательной мыслительной деятельности учащегося на каждом уроке
  2. Формируется навык самообучения, самообразования в учебном процессе непрерывно
  3. Формируются универсальные учебные действия, характерные для всех школьных дисциплин (развитие памяти, аналитического и критического мышления, умение четко выразить свою мысль)
  4. Ученик научен, работать с текстом, анализирует его и может дополнять. Умеет найти нужную информацию в источниках
  5. Умеет полученную информацию соотнести с исторической действительностью

Следует выделить следующие функции уроков истории и обществознания, необходимые для успешного формирования функциональной грамотности учащихся:

I. ценностно - ориентационная, направленная на освоение учащимися значимых исторических, культурных, социальных, духовно-нравственных ценностей через систему личностно - значимой деятельности;

II. коммуникативная, позволяющая расширить круг общения как в урочной, так и во внеурочной деятельности (в том числе за счёт включения в него исторических и литературных героев), познакомиться с правилами и формами сотрудничества, уважительного отношения к партнёрам, сформировать умение вести диалог;

III. социально-адаптационная, обеспечивающая учащегося умениями решать жизненные проблемы, позволяющая ему становиться активным членом сообщества, приобретать качества гражданина, а также гармонизировать свои отношения с обществом, группой, отдельными людьми;

IV. культурообразующая, способствующая активному включению учащегося в самые разные пласты национальной и мировой культуры.

Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания:

  • пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;
  • познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;
  • исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;
  • изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;
  • чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает.
  • исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами войны и труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя не забывали).

Таким образом, учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать и синтезировать информацию, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитание высоконравственного человека, способного адекватно адаптироваться в современной социальной среде – сложнейшая задача, но она вполне достижима, если за её реализацию возьмутся профессиональные педагоги, способные воздействовать на личность с разных сторон.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока обществознание 11 класс.»

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания в 9 – 11 классах.

ПЛАН РАБОТЫ



Введение

Глава 1. Основные психофизиологические особенности учащихся старшего школьного возраста.

Глава 2. Об особенностях формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания в 9-11 классах.

Заключение.



ВВЕДЕНИЕ:

Заявленная тема не теряет своей актуальности на уроках, т.к. научность преподаваемых научных областей (социальной философии, политологии, экономики, политологии и правоведения) на уроках обществознания реализуется, в первую очередь, через специфический понятийный аппарат.

Ребята начинают знакомиться и изучать понятия и термины буквально с первых уроков.

Преподавание курса обществознания идет концентрическим способом и, таким образом, из года в год происходит закрепление и расширение знаний изученных ранее терминов. Так, например, термин «общество» мы первоначально вводим в самом доступном для понимания шестиклассников виде (жители одной страны). А в старших классах дети владеют уже значительным багажом знаний и могут сформулировать уже пять-шесть определений этого термина с точки зрения философии, социологии и истории.

В условиях модернизации образования роль истории, имеющией множество смежных с другими дисциплинами областей исследования, возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизненно важных для людей задач и проблем.

Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от простого понятия грамотности как способности личности к чтению, составлению простых коротких текстов и осуществлению элементарных арифметических действий, функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сферами общества.

Образование, в узком смысле этого слова, является той частью процесса обучения, перед которой стоит задача обеспечить базовый уровень культуры, познакомить учащегося с ценностями, богатствами и стандартами цивилизации, а также (что главное) максимально развить его духовно – нравственный мир.

Развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

  • Коммуникативная

  • Информационная

  • Деятельная

Если дать пояснение этим видам функциональной грамотности, то они предполагают свободное владение всеми видами речевой деятельности, умение осуществлять поиск информации в различных источниках, умение проявлять организационные способности и навыки, осуществлять самоконтроль, самооценку, само коррекцию.



Глава 1. Основные психофизиологические особенности учащихся старшего школьного возраста.

Поскольку формирование функциональной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности в старших классах, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин: биология, русский язык, литература, история, обществознание и др. Значимое место среди прочих предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла, в том числе история и обществознание. Таким образом, данное исследование преследует цель выделить характерные черты и особенности формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания в старших классах школы.

Главное отличие точки зрения старшего школьника от представителей других периодов состоит в том, что все его действия обращены в будущее, а все настоящее выступает в тесной связи с основной направленностью его личности. Под воздействием психологических особенностей, проявляющихся в подростковом возрасте, и на фоне необходимости самоопределиться молодые люди рассматривают в разных жизненно важных звеньях как опыт окружающих, так и свой собственный, формируют личное мнение. Влияние внешних факторов и непосредственных собственных внутренних призывов ослабевает, и главенствующие роли достаются чётко поставленным целям и самостоятельно принятым решениям. Из особи, обстоятельствами связанной, подросток, хоть и постепенно, становится их «начальником», индивидуумом, в основном создающим и активно преобразующим окружающую среду. В жизни старшеклассников общение имеет огромное значение, является символом ценности самостоятельности. Расширяются география, социальное пространство (в числе ближайших друзей появляются студенты, ученики других школ, военнослужащие, работающее население). Время общения растет — 3-4 часа в будни, 7-9 часов в выходные и праздничные дни.

Какова ведущая деятельность в старшем школьном возрасте? Ответ, как следствие из вышесказанного, очевиден - познавательная.

Связь между познавательными и учебными вопросами упрочняется и становится постоянной именно в старшем школьном возрасте. Возникает интерес к выяснению моральной и мировоззренческой ценности познавательных общих проблем и одновременно выявляются приоритеты по отношению к учебным предметам.

Меняется и мнение об оценке. Отметка в качестве побуждающего к учебе мотива, имеющего ведущее значение до подросткового возраста, теряет теперь свою побудительную силу — старшеклассник не учится больше “ради оценки”, ему важны знания сами по себе, в качестве обеспечения будущего.

Необходим анализ себя и окружающего, поиск смысла существования - собственного и происходящего. По данной причине школьники этой возрастной категории либо слушают учителя напряженно, эмоционально, либо, если не интересно, перестают слушать вообще.

Таким образом, мышление учащихся старших классов приобретает личностную эмоциональную окраску. В связи с чем к художественной и философской литературе интерес повышается.

В этот период происходит формирование представления о своей личности, своей индивидуальности, самом себе, переживание и понимание своего “Я”. Что и сказывается на личностном характере мышления старшего школьника.

Свой собственный стиль учебной работы (не идеальный, но действующий в жизни) определяется в 16 лет. В данной ситуации педагогу не стоит строго ограничивать учебный процесс, наоборот — целесообразнее предоставление большей самостоятельности. Формирование навыков и умений в учебе необходимо ориентировать на личность школьника.

Таким образом, понимание и принятие психофизиологических особенностей старшего школьного возраста необходимо для создания максимально адаптированных научно–методических разработок по формированию функциональной грамотности в 9 – 11 классах.



Глава 2. Об особенностях формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания в 9-11 классах.

Овладение функциональной грамотностью на уроках истории складывается из нескольких составляющих:

1.Процесс овладения исторической грамотностью: учащиеся определяют временные рамки изучаемого периода, соотносят даты с веками, показывают на карте территориальное пространство изучаемого события, дают характеристику понятийному аппарату, анализируют роль личности в истории.

2.Процесс обучения - усвоение исторических знаний происходит поэтапно, «от простого к сложному», от материала 5 класса (Древнейшие цивилизации) к темам 9 класса (история XX-XXI вв.). Затем расширение полученных знаний в 10-11 классе путем циклического повторения курса. На протяжении всего процесса обучения используются интерактивные методы обучения: «мозговой штурм», работа в малых группах, творческие задания, интерактивная лекция, урок-экскурсия и др.

В работе учителя понимание функциональной грамотности, это, прежде всего, как ученик освоил теоретический материал, и как он может применить его на практике.

Это возможно, если:

  1. В учебном процессе в целом осуществляется активизация познавательной мыслительной деятельности учащегося на каждом уроке

  2. Формируется навык самообучения, самообразования в учебном процессе непрерывно

  3. Формируются универсальные учебные действия, характерные для всех школьных дисциплин (развитие памяти, аналитического и критического мышления, умение четко выразить свою мысль)

  4. Ученик научен, работать с текстом, анализирует его и может дополнять. Умеет найти нужную информацию в источниках

  5. Умеет полученную информацию соотнести с исторической действительностью

Следует выделить следующие функции уроков истории и обществознания, необходимые для успешного формирования функциональной грамотности учащихся:

I. ценностно - ориентационная, направленная на освоение учащимися значимых исторических, культурных, социальных, духовно-нравственных ценностей через систему личностно - значимой деятельности;

II. коммуникативная, позволяющая расширить круг общения как в урочной, так и во внеурочной деятельности (в том числе за счёт включения в него исторических и литературных героев), познакомиться с правилами и формами сотрудничества, уважительного отношения к партнёрам, сформировать умение вести диалог;

III. социально-адаптационная, обеспечивающая учащегося умениями решать жизненные проблемы, позволяющая ему становиться активным членом сообщества, приобретать качества гражданина, а также гармонизировать свои отношения с обществом, группой, отдельными людьми;

IV. культурообразующая, способствующая активному включению учащегося в самые разные пласты национальной и мировой культуры.

Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания:

  • пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;

  • познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;

  • исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;

  • изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;

  • чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает.

  • исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами войны и труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя не забывали).

Таким образом, учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать и синтезировать информацию, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитание высоконравственного человека, способного адекватно адаптироваться в современной социальной среде – сложнейшая задача, но она вполне достижима, если за её реализацию возьмутся профессиональные педагоги, способные воздействовать на личность с разных сторон.



Примеры:

Функциональное чтение. 5 класс. Тема: «Жизнь египетского вельможи».

функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц);

Задание для учащихся: в учебнике прочитайте и выпишите в тетрадь поручения, которые давал фараон своим вельможам.

Что должно получиться:

пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;

Пересказы.

Задание для учащихся: от первого лица рассказать о событиях, описанных в материалах §§ учебника.

5 класс.  Расскажи от имени фараона Тутмоса, за что ты так любишь военные походы.

9 класс. Урок истории Отечества. Тема «Начало Первой мировой войны». Учащиеся работают в группах, а затем от первого лица озвучивают интересы «своего» государства – участника войны.

Ролевые игры. 6 класс. Урок обществознания. Тема «Общение». Задание для учащихся: работая в парах, разыграть в лицах диалоги, демонстрирующие разные стили общения:

- деловое общение;

- общение родителей и детей;

- дружеское общение и т. п.

11 класс. Урок обществознания. Тема «Семья в современном обществе. Типы семьи».

Задание для учащихся: работая в группах, придумать и разыграть сцены семейного общения в зависимости от типа и вида семьи (демократическая, либеральная, патриархальная, многопоколенная, неполная и т. п.).

Уроки-дебаты. 11 класс. Урок истории. Тема «Холодная война».

Задание для учащихся: работая с документами в группах, подготовиться к дебатам по проблеме: «Кто виновен в развязывании «холодной» войны?»

Уроки-конференции. Уроки обществознания и истории в старших классах. Любая тема, где можно заранее подготовиться к выступлению от имени, например, ученых или законодателей.

9 класс. Урок обществознания. Тема «Трудовое право».

Задание для учащихся: предварительно на дом было задано подготовить свое резюме для потенциального работодателя. На уроке нужно составить трудовой контракт, используя имеющиеся резюме.

11 класс. Урок обществознания. Тема «Фирма в экономике. Правовые основы предпринимательства».

Задание для учащихся: изучив документы, подготовить бизнес-план по открытию собственной фирмы. Обосновать выбор продукта и избранную организационно правовую форму(индивидуальное предприятие, товарищество, акционерное общество и тд.).

Все полученные на уроках истории и обществознания навыки очень востребованы при выполнении заданий ЕГЭ и не только по заявленным предметам. Но наиболее важная функция уроков истории и обществознания, конечно же, социально-адаптационная, обеспечивающая учащегося умениями решать жизненные проблемы, позволяющая ему становиться активным членом сообщества, приобретать качества гражданина, а также гармонизировать свои отношения с обществом, группой, отдельными людьми.

Закончить хотелось бы весьма актуальными словами Н. А. Некрасова:

Ты мог бы правильней судить:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин? ...

Великий педагог XIX века К.Д. Ушинский говорил: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» И это возможно, если формировать и развивать функциональную грамотность школьника.

Заключение.

Специфика формирования функциональной грамотности обусловлена в первую очередь психофизиологическими особенностями рассматриваемого периода развития учащегося. Исходя из общих возрастных черт, свойственных различным периодам развития личности, педагогу надлежит корректировать направления, методы и средства достижение поставленных целей.

Характерные черты и особенности формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания в старших классах школы обусловлены, как уже отмечалось ранее психофизиологическими аспектами развития учащихся и, кроме того, особенностями самих предметов истории и обществознания. Разумеется, одни из ведущих гуманитарных предметов играют большую роль в формировании функциональной грамотности учащихся, чем, например, предметы естественного цикла.

Предметы истории и обществознания используются для формирования функциональной грамотности учащихся. Другими словами, формируются практические способы развития функциональной грамотности учащихся в рамках уроков истории, внеклассной работы и дисциплины краеведения. Обществознание рассматривается, как «сестра истории», т.е. все положения, касающиеся формирования функциональной грамотности с помощью исторической науки, имеют еще более распространенное применение в курсе обществознания.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Разработка урока обществознание 11 класс.

Автор: Фомин Роман Евгеньевич

Дата: 08.01.2022

Номер свидетельства: 597043

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Методическая разработка урока обществознания "Семейное право" "
    ["seo_title"] => string(71) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-obshchiestvoznaniia-siemieinoie-pravo"
    ["file_id"] => string(6) "148290"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419625939"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Разработка урока обществознания по теме "Межличностные отношения""
    ["seo_title"] => string(77) "razrabotka_uroka_obshchiestvoznaniia_po_tiemie_miezhlichnostnyie_otnoshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "365110"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480697882"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока обществознания в 7 классе на тему "Что Такое дисциплина" (с презентацией) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-v-7-klassie-na-tiemu-chto-takoie-distsiplina-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "228962"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441553172"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Разработка урока обществознания 6 класс по теме "Делу время, а потехе час" "
    ["seo_title"] => string(85) "razrabotka-uroka-obshchiestvoznaniia-6-klass-po-tiemie-dielu-vriemia-a-potiekhie-chas"
    ["file_id"] => string(6) "128561"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415536073"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Разработка урока по обществознанию                                 Урок-практикум  по теме: «Право»                                                     11 класс "
    ["seo_title"] => string(79) "razrabotka-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-urok-praktikum-po-tiemie-pravo-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "172396"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423815321"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства