kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по обществознанию "Конституция - основной закон государства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка раскрывает не только основные понятия по данной теме, но и дает возможность реализовать полученные знания в жизненной ситуации студента, которые возникают в повседневной жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по обществознанию "Конституция - основной закон государства"»

















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ



Тема: «Конституция – основной закон государства»

Дисциплина: Обществознание

Курс I

Специальность (группы специальностей):

23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

23.02.02 «Автомобиле – и тракторостроение».

15.02.08 «Технология машиностроения»













Разработал преподаватель

О.В. Голубева






СОДЕРЖАНИЕ



Пояснительная записка 3

План урока 5

Ход урока 6

Самостоятельная работа с текстом конституции РФ 10

Литература 13









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Методическая разработка урока по теме: «Конституция – основной закон государства» разработана для студентов 1 курса по специальности:

23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

23.02.02 «Автомобиле – и тракторостроение».

15.02.08 «Технология машиностроения», которые обучаются по рабочей программе дисциплины «Обществознание. включая экономику и право».

В результате изучения темы «Конституция – основной закон государства»

студент должен знать:

- основные теоретические понятия и положения конституционного права;

- содержание Конституции Российской Федерации;

- особенности государственного устройства России и статуса субъектов федерации;

- основные права, свободы и обязанности человека и гражданина; избирательную систему Российской Федерации;

- систему органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.

уметь:

- работать с законодательными и иными нормативными правовыми актами, специальной литературой;

- анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по конституционно- правовым отношениям;

- применять правовые нормы для решения разнообразных практических ситуаций.

Особенностью данного урока является самостоятельная работа студентов, способствующая развитию логического мышления студентов, способности анализировать и грамотно рассуждать.

Данная методическая разработка раскрывает не только основные понятия по данной теме, но и дает возможность реализовать полученные знания в жизненной ситуации студента, которые возникают в повседневной жизни.

Занятие включает следующие этапы:

Организационный момент. Преподаватель проверяет подготовку студентов к занятию, отмечает отсутствующих, сообщает порядок проведения занятия, мотивирует студентов на системную активную работу на уроке.

1 этап – Изучение нового материала. Проводится с использованием презентации по теме «Конституция – основной закон государства».Представляя презентацию, преподаватель объясняет тему, студенты осуществляют запись лекций.

2 этап – Самостоятельная работа студентов с текстом конституции. Студенты представляют подготовленный материал с анализом и оценкой различных прав и обязанностей гражданина РФ.

3 этап – Подведение итогов. Преподаватель проверяет знания студентов, полученные в ходе урока в виде фронтального опроса., дает домашнее задание, выставляет оценки за работу. Студенты анализируют ошибки, знакомятся с заданием на дом.

Выбранная форма проведения урока внесет разнообразие в учебный процесс, будет способствовать индивидуальному характеру работы студентов, воспитывает ответственность, способствует развитию умения доказывать свои умозаключения, формированию умения работать с компьютерной техникой.

Основная цельзанятия: состоит в формировании у студентов навыков самостоятельной работы при изучении нового материала, а также применения полученных теоретических знаний в будущей практической деятельности.



ПЛАН УРОКА



Цель урока:

  • Изучить историю создания конституции РФ;

  • Объяснить, что такое конституция и какова ее роль в жизни общества;

  • Рассмотреть основные права и обязанности граждан РФ, зафиксированные в конституции.

Задачи урока:

  • Обучающая: сформировать знания о Конституции РФ как основном законе, функциях Конституции, основных характеристиках Российского государства, правах и обязанностях граждан;

  • Развивающая: развить логическое мышление, память, умение защищать права и законные интересы в соответствии с законом;

  • Воспитательная: содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к закону;

  • стимулирование учащихся к мыслительной деятельности, к развитию творческого и аналитического мышления.

Тип урока: получение новых знаний с использованием:

  • метода работы в малых группах,

  • информационных компьютерных технологий

Форма проведения: групповая работа

Техническое оснащение: ПК, проектор, экран.

Оборудование:конституция РФ, тетради, раздаточный материал, компьютеры, экран.

Ожидаемый результат:после завершения работы, учащиеся смогут:

1. Давать определение понятия «конституция» 2. Классифицировать права и обязанности граждан. 3. Научиться работать в команде, выполнять различные роли. 4. Умение планировать предстоящую работу в группе и индивидуально; корректировать план в ходе формирующего оценивания работы; 5. Умение оценивать имеющиеся знания и умения, определять недостающие; 6. Умение находить необходимую информацию в разных источниках, отличать главное от второстепенного (анализ).



ХОД УРОКА

Организационный момент:

Приветствие студентов, подготовка к уроку, психологический настрой
  

Изучение нового материала:

1)Понятие Конституции. Историческая справка

2) Функции Конституции

3) Права и обязанности граждан

 

Вопрос 1. Понятие Конституции. Историческая справка

Конституция России – это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему, принципы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. Все они системно не связаны между собой и не образуют единого акта. 

Первой конституцией, представляющей единый Основной Закон с внутренней структурой, можно назвать Конституцию США, принятую в 1787 г. и действующую по настоящее время. 

В Европе первыми писанными конституциями были Конституции Франции и Польши 1791 г.

Конституция РСФСР 1918 г. - первая Конституция в истории России, опиралась на первые декреты советской власти.

Конституция СССР 1924 г. законодательно оформила первое в мире многонациональное социалистическое государство.

Конституция СССР 1936 г. (Основной Закон) СССР. Политической основой СССР провозглашались Советы депутатов трудящихся. Экономической основой СССР стала социалистическая собственность на орудия и средства производства. Закреплялся принцип распределения материальных благ при социализме - "от каждого по способностям, каждому по труду".

Конституция СССР 1977 г. Основной Закон 1977 года впервые вводит понятие "народ". Особое значение отводится Коммунистической партии, закрепляя за ней право на политическое руководство государственными и общественными организациями, направлять и координировать их деятельность. 

Термин «конституция» происходит от лат. constitutio и означает «построение», «установление».

Конституция принимается народом и от имени народа. Действующая Конституция принята 12 декабря 1993 года конституционным референдумом. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.

Согласно Конституции, Россия - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

 

Вопрос 2. Функции Конституции.

Функции Конституции:

- препятствовать территориальному распаду государства, обеспечивать ее целостность и неприкосновенность;

- политическая: устанавливает конституционные рамки политической и избирательной системы;

- экономическая: определяет основы экономической системы государства (единство экономического пространства, равенство форм собственности) (ст. 8,9). В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;

- социальная. РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7);

- идеологическая. В РФ признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Отсюда проистекает и многообразие политических партий – политический плюрализм (ст.13).

 

Вопрос 3. Права и обязанности граждан

Гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

1) человек, его права и свободы есть высшая ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека представляет собой обязанность государства;

2) носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ России;

3) социальная политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

4) признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;

5) государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную;

6) признается и гарантируется местное самоуправление;

7) признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

8) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ - составная часть ее правовой системы

Личные права: право на жизнь, право на безопасность, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающие его права и свободы право на неприкосновенность жилища право на определение и указание своей национальной принадлежности, право на пользование родным языком, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, право свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращатьсясвобода совести и вероисповеданиясвобода мысли и слова, право на информацию.

Политические права: право на информацию, право на объединение, свобода союзов, партий, право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, право на участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранным, право обращений в государственные органы.

Экономические права: свобода предпринимательской деятельности, право на частную собственность право наследования.

Социальные права: свобода труда, право на труд в нормальных условиях, право на защиту от безработицы, право на отдых, право на материнство, детство и отцовство, право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду, право на образование.

Культурные права: свобода творчества и преподавания право на участие в культурной жизни; на пользование культурными учреждениями доступ к культурным ценностям.

Экологические права: право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о её состоянии право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Все права и свободы человека защищаются равным образом.

Обязанности граждан:

- Соблюдение законов

- Не допускать нарушения прав и свобод др. лиц. при осуществлении своих прав и свобод

- Забота родителей о своих детях, их воспитании

- По достижении 18 лет заботиться о своих нетрудоспособных родителях

- Основное общее образование обязательно

- Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования

- Охрана исторических и культурных памятников

- Уплата налогов

- Охрана природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам

- Защита Отечества.



Домашнее задание:

1) Изучить главу 1 Конституции РФ. Написать эссе на тему наших сегодняшних эпиграфов (по рядам):

А) Право существует для пользы человечества. (Латинское изречение)

Б) Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне – к остальному экипажу. Благополучное плавание – цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности. (Аристотель)

В) Я требую, чтобы государство защитило не только меня, но и других. Я требую, чтобы оно защитило свободу – и мою собственную, и всех окружающих людей. (Карл Поппер)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ КОНСТИТУЦИИ РФ



Задание №1 Прочтите преамбулу к Конституции РФ и определите основные ценности, провозглашаемые в ней. Как была принята Конституция РФ? (Высшая ценность- человек, его права и свобода. Была принята всеобщим голосованием)

Задание №2

Изучив главу 1, вставьте пропуски в текст:

Российская Федерация — Россия есть демократическое, федеративное, государство с формой правления. Признание, соблюдение и защита _ и _ человека и гражданина — обязанность государства. РФ состоит из республик, , городов федерального значения, , — равноправных субъектов РФ. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми и несет , предусмотренные .

(РоссийскаяФедерация–Россияестьдемократическое,федеративное,правовоегосударствосреспубликанскойформойправления.Признание,соблюдениеизащитаправисвободчеловекаигражданина-обязанностьгосударства.РФсостоитизреспублик,краёв,городовфедеральногозначения,автономнойобласти,автономныхокругов—равноправныхсубъектовРФ.КаждыйгражданинРФобладаетнаеётерриториивсемиправамиисвободамиинесётравныеобязанности,предусмотренныеКонституциейРоссийскойФедерации.)

Задание №3.Прочитайте ст.80, 81,82,83 Конституции РФ и найдите ошибки в тексте.1. Президент РФ является главой государства.2. Президент РФ — гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина.3. Президент избирается на 5 лет гражданами РФ на основе всеобщего равного избирательного права.4. Президентом РФ может быть любой гражданин моложе 35 лет, проживающий в РФ не менее 5 лет.5. Президент издает указы и распоряжения

Ответы1. Президент РФ является главой государства.2. Президент РФ — гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина.3. Президент избирается на 6 лет гражданами РФ на основе всеобщего равного избирательного права.4. Президентом РФ может быть гражданин РФ не моложе 35 лет, проживающий в РФ не менее 10 лет.5. Президент определяет направления внешней и внутренний политики

Задание №4В настоящее время в России 70 % граждан состоят в разнообразных добровольных объединениях и ассоциациях. Более 50% активно участвуют в деятельности двух или более ассоциаций. К примеру, в работе 240 потребительских организаций участвует 70 млн. челКакие выводы вы могли бы сделать на основе анализа приведенных данных? (о свободе выбора граждан и участии граждан в жизни страны).





Задание№5

В каком обществе (гражданском или негражданском) может быть популярно высказывание Вольтера: “Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их свободно высказывать”? свой ответ аргументируйте.


Задание №6 Ответьте «да» или «нет».1. РФ — демократическое федеративное государство. (да)2. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную и исполнительную власти. (нет)3. Суверенитет распространяется на всю территорию РФ. (да)4. Религиозные объединения не отделены от государства и равны перед законом. (нет)5. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности. (да)









Тест

1.Конституция образована от латинского слова «constitutio». Что это означает?

а) установление б) согласие в) договор

2. Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в России?

а) парламент б) президент в) народ

3. Высшим непосредственным выражением власти народа является…

а) референдум б) конституция в) суд

4.Органы государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной)…

а) объединены б) самостоятельны в) взаимозависимы

5.По государственному устройству Россия является…

а) федерацией б) конфедерацией в) унитарным государством

6.Федеральное Собрание является…

а) законодательным органом б) исполнительным органом в) судебным органом

7.Что входит в состав Федерального Собрания?

а) Совет Федерации б) Законодательное Собрание в) Государственная Дума

г) Высший Арбитражный суд

8. Правительство РФ осуществляет…

а) законодательную власть б) исполнительную власть в) судебную власть

9.Государственная Дума избирается сроком на …

а) 2 года б) 4 года в) 5 лет

10.Депутатам Государственной Думы может быть гражданин РФ, достигший…

а) 18 лет б) 20 лет в) 21 года г) 25 лет

Правосудие в РФ осуществляется только…

а) судом б) согласно Конституции РФ, в) согласно Федеральным законам

Ключ к тестам:

1-а 2-в 3-а 4-б 5-а 6-а 7-а, в 8-б 9-б 10-в 11-а





ЛИТЕРАТУРА



1. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2022.

2. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования / А.Г.Важенин. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019.

3. Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования / Е.А.Певцова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.

4.Документы по проблеме: Конституция Российской Федерации.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Голубева Ольга Владимировна

Дата: 10.02.2023

Номер свидетельства: 625326

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Рабочая программа по обществознанию 11 класс. Авторы учебника: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И."
    ["seo_title"] => string(91) "rabochaiaproghrammapoobshchiestvoznaniiu11klassavtoryuchiebnikabogholiubovlngorodietskaiani"
    ["file_id"] => string(6) "274320"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452359308"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства